Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания автора 1– 6




  1 Эренбург И. Новая архитектура // Известия ВЦИК, Москва, 9 января 1927 г. Это заявление есть плачевный финал долгих конструктивистических увлечений и чаяний автора, выраженных ранее в книге «А все-таки она вертится». Берлин:. Геликон, 1922.

  2 Удин Ж. Д. Искусство и жест / Пер. С. М. Волконского. С. 207.

  3 Творчество: Сборник статей. Петроград. 1923. С. 15.

  4 Академик А. Ферсман. «Пути к науке будущего». Речь, произнесенная на годичном акте Географического института 30 января 1922 г. Петроград. Научно-химико-техническое издательство. С. 7-13.

  5 Эта «новая область» и есть именно то, что разумел автор «Философии общего дела», говоря об астрономии, в которую должна влиться физика со всеми прочими науками. Будем ли мы это слитное единство называть астрономией, или астрофизикой, или, наконец, просто физикой (в смысле универсальной науки о «естестве», о всем сущем), от этого, конечно, дело не изменится.

  6 Академик Ферсман. Пути к науке будущего. С. 46-51.

[1] Печатается в сокращении по: Остромиров А. Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 3. Организация мировоздействия. Харбин, 1932.

[2] Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, невропатолог, психолог, основоположник психоанализа – учения, ставящего в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации и рассматривающего вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений, а также душевных травм, как главный источник неврозов и разного рода патологий.

[3] Так называется работа 3. Фрейда (1920), посвященная анализу двух родов влечений: созидательного, творческого влечения к жизни и деструктивного, зовущего к хаосу и небытию «инстинкта смерти».

[4] Федоров Н. Ф. Философия общего дела... Т. 1, Верный, 1906. С. 9.

[5] Имеется в виду созданная 3. Фрейдом школа психоанализа

[6] Вересаев Викентий Викентьевич (1867-1945) – писатель, врач. Опубликованные в 1901 г. «Записки врача» принесли ему большую известность.

[7] Цитата из статьи Н. Ф. Федорова «Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь//Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. М., 1913. С. 267.

[8] Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, историк, представитель философии жизни. В книге «Закат Евроры» развил учение о сменяющих друг друга «организмах» культуры. Западную культуру он определял как культуру фаустовскую, которая – согласно общему закону развития культур – ныне вырождается в цивилизацию. Отсюда и тезис о том, что «роль художника кончена».

[9] Речь идет о судьбе трагически погибшего С. А. Есенина (1895-1925). А. Горский цитирует его стихотворение «Русь советская» (1924).

[10] А. Горский имеет в виду две полярные теории искусства: «искусство для искусства» – концепцию, утверждающую самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики, общественных требований, злобы дня (сформировалась в середине прошлого века во Франции у представителей школы «парнасцев», в Англии – у А. Суинберна и затем О. Уальда, в России – у А. Дружинина, В. Боткина, П. Анненкова), и так называемую утилитарную концепцию искусства, особенно актуальную для русской революционно-демократической критики (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев) и возрожденную в 20-х гг. нашего века в теориях Пролеткульта, манифестах РАППа и т. д.

[11] Этаидея легла в основу работы А. Горского «Огромный очерк» (1924).

[12] Встатьях Н. Ф. Федорова много внимания уделено проблемам немецкой эстетики, обратившейся в лице философов Артура Шопенгауэра (1788-1860), Фридриха Ницше (1844-1900), композитора Рихарда Вагнера (1813-1883) к проблемам синтеза искусств. Музыкальной драме Вагнера, впитавшей в себя темное, дионисийское начало (именно его Ницше усматривал в основе бытия), и в наиболее ярком своем проявлении – тетралогии «Кольцо Нибелунгов», изобразившей гибель богов и героев, крушение мироздания, Федоров противопоставляет иной, созидательный синтез искусств – храм. Трагедии, высшая задача которой, по слову Ницше, «как одно целое пойти навстречу предстоящей гибели с трагическим умонастроением», Федоров противопоставляет литургию, понимаемую как дело всеобщего спасения. В федоровском плане проблему синтеза искусств рассматривал и Горский в статьях «Германизм и музыка» (1915), «Окончательное действие» (1916), а также в данной работе.

[13] Имеется в виду теория Ф. Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки», 1872).

[14] Вхристианской символике Христос – «агнец Божий»; трагедия же в переводе с греческого буквально означает «козлиная песнь» и происходит от древних дионисических, оргиастических культов (культа Диониса, в свите которого были сатиры, лесные божества с козлиными ногами).

[15] Цитата из статьи Н. Ф. Федорова «Трагическое и вакхическое у Шопенгау-эра и Ницше» // Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. С. 151.

[16] А. Горский здесь использует следующий отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (1833): Душа стесняется лирическим волненьем, // Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, // Излиться, наконец, свободным проявленьем...

[17] Цитата из статьи Н. Ф. Федорова «Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством» (см. ее в настоящей антологии).

[18] См. об этом статью Н. Ф. Федорова «Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством».

[19] Имеются в виду конструктивистские концепции искусства, в частности теория «искусства жизнестроения», развиваемая в 20-е гг. литературио-художественным объединением «Левый фронт искусств» (Леф).

[20] Ла-Дантек Феликс (1869-1917) – французский биолог, сторонник учения Ж. -Б. Ламарка, философ. Развивал учение о всеобщей изменчивости, связи, приспособлении как основе бытия природы и человека. Главный принцип связи и приспособления выводил из явления ритмической вибрации в твердых телах, приводящей к «ассимиляции» («коллоидному резонансуW). В искусстве, по мнению Ле-Дан-тека, принцип приспособления, «функциональной ассимиляции» выражается в имитации – подражании формам, звукам, явлениям внешнего мира. (1920).

[21] Имеется в виду творчество композитора Александра Николаевича Скрябина (1871/72-1915). В его симфонических произведениях «Поэма экстаза», «Про-метей», «Предварительное действие», которые сам композитор считал фрагментами, частями одной грандиозной «Мистерии», музыкального синтетического действа, Горский видел попытку выхода из тупика германского синтеза искусств.

[22] Сосредоточенное, благоговейное, соединенное с хранением ума, трезвением, очищением сердца, непрестанное упражнение в молитве Иисусовой. Практика умного делания введена на рубеже IV-V вв. подвижниками Саввой Евагрием, Исихием Иерусалимским, Иоанном Лествичником.

[23] Откр. 13, 11-17.

[24] Откр. 13, 1-12.

[25] Тейлор Ф. У. (1856-1915) – американский инженер, предложивший систему организации производства, основанную на максимальном повышении интенсивности труда за счет предельного разделения операций, рационализации трудовых движений.

[26] Оствальд Вильгельм Фридрих (1853-1932) – немецкий физик и химик, философ.

[27] Ольденбург Сергей Федорович (1863-1934) – русский востоковед, индолог.

[28] Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945) – русский геохимик и минералог; ученик В. И. Вернадского.

[29] А. Горский цитирует работу инженера Сергея Александровича Бекнева «Гипотеза о нервной энергии и ее значение в деле образования рабочих коллективов максимальной производительности труда» (М., 1923).

[30] Откр. 21, 23-24; 22, 2.

[31] Вейль Герман (1885-1955) – математик, автор трудов по теории функций, чисел, теории групп.

[32] Эйнштейн Альберт (1879-1955) – физик-теоретик, создатель теории относительности.

[33] Речь идет об опере Р. Вагнера «Парсифаль» (1882).

[34] Неточная цитата из стихотворения Афанасия Фета (1820-1892) « Измучен жизнью, коварством надежды... ».

[35] Имеется в виду следующий текст Откровения: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (гл. 15, 2-3).

[36] Гипотеза о возможном влиянии свойств мужской особи, участвовавшей в предыдущем скрещивании с женской особью, на ее потомство, полученное от скрещивания с другими мужскими особями.

[37] Откр. 19, 20.

[38] Павлов Иван Петрович (184»-1936) – русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.

[39] См. работу П. А. Флоренского в настоящей антологии, а также примечания к ней.

[40] Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. С. 344-345.

[41] Откр. 13, 16-18.

[42] Представление богов в образе животных.

[43] Откр. 13, 15.

[44] Монофизитский уклон в христианстве возник в V в. н. э. в период христологи-ческих споров. Сущность его в том, что во Христе признается преобладающей одна божественная природа, человеческая же природа, воспринятая Богом-Словом по воплощении, становится только принадлежностью Его божества, теряет собственную силу и действенность. Монофизитская ересь была осуждена церковью на IV Вселенском соборе, утвердившем соединение двух природ во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». В таком определении Горский видел обоснование того, что человеческая природа способна всецело оббжиться, восприять Божество, что человечество может и должно быть активным в деле спасения.

[45] Иоан. 19, 37.

[46] «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Иоан. 21, 25.

[47] Вхождение ума в сердце, происходящее в результате сочетанного, молитвенного усилия сердца и ума – один из центральных моментов в практике умного делания.

[48] Горский использует здесь терминологию Ницше, делившего искусства на дионисийские (воплощающие в себе оргиастическое начало, начало исступления и экстаза) и аполлоновские (несущие в себе созерцательность, пластичность, упорядоченность, гармонию). Переплетение и борьба этих двух начал составляют, по Ницше, историю искусства. Для Горского противоречие дионисизма и аполлонизма, особенно ярко выразившее себя в трагедии, должно быть разрешено в литургическом синтезе искусств, направленном к реальному преображению мира и человека.

 

Об идеале

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...