Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Комплексные соединения




 

Задание 1. Составьте координационные формулы солей, используя приведенные данные анализов.

 

1. Из раствора комплексной соли PtCl4×6NH3 нитрат серебра осаждает весь хлор в виде хлорида серебра, а из раствора соли PtCl4×3NH3 – только ¼ часть входящего в ее состав хлора. Напишите координационные формулы этих солей, определите координационное число платины в каждой из них. Напишите уравнения первичной диссоциации этих солей.

2. Известны две комплексные соли кобальта, отвечающие одной и той же эмпирической формуле CoBrSO4×5NH3. Различие между ними проявляется в том, что раствор одной соли дает с BaCl2 осадок, но не образует осадка с AgNO3, раствор же другой соли, наоборот, дает осадок с AgNO3, но не дает осадка с BaCl2. Напишите координационные формулы обеих солей и уравнения их первичной диссоциации.

3. Для осаждения хлорид-ионов, составляющих внешнюю сферу комплексного соединения состава CrCl3×5Н2О, из 100 см3 0,02 М его раствора, потребовалось 20 см3 0,2 М раствора AgNO3. Напишите координационную формулу соли и уравнение ее первичной диссоциации.

4. Из водного раствора, содержащего 0,2 моль комплексного соединения состава СоВr3×5NH3, при добавлении AgNO3 осаждается 0,4 моль AgBr. Напишите координационную формулу соли и уравнение ее первичной диссоциации.

5. Из водного раствора, содержащего 0,04 моль комплексного соединения состава PtCl4×3NH3, при добавлении AgNO3 осаждается 0,04 моль AgCl. Напишите координационную формулу соли и уравнение ее первичной диссоциации.

6. В водном растворе комплексной соли состава Со(NO3)2Cl×4NH3 аналитическими методами не обнаружены ионы кобальта, и аммиак. Хлор, содержащийся в этой соли, образует осадок хлорида серебра при взаимодействии раствора комплексной соли с нитратом серебра. Измерение электрической проводимости раствора показывает, что молекула соли распадается на два иона. Составьте координационную формулу этой соли, определите заряд комплексообразователя и напишите реакцию взаимодействия этой соли с нитратом серебра в молекулярном и ионном видах.

7. Известно, что из раствора комплексной соли CоCl3×6NH3 нитрат серебра осаждает весь хлор, а из раствора CоCl3×5NH3 – только 2/3 количества хлора. Напишите координационные формулы обеих солей и уравнения их первичной диссоциации.

8. Даны два комплексных соединения составов PtCl4×6NH3 и PtCl4×2NH3. Известно, что первое из них – электролит, и при взаимодействии его раствора с AgNO3 весь содержащийся в нем хлор осаждается в виде AgCl. Второе соединение – неэлектролит, его раствор не проводит электрического тока и не дает осадка с AgNO3. Напишите координационные формулы обеих солей и уравнения их первичной диссоциации.

9. При действии серной кислоты на раствор, содержащий вещество состава Ba(CN)2∙Cu(SCN)2, весь барий осаждается в виде BaSO4. Напишите координационную формулу вещества, его название и уравнение реакции с Н2SO4.

10. В растворе находится соединение состава PtCl4∙3NH3. Для осаждения хлора на один моль этого соединения затрачивается один моль нитрата серебра. Напишите координационную формулу соединения, его название и уравнение реакции с нитратом серебра.

 

Задание 2. Дано комплексное соединение.

Назовите его и укажите: а) внутреннюю и внешнюю сферы, их заряды; б) атом-комплесообразователь, его координационное число и заряд; в) лиганды и их заряды; г) для иона комплексообразователя напишите электронную формулу; укажите, сколько и какие его атомные орбитали, на ваш взгляд, участвуют в образовании связи; г) напишите уравнение диссоциации этого соединения в водном растворе и выражение для константы нестойкости комплексного иона.

 

Номер варианта Формула соли Номер варианта Формула соли
  [Cr(H2O)4(NH3)2]Cl3   Na[Co(NH3)2(NO3)4]
  (NH4)2[Pt(OH)2Cl4]   [Pt(NH3)4(OH)2 ]Cl2
  [Co(NH3)5Br]SO4   (NH4)[CuClBr]
  Ba[Cr(NH3)2(SCN)4]2   [Zn(H2O)2(NH3)2]Cl2
  [PdCl(H2O)(NH3)2]Cl   K2[NiCl2(CN)2]

 

Задание 3. Вычислите концентрации ионов комплексообразователя, лигандов и катиона или аниона внешней сферы в растворе комплексной соли заданной концентрации (см. таблицу).

 

 

Номер варианта Раствор комплексной соли с, моль/л Номер варианта Раствор комплексной соли с, моль/л
  K2[HgI4] 0,03   K3[AlF6] 0,1
  [Cd(NH3)4]SO4 0,02   Na2[Ni(CN)4] 0,05
  [Ag(NH3)2]Cl 0,1   [Ni(NH3)6]Cl2 0,02
  K[Ag(CN)2] 0,1   Na2[Zn(OH)4] 0,01
  [Cu(NH3)4]Br2 0,03   K3[Fe(CNS)6] 0,05

 

Задание 4. Объясните, почему не протекают первые реакции, но протекают вторые реакции каждого набора. Приведите необходимые справочные данные. Напишите уравнения протекающих реакций (см. таблицу).

 

Номер варианта Реакция 1 Реакция 2
  [Fe(CN)6]3– + CNS ® [Fe(CNS)6]3– + СN ®
  AgI(тв.) + NH3(водн. р-р) ® [Ag(NH3)2]+ + I ®
  [Ag(NH3)2]+ + OH(разб. р-р) ® Ag2O(тв.) + NH3(водн. р-р) ®
  [HgBr4]2– + KCl ® [HgBr4]2– + KI ®
  [Ag(CN)2] + NH3(водн. р-р) ® [Ag(NO2)2] + NH3(водн. р-р) ®
  [Cd(CN)4]2– + OH(р-р) ® [Cd(CN)4]2– + H2S ®
  Ag2S(тв.) + ® [Ag(S2O3)2]3– + S2– ®
  [Ag(NH3)2]NO3 + KCl ® [Ag(NH3)2]NO3 + HCl ®
  [Ni(NH3)6]SO4 + KOH ® [Ni(NH3)6]SO4 + (NH4)2S ®
  [Ag(CN)2] + ® [Cu(CN)4]3– + Hg(NO3)2

Задание 5. Используя необходимые справочныеданные (приложения 6, 7), определите, выпадет ли осадок при смешении равных объемов двух растворов электролитов заданных концентраций (см. таблицу вариантов).

 

Номер варианта Электролит 1 с 1, моль/л Электролит 2 с 2, моль/л
  [Ag(NH3)2]Cl 2×10–3 KBr 2×10–3
  K2[Ag(OH)3] 4×10–2 K2SO4 1×10–1
  [Cd(NH3)6]Cl2 2×10–2 K2CO3 4×10–3
  [Co(NH3)6]Cl2 2×10–4 K2C2O4 2×10–4
  Na2[Co(CNS)4] 2×10–3 K2CO3 2×10–1
  [Cu(NH3)4]Cl2 2×10–3 K2S 4×10–5
  [Hg(NH3)4]Cl2 2×10–5 K2S 2×10–5
  K3[Fe(CNS)6] 6×10–3 K2C2O4 2×10–2
  K[Pb(OH)3] 4×10–2 K2SO4 2×10–3
  [Zn(NH3)4]Cl2 6×10–4 K2CO3 2×10–3

 

Тема 9. Химия металлов

 

Задание 1. Напишите уравненияреакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 

1. Сu → Cu(NO3)2 → CuO → CuSO4 → (Cu(NH3)4)SO4 → CuSO4 → CuCl2 → Cu(NO3)2 → Cu

2. Zn → ZnS → Zn(NO3)2 → Zn(OH)2 → ZnO → ZnSO4 → [Zn(NH3)4]SO4 → Zn(OH)2 → ZnCl2 → Zn

3. Ag → AgNO3 → Ag2CO3 → Ag2CrO4 → Ag2O → AgCl → [Ag(NH3)2]Cl → AgBr

4. Cr → CrCl3 → Cr(OH)3 → K[Cr(OH)4] → K2CrO4 → K2Cr2O7 → K2CrО4 → Cr2(SO4)3 → Cr

5. Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Na[Fe(OH)4]

6. CaCl2(Т) → Ca → CaС2 → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3 → СаО → CaCl2

7. NaCl(Т) → Na → NaH → NaOH → Na2CO3 → NaHCO3 → NaNO3 → NaNO2 → NaNO3 → NaСl

8. Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → FeCl3 → K3[Fe(CN)6]

9. Al → Al2S3 → Al(OH)3 → Al2O3 → AlCl3 → Na[Al(OH)4] → NaAlO2 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3

10. Cr2O3 → Cr → CrCl2 → CrCl3 → Cr(OH)3 → K[Cr(OH)4] → K2CrO4 → K2Cr2O7 → Cr2(SО4)3

 

Задание 2. Свойства металлов и их соединений

1. Составьте формулы и сравните характер оксидов и гидроксидов следующих химических элементов: а) Be, Mg, Ca; б) Na, Mg, Al; в) Fe. Сформулируйте закономерности периодической системы Д.И. Менделеева, которые можно подтвердить данными примерами.

2. Назовите оксиды германия, олова и свинца. Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов в рядах Ge(OH)2 – Pb(OH)2 и Ge(OH)4 – Pb(OH)4? Как изменяются окислительно-восстановительные свойства соединений в рядах Ge(II) – Pb(II) и Ge(IV) – Pb(IV)?

3. Как изменяются кислотно-основные свойства оксидов в ряду CrO – CrO3? Приведите реакции, показывающие амфотерность гидроксида хрома(III). Как взаимодействуют оксиды хрома (II, III, IV) с хлороводородной и серной кислотами? Объясните изменение кислотных свойств в ряду Н2CrO4 – H2WO4.

4. Охарактеризуйте кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов Al, Ga, In, и Tl. Сравните их отношение к растворам кислот и щелочей. Присуща ли амфотерность соединениям таллия? Как и почему меняется степень гидролиза в ряду Al(NO3)3 – Tl(NO3)3 в растворах с одинаковой концентрацией? Какая из солей гидролизуется сильнее: Tl(NO3)3 или TlNO3.

5. Объясните взаимное расположение щелочных металлов в электрохимическом ряду напряжений и в периодической системе. Обоснуйте возможность получения щелочных металлов химическим путем. Чем отличается электролитический способ получения щелочных металлов от электролитического способа получения щелочей. Приведите примеры.

6. Исходя из положения элементов в периодической системе, определить: а) у какого из гидроксидов Sn(OH)2 или Pb(OH)2 более выражены основные свойства; б) какая из солей гидролизуется в большей степени: станнат натрия или плюмбат натрия; в) какой из оксидов является более сильным окислителем: SnO2 или PbO2?

7. Сравните кислотно-основные и окислительно-восстанови-тельные свойства элементов и их соединений подгруппы ванадия со свойствами элементов и их соединений: а) главной подгруппы V группы; б) подгруппы титана; в) подгруппы хрома.

8. Какие степени окисления характерны для железа, кобальта и никеля? Приведите примеры и названия типичных соединений. Как изменяется устойчивость к окислению в ряду Fe(II) – Co(II) – Ni(II)? Как изменяется окислительная способность в ряду Fe(III) – Co(III) – Ni(III)? Охарактеризуйте условия получения и характер гидроксидов Ме(ОН)2 и Ме(ОН)3 этого ряда.

9. Не используя справочные данные, укажите, атом какого элемента главной подгруппы второй группы наиболее легко переходит в состояние одновалентного катиона, ответ мотивируйте. Используя справочные данные, установите, какой из металлов этой группы является наиболее сильным восстановителем в реакциях: а) с кислородом, б) с водой. Проявляют ли эти металлы окислительные свойства?

10. Как изменяются кислотно-основные свойства соединений марганца при повышении степени окисления этого элемента? Приведите примеры его соединений с основной и кислотной функцией. Как меняются окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных степенях окисления? Какие из перечисленных ниже веществ взаимодействуют с перманганатом калия в кислой среде: оксид свинца(IV), пероксид водорода, хлороводородная кислота, cульфат железа(II), cульфат железа(III)?

 

Задание 3. Электродные процессы в гальваническом элементе

 

Для заданного электрода (см. таблицу):

1) подберите электролит и запишите электродную реакцию;

2) запишите уравнение Нернста для расчета равновесного потенциала электрода и вычислите потенциал данного электрода при температуре 298 К в растворе электролита, если известна активность потенциалопределяющего иона;

3) составьте и запишите схему гальванического элемента из заданного электрода и стандартного водородного электрода;

4) вычислите напряжение гальванического элемента, напишите уравнения электродных процессов и суммарной (токообразующей) реакции.


 

Номер варианта Электрод Активность иона, моль/л Номер варианта Электрод Активность иона, моль/л
  Сu+½Cu a(Cu+) = 0,003   Sn2+½Sn a(Sn2+) =0,007
  Cd2+½Cd a(Cd2+) = 0,01   Zn2+½Zn a(Zn2+) = 0,08
  Ag+½Ag a(Ag+) = 0,003   Mn2+½Mn a(Mn2+)=0,006
  Cr3+½Cr a(Cr3+) = 0,05   Al3+½Al a(Al3+) = 0,03
  Fe2+½Fe a(Fe2+) = 0,007   Ni2+½Ni a(Ni2+) = 0,002

 

Задание4. Даны электроды (см. вариант в таблице):

1) составьте схему гальванического элемента, подобрав соответствующие электролиты;

2) напишите уравнения процессов, протекающих на аноде и катоде; уравнение суммарной (токообразующей) реакции;

3) вычислите напряжение гальванического элемента при указанных активностях ионов в растворе;

4) рассчитайте энтальпию, энергию Гиббса токообразующего процесса в стандартных условиях и напряжение гальванического элемента (двумя способами).

 

Номер варианта Электрод I Электрод II
полуэлемент а ионов(моль/л) полуэлемент а ионов (моль/л)
  Pb2+½Pb 0,01 Ag+½Ag 0,001
  Ni2+½Ni 0,01 Сr2+½Cr 0,005
  Сu2+½Cu 2,0 Ag+½Ag 0,1
  Pb2+½Pb 0,01 Ni2+½Ni 0,2
  Fe2+½Fe 0,004 Zn2+½Zn 0,001
  H2,Pt ½ H+ 0,001 Co2+½Co 0,1
  Сu2+½Cu 0,1 Сr3+½Cr 0,005
  Fe2+½Fe 0,1 Sn2+½Sn 0,025
  Al3+½Al 0,01 Cd2+½Cd 0,01
  Ag+½Ag 0,025 Pb2+½Pb 0,1

 

Задание 5. Электролиз водных растворов

 

1. Напишите, какие процессы происходят на электродах и в электролите при электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами? Определите массу цинка, которая выделяется при электролизе в течение 10 ч при силе тока 50 А, если выход по току равен 50 %.

2. При электролизе раствора сульфата меди(II) на аноде выделилось 5,64 л кислорода (н. у.) Опишите процесс электролиза с инертными электродами, вычислите массу выделившейся на катоде меди, приняв выход по току 100 %.

3. Электролиз раствора сульфата калия проводили в электролизере с графитовыми электродами в течение 10 ч при силе тока 26,8 А. Напишите уравнения процессов на электродах и в растворе, вычислите объем выделившихся на электродах веществ (при н.у.), приняв их выход по току равным 100 %.

4. Электролиз водного раствора нитрата серебра проводили при токе силой 2 А в течение 4 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на инертных электродах. Укажите, как меняется состав электролита в приэлектродных пространствах. Какая масса металла выделилась на катоде и каков объем газа (н.у.), выделившегося на аноде?

5. Через раствор сульфата железа(II) пропускали ток силой 20 А в течение 5 ч. Напишите уравнения реакций на инертных электродах и укажите изменения в составе электролита в приэлектродных пространствах, определите массу полученного железа, если его выход по току равен 70 %.

6. Электролиз раствора сульфата цинка проводился в электролизере с нерастворимым анодом в течение 7 ч. Выделилось 5–6 л кислорода, измеренного при н.у. Опишите процесс электролиза, укажите изменения в составе электролита в приэлектродных пространствах. Вычислите силу тока и массу выделившегося на катоде цинка, если выход по току составил 70 %.

7. В течение какого времени необходимо пропускать ток силой 1 А при электролизе водного раствора сульфата хрома(III), чтобы масса катода возросла на 10 г? Какой объем (н.у.) кислорода выделился на аноде? Напишите уравнения процессов, происходящих на инертных электродах и в растворе.

8. Электролиз водного раствора иодида натрия проводили при токе силой 6 А в течение 2,5 ч. Составьте электронные уравнения процессов, происходящих на угольных электродах, вычислите массу веществ, выделяющихся на электродах.

9. Какая масса серной кислоты, образуется в анодном пространстве при электролизе водного раствора сульфата натрия, если на аноде выделился кислород объемом 1,12 дм3 (н.у.)? Напишите уравнения процессов, происходящих на инертных электродах и в растворе. Вычислите массу вещества, выделившегося на катоде.

10. Электролиз водного раствора хлорида никеля(II), содержащего соль массой 129,7 г проводили с инертными электродами при токе силой 5 А в течение 5,36 ч. Опишите процесс электролиза, укажите изменения в составе электролита в приэлектродных пространствах. Определите, сколько хлорида никеля(II) осталось в растворе и какой объем хлора (н.у.) выделился на аноде?

 

Задание 6. Коррозия металлов

 

Даны пары элементов:

1) определите, возможна ли коррозия металла из данной пары в среде с заданным рН (см. таблицу вариантов) при контакте с воздухом;

2) напишите уравнения анодного и катодного процессов;

3) предложите для данной пары анодное и катодное покрытие. Запишите уравнения реакции и обозначьте коррозионный элемент.

 

Номер варианта Пары металлов рН Номер варианта Пары металлов рН
  Zn – Cd     Zn – Sn  
  Fe – Sn     Mg – Ni  
  Fe – Cd     Zn – Ni  
  Mn – Ni     Sn – Ag  
  Cr – Sn     Fe – Pb  

 


 

Тема 10. Химия неметаллов

Задание 1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения.

1. Н2S ← S → SO2 → SO3 → Н2SO4 → Ca(НSO4)2

2. K2Te ← H2Te ← Te → TeO2 → Na2TeO3 → BaTeO3

3. S → SO2 → Н2SO3 → CsHSO3 → Cs2SO4 → CaSO4

4. Se → SeO2 → Na2SeO3 → SeO2 → SeO3 → Rb2SeO4

5. Zn → ZnS → Н2S → S → SO2 → SO3 → Ba(НSO4)2

6. S → H2SO4 → SO2 → Na2SO3 → Na2S → Na2SO3 → Na2SO4 → BaSO4

7. SeF4← Se → SeCl4 → SeO2 → H2SeO3 → Н2SeO4

8. N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → NH4NO3 → N2O

9. КОСl3 ← КСl ← КОСl ← Сl2 → НСl → MgСl2 → MgOHСl

10. Сl2 →NaОСl → NaСl → BaСl2 → Сl2 → НСl → MgСl2→ MgOHСl

 

 

Задание 2. Свойства элементов и их соединений

1. Проанализируйте закономерности в изменении радиусов атомов, ионизационных потенциалов, сродства к электрону, электроотрицательности атомов, а также энергии химической связи и термической устойчивости молекул в ряду галогенов. Какие степени окисления проявляют галогены в своих соединениях? Каковы особенности валентных состояний фтора? Дайте сравнительную характеристику окислительно-восстановительных свойств ряда галогенов на примерах различных реакций.

2. Как изменяются основные физические свойства (температуры плавления, кипения) и прочность молекул в ряду HF – HCl – HBr – HI? Проанализируйте характер изменения окислительно-восстанови-тельных и кислотно-основных свойств в ряду галогенводородов.

3. Как изменяются сила кислот и окислительные свойства в рядах HClO – HClO2 – HClO3 – HClO4 и HClO – HBrO – HIO? Почему?

4. Рассмотрите строение атомов и валентные состояния элементов главной подгруппы VI группы. Как изменяются радиусы атомов, ионизационные потенциалы, сродство к электрону и электроотрицательность атомов в ряду кислород – сера – селен – теллур – полоний? Как и почему изменяется агрегатное состояние и состав простых веществ в этом ряду? Проиллюстрируйте соответствующими реакциями характер изменения окислительно-восстановительных свойств ряда O – S – Se – Te – Po.

5. Как изменяются температуры плавления, кипения и термическая устойчивость в ряду H2O – H2S – H2Se - H2Te – H2Po? Дайте сравнительную характеристику изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств водородных соединений VI группы. Какие из этих соединений могут быть получены взаимодействием водорода с соответствующим простым веществом?

6. Рассмотрите способы получения оксидов серы. Как изменяются окислительно-восстановительные свойства у этих соединений? Как изменяются устойчивость, кислотные свойства и окислительно-восстановительная способность в ряду H2SO3 – H2SeO3 – H2TeO3? Как и почему изменяются кислотные свойства в ряду H2SO4 – H2SeO4 – H2TeO4? Как изменяются в этом ряду окислительные свойства?

7. Рассмотрите особенности строения атома азота и его валентных состояний в сравнении с таковыми для фосфора и остальных элементов главной подгруппы V группы. Как изменяются радиусы атомов и энергии ионизации в ряду азот – фосфор – мышьяк – сурьма – висмут? Какова их взаимосвязь с физическими и химическими свойствами этих элементов?

8. Сравните физические и химические свойства водородных соединений подгруппы азота, указав как изменяются: а) энергия и полярность связи в ряду Э – Н; б) температуры кипения и плавления; в) термическая устойчивость; г) окислительно-восстановительные свойства; д) кислотно-основные свойства. Назовите причины, вызывающие эти изменения. Составьте уравнения реакций горения фосфина и аммиака.

9. Составьте графические формулы известных вам оксидов и кислот азота и фосфора. Определите валентность и степень окисления азота и фосфора в данных соединениях. Сделайте выводы на основе строения атомов указанных элементов. Напишите уравнения реакций взаимодействия оксидов азота и фосфора с водой и раствором щелочи. Определите основность фосфорных кислот. Всегда ли совпадает основность кислоты и количество атомов водорода, присутствующих в ней?

10. Рассмотрите строение атомов и возможные валентные состояния р -элементов IV группы. Какие степени окисления проявляют указанные элементы в соединениях? Охарактеризуйте изменения атомных радиусов, энергии ионизации, сродства к электрону и электроотрицательности в ряду С – Si – Ge – Sn – Pb. Как и почему изменяется устойчивость соединений указанных элементов в их высшей степени окисления? Какие простые вещества образуют р -элементы IV группы? Какие типы кристаллических решеток характерны для них (на примере алмаза, графита, карбина, поликумулена, фуллеренов)? Почему не существует графитоподобная модификация кремния?

 

 

Задание 3. Составьте уравнений реакций:

a) взаимодействия галогенидов с серной кислотой

1. CaF2(т) + H2SO4(конц) 6. CaBr2(т)+ H2SO4(конц)
2. NaBr(т) + H2SO4(конц) 7. КF(т)+ H2SO4(конц)
3. NaI (т) + H2SO4(конц) 8. КBr(т)+ H2SO4(конц)
4. NaCl (т) + H2SO4(конц) 9. RbCl(т)+ H2SO4(конц)
5. NaF(т) + H2SO4(конц) 10. KI(т)+ H2SO4(конц)

 

б) окислительно-восстановительные свойства галогенов

1. Сl2 + КОН → 6. SiO2+ F2
2. Н2О + F2 7. Хе + F2
3. Н2О + Сl2 8. Сl2 + F2
4. F2 + КОН → 9. I2 + HNO3(конц)
5. KOH + Br2 10. H2S + I2

 

в) получения галогенов

1. КMnO4 + HCl(конц.) 6. O2 + HI →
2. NaBr +MnO2+ H2SO4(конц) 7. KClO3 + Br2
3. NаF → (электролиз) 8. KI +MnO2+ H2SO4(конц)
4. KBrO3 + I2 9. KBr + Cl2
5. KI + Br2 10. NaСl(водн) → (электролиз)

 

Задание 4. Составьте уравнения реакций:

а) окислительные свойства серной кислоты

 

1. Zn +H2SO4(конц) 6. HI + H2SO4(конц)
2. Cu + H2SO4(конц) 7. C6H12O6(глюкоза) + H2SO4(конц)
3. Fe + H2SO4(конц)(< 75 %) → 8. H2S + H2SO4(конц)
4. C + H2SO4(конц) 9. Р + H2SO4(конц)
5. MnO2 + H2SO4(конц) 10. S + H2SO4(конц)

 

б) свойства соединений VIА группы

1. PbS + H2O2 6. Na2SO3
2. AgNO3 + H2O2 + NH3 7. Na2SO3 + H2SO4(разб)
3. FeCl3 + Н2S → S +… 8. NaCl + H2SO4(конц)
4. HNO3 + Н2S → 9. Se + HNO3
5. SO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 10. Te + KOH →

 

в) свойства соединений VА группы

1. СuO + NH3 6. HNO3 + 4HCl + Au →
2. NH3 + Mg → 7. P + H2O + KOH →
3. NH3 + Na → 8. KNO3
4. HNO3 + Fe2O3 9. Pb(NO3)2
5. P + HNO3 10. AgNO3

 

г) свойства соединений IVА группы

1. Mg2Si + H2O → 6. CO + NaOH(т)
2. CaC2 + H2O → 7. C + Na2SO4
3. Si + …+ … → Na2SiO3 + … 8. Na2CO3 + SiO2
4. Si + HF(конц) 9. Na2SiO3 + CO2 + H2O →
5. Mg2Si + HCl → 10. CO2 + NaOH(р-р)

 


Задание 5. Многовариантные задачи

 

1. Сколько килограммов сернистого газа должно получиться при обжиге 2 т колчедана, содержащего 48 % серы, если при этом в огарке остается 1 % имевшейся в колчедане серы?

2. Сколько тонн сернистого газа можно получить из 5 т колчедана, содержащего 45 % серы, при выходе, равном 98 %?

3. Имеется смесь сульфида натрия, сульфата натрия и хлорида натрия. Смесь растворили в воде. К половине полученного раствора добавили избыток раствора сульфата меди (II); при этом образовался осадок массой 4,8 г. При добавлении к другой половине раствора избытка хлорида бария образовался осадок массой 4,66 г. Определите массовые доли солей в исходной смеси.

4. При растворении серебра в избытке концентрированной серной кислоты при нагревании выделился оксид серы объемом 10 мл (нормальные условия). Определите массу растворенного серебра.

5. Какой объем кислорода, измеренный при температуре 18°С и давлении 100 кПа, потребуется для сжигания сероводорода массой 20 г?

6. Какой объем сероводорода, измеренный при нормальных условиях, можно получить их технического сульфида железа массой 3 кг, в котором массовая доля FeS составляет 95 %?

7. В контактный аппарат поступила смесь, содержащая 7 моль SO2, 11 моль О2, 82 моль N2. Принимая степень окисления равной 82 %, вычислите состав (в процентах по объему) смеси, выходящей из аппарата.

8. В контактный аппарат поступает газовая смесь, содержащая 7 % оксида серы(IV), 10,5 % кислорода и 82,5 % азота (по объему). Во сколько раз содержание кислорода в этой смеси превышает теоретически необходимое для полного окисления оксида серы(IV)?

9. Один объем воды при 0 °С растворяет 80 объемов сернистого газа. Сколько граммов гидроксида натрия нужно добавить к раствору, полученному насыщением сернистым газом 1 л воды при указанной температуре, чтобы получить среднюю соль?

10. Из 320 т серного колчедана, содержащего 45 % серы, было получено 405т серной кислоты (в пересчете на 100-процентную). Вычислите выход кислоты (процент использования серы).


 

Приложения

П р и л о ж е н и е 1

Стандартные значения термодинамических функций
для некоторых веществ

Вещество (кДж/моль) (Дж/моль×К) (кДж/моль)
С(графит)   5,74  
С(алмаз) 1,83 2,57 2,83
СН3ОН(ж) –201,00 239,76 –162,38
СН4(г) –74,85 186,27 –50,85
С2Н2(г) 226,80 200,8 209,2
С2Н4(г) 52,3 219,45 68,14
СО(г) –110,52 197,54 –137,14
СО2(г) –393,51 213,68 –394,38
CS2(г) 116,7 237,77 66,55
CS2(ж) 88,7   64,4
Сl2(г)   222,98  
Н2(г)   130,52  
Н2О(г) –241,82 188,72 –228,61
Н2О(ж) –285,83 70,08 –237,24
H2S(г) –21,0 205,72 –33,8
N2(г)   191,5  
NH3(г) –46,19 192,66 –16,48
(NH4)2SO4(т) –1179,3 220,3 –900,3
О2(г)   205,04  
РН3(г) 5,44 210,1 13,39
PCl5(г) –374,89 364,47 –305,10
РОСl3(г) –558,5 325,5 –512,9
Р2О5(т) –1492 114,5 –1348,8
S(т)   31,92  
SO2(г) –296,90 248,10 –300,2
SO3(г) –395,85 256,69 –371,17
SO3(ж) –439,0 122,05 –368,04

 


П р и л о ж е н и е 2

Термодинамические характеристики некоторых ионов
в водных растворах (Т = 298 К)

Ион D f G°, кДж/моль D f Н°, кДж/моль Ион D f G°, кДж/моль D f Н°, кДж/моль
Ag+ 77,1 105,75 Fe2+ –84,88 –87,86
Al3+ –489,8 –529,69 Fe3+ –10,54 –47,7
Bi3+ 91,8 81,0 H+    
Cd2+ –77,65 –75,31 Mg2+ –455,24 –461,75
Co2+ –53,64 –56,61 Mn2+ –229,91 –220,5
Cr2+ –183,26 –138,91 Ni2+ –45,56 –53,14
Cr3+ –223,06 –235,98 Pb2+ –24,30 11,82
Сu+ –50,0 72,8 Sn2+ –26,24 –10,23
Сu2+ 65,56 66,94 Zn2+ –147,16 –153,64

 

 

П р и л о ж е н и е 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...