Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Солдаты вермахта входят в Париж, 14 июня 1940




Идеология нацизма, как и большинство других, обладала своеобразной двойственностью. С одной стороны, в массовом сознании раскручивался миф об исторической миссии «арийской расы», с другой стороны, гитлеровская пропагандистская машина противопоставляла этот миф большевистской идеологии, которая по формальным признакам была точно такой же идеологией; точно таким же «мифом».

Если бы в тридцатых годах существовали интернет и спутниковая связь, они бы отлично послужили пропагандистам нацизма навроде Лени Рифеншталь или Йозефа Геббельса (41). Пропагандистская машина, превратившая язык в инструмент для обслуживания интересов государственной идеологии, создала условия, при которых главным являлось сотворение и поиск внутренних и внешних врагов, что и сделало возможным установление диктатуры.

Немалую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения, подавления и массовой пропаганды.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи главным медиумом стало радио. «То, чем была пресса в XIX веке, радиовещание станет в XX, — заявлял Геббельс. (42) Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления Министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприёмников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 году 70% населения Германии (в три раза больше, чем в 1932 году) владели радиоприемниками. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Volksempfänger (нем. «народный приёмник»), разработанный инженером Отто Гриссингом по просьбе министра пропаганды Йозефа Геббельса

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением (43). Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски, (44) появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 года были попытки прямых трансляций соревнований. Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же». «С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело — мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Нацисты не уничтожали важных политических фигур, как это делалось во времена первоначальной волны политических преступлений в Германии (убийство Ратенау (45) и Эрцбергера (46)); вместо этого с помощью убийства мелких функционеров-социалистов или влиятельных членов оппозиционных партий они пытались внушить населению опасность даже простого членства в этих партиях. Этот вид массового террора, пока еще действовавший в сравнительно небольших масштабах, постепенно набирал силу, потому что ни полиция, ни суд серьезно не возбуждали дел по поводу политических правонарушений против так называемых правых.

С подачи нацистских публицистов большинству населения стало ясно, что власть нацистов нечто большее, чем власть правительства, и что безопаснее быть членом нацистской околовоенной организации, чем лояльной республиканской. Это впечатление во многом усиливалось специфическим использованием нацистами своих политических преступлений. Нацисты всегда признавались в них публично, никогда не извинялись за «нарушение правопорядка» — такие извинения употреблялись только сочувствующими — и поражали население этим своим отличием от «пустых болтунов» других партий. Нацисты, не осознавая этого, многому научились у американских гангстеров. Точно так же и их пропаганда, уже осознанно, многое позаимствовала у американской деловой рекламы (47).

«Тоталитаризм обнаруживает способы доминировать и терроризировать человека „изнутри“» — Ханна Арендт

Der ewige Jude

Ошибочно утверждение, что расизм и антисемитизм вытекают из национализма — и что, якобы, «фашизм, при достаточно глубоком историческом рассмотрении, расскажет о национализме больше, чем любой другой эпизод истории» (48). Расовая неприязнь, формализуясь в таких выражениях, как, например, «slant» [англ. презр. «косоглазый», «косой»], выражает не простую политическую враждебность — она выходит за рамки определения национальной принадлежности, апеллируя уже к биологической физиогномике.

«Ниггеры», в силу присутствия в них незримой негритянской крови, всегда остаются «ниггерами»; а евреи, семя Авраамово, всегда остаются евреями, и неважно, какие паспорта они носят и на каких языках говорят и читают. Поэтому для нацистов немец еврейской национальности всегда был самозванцем. (49)

Предполагаемым отцом современного расизма является граф Жозеф Артюр де Гобино. Концепция расового мировоззрения берет свои истоки в идеологиях класса, а не нации, и прежде всего, в претензиях правителей на божественность и в притязаниях аристократий на «голубую» или «белую» кровь и «породу». Поучительным свидетельством аристократического или псевдоаристократического происхождения колониального расизма была типичная «солидарность между белыми», которая связывала колониальных правителей из разных национальных метрополий, какие бы внутренние противоречия и конфликты у них ни возникали.

Расизм и антисемитизм проявляют себя в целом не поверх государственных границ, а внутри них. Они оправдывают не столько внешние войны, сколько внутренние репрессии.

Репрессивный аппарат Третьего рейха касался не только евреев. Гонения также были на коммунистов, на гомосексуалистов, на различного рода религиозные объединения — адвентистов, масонов и др. В апреле 1933 года принимается «Закон об „ариизации“ государственных служащих», в соответствии с которым занимать пост чиновника может лишь ариец (50), то есть немец, который может документально доказать свое арийское происхождение.

15 сентября 1935 года на заседании партийного съезда в городе Нюрнберг принимается ряд законодательных инициатив — Нюрнбергские расовые законы (51) — которые оформляют лишение гражданства лиц неарийской крови. Речь идет о двух принципиально важных законодательных актах. Первый акт связан с тем, что вводились политические ограничения на лица еврейской национальности: они лишались основных политических прав. Второй законодательный акт был посвящен запрету на создание смешанных браков между арийцами и неарийцами. Наказывались как арийцы — за то, что они вступают в брак с неарийцами, так называемая норма нанесения ущерба расе, так и, соответственно, лица неарийской национальности, которые занимались тем, что тоже наносили ущерб арийской нации.

Следующим шагом на пути к провозглашению исключительно арийского государства стала «Хрустальная ночь» 1938 года. Еврейские погромы случались и раньше, но носили локальный характер и не обладали общим национальным характером. Причиной такой реакции стало убийство евреем немецкого дипломата в Париже. По всей Германии сгорело 267 синагоги, большинство еврейских магазинов были разгромлены, погибло около 100 человек. Все это свидетельствовало о начале массового террора, который поддерживался и провоцировался самим государством.

Дискриминационная политика в отношении лиц неарийской национальности, прежде всего евреев, закончилась тем, что были приняты меры по исключению евреев из университетов, запрет на учебу в школах, и так далее, и так далее. Вплоть до запрета на иммиграцию, который будет введен уже в 1939 году. До этого момента евреи могли свободно выезжать из Германии. Стоит сказать о численности евреев в Германии: к 1933 году в Рейхе проживало около полумиллиона евреев, 500 тысяч человек — это в районе 1% от общего населения.

Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.

Меры по арестам и вытеснению еврейского населения с должностей и профессий начинаются сразу после аншлюса Австрии в 1938 году, продолжаются после присоединения Судетской области и возникновения в 1939 году протектората Богемии и Моравии.

Изгнание евреев переносило важную часть нацизма в другие страны; вынуждая евреев покидать Рейх без паспортов и денег, нацисты реализовывали легенду о Вечном Жиде (52), и, выталкивая евреев в атмосферу непримиримой враждебности по отношению к ним, нацисты создавали предлог для пробуждения страстного интереса к внутренней политике у всех наций (53).

Общий сценарий, созданный теоретиками нацизма и воплощенный Гитлером и НСДАП, предполагал создание единого, сплоченного национального государства, свободного и «очищенного» не только от компактных национальных меньшинств, оказавшихся на его территории, но и — прежде всего — от «вечных» меньшинств, которых геббельсовская пропаганда делала заведомо несовместимыми с германской народной культурой. Массовые уничтожения, происходившие в 1940-х, были отнюдь не случайными и не лежали в стороне от магистральных событий. Люди, которые отдавали соответствующие приказы и те, кто их исполнял, делали это не из личной корысти, но по велению долга, во имя общего блага, очищения и красоты.

Ханна Арендт (54) — один из ведущих экспертов по проблемам тоталитаризма XX в. — считает, что идеология нацизма выпадает из истории европейской мысли, что она не имела прецедентов и проникла в культуру незаконным путем из какого-то тайного концептуального подземелья (55). Но натурализм этой идеологии делает ее явным продолжением идей Просвещения, ее коммунализм, её культ местных особенностей явно указывает на её прямую связь с романтизмом, возникшим как реакция на Просвещение (56).

Конкретное соединение элементов, составивших идеологию нацизма: отрицание универсализма, утверждение культурной сплоченности и одновременно жестокости, необходимой в борьбе за существование, социальной дисциплины и иерархии в противовес анархии рынка и т. д., — не может считаться итогом европейской интеллектуальной традиции, но вместе с тем — не выходит за ее пределы.

Конец первой части

Рекомендуемая библиография

Г.А. Винклер «Веймар 1918–1933: история первой немецкой демократии», Российская политическая энциклопедия, 2013

В. Клемперер «LTI. Язык третьего рейха», М.: Прогресс-Традиция, 1998

Руткевич, А. М. Идеи 1914 года: препринт WP6/2012/03 [Текст] / А. М. Руткевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 52 с.

Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISBN 5-87129-006-Х

Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия») ISBN 5‑98379‑037‑4

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288с.

Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Публикуется по изданию ООО «Издательство АСТ», 2004.

Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. H 28 и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского — М.: Праксис, 2002. — 416 ISBN 5-901574-07-9

Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Логос, 2001.— 488 с.

Павлов Н. В. Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов / Н. В. Павлов. — М.: Международные отношения, 1989. ISBN 5-7133-0060-9

Журнал научной и общественно-политической мысли «Вопросы национализма», 2013 № 4 (16)

Эрнест Геллнер. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм (сборник CEU). М., 2002.

«Так говорил Геббельс. Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха» (Joseph Goebbels. Die ausgewählte Reden und Artikel), Перевод: главы 1-6 — Питер Хедрук (с английского), глава 7 — Дмитрий Румянцев (с немецкого).

Nairn, T. The Break-up of Britain: crisis and neonationalism, London: NLB., 1977

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...