Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные информационные технологии и их использование в различных видах деятельности школьного психолога




Введение

За всю историю своего существования человечество изобретало различные способы сохранения, передачи и обработки информации. В Древние времена, до изобретения письма, для этой цели использовались изображения, примерами которых могут послужить наскальные рисунки. С развитием общества развивались и изменялись источники информации. Появились бумага и чернила. Люди начали писать книги, отправлять письма, телеграммы. Позднее, с изобретением телефона, имеющего значительные преимущества перед письмом и телеграммой, последние утратили свою значимость. Радио и телевидение позволило людям узнавать о событиях, происходящих в мире в текущий момент времени.

В наше время идет активная информатизация общества. Современное человечество невозможно представить отдельно от информационных технологий. Они пронизывают все сферы деятельности людей, облегчают эту деятельность, делают ее более эффективной и продуктивной.

Мало кто на сегодняшний день может обойтись, например, без компьютера - этого «умного помощника», а в том числе и без сети Интернет. История развития компьютерных сетей насчитывает уже несколько десятилетий, однако широкое распространение компьютерные сети получили в 1980-х гг. - с появлением персональных компьютеров.

Сейчас с компьютером на «ты» большинство детей, а взрослые не могут без него продуктивно работать. Важность применения компьютеров состоит хотя бы в том, что мозг человека не может сохранить такое количество информации и выдать ее, практически не раздумывая, без ошибок.

Информационные технологии активно внедряются в сферу образования. К сожалению, не все школы в состоянии оборудовать хорошие компьютерные классы, и не все преподаватели могут вести свой предмет с использованием компьютера.

Помимо компьютерных технологий в школах на уроках можно использовать показ слайдов, художественных и документальных фильмов с помощью проекторов, видео- и DVD-проигрывателей. Тут уже все зависит от творчества учителей и технического оснащения школы.

Школьный психолог в своей деятельности может пользоваться всеми вышеперечисленными технологиями для облегчения обработки методик, просвещения учителей и родителей, получения информации из Интернет.

Изучением проблем и преимуществ использования информационных технологий в образовании, в частности в работе психолога, занимались такие современные педагоги-психологи как Соловьёва Д., Корепанова Т.Л., Корзун С.А., Анастази А., Дюк В.А., Касчеев Ю.С., Носс И.В., Шевандрин Н.И. и др.

Цель исследования: изучить возможности использования информационных технологий в работе школьного психолога.

Задачи:

на основе анализа литературы определить, какие виды информационных технологий наиболее часто используются в сфере образования;

установить, важность информационных технологий для работы школьного психолога;

выявить, какими информационными технологиями пользуются школьные психологи в настоящее время.

Объект исследования: информационные технологии в образовании.

Предмет исследования: особенности использования информационных технологий школьным психологом.

Гипотеза исследования: использование современных компьютерных технологий наиболее эффективно на этапах предъявления вопросов (заданий), обработки и интерпретации результатов.


Современные информационные технологии и их использование в различных видах деятельности школьного психолога

    Основные виды деятельности практического психолога

 

Практическая психология как специально выделяемая психологами отрасль, нуждающаяся в особом научном обосновании, развивается в Беларуси последние пятнадцать-двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). В силу ряда объективных обстоятельств (тоталитарный режим и, как следствие, гонение на психологию, стремление в свое время заменить предмет психологической науки предметом рефлексологии и физиологии и т.п.) в отечественной практической психологии до настоящего времени можно зафиксировать серьезное отставание от западных стран. У нас психология долгое время представляла собой академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем конкретных людей [2, с. 10].

Почти все отечественные школы практической психологии опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада. Сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Многие формы практической психологической работы зародились в России [3, с. 24].

Выделяют разные уровни задач практической психологии:

1. Научно-исследовательские задачи связаны с решением проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;

2. Прикладные задачи практической психологии диктуются необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов, что предполагает составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;

3. Практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах- в форме оказания психологической помощи конкретным людям [1, с. 45].

Опираясь на вышеперечисленные задачи психолог строит свою деятельность. Выделяют пять основных направлений этой деятельности:

v психопрофилактика - работа по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении и т.п.;

v психодиагностика - добывание психологической информации о человеке или группе;

v психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

v психологическое консультирование - обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

v психотерапия - направлена на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний [1, с. 47].

К психопрофилактике и психологическому консультированию тесно примыкает такой вид работы, как психологическое просвещение учителей, учащихся, родителей [3, с. 138].

Психологическое просвещение - самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся, родителей к психологическим знаниям [3, с. 139].

Психопрофилактическая работа - мало разработанный вид деятельности школьного психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе.

В психопрофилактике выделяют три уровня:.    первичная профилактика. Она осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех людей. На этом уровне психолог работает со здоровыми детьми..    Вторичная профилактика. Она направлена на так называемую группу риска, т.е. тех детей, у которых проблемы уже начались. Т.о., вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для изменения учения детей и преодоления различного рода трудностей и т.д.. Третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная цель - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем [3, с. 120].

Задачи психопрофилактики:

а) ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника на каждом возрастном этапе;

б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и личностном развитии;

в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень [3, с. 123].

Психодиагностика («диа» - различие, «гнозис» - познание) - наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза.

Подавляющее число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические) и стандартизированные (тестовые) [10, с. 81].

Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований. Самые простые и очевидные - это умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах - групповой и индивидуальной. Программа психокорреции составляется на основе результатов психодиагностического обследования [2, с. 159].

Консультативная деятельность - очень существенное направление работы школьного психолога. Консультации проводятся для учителей, учащихся, родителей; они могут быть индивидуальными и групповыми. В настоящее время большинство психологов (ученые и практики) рассматривают консультацию как наиболее предпочитаемую рабочую функцию школьного психолога [3, с. 132].

Г.А. Абрамова (1994) в качестве основного метода консультирования называет интервью.

По мнению В.Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (умение молчать) и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания [2, с. 162].

Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов. В узком смысле слова психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

В последние годы различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности [3, с. 142].

Психологическое просвещение является важным направлением деятельности школьного психолога. Проведенные учеными исследования показали, что даже классные руководители, проработавшие с детьми не один год, располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые при всей своей любви нередко не знают ребенка и не могут его понять [3, с. 145].

Исследователи считают, что основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

Ø знакомить учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии; учащихся - с основами самовоспитания;

Ø популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

Ø формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Основные формы данного вида работы школьного психолога: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы [2, с. 174].

Все перечисленные направления деятельности практического психолога в школе существуют только в единстве, во взаимодействии. Например, психодиагностика в школе сама по себе бессмысленна, она только дает определенную информацию [3, с. 167].

Все виды деятельности школьного психолога можно выстроить в следующую схему:

 

 

Психолог должен владеть всеми видами работы, так как только в совокупности они дают ему возможность профессионально решать стоящие перед ним задачи [3, с. 139].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...