Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды информационных технологий и их использование в образовании




Информационная технология (ИТ) - процесс, заключающийся в сборе, обработке и передаче информации, используемый в повседневной деятельности людей для увеличения ее эффективности [4, с. 235].

Информатика - 1) наука, изучающая процессы передачи и обработки информации с помощью компьютера; 2) наука, изучающая процессы обработки информации с помощью компьютеров.

В настоящее время сложилась область общих интересов психологов и специалистов по информатике. Влияние информатики (как науки) на психологию весьма значительно. Это касается вопросов природы психического, основных категорий психологической науки, ее принципов, понимания ее предмета, структуры и методов. С другой стороны психологических знаний, использующихся в информатике - можно отметить большой интерес к проблеме представления знания, планирования, целеобразования, общения, объяснения, понимания, к тому, как они осуществляются человеком. На прикладном уровне в центре внимания оказываются психологические факторы использования информационных технологий. Эффективность работы по созданию ИТ зависит от полноты учета психологических характеристик деятельности будущих пользователей этой технологии, от научной обоснованности тех знаний о психике, интеллекте, общении, поведении, сознании, которые закладываются разработчиком в создаваемой им информационной системе. В настоящее время широко развернуто изучение основ информатики и вычислительной техники, разрабатываются психолого-педагогические основы овладения информатикой [11, с. 456].

Хранение информации - сканирование, отображение информации в свойствах, конфигурациях или расположении физических объектов, называемых в совокупности моделями-носителями информации [4, с. 398].

Искусственный разум - сочетание опыта когнитивной психологии и компьютерной науки, направленное на разработку компьютерных программ, способных выполнять комплексные задачи. Сущность этого подхода заключается в том, что операционные системы, созданные людьми, приближаются по своим возможностям к рассуждающей способности, или разуму человека. Процесс человеческого познания включает взаимодействие между когнитивной и биологической системами, причем первая большей частью является реакцией на требования последней. С другой стороны, компьютер действует исключительно в рамках когнитивной системы. Когнитивные процессы человека подвержены воздействию всевозможных мотивационных и эмоциональных факторов, в то время как компьютерная программа является «целеустремленной» в своем подходе к проблемам [5, с. 234].

ИТ, используемые в сфере образования, относят к техническим средствам обучения (ТСО). По функциональному назначению ТСО подразделяется на 3 основных класса: информационные, контролирующие и обучающие [6, с. 32].

Информационные технические средства служат для передачи информации по каналу прямой связи - от учителя к учащимся. Их подразделяют на визуальные (зрительные), звуковые и комбинированные.

К визуальным относят диапозитивы, диафильмы, кододиапозитивы, немые кинофильмы, объекты эпипроекции, которые демонстрируются на экран при помощи диапроекторов, графо- и эпипроекторов.

Звуковые технические средства - это комплексы аппаратуры и пособий, обеспечивающие запись и воспроизведение звука.

Комбинированные технические средства (звуковое кино и учебное телевидение) обеспечивают подачу и восприятие информации при помощи зрения и слуха [6, с. 33].

Контролирующие технические средства обучения предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. К ним относятся стандартные программы контроля на персональном компьютере, разнообразные комплексы тестирования.

Обучающие технические средства - это разные виды машин, дающих возможность реализовать определенную обучающую программу [6, с. 36].

Компьютерная техника - сравнительно недавно появившееся мощное техническое средство, позволяющее поднять образовательный процесс на значительно более высокий качественный уровень.

Компьютер обладает практически беспредельными возможностями оформления текстовой, графической, знаково-модельной наглядности. Самыми большими возможностями обладает компьютер при создании образной наглядности [9, с. 2].

Компьютеры могут применяться практически во всех формах учебного процесса, при этом интенсифицируется процесс обучения. Интенсификация в значительной степени определяется возможностью каждого учащегося своевременно получить обратную связь программы по поводу правильности выполнения задания, необходимую подсказку или помощь, дополнительную наглядную информацию и т.д. Компьютер так же может выступать в роли тренажера, обучающего автомата, консультанта, средства моделирования процессов и явлений, вычислительного инструмента [6, с. 39].

В настоящее время для занятий в больших аудиториях можно с успехом использовать видеопроектор. Современные проекторы могут брать сигнал с видеомагнитофона или с телевизора, и с компьютера. Причем мощность проектора так велика, что затемнять помещение нет необходимости. Мультимедиапроекторы просты в эксплуатации, для работы с ними не требуется никаких специальных знаний и навыков [6, с. 186].

Используя компьютерную технику, можно осуществлять такую форму обучения, как «электронная лекция».

Сегодня одним из главных достоинств компьютера является возможность быстрого обмена информацией по компьютерным сетям.

Сеть - это совокупность компьютеров (хостов), которые могут связаться друг с другом, часто полагаясь на услуги ряда выделенных компьютеров, передающих данные между участниками. Уже сейчас есть сферы человеческой деятельности, которые принципиально не могут существовать без сетей (например работа банков, больших библиотек).

Сеть Интернет (гиперсеть, «паутина») - глобальная компьютерная сеть, совокупность технических средств, программного обеспечения, стандартов и договоренностей, позволяющих поддерживать связь между различными компьютерными сетями в мире [6, с. 128 - 129].

Пользователи сети Интернет могут получить информацию на какую угодно тему, связаться с человеком, находящимся на другом конце Света, создавать различные творческие проекты, презентации и многое другое.

В обиход все больше входят понятия «искусственный интеллект», «компьютерное мышление», «машинная память» и др. ЭВМ становится партнером человека, а с появлением компьютерной сети - его незаменимым «учителем» и даже средой виртуального существования [10, с. 86].

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что в наше время существует достаточный выбор технических средств, которые мы можем использовать в учебе, работе, творческой деятельности и которые сделают эту учебу, работу, деятельность более интересной и продуктивной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...