Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии, используемые школьным психологом




психолог информационный школьный технология

Рассмотрев в предыдущих параграфах направления деятельности школьного психолога и некоторые информационные технологии, можно предположить, что из последних может использовать в своей работе психолог.

Значительно облегчит работу и сделает ее эффективней компьютер. Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.

С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант. Школьный психолог предложит детям не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся. Так же, используя конструктор тестов, психолог может создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и учителей и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса [9, с. 5].

В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических измерений, снижения уровня громоздкости обработки психологической информации является автоматизация методик. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики в том, что, во-первых, появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам.

Во-вторых, не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса школьник нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу. А для самых маленьких разработаны специальные программы со звуковым сопровождением, то есть ребенок сначала слушает звуковую инструкцию, а затем выполняет какое-либо действие.

В-третьих, обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации.

И в-четвертых, результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования [8, с. 134].

Применение автоматизированных психодиагностических средств продиктовано большими возможностями компьютера по реализации многомерных измерений в психологии, способности всестороннего и динамичного изучения психики человека. Практика применения автоматизированных тестов демонстрирует наглядные преимущества компьютерных техник над бланковыми методами [7, с. 253].

Обработка информации - едва ли не самый сложный, длительный и скучный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд. Психологи все чаще доверяют компьютеру подготовку материалов тестирования к интерпретации и нередко даже позволяют машине конструировать тесты и делать некоторые «психологические выводы» [10, с. 253].

С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику [9, с. 4].

Вычислительная техника с каждым годом оказывает все большее влияние на все этапы психодиагностики - от разработки и конструирования диагностических методик до их проведения, от подсчета «сырых» баллов до оперативного сообщения результатов и их интерпретации.

Особенно эффективным становится применение компьютера на стадии стандартизации разрабатываемых диагностических методик [8, с. 460].

В настоящее время компьютерная психодиагностика располагает громадным арсеналом автоматизированных средств (различные компьютерные программы, предназначенные для исследования психофизиологических реакций испытуемого, когнитивных особенностей, комплексные программы: ACTONICS, MAIN, REAC; KORIFEY, KOT, RAVEN; BIOGRAF, GRAFO, LUSHER,; KOLIBRI, PEDAGOG и др.). Многие методики относительно давно разработаны и имеют устаревший интерфейс. Существует также богатый выбор инструментария в Интернете [8, с. 480].

Можно выделить несколько областей диагностического тестирования, где применение компьютера способно не только интенсифицировать диагностические процедуры и техники, но и открыть для широкой практики совершенно новые возможности:

-   предъявление заданий (стимулов) испытуемым;

-   обработка результатов;

-   интерпретация результатов [10, с. 84].

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе школьного психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей [9, с. 7].

В индивидуальной коррекционной и развивающей работе школьным психологом могут применяться компьютерные психологические программы. Можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой [9, с. 7].

Особенно велик выбор технологий при проведении психологического просвещения. Тут можно использовать такой вид работы как «электронная лекция» - проекция материала на экран. Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. с последующим их обсуждением или без. Можно также организовывать слайд-шоу. В медиапрезентациях есть существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из жизни класса [9, с. 8].

Школьный веб-сайт - еще одна технология, помогающая организовать работу психологу. К сожалению не каждая школа имеет свой веб-сайт. С его помощью психолог может создать свою страничку. Здесь он может поместить информацию для учителей, родителей, детей: материалы для проведения классных часов, конспекты родительских собраний, психологические особенности детей разных возрастов, информацию о причинах неуспеваемости и о проблемах в поведении учеников, различные рекомендации. Там же можно разместить интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для учащихся, а также развивающие программы. Еще одним преимуществом веб-сайта является возможность организовать психологический форум [9, с. 8].

В своей работе школьный психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но в конце концов случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.

Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени [9, с. 10].

Выводы: компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Современный выбор ИТ позволяет психологу интенсифицировать свою деятельность. Но не все так уж гладко, не каждое учебное заведение может предоставить психологу большой выбор технических средств, не всегда его кабинет оснащен компьютером. А компьютеризация работы значительно повышает ее продуктивность. Так же не в каждой школе найдется такой раритет как эпи- или диапроектор, разве только если он есть в собственности у самого психолога.

Сейчас использование информационно-компьютерных технологий становится важной частью образовательного процесса. Компьютерные технологии в работе школьного психолога органично дополняют традиционные методы, расширяя взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Все ИТ несомненно важны и необходимы не только в образовании, но и в других сферах деятельности людей. Ведь технологии первоначально создавались для того, чтобы сделать эту деятельность интересней, эффективней, продуктивней и легче.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...