Этнические общности и цивилизации
Образование этносов — процесс природно-социальный. С одной стороны, отдельные группы неоантропов были объединены характером физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны, увеличиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения. Для изоляции племен или их дальнейшего расселения и формирования новых этносов важную роль играли географические, ландшафтные факторы — труднопроходимые пространства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи (горные массивы и высокие хребты, морские просторы и широкие реки и др.). Известный этнолог XX в. Л.Н.Гумилев (1912—1992) выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием, — этносы. Этнос — это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде, объединившаяся на основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности. Комплиментарностъю называют неосознанную и не предопределенную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей из нескольких этносов). Этносы разделяются понятием «мы — они». Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной, или месторазвитием. Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного биогеоценоза. Однако не каждая территория и биогеоценоз могут быть месторазвитием этноса. По мнению Л. Н. Гумилева, зарождение этносов происходило в наиболее продуктивных местах, на стыке ландшафтных зон, двух-трех ландшафтов. При сочетании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового — казанские татары, булгары, славяне; на пересечении тундры и лесотундры — эскимосы и тунгусы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в другие ландшафты.
С развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов (растение или животное, от которого пошел род, которое является покровителем рода) и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно в процессе увеличения количества людей и расселения родоплеменных группировок возникают отделение и изоляция некоторых групп, происходит обособление социокультурных, или этнических, общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей. Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории группа этносов, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет следующих основных элементов: «общность исторических судеб; «общность территории и языка; «расовая и религиозная общность; «близость культуры и быта; «принадлежность к одному государству. О сложности духовной культуры неоантропов даже в далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными предметами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм, шаманизм (шаман — посредник в сверхъестественном общении с духами, богами, который наделен особым даром общения с духами и душами умерших).
Языческие культы солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в верованиях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство (например, у славянских и угро-финских народов) или буддизм (у монголов, бурят, тувинцев, калмыков). Основные виды этнических общностей в настоящее время — это род и племя, народность, нация. Род — первичная этническая общность людей, состоящая из нескольких поколений, происходящих от общего предка, связанных кровным родством и семейными узами, носящих общее родовое имя. Род может объединять несколько семей, в составе которых имеются общие родственники. Племя — этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества. Племя возникло в процессе родовой организации общества и объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии). Народность — исторически сложившаяся в рабовладельческую эпоху территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации. Нация — крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социокультурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание как выражение этнокультурной связи данного человека с другими людьми своего народа.
Национальная культура постоянно развивается и дифференцируется вместе с языком и народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделяется на отдельные группы наций, создающих новые государственные образования. Например, славянская этническая общность в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане), южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языковые особенности и отличия в элементах культуры и быта, вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. В России, например, российская нация включает в себя не только славянские, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие народы, которых объединяют не только государственная территория проживания, но и общий русский язык, современная культура и экономические связи. При этом формируется особое этнокультурное пространство на территории России. Приобретая самостоятельность, национальная культура в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движения за политическое воссоединение национальных территорий или за создание автономий, независимых государств (например, в Карабахе, Чечне, Абхазии и Южной Осетии, Стране Басков, Северной Ирландии и др.). Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родоплеменного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными группами, говорящими на разных диалектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще некоторым группам иммигрантов, двуязычному населению, группам населения, живущим вдоль этнических границ.
Активное национальное самосознание некоторых народов препятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной культурно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, вьетнамцы, филиппинцы и др.) в странах Европы и Нового Света сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддерживают свои «землячества», диаспоры. Диаспорой называют пребывание значительной этнической общности вне страны ее происхождения. Большинство диаспор образовались в результате действия определенных социально-исторических факторов — насильственного выселения или угрозы геноцида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют крупные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, русских и других народов. В настоящее время исследователи все чаще выделяют так называемые цивилизационные пространства, или цивилизации. Цивилизация — уровень, ступень общественного развития и духовной культуры (например, античная цивилизация, современная цивилизация). Цивилизация — некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности, следующий за тем, который отделяет человека от других биологических видов. Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, населенное людьми, на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием религиозно-этнического толка. В современной культурологии получило распространение определение, предложенное американским ученым С. Хантингтоном. Принято выделять восемь основных цивилизаций: «цивилизации Востока: китайско-конфуцианская, индуистская, арабско-исламская, японо-синтоистская; • западноевропейская католическо-протестантская (с северо • восточноевропейская (славяно-православная евразийская); • африканская (негроидно-африканская). Однако, как отмечают Ю. Н. Гладкий и А. И.Чистобаев, все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, в Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение трансцивилизационных элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные зоны смешения цивилизационных признаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|