Жуткая оргия: поедание трупов
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Для «царей земных» парусия означает насильственную смерть. И впервые за все время Бог выступает как непосредственная причина наказания. Фактически, на сцене остается Он один. При этом суды совершаются по причинно-следственному принципу, с учетом человеческого фактора. Но Бог Сам проводит этот последний суд. «прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» Затем сказано, что «все птицы напитались их трупами» (Отк. 19:21). Вавилон ждет такая же судьба. 10 рогов и зверь будут пожирать его плоть (Отк. 17:16). Но наступит и их черед. Это событие находит свои параллели в видении Иезекииля, хотя оно и несколько отличается в деталях. Еврейский пророк собирает всех птиц и всех полевых зверей (Иез. 39:17-20), тогда как в видении Иоанна речь идет только о птицах. Иезекииль ограничивает жуткую оргию поеданием плоти «мужей сильных», «князей земли», коней и воинов (там же). В Апокалипсисе же к этому добавляется космическое измерение: «чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Отк. 19:18).Уничтожение носит тотальный характер. Здесь также проявляется ирония: эта «каннибалистская оргия», во время которой пожирается плоть царей земных, перекликается с духовным голодом, сопряженным с третьей печатью (Отк. 6:5, 6). В то же время здесь проводится параллель с брачным пиром Агнца – через использование греческого слова (дейпнон переводится как «ужин») для описания этого события (Отк. 19:17; ср.: 19:9). Параллель между двумя «пирами» указывает на двойственный характер спасения: оно одновременно включает в себя и спасение, и уничтожение. Брачный пир Агнца наполняет присутствующих на нем гостей радостью и предвкушением вечной жизни. Армагеддонская оргия пожирает своих гостей в атмосфере жуткой безысходности. От их костей ничего не осталось. Их даже не хоронят надлежащим образом, что было чрезвычайно важно в древнем мире. Грифы пожирают тела без остатка. «Цари земные» исчезают с лица Земли бесследно.
Дьявол и пустота
Бог помещает Своего главного врага в пустыню смерти и небытия. Как и в Отк. 12:9, в Отк. 20:2 он назван «драконом, змием древним, который есть диавол и сатана». Из трех врагов Божьих (Отк. 16:13), дракон – единственный, кто выжил. Два другие – морской зверь и зверь из земли (лжепророк) уничтожены, а с ними и последние цари земные. «Ключ от кладезя бездны», который был у павшего ангела, князя Земли (Отк. 9:1), теперь снова дан ангелу Божьему (Отк.20:1). Этот отрывок вызывает ассоциации с Землей в состоянии до ее сотворения. В греческом Апокалипсисе использовано по смыслу то же слово, что и в Быт. 1:2 еврейское техом, т. е. бездна. Туда и был сброшен дьявол. Земля снова вернулась в свое первоначальное состояние пустоты и бесформенности. Бог отсутствует, как и жизнь. Небеса приговорили дьявола к пустоте и небытию, так же, как змей был низведен до праха (Быт. 3:14). У него не осталось никого, кого он мог бы соблазнять. В отличие от ситуации в книге Бытие, некого было прельщать. Зло было нейтрализовано. Этот урок надежды уже был заключен в обряде Киппура. Это также приговоренный к смерти козел для Азазеля, который символизировал собой сатану, и был уведен в пустыню (Лев. 16:20-22): это часть.ритуала спасения. Искоренение зла, прообразом которого был указанный обряд, завершало очищение народа от его грехов и очищение святилища. То же самое пророчество содержится и в Евангелии по Иоанну. Во время суда над этим миром (Ин. 12:31; ср.: 16:11), сатана, князь мира сего, «изгнан будет вон». Еврейская традиция развивает эту мысль в 1 Енох, где говорится, что Бог повелевает архангелу Рафаилу связать Азазеля и бросить его в пустыне. 12. В видении о суде Божьем «времени конца» Даниил, который связывает этот суд с ритуалом Киппура (Дан. 8) 13, должно быть имеет в виду эту другую сторону спасения, а именно, выдворение Азазела, дьявола, в техом, пустыню.
Апокалипсис говорит об этом выдворении как о конкретном событии во времени. Это должно продолжаться в течение тысячи лет. В контексте Откровения это округленное число символическое. «Тысячи», которые составляют 144 000 означает множества. В еврейской традиции число 1000 часто представляет понятие множества. 14. Такой же символизм может относиться и ко времени. См., напр., Пс. 83:11 — «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи», а также Пс.89: 5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». О том же читаем в книге Екклесиаста: «А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?» (Еккл. 6:6). Ранее, в Еккл. 6:3 мы читаем: «Если бы…человек… прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его на наслаждалась бы добром….то я сказал бы: выкидыш счастливее его. В свете вышесказанного, у нас есть веские основания понимать число «тысяча» как многие годы. Знаменательно, что в конце ст. 3 (Отк. 20:3) антитезой «тысяче лет» служит выражение «малое время», и это подтверждает снова мысль о том, что «одна тысяча» может означать «много лет». Пророку Исайе тоже было дано аналогичное видение. В отрывке из Ис. 24, 25 — в главах, которые у комментаторов получили название «малый Апокалипсис», пророк отождествляет опустошенную «землю» (это ключевое слово, которое встречается 17 раз) с «опустевшим» (тоху) городом (Ис. 24:1, 10; ср.: Быт. 1:2): слово тоху переводится как бесформенный. И снова пророк предсказывает наступление суда против сатаны и его пособников. «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле» (Ис.. 24:21) Как и в Апокалипсисе, здесь говорится о «заключении в темницу» в течение «многих дней» (ст. 22), и тем самым, это подтверждает наше понимание тысячи лет в Отк. 20:3 как «многих дней», длительного отрезка времени.
Апокалипсис не проясняет, что будет происходить на Земле во время этого Миллениума. Одно совершенно ясно: в период, который в Апокалипсисе обозначен как длительное время, зло не будет господствовать над человечеством. Такое символическое понимание 1000 лет отнюдь не исключает возможности того, что речь идет о буквальной тысяче лет. Но здесь важно не это. На этой стадии земной истории в перспективе вечности концепция времени носит иной характер. Вместе с тем, «тысяча лет» это примерная продолжительность жизни допотопных поколений (Адам прожил 930 лет, Иаред 962, Мафусал 969, Ной 950 и т. д.). Упоминание «тысячи лет», может, таким образом, обращать наш взор в допотопную эпоху, в Эдемский сад. Книга Исайи использует тот же самый язык (Ис. 65:17), предвосхищая радости «нового неба и новой земли». Она описывает этот новый мир с позиций золотого века, допотопного времени. В это время умереть в 100 лет означало умереть молодым (Ис.65: 20), а люди проживали такую же длинную жизнь, что деревья (ст. 22). Наш отрывок, таким образом, ретроспективно направлен в золотой век, когда жизнь была счастливой и долгой. Таким образом, Миллениум представляет первые шаги человечества в вечность.
Ожившие умершие
Из небытия пустыни видение переносит нас на полные жизни небеса. Прежде всего, мы встречаем тех, кого встретить не ожидали - угнетенных и униженных, «обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Отк. 20:4), и тех, кто взывал к возмездию и справедливости во время пятой печати. Но наряду с мучениками и героями мы видим там простых, скромных людей, которые не изменили сами себе и остались верными Богу. Таким образом, перед нами предстают праведные в самом широком спектре. Ангел возвещает: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (ст. 6). Эта пятая из семи заповедей блаженства в Апокалипсисе, и она снова связывается с пришествием Мессии. Связь между воскресеньем и пришествием Мессии вполне очевидна. Она раскрывалась уже пророком Даниилом как экстраординарное событие, относящееся к пришествию Михаила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Знаменательно, что последняя глава Даниила начинается и кончается этой темой. Князь великий Михаил (Дан. 12:1) 15, стоящий (евр. амад) за свой народ, приведет к воскресению (евр. амад — восстать) «в конце дней» (ст. 13). Аналогичным образом, Апокалипсис связывает воскресенье праведных с победой всадника на белом коне. Апостол Павел далее развивает эту тему: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15-17).
Воскресение – единственное объяснение присутствия этих оживших мертвых на небесах. Они присутствуют там в теле, как живые души. Их душа не осталась живой после смерти тела: и в отличие от распространенного верования в то, что душа бессмертна, Библия учит, что они присутствуют там в неразрывном единстве души, тела и разума. Мы должны понимать слово «души» здесь (Отк. 20:4) с позиций еврейского мышления: душа обозначает собой личность, во всей ее полноте. Еврейское слово нефеш обычно переводится в Септуагинте греческим словом псюхе и в разных современных переводах Библии под душой понимается живое человеческое существо во всей полноте и неразрывности ее личности: физического, умственного и духовного единства. Нефеш (душа) страдает от голода (Пс. 106:9; Втор. 12:20) или от жажды (Пс.142:6), насыщается (Иер. 31:14) и наслаждается (Ис. 55:2). Нефеш любит (Быт. 34:3; Песн. 1:7), проявляет чувства (Пс. 118:10), знает (Пс.138:14) и поклоняется и восхваляет Бога (Пс. 102:1; 146:1). В Библии представлена концепция целостности человеческого существа. Когда тело умирает, то же происходит и с разумом (Еккл. 9:5). Смерть объемлет всю личность, так же как объемлет ее и жизнь. Апокалипсис, глубоко укорененный в еврейских Писаниях, говорит о воскресении как явлении, которое охватывает всего человека: его физическое и духовное измерение – и тело, и сознание. Для Библии тело не разделимо с душой. Тело есть душа, а душа есть тело. Теперь мы лучше понимаем концепцию воскресения в контексте нашего отрывка. В Библии жизнь означает и физические чувства человека, и его эмоции, и его мысли. Ангел не говорит о природе и процессе воскресения. Как обычно, внимание здесь в меньшей мере сосредоточено на процессе, чем на результате: это принцип библейских чудес – будь то чудеса творения, иссушение вод Красного моря или воскресение Иисуса. Богодухновенный автор свидетельствует о событии, не вдаваясь в научные разъяснения его природы.
Воскресение означает, что воскрешенные присутствуют во плоти, в теле. Сам по себе факт их пребывания на небесах доказывает, что воскресение совершилось. Писания рассматривают Бога и сотворение Им Земли и рода человеческого как объективные реальности. Не требуется никаких внебиблейских доказательств того, что человек и это историческое событие существуют. Их существование говорит само за себя. Пророческое видение смещается в сторону воскрешенного человечества. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4). Жертвы стали судьями. Роли переменились, справедливость торжествует. Бог призывает их разделить с Ним ответственность в вынесении вердикта неправедным. Вместе с тем, Господь уже вынес Свой приговор. Первое воскресение показывает, что суд уже имел место. Пришествие Мессии разделило людей на две категории: праведных и нечестивых. У пророка Даниила говорится об этом, поскольку он описывает событие суда до пришествия Сына человеческого (Дан. 7). Аналогичным образом, когда речь идет об Армагеддоне, представлены две группировки, два противоборствующих лагеря: нечестивые идут войной на праведных. В любом случае суд принадлежит Богу - Творцу. Он единственный, кто способен «испытывать сердца» (Отк. 2:23). Только Бог способен сочетать в неразрывном единстве милость и справедливость, и только Он может прощать грехи. Его абсолютная праведность служит единственной гарантией различения добра и зла. Он единственный, кто имеет право судить (Ин. 8:7). Бог хочет, однако, удостоверить Свою справедливость и милость перед Своим народом. Он раскрывает Свои книги (Отк. 20:12) перед искупленными, давая им возможность, равные полномочия на суд, поскольку они будут править вместе с Ним (ст. 4, 6). Господь хочет, чтобы они были информированы, чтобы они поняли, почему Он принял именно такие решения. Его народ примет участие не только в Его правлении, но разделит и Его святость. Писание отождествляет их со священниками - «священниками Бога и Христа» (ст.6). В книге Левит функции священников часто параллелизуются с термином кодеш (святость) 16. Ключевая фраза «будьте святы, ибо Я свят» и ее варианты выражают эту многократно повторяющуюся тему. 17. Важно отметить, что заповедь блаженства в Апокалипсисе, которая вводит обетование о священничестве, связывает термины «блажен» и «свят» (ст. 6). Отождествляя воскрешенных со «священниками», Апокалипсис тесно связывает их с Богом. Святость (кодеш) — неотъемлемый атрибут Бога. 18. Бог дарует его и воскрешенным, дабы и они — подобно Ему — обладали свойством различать добро и зло. Но Господь не просто наделяет полномочиями судей, Он дает им и время совершать суды — 1000 лет. Их суду подвержены не только их собратья, нечестивые, но и Сам Бог предстает перед их судом по Своей воле. Гог и Магог
Господь настолько уважает их суд, что готов ждать 1000 лет для вынесения приговора. Окончательное уничтожение могло бы произойти во время Парусии. У Бога для этого есть все необходимые данные. Тем не менее, Он хочет, чтобы последнюю печать одобрения поставило человечество и чтобы оно поняло Его решение. Новый старт возможен только после того, как будут сняты все сомнения. Бог, таким образом, предоставляет им еще 1000 лет. И даже тогда окончательное уничтожение придет в ответ на инициативу нечестивых. После Миллениума будут воскрешены остальные мертвые: их огромное множество, «число их – как песок морской» (Отк. 20:7). Сатана снова появляется в мире как великий обольститель (ст.7). Его намерения те же: обольстить народы и собрать их на брань против Бога и Его народа. Этот сценарий подобен тому, который был разыгран в Армагеддонской кампании. Он тоже с трагическим концом: в озере огненном (Отк. 20:10, 13, 14; ср.: 19:20). Обе эти битвы носят еврейские названия. Название новой битвы: «Гог и Магог», оно связано с историей Израиля (Иез. 38:2). Эти два конфликта, между тем, различаются между собой. Если Армагеддонская битва сталкивает Израиль с хорошо известным его врагом — Вавилоном, то битва Гога и Магога, согласно описаниям пророка Иезекииля, не называет конкретных врагов, определяя лишь их главную цель – разрушить царство мира: «Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: `поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей» (Иез. 38:10, 11). В Армагеддонской битве вавилонская армия сражается против Спасителя, идущего с востока (Отк. 16:14,16), и их противники используют особую тактику, проникая за стены Вавилона. В битве Гога и Магога войска дракона уже находятся внутри лагеря народа Божьего (Отк. 20:9). «Цари земли» участвовали в сражении под водительством зверя, лжепророка и дракона. Война Гога и Магога включает народы всей земли: «на четырех углах земли», число врагов при этом «как песок морской».(ст. 7). «Народы» как великое множество – главная тема видения Иезекииля о Гоге и Магоге: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» (Иез. 39:11). Полчища Гоговы: это «Гамон Гог», или «множества Гоговы» 19. Переход от Армагеддона к Гогу не лишен иронии. Враги Бога хотели захватить гору (хар) Божью, закончили же в долине. Ирония состоит и в самой битве Гога. Здесь все построено на игре слов. Множество начинает как символ силы, но превращается в ландшафт смерти и ужаса. Орды Гога, его полчища превращаются в горы трупов (Иез. 39:11, 13, 15). Еврейское слово, обозначающее «долину полчищ Гоговых» (гей Хамон Гог) - долина Гинномова, там, где иудеи приносили детей в жертву Молоху (2 Пар. 33:6) 20. Именно эта долина послужила истоком концепции «геенны огненной, ада» (см., напр., Мф. 5:22). Название «Гог и Магог» несет в себе понятие «множества». Его числовое значение – 70 – в еврейской традиции представляет собой число народов за пределами Израиля. 21. Именно это, вероятно, послужило причиной использования данного названия в нашем отрывке. Такая трактовка вполне согласуется в литературным стилем Апокалипсиса, где цифры имеют символическое значение (напр., 666, Отк. 13:18). 22. Таким образом, в апокалиптическом символизме выражение «Гог и Магог» означают «множество народов», гоим, к которым, согласно традиционной еврейской терминологии, относятся те, которые чужды завету с Богом Израиля. Смерть смерти
Видение «великого белого престола» (Отк. 20:11), которое завершает этот цикл, перекликается с «белым конем», который начинает его. Победа всадника ведет к престолу. «Земля и небо» бегут от него, и мы снова возвращаемся к безмолвию седьмой печати (Отк.8:1). Традиционная формула «небо и земля» теперь перевернута: «земля и небо». Наша Вселенная, наше окружение, наша ниша – все это исчезает. Те, кто остался в живых после Армагеддона, после тысячи лет тщательного изучения книги, пришли к простому заключению о том, что «судим был каждый по делам своим» (Отк. 20:13). Смерть, которая теперь уничтожает врагов Божьих – это смерть последняя. Помимо этой последней «второй смерти» (ст. 14), никакой больше смерти нет. Последняя смерть – это смерть самой смерти. Пророк описывает это событие метафорическим языком: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Отк. 20:14). Мы помним возгласы пророка Осии, которые потом повторил апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14: ср.: 1 Кор. 15:55). Видение Гога и Магога Иезекииля уже служило аллюзией на полное уничтожение нечестивых. Согласно этому видению, полчища Гога и Магога, в отличие от Армагеддона, будут уничтожены полностью, и некому будет оплакивать их: «И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю». (Иез. 39:12).. В конце спасется только Израиль. Евреи, христиане и все другие, все те, кто оставался верным Богу, все спасутся. Израиль – в контексте Апокалипсиса это не просто этническая принадлежность: согласно определению, данному в начале нашей главы, Израиль состоит из тех, кто «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4)..Ангел уже описал их как тех, кто несет на себе печать Бога на своем челе (Отк. 7:2, 3), т..е 144 000 из всех израильских племен (ст. 4). Апокалипсис рассматривает Израиль в духовном и символическом смысле: как тех, кто выжил в человеческой истории. Теперь пророк сосредоточивает внимание на них. Как и в видении Иезекииля, трагическая сцена с Гогом и Магогом подготавливает путь к Новому Иерусалиму во всем его великолепии и красоте (Отк. 21:1- 22:5; ср.: Иез. 40 -48).
Примечания.
ГЛАВА 9 ЗОЛОТОЙ ИЕРУСАЛИМ (Откровение 21 – 22:5) Суккот Нисхождение Нового Иерусалима —- это последнее пророческое событие Апокалипсиса (см. схему «Пророческие события» на следующей странице) и в структурном отношении аналог послания к семи церквям, которое служит введением к Апокалипсису. В этих двух разделах есть несколько общих тем: Новый Иерусалим (Отк. 21:10), сияние славы Божьей (Отк. 21:23; ср.: 1:16), имя Божье, начертание которого несет на себе Его народ (Отк. 22:4; ср.: 3:12), дерево Божье (Отк. 22:2; ср.: 2:7) и книга жизни (Отк. 21: 27; ср.: 3:5). В обоих рассказах возносится благословение «победителю» (Отк. 21:7; ср.: 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21), а Бог предстает как «начало и конец, «Альфа и Омега» (Отк. 21:6; ср. 1:17; 2:8). В этих двух разделах Апокалипсиса мы слышим непосредственно голос Божий (Отк. 21:3; ср.: 1:10). Более того, упоминание о присутствии Бога предшествует обоим повествованиям. В первом разделе - о семи церквях – говорится о Сыне человеческом, Который ходит среди светильников на земле (Отк. 1:13). Теперь пророк видит Новое Небо и Новую Землю, а также спускающийся с небес Святой город (Отк. 21:1, 2) и слышит громкий голос от престола (ст. 3). Далее здесь, в контексте Нового Иерусалима мы видим Самого Бога, пребывающего среди народа Земли (Отк. 21:1-8). И снова видение вводится через литургию. Праздник Пасхи, первый в еврейском религиозном календаре, предшествует посланию к семи церквям. Аналогичным образом в Новом Иерусалиме ожидается последний праздник календаря – праздник Кущей, или Суккот. Апокалипсис использует язык, сходный с тем, который использовался в контексте праздника Кущей, Суккота, тем самым связывая Новый Иерусалим с этим праздником. Ключевой отрывок здесь – в Отк. 21:3: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Слово скиния (от греческого корня скене - «обитать», «пребывать») перекликается с еврейским словом шехина, которое обозначает знак физического присутствия Бога среди Своего народа (Исх. 40:34-38). Еврейское слово шехина, в свою очередь, происходит от того же корня, что и глагол шакан (обитать), что в греческом языке передается через глагол скенун (обитать, ставить палатку, шатер). 1. Это ясно указывает на то, что Бог будет, действительно, обитать среди Своего народа, пребывать с людьми. Новый Иерусалим будет местом физического присутствия Бога, а не просто символом Его пребывания там, как это было в случае с Храмом. Далее в тексте об этом говорится совершенно ясно: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Отк. 21:22). В этом состоит принципиальная разница между Новым и древним Иерусалимом. В новом городе реальное присутствие Бога заменит собой Храм, который функционировал как символ Его пребывания.В книге пророка Иезекииля показана аналогичная модель, указывающая на присутствие Бога в городе: «Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня будет: `Господь там'» (Иез. 48:35). Наконец, Бог здесь. Между Ним и Его народом, наконец, устанавливается истинное общение. Апокалипсис выражает это языком завета: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3) и «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Отк. 21:7) 2. Это одна из самых любимых тем Песни песней: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями» (Песн. 2:16; ср.: 6:3; 7:10). Язык брачной метафоры и отеческих отношений свидетельствует о близости Бога, с Которым, наконец-то, люди смогут иметь прямые и близкие взаимоотношения без проблем, разделявших их: огромной дистанции, греха и заблуждений, а также без посредничества священника или обрядов. То, в чем Бог отказал Моисею (Исх. 33:20-23), теперь становится возможным в повседневной жизни: «И узрят лице Его» (Отк. 22:4). Бог будет присутствовать там, с нами, и мы будет общаться с Ним, как с окружающими нас мужчинами и женщинами, с которыми беседуем, смеемся, обедаем и размышляем. Это новый опыт, суть которого невозможно выразить никакими словами или умозаключениями. Но это бесконечно расширяет и углубляет смысл праздника Кущей (суккот, шалаши, шатры), во время которого строились шалаши из ветвей деревьев и виноградной лозы. Этот обычай служил воспоминанием о странствия израильтян по пустыне и о сооружении скинии, суккота Бога, символа Его присутствия среди Своего народа: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). В еврейской традиции сукка, подобно святилищу, символизировал шехину. 3. псалмы, которые воспевались в этих шалашах, свидетельствуют о таком символизме: они говорят о Его охраняющей руке (Пс.22; 26; 35; 56; 62; 90). Более того, непрочность этих шалашей напоминала о ненадежности земных городов, усиливая стремление к небесному царству. Ветви, покрывавшие крышу, всегда позволяют нам видеть через отверстия в этой крыше высокое небо над нами. Знаменательно, что во время праздника Кущей читалась книга Екклесиаста, в которой говорится о тщете и суете наших жизней, наших дел, наших жилищ (см., например, Еккл. 2:4 и дал.). Тот же урок надежды мы усматриваем и в другом названии этого праздника: праздник Жатвы (Исх. 23:16; 34:22), ибо он также отмечает собой конец жатвы. В Апокалипсисе эта аллюзия на праздник Кущей особенно значима. После Киппура (Отк. 11:19), жатвы зерновых и сбора винограда (Отк. 14:14-20; 16:17, 18), обряда с козлом для Азазеля (Отк. 20:2, 3) и очищения стана (Отк. 20:7-15) – после всех этих событий следует великое собирание народа Божьего «с четырех углов земли». Мы видим универсальность этого собирания, на которое указывает общая формула: «Се, скиния Бога с человеками». Пророк Захария уже внутренним духовным слухом слышал мессианские обертона в празднике Кущей: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Зах. 14:16). Пророк Апокалипсиса использует сходный язык: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Отк. 21:24) Жажда человечества встречи с Богом, наконец-то, будет полностью удовлетворена: «И принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:6; ср.: 22:1). Этот образ встречается также в контексте праздника Кущей. Существовал такой обычай: священник черпал воду из Силоамского пруда золотым кувшином во время утреннего и вечернего обрядов ежедневного жертвоприношения. Народ приветствовал его пением: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3) 4. Именно на этот обычай указывал Иисус во время праздника Кущей, когда сказал: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Новый Иерусалим
В Апокалипсисе говорится об исполнении всех желаний, дается ответ на все упования и стремления мира; жаждущие удовлетворят свою жажду сполна (Отк. 21:6), когда спустится с неба град Божий, тогда все услышат слова Бога: «Совершилось» (ст. 6). И, действительно, само название – Иерусалим – значимое. Прежде всего, это город мира, на что указывает древнее название «Салим» (шалом – мир). Это город Мелхиседека, праведного царя, который оказал поддержку Аврааму в его военной кампании (Быт. 14:18; ср.: Евр. 7:1). Город Иерусалим был построен на горе Мориа (2 Пар. 3:1), тем самым, это аллюзия на жертву Исаака (Быт. 22:1-18). Иерусалим был также местом, где Бог остановил меч смерти, чтобы избавить от дальнейшего уничтожения израильтян (1 Пар. 21:14-16). Давид захватил этот город и сделал его первой столицей Израиля (2 Цар. 6:12-23). Но общественная память израильтян, прежде всего, связывает Иерусалим с Храмом. Иерусалим - это место молитвы и поклонения (Пс. 47:2; 121:1, 2). Город также представляет собой противоположность Вавилону и является символом возвращения из вавилонского плена и конца рабства. Именно этот город вызывает особую ностальгию – народ Божий не может забыть Иерусалим (Пс. 136). Через все эти исторические обстоятельства народ Израиля пришел к отождествлению Иерусалима с присутствием Бога. Этот город ассоциируется с местом пребывания Бога на Небе, с местом, где святые могут пребывать в лучах славы Божьей вовек (Пс. 47:2-4). Пророк Даниил также писал о небесном Иерусалиме. За пределами земных царств, которые исчезнут без следа (Дан. 2:35), пророк видит царство «которое будет стоять вечно» (Дан. 2:44), подобное «камню» (ст. 35, 45) – т. е. горе, традиционному символу Сиона, или Иерусалима. В духе библейской традиции еврейская традиция подтверждает реальность «Иерусалима свыше» (Йерушалайм шель Мала), который существовал даже до сотворения мира. 7 и вдохновлял любовную лирику поэтов 8. В еврейской апокалиптической литературе небесный Иерусалим и его храм рассматриваются как сошедшие на города мира, «ибо ни одно человеческое творение ни может сравниться с местом пребывания Всевышнего. 9. Согласно представлениям каббалистического раввина Бахайи б. Ашера, множественное число еврейского слова Иерусалим (Иерушалайм) указывает на два.Иерусалима: один на Земле, а другой на Небе. Иерусалим прошлого, однако, едва ли можно сравнить и Новым Иерусалимом. Они не имеют ничего общего между собой. Первые слова в Отк. 21 описывают Новый Иерусалим в терминах сотворения: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1). Параллельный текс в книге Исайи разъясняет эту связь с сотворением: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (Ис. 65:17, 18). Новая Земля будет кардинально отличаться от старой. «Моря» уже не будет (Отк. 21:1) – это первое отличие новой Вселенной. В еврейском мышлении «море» ассоциируется с пустотой и тьмой (Быт. 1:2; Пс. 17:12; Иов. 26:10; Прит. 8:27), смертью и «небытием» 10 (Иез. 26:19-21; Иона 2:6; Авв. 3:10) и злом (Ис. 27:1; 51:9, 10). Писание также связывает с «морем» Вавилон (Отк. 16:12), а в Апокалипсисе – с происхождением зверя (Отк. 13:1). 11. Греческое слова неос, которое характеризует Иерусалим, означает нечто радикально и «всецело другое». 12. Бог придает Новому Иерусалиму новую конфигурацию и спускает его с небес (Отк. 21:2; ср.: Отк. 3:12). Это не Иерусалим шестидневной войны и не мечети Омара, не Стены плача и не Святого гроба. Новый Иерусалим это не подновленный старый город. Перемены радикальные, они касаются всего: «Се, творю все новое» (Отк. 21:5). На персональном уровне Иерусалим свыше, прежде всего, дает великое утешение. Это первая истина, о которой говорится в Апокалипсисе: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Слезы здесь не имеют никакого отношения к кровавой бойне Гога и Магога и памяти тех, кто исчез с лица Земли навеки. Контекст позволяет полагать, что это слезы о ранах прошлого. Подобно тому, как не будет больше смерти и страданий, не будет и слез и траура. Человеческие страдания, конечно, относятся к самым древним и самым серьезным претензиям к Богу – Богу, Который безмолвствует среди этих страданий. Где был Бог во времена бедствий и притеснений, страданий и боли?. Слезы маленькой девочки, замученной нацистами, исчезли незаметными, но теперь Бог вытирает их собственной рукой. Он не говорит никаких слов, не объясняет ничего – только Его жесты, только Его обетования о том, что слез больше не будет. Это последнее утешение, это единственно возможный ответ на проблему страданий. Итак, это все нисходит к Богу. Вот, почему пророк откладывает описание красоты Иерусалима до этого последнего раздела своей книги. Впервые в Апокалипсисе видение пророка не следует хронологии событий, но сосредоточено на одной реальности – золотом Иерусалиме. Здесь находится последняя «станция назначения» человечества. Тем не менее, описание города происходит от общего к частному. Вначале пророк описывает город, нисходящий с Неба. 13. Видение разделяется на две части, каждая из которых начинается словами: «и показал мне» [ангел] (Отк. 21:10; 22:1). По мере приближения к центру видения пророк раскрывает семь чудесных явлений. Первая панорама (Отк. 10:10-27) представляет: 1) город, сияющий, как драгоценный кристалл» 2) его ворота и стены из драгоценных камней и 3) его главную площадь (улицу) из золота. Вторая панорама (Отк. 22:1-5) представляет: 4) центр площади с чистой рекой воды жизни; 5) дерево жизни, 6) престол Божий и 7) Самого Господа Бога.
Город света
Новый Иерусалим - это совершенно новый и прекрасный город, место, которое вызывает абсолютное доверие, восхищение и безудержную радость. «Большая, высокая стена» надежно защищает город (Отк. 21:12). Каждая сторона города (ст. 16) имеет 12 000 стадий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|