Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подобна совокуплению человека со своей матерью».




Касаемо запрета путей, ведущих к запретному приводится хадис от имама Ахмада,

переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), что когда был ниспосланы аяты о риба

в суре «аль- Бакара», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

вышел из мечети, прочитал их и запретил торговлю вином.

Этот хадис в шести сборниках кроме ат-Тирмизи.

Таким образом, как говорят ученые, если запрещены все пути, ведущие к риба,

то запрещены все пути, ведущие к запретному, например торговля алкоголем.

 

В двух Сахихах приводится хадис,

где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ، حُرِّمَتْ عَلَيْهِمُ الشُّحُومُ فَجَمَلُوهَا فَبَاعُوهَا، وَأَكَلُوا أَثْمَانَهَا»

«Аллах проклял иудеев, им был запрещен жир животных,

Но они растапливали его, продавали, и питались выручкой от него».

Али и ибн Масуд передают,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَعَنَ اللهُ آكِلَ الرِّبَا وَمُوكِلَهُ وَشَاهِدَيْهِ وَكَاتِبَه»

«Аллах проклял потребляющего риба, того, кто платит риба,

двух свидетелей (сделки) и писаря (при сделке) ».

Тут проклятие на свидетелей и писаря за то, что дают законный вид сделке,

хотя если они делают это по незнанию, то дела по намерениям.

 

Аллах сказал далее:

 

يَمْحَقُ اللَّهُ الْرِّبَواْ وَيُرْبِى الصَّدَقَـتِ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

(276) Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.

Аллах не любит всяких неверующих грешников.

إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَآتَوُاْ الزَّكَوةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

(277) Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния,

Совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа.

Они не познают страха и не будут опечалены.

Здесь Аллах сообщает о том, что Он уничтожает лихву, либо лишив этих денег их

обладателя, либо, лишая благословения от ее прибыли, и он не сможет воспользоваться этими деньгами, и будет наказан как в этом мире, так и в мире вечном.

Как сказал об этом Всевышний Аллах: ﴿قُل لاَّ يَسْتَوِى الْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ وَلَوْ أَعْجَبَكَ كَثْرَةُ الْخَبِيثِ﴾

Скажи: «Скверное и благое не равны,

даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)» (5:100)

Также Всевышний сказал: ﴿وَيَجْعَلَ الْخَبِيثَ بَعْضَهُ عَلَى بَعْضٍ فَيَرْكُمَهُ جَمِيعاً فَيَجْعَلَهُ فِى جَهَنَّمَ﴾

Чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго,

бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. (8:37)

и также сказал: ﴿وَمَآ ءَاتَيْتُمْ مِّن رِّباً لِّيَرْبُوَاْ فِى أَمْوَالِ النَّاسِ فَلاَ يَرْبُواْ عِندَ اللَّهِ﴾

Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства,

не приумножатся у Аллаха. (30:39)

 

Ибн Джарир сказал: слово Всевышнего: ﴿يَمْحَقُ اللَّهُ الْرِّبَواْ﴾ Аллах уничтожает лихву

имеет такой же смысл, как и хадис от ибн Мас’уда,

где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лихва приведет к недостатку, даже если (кажется), что ее много».

Слова Аллаха: ﴿وَيُرْبِى الصَّدَقَـتِ﴾И приумножает пожертвования – т.е. взрастит и преувеличит.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ تَصَدَّقَ بِعَدْلِ تَمْرَةٍ مِنْ كَسْبٍ طَيِّبٍ، وَلَا يَقْبَلُ اللهُ إِلَّا الطَّيِّبَ، فَإِنَّ اللهَ يَتَقَبَّلُهَا بِيَمِينِهِ،

ثُمَّ يُرَبِّيهَا لِصَاحِبِهِ، كَمَا يُرَبِّي أَحَدُكُمْ فَلُوَّهُ حَتَّى تَكُونَ مِثْلَ الْجَبَل»

«Тот, кто пожертвует фиником от честного заработка, а ведь Аллах

Принимает только благое, Аллах примет это Своей Дланью и будет

Растить ее для ее хозяина, подобно тому, как кто-то из вас растит

скотину, пока этот финик не станет размером с гору».

Этот хадис приводится в разделе о закяте.

 

(وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ) Аллах не любит всяких неверующих грешников – т.е.

не любит неверующих сердцем и порочных на языке и делах. И это окончание аята логично,

т.к. лихоимец не довольствуется честными путями заработка, и ему недостаточно

дозволенных методов, и поэтому он стремится завладеть имуществом

людей ложными путями заработка.

 

Затем Аллах воздает похвалу верующим в своего Господа, повинующимся Его приказам, воздающим благодарность Ему, благотворительными к Его созданиям своим совершением молитв и выплатой закята. Он сообщает о награде, которую Он приготовил для них и почестей, и о том, что в Судный день они будут в безопасности. Он сказал:

إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَآتَوُاْ الزَّكَوةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

Воистину, тем, которые уверовали и верили праведные деяния,

Совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа.

Они не познают страха и не будут опечалены.

Всевышний Аллах сказал:

يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ إِن كُنتُمْ مُّؤْمِنِينَ

(278) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставляйте оставшуюся часть лихвы,

Если только вы являетесь верующими.

فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِن تُبتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَلِكُمْ لاَ تَظْلِمُونَ وَلاَ تُظْلَمُونَ

(279) Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника.

А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал.

Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо.

وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

(280) Если должник находится в трудном положении, то ожидание до улучшения положения. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!

وَاتَّقُواْ يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

(281) Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху.

Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел,

И с ними не поступят несправедливо.

Всевышний Аллах повелевает Своим верующим рабам страшиться Его,

запрещая им дела, которые приблизили бы к Его гневу.

Он сказал: ﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ﴾ О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха – т.е.

бойтесь и помните о том, что Он наблюдает за вашими действиями.

﴿وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ﴾ И оставляйте оставшуюся часть лихвы – т.е. оставьте то,

что должны вам люди из лихвы от вашего капитала, после этого предупреждения.

﴿إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ﴾ Если только вы являетесь верующими – в то,

что узаконил Аллах из дозволенной торговли и запрета лихоимства и т.п.

Зайд ибн Аслам, ибн Джурайдж и Мукатиль ибн Хаййан, а также ас-Судди считают,

что этот аят был ниспослан по поводу племени БануАмр ибн Умайр из Сакифа и племени

Бану аль-Мугира из Бану аль-Махзум. В джахилии между ними было ростовщичество,

а когда пришел Ислам и оба племени приняли его, Сакиф потребовал свою долю от

ростовщичества. Бану аль-Мугира посоветовались и сказали: «Мы не будем выполнять обязательства по выплаты лихвы». Тогда Итаб ибн Усейд наместник Мекки написал

письмо посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу.

Тогда был нипослан этот аят, и посланник Аллаха отправил его наместнику:

(يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ إِن كُنتُمْ مُّؤْمِنِينَ فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ)

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставляйте оставшуюся часть лихвы,

Если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте,

о войне от Аллаха и Его посланника. Тогда сакифиты сказали: «Мы каемся

перед Аллахом и оставляем оставшуюся часть лихвы». И они полностью оставили ее им.

 

Ибн Джурайдж передает слова ибн Аббаса по поводу слов Аллаха:

﴿فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ﴾ То знайте, о войне – т.е. будьте уверены о войне от Аллаха и Его посланника.

Он также сказал, что в Судный день пожирателям войны скажут: «Берите оружие,

ибо вам объявили войну». А затем он процитировал аят: ﴿فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ﴾

Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника

Али ибн Абу Тальха передает от ибн Аббаса: ﴿فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ﴾

Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника – тот,

кто живет за счет ростовщичества и не оставляет его, то имам мусульман (правитель) имеет право потребовать от него покаяния, и если тот не покается, то отрубить ему голову.

 

Затем Аллах сказал: ﴿وَإِن تُبتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَلِكُمْ لاَ تَظْلِمُونَ﴾

А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо – тем, что берете лихву, и ﴿وَلاَ تُظْلَمُونَ﴾ И с вами не поступят несправедливо – т.е. вы заберете свой капитал, который вы одолжили без прибыли или потери.

Ибн Абу Хатим передает от Амра ибн аль-Ахваза, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди на прощальном паломничестве сказал:

«أَلَا إِنَّ كُلَّ رِبًا كَانَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، مَوْضُوعٌ عَنْكُمْ كُلُّهُ، لَكُمْ رُؤُوسُ أَمْوَالِكُم لَا تَظْلِمُونَ وَلَاتُظْلَمُونَ،

وَأَوَّلُ رِبًا مَوْضُوعٍ، رِبَا الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِالْمُطَّلِبِ مَوْضُوعٌ كُلُّه»

«Поистине, любое ростовщичество, которое было во время джахилии,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...