Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление учетной документации священных мест




(священных земель), природно-культовых объектов

 

Для населения Республики Алтай актуальным является традиционное природопользование. В связи с этим перед органами охраны объектов культурного наследия остро стоит вопрос определения типологии и видового разнообразия сакральных мест (священных земель) и природно- культовых объектов.

Предлагается методика натурного обследования и описания культовых объектов:

1. наименование объекта, ономастика, топонимика;

2. местонахождение объекта с картографированием и по возможности с топографической съемкой, с координатами (GPS-приемник);

3. фотофиксация объекта;

4. определение культового значения (бурханистский, шаманский, буддийский, синкретичный и др.);

5. описание предмета почитания (кому посвящаются совершаемые ритуалы и подношения, кому обращаются с молитвами);

6. регулярность совершаемых ритуалов;

7. степень социальной значимости объекта;

8. категория охраны.

На основе указанных описаний проводится проектирование охранных зон. В техническом отношении целесообразно использовать методику зонирования особо охраняемых природных территорий и археологических памятников (зоны: А, Б, В согласно Концепции сохранения и развития сакральных мест (священных земель) и природно-культовых объектов). При определении особого режима использования земель, ограничения или запрещения хозяйственной деятельности, строительства следует различать традиционные способы и виды хозяйственной деятельности.

Для разработки культурно - просветительских, экологических, туристических маршрутов с посещением сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов в зоне В в качестве рекреационных объектов необходимо указывать показатели эстетической ценности памятника. При определении категории сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов необходимо согласование с органом охраны объектов культурного наследия с учетом категорий объектов культурного значения, к которым относятся:

1. объект всемирного культурного наследия;

2. особо ценный объект культуры народов Российской Федерации;

3. объект федерального значения;

4. объект регионального значения;

5. объект муниципального значения;;

6. выявленный объект.

На начальном этапе составления документации объекты следует регистрировать как выявленные объекты.

Границы зон охраны сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов, режимы использования земель в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. Проект охранных зон предполагает основание определения границ, режима их содержания и использования и утверждаются в порядке, установленном законом Республики Алтай.

Существует проблема определения границ сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов. Например, где начинается граница священной горы, целебного источника? Горы, как обычно, тянутся хребтами, одиночно стоящих гор очень мало. Со стороны окружающих долин граница объекта может проходить по началу склона горы, а по тянущемуся хребту это может быть перевал или наименьшая высота. То есть, к каждому сакральному месту (священной земле), природно-культовому объекту подход должен быть индивидуален. Границы сакрального места (священной земли), природно-культовых объектов могут совпадать с охранной зоной. При картографировании и составлении учетной документации водных источников так же возникают вопросы по определению границ и охранной зоны. Дело в том, что водный источник может тянуться на многие километры. В культовых целях используется исток целебного родника, где проводится церемония ритуального почитания.

Рекомендуется проведение границ охраняемых сакральных мест (священной земли), природно-культовых объектов в истоках целебного источника с прилегающей территорией его верховьев, где нельзя ходить, осквернять, мусорить, шуметь. Нижняя часть источника до вхождения его в другую реку будет входить в охранную зону.

Таким образом, оформление учетной документации культовых объектов, составление их реестра проводится так же, как и на другие объекты культурного наследия.

 

7. Территориальное планирование и включение сакральных мест

(священных земель), природно-культовых объектов в схемы территориального планирования

В последние годы в Российской Федерации проводится работа по территориальному планированию. В схемы территориального планирования включаются планировочная организация территории. Зачастую, исполнители проекта пытаются не учитывать объекты культурного наследия, в том числе, культовые объекты. Это обусловлено несколькими факторами:

- в Республике Алтай на объекты культурного наследия не установлены границы, охранные зоны;

- ведется только сбор материала и составление перечня сакральных мест

(священных земель), природно-культовых объектов Республики Алтай для разработки единого государственного реестра сакральных мест (священных земель), природно-культовых объектов Республики Алтай;

- на земельных участках, где расположены культовые объекты, отсутствуют кадастровые номера.

В связи с этим, органам местного самоуправления необходимо собрать все сведения о культовых объектах, расположенных на территориях муниципального образования и предоставить разработчикам проекта для включения в схемы территориального планирования. Для обсуждения в общественных слушаниях необходимо приглашать работников особо охраняемых территорий, старейшин села, работников культуры.

Законодательно сакральные места (священные земли), природно-культовые объекты можно включать в реестр памятников истории и культуры, в первую очередь, республиканского и муниципального значений.

В соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находятся вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия местного значения, расположенных в границах поселения. Таким образом, органы местного самоуправления обязаны следить за сохранностью объектов культурного наследия, расположенных на их территории. Практика показывает, что в органах местного самоуправления нет специалистов по выявлению объектов культурного наследия и их сохранению. В связи с этим существует настоятельная необходимость проработки методических рекомендаций по включению в государственный реестр объектов культурного наследия сакральные места (священные земли), природно-культовые объекты Республики Алтай. Решение о включении объектов культурного наследия местного значения в Единый государственный реестр принимается Правительством Республики Алтай по представлению органа исполнительной власти Республики Алтай в области охраны объектов культурного наследия по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования.

В имеющемся Положении о порядке рассмотрения полученных для согласования проектов документов территориального планирования в Республике Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай от 31 июля 2008 г. № 177) оговаривается согласование планируемого изменения границ территорий объектов культурного наследия. Это является основанием для включения объектов культурного наследия (что можно отнести и сакральным местам (священным землям), природно-культовым объектам) в схемы территориального планирования. Список вносимых объектов необходимо утвердить Главой муниципального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...