Методика обучения командным тактическим действиям в защите
Командные действия.Вначале изучается концентрированная защита - личная система. Затем зонная и подвидная личная защита (прессинг). Зонный прессинг требует много времени для изучения и поэтому применяется в работе с более подготовленными баскетболистами.
30.Возникновение игры. Исторический очерк развития игры. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919 г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923 г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и в 1932 г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран – Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. В 1935 г. Международный Олимпийский Комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видам спорта. В 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее активизации. Наиболее важными из них тогда были: введены правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину) расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд.Датой зарождения баскетбола в России считается 1906 г. Место рождения – Петербург, спортивное общество «Маяк».Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как самостоятельный предмет баскетбол вводится сначала в Главной военной школе физического образования трудящихся, а чуть позже – в Московском институте физической культуре. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране.
Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923 г. на В этом же 1923 г. появились в СССР и первые официальные правила. Второй раз первенство СССР разыграно в 1924 г., а третьим считается турнир на Всесоюзной спартакиаде 1928 г.. Только с 1934 г. первенство СССР по баскетболу стало проводится ежегодно. В 1940 г. СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. . №31 Этапы развития баскетбола. Эволюция правил игры. 1891-1918- первый этап. Хар-ся становлением баскетбола, 1894- первые официальные правила, начала появляется техника игра, определились функции игроков- защитник, наподдающий, центровой. 1904- в США на 3-х олимпийских играх был показан демонстрационные матч. 1919-1931- второй этап, стали создаваться национальные федерации по баскетболу. 3-ий этап 1932-1947- была создана международная федерация баскетбола, 18 июня 1932. Первоначально в неё вошли 8-мь стран. 1935- в Женеве первый чемпионат Европы среди мужчин, 1938 в Риме среди женщин, 1936 баскетбол включен в программу олимпийских игр, приняли участие 21 команда. Были созданы единые правила. 4-ый этап 1948-1956 МФБ заняла одно из ведущих мест среди федераций. 1950 в Аргентине первый чемпионат мира победили хозяева, 1953 первое первенство среди женщин в Чили, были введены правила 4-х секунд. 5-ый этап 1957 и по наше время, характеризуется развитием игры, под руководствам ФИБа стали проводится чемпионаты кубков. Дальнейшее развитие игры повело за собой и совершенствование правил. В 1893г появились железные кольца с сеткой, а на след год была увеличена длина окружности мяча до 76,2-81,3 см. В1985г были введены штрафные броскис расстояния 5м25см. Баскетбол приобрел большую популярность в США. Там и были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
№32 Формы работы по развитию массового баскетбола. Организация и проведения массовых соревнований. Основная цель учебно-тренировочного процесса это подготовка к участию соревнований. Соревнования являются основными средствами становления спортивного мастерства, повышения физических, тактических, технических, психологических подготовленности занимающихся. Только при помощи соревнования можно дубится высокого технического и тактического мастерства. Соревнования являются частью учебно-тренеровочного процесса и занимают главное место. Массовость основная задача в развитие спортивных игр. К массовым соревнованиям относят первенство общеобразовательных школ, профтехучилища, производственных коллективов, средних и высших учебных заведений. Для таких соревнований характерно большое число участников,, упрощения правил, широкая доступность для всех желающих, сжатость сроков проведения. Соревнования по баскетболу являются продолжением учебного процесса в системе физического воспитания. В соревнованиях у игроков воспитывается дисциплинированность, организованность, умение владеть собой и подчинять свои личные интересы интересам команды, чувство ответственности. В США и Канаде баскетбол является главной командной игрой для учащихся и студентов. В этих странах выстроена последовательность: школьный баскетбол, студенческий баскетбол, профессиональный баскетбол. В системе РБ баскетбол занимает достойное место. В общеобразовательных школах проводятся круглогодичные районные спартакиады. Победители данных соревнований получают выход на областной уровень, а выигравшие соревнования в областных центрах, в дальнейшем защищают честь своего региона на республиканских соревнованиях.
№33 Современные представления об игре. Тенденции развития баскетбола. Играют две команды, каждая из которых по 5-ть игроков. Цель игры- забросить максимальное количество мячей в корзину соперника, и помешать другой команде овладеть мячом. Размеры площадки 28м длина, 15м ширина. Высота потолка не менее 7 м. продолжительность игры 4 периода 4х12. Мяч должен иметь форму сферы и должен быть оранжевого цвета. Длина окружности 74,9см и не более 78см. Вес мяча должен быть не менее 567г и не более 650г. На поле 3-ри вида игрока: 1)Центровой игрок 2) крайний нападающий 3) защитник. Каждый игрок должен не только активно нападать но и уметь защищать своё кольцо. За последнее время игра усовершенствовалась это ворожено в повышение маневренности, подвижности игроков. За игру спортсмены тратят большое количество энергии. Тенденции развития: Первый мужской баскетбол состоялся в 1936г в Берлине. В нем учавствовали сборные команды 21 стран.Победу одержала американская команда. Женский баскетбол впервые был в 1976г в Монреале. Первой была сборная СССР. Первой международной организацией, взфвшей на себя руководство баскетбола, была Международная Любительская Легкоатлетическая Федерация. В августе 1928г на Олимпийских играх в Амстердаме создали самостоятельную любительскую федерацию игр с ручным мячом.Официальное признание баскетбола олимпийским видом спорта произощло в Осло 28 февраля 1935 г.
№34 Организационные формы работы с детьми, с детско-юношескими группами ДЮСШ Спортивная подготовка детей это важнейшая часть системы физического воспитания молодёжи. В ДЮСШ занимаются учащиеся до 18 лет. Создаются группы начальной подготовки, учебно-тренеровачные и спортивного совершенствования. Группы комплектуют с учётам пола, подготовленности. Учащиеся ДЮСШ обеспечиваются спортивной формой в соответствие с планом получения спортивного инвентаря. Обучения в ДЮСШ делят на три этапа: Предварительной подготовки (8-11лет), начальной спортивной специализации (12-15лет) и спортивного совершенствования (16-20). Главная цель работы ДЮСШ это подготовка игроков высокого класса. Задачи этапов обучения: создания предпосылок для будущей спортивной специализации, развития специальных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма, дальнейшее повышения уровня общей и специальной физической подготовленности. Учебный год в ДЮСШ начинается 1 сентября.Основными формами учебно тренировочного процесса являются групповые, учебно-тренировочные занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные и оздоровительные мероприятия, педагогические тестирования, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика. Продолжительность 1 занятия не должна превышать2 академических часов. ДЮСШ может проводить внутришкольные и открытые первенства, матчевые встречи, турниры, спортивно оздоровительные лагеря.Спортсменами-учащимися могут быть дети, подростки и молодежь, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.Врачебный контроль осущ диспансером спортивной медицины.Врач, введенный в штаты ДЮСШ осущ мед обеспечение учебно-тренировочного процесса, принимает участие в составлении индивидуальных планов подготовки спортсменов.
№35 Виды соревнований и способы их проведения. Виды сорев: 1) лич ные(участники выступают индивидуально), 2) командные(участники выступают командами.Состав команды и порядок проведения игр определяется положением), 3) лично-командные(участники могут выступать и в личном, и в командном первенствах.Победитель соревнований определяется по сумме очков, набраных участниками команд в личном первенстве, или по сумме очков,набранных и в личном, и в командном первенсиве). Способы проведения соревнований: 1)Круговой способ каждая команда по очереди играет со всеми остальными командами. К круговому способу относится: способ с чередованием полей-по таблице решают какие команды встречаются между собой. способ без чередования полей все команды делятся на два столбца, первая половина записывается сверху в низ, а другая снизу в верх. рассеивание жеребьям, рассеивание змейкой. 2)способ с выбиванием при этом способе каждая команда выбывает после первого проигрыша. 3) комбинированный способ розыгрыша (смешенный). Этот способ основан на сочетание кругового способа и способа выбивания.
№36. Особенности игровой деятельности в баскетболе. Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся условиях. Для баскетбола характерны высокий динамизм и развитие ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры. Достижение результата в игре носит ступенчатый и множественный характер, что требует от играющих множественного выполнения игровых действий с различной очередностью. Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятельности, следовательно требует тесного сотрудничества партнеров по команде.Победный результат возможет только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игроков. Характерная черта игровой деятельности баскетболистов – напряженность ее протекания. Большинство всех технических приемов баскетболистами выполняется на максимальной скорости, в трудных для координации движений условиях, то есть в экстремальных ситуациях.
№37 Средства и методы обучения игровой деятельности. 1) упражнения сопряженного характера- это 2-а или несколько видов подготовленности, 2)комплексные упражнения, 3)специальные игровые задания, состязательного характера, 4) подводящие или подготовительные упражнения, 5) учебные или двухсторонние игры, 6) контрольные и официальные игры. Методы: игровой метод(организуется на основе содержания, условий и правил игры), соревновательный метод(способ выполнения упражнений в форме соревнований), метод моделирования условий, метод сопряженного воздействия.
№38 Формирования взаимодействий между навыками техники игры в баскетболе с физическими качествами. Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается при развитие физических способностей необходимых для выполнения конкретного приёма игры, также при развитие физических качеств для структуры приёмов, так же при повторение отдельных приёмов в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивность, превышающая соревновательную. Для этого используются упражнения для развития физических качеств, развитие качеств с упражнениями по технике, используются упражнения для быстроты перемещения по полю, упр для силы и меткости бросков по корзине. 1. Ловля мяча(координационные способности) 2. Передача мяча(скоростно-силовые качества) 3. Передача мяча(быстрота) 4. Ведение мяча(координационные способности) 5. Ведение мяча(быстрота)
№39 Подвижныя игры как средство обучения игровой деятельности. С помощью подвижных игр ребёнок воспитывается физически. В процессе подвижных игр развивается активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действия в непрерывно меняющихся условиях. Деятельность играющихся подчинена правилам регламентирующим их поведения и отношения, с помощью правил происходит выбор тактики. Игры принято классифицировать по характеру складывающихся в игре взаимоотношений. Различают 3-ри вида игр: не командные(игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других), переходные(появляются элементы согласованных действий внутри отдельных групп) и командные(веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают людей в игру, позволяют почувствовать преимущества командной игры и дают возможность раскрытьтворческий потенциал каждого). Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где помимо двигательного навыка необходимо развивать тактические действия всего коллектива.
№40. Подготовительные игры как средство обучения игровой деятельности. Подготовительные игры отражают структуру и содержание игрового противоборства. Составными компонентами подготовительных игрможет быть все многообразие подготовленности занимающихся.Они предпологают многократное повторноевоспроизведение отдельных фаз игровой деятельности в ис кусственно созданных условияхмаксимально приближенных к игровым. Моделирование специфики игр позволяетвыюорочно и с большой эффективностью воздействоватьна формирование и совершенствование различных сочетаний наывков игровой деятельности и подвести занимающихся к участию в учебных и официальных играх. Игры: каждый сам за себя; борьба за мяч; уличный баскетбол; баскетбол без ведения мяча; баскетбол с двумя мячами; мяч ловцу
· Основные понятия о подвижных играх. Содержание, форма и методические особенности подвижных игр. Игра - исторически сложившееся общественное явление, вид деятельности человека. Игра как элемент культуры, удовлетворяет потребности людей: развлечение, отдых, развитии духовных и физических сил. Игровая деятельность является средством воспитания детей и подростков. Она целенаправленна. Среди большого разнообразия игр распространены подвижные игры. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры. Двигательные действия мотивированы темой игры. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) и спортивные игры. 1) Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой деятельность, направленную на достижение условной игры, установленные самими игроками. Двигательные действия устанавливаются правилами игры. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры. Не требуют от участников специальной подготовленности. Правила варьируются самими участниками и руководителями. В них нет точно установленного числа играющих, размера площадки, варьируется и инвентарь. 2) Спортивные игры - Правила в них строго регламентированы, требуют специальных площадок и оборудования. Игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь. Некоторые подвижные игры (например, «Русская лапта», «Городки», «Волейбол» и др.), в некоторых случаях носят характер элементарных игр, а в других случаях спортивный. Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными)- (со скакалкой, в «классики» и др) и коллективные (групповые) подвижные игры им присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. К аждая подвижная игра имеет свои:- Содержание подвижной игры составляют: сюжет игры, правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели. – Форма - организация действий участников (играть индивидуально или группами, добиваясь личного интереса или интересы своей команды). Различные построения (врассыпную, в круг, в шеренгу).Форма игры связана с содержанием и обусловливается им.- Методические особенности зависят от содержания и формы. Свойственны: а) самостоятельность действий ограничиваемая правилами; б) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;в) исполнение отдельных ролей в игре, согласно ее сюжету;г) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;д) элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;е) сталкивание противоположных интересов.Подвижные игры являются средством и методом физического воспитания. Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях.
· Основные виды подвижных игр. Их группировки. Основные виды подвижных игр: 1) Свободные, в которых участники сами намечают план игры. Они могут быть одиночными и групповыми. 2) Организованные с установленными правилами. Разнообразны по содержанию и по сложности: а) простые, некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за себя; б) переходные к командным подвижные игры, в которых играющие в первую очередь отстаивают свой интерес, но иногда помогают товарищам («Чай-чай, выручай»). в) командные характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам своей команды. Группировки игр, сходных по определенным признакам: 1) По степени сложности их содержания: от простых к более сложным. 2) По возрасту детей с уч етом возрастных особенностей (игры для детей 7-9, 10-12, 13-15 лет), (игры для 1-3, 4-6, 7-9 классов). 3) По видам движений, преимущественно входящим в игры. 4) По физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). Чаще всего эти качества проявляются в сочетании. 5) Игры, подготовительные к отдельным видам спорта. Используются с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта. 6) В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным вступлением в соприкосновение с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников». Группируются игры и по другим признакам: а) по форме организации занятий (игры на уроке, на перемене, на празднике и др.); б) по характеру моторной (двигательной) плотности (большой, средней, малоподвижные); в) с учетом сезона и места работы. Для решения поставленных задач учитывается ряд признаков одновременно. Основные: возраст, подготовленность; виды движений, входящих в игру; проявление тех или других морально-волевых и физических качеств; принцип взаимоотношений играющих и т. д.
· Педагогическая классификация коллективных подвижных игр. Классификация: А) 1) Элементарные: - Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетны игры преимущественно коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах. - Бессюжетные не имеют сюжета, но сходны с сюжетными наличием правил. Связаны с выполнением конкретного задания и требуют большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся игры с использованием предметов (кегли, мячи и др.). - игры-забавы, аттракционы двигательные задания выполняются в необычных условиях и включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют задания, остальные являются зрителями (бег в мешках и др.). 2) Сложные к ним относятся спортивные игры (теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Б) по двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. В) По степени физической нагрузки, которую получает играющий Г) По степени подвижности (большой, средней и малой подвижности). Большой подвижности - одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Средней подвижности активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. Малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
· Возникновение игр. Подвижные игры в первобытном строе. Истоки глубокая древность. История п. игр позволяет понять их воспитательное значение. Этнографы не задаются вопросом когда появились подвижные игры и были ли они. Считается что первые игры как таковые появились в первобытнообщинном строе. Множество игр разных народов имели большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д. Справедливо также мнение о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Древняя игра есть магический ритуал. Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений (ловля птиц, рыбы). Игра есть быт (лыжи давались ребёнку как только тот научится ходить (лыжные состязания). Игры как таковой нет, есть элементы в ходе жизни. Позже игра есть воспитание, подготовка к взрослой жизни. Во второй половине XIX в. игра как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой. Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Правилам он уделял особое внимание. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. По утверждению Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Гориневский рассматривал подвижную игру как огромное значение оздоровительной направленности эмоциональны аспект. Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы: 1) Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого. 2) Игры создавались с целью подготовки к жизни, к труду. 3) Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации). 4) Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
· Подвижные игры в РБ. Современное развитие подвижных игр. Игра составляет неотъемлемую часть жизни человека, цель воспитания нравственного и физического развития подрастающего поколения. Изменяются условия игры, вводятся сюжеты. Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения. Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Развитие игр связана с развитием других структур жизни человека таких как здравоохранение, экономика, технологии и тд.
· Учение К.Д.Ушинский, В.В.Гориневский, педагоги П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко об игре. Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Русский педагог XIX в. Ушинский рассматривал игру ребенка как отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. Отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в какой-то мере содействуют формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах. ГОРИНЕВСКИЙ (1857—1937) - советский гигиенист и педиатр, один из первых ученых в области врачебного контроля за физическим развитием и воспитанием, деятель советской физической культуры. Последователь Лесгафта. Научные исследования посвящены закаливанию организма, теории, методике и организационным вопросам физ. воспитания, методам обследования физ. развития. Развивая учение Лесгафта обосновывал роль физ. воспитания детей, отстаивал право врача участвовать в жизни школы. По его инициативе были организованы одна из первых в России биометрическая лаборатория по методике исследования физ. развития, начал разработку вопросов применения лечебной физкультуры. Под его руководством были разработаны организационно-методические основы врачебного контроля за физ. воспитанием. Его труды на протяжении многих лет являлись основными пособиями для врачей и педагогов по физической культуре. Советский ученый-педагог Макаренко считал, что игра должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы. Не всякая игра, по его мнению, имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра. Требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры. Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и содействовать дальнейшему росту коллектива с учетом индивидуальных способностей. Лесгафт, ученый и педагог, создатель научно обоснованной системы физического воспитания, утверждал, что подвижная игра есть упражнение более сложного порядка нежели простое гимнастическое. Вторая часть «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» посвящена играм. Он уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах отводил играм половину урока, а в средних – одну треть урока. Разработал методику преподавания школьных подвижных игр и в связи с этим их классификацию. Он делил игры на две группы – имитационные для дошкольников и игры школьников. Школьные игры он делил на простые, в которых каждый, играя, преследует свою цель, и сложные (командные), в которых игрок защищает интересы своей команды. Внутри каждой группы игры распределяются по преимущественному в ней виду движений: игры с бегом, прыжками, метаниями и т.п.
· Оздоровительное, образовательное, воспитательное значение и задача подвижных игр. Задачи подвижных игр: 1) оздоровительные; 2) образовательные; 3) воспитательные. Оздоровительные задачи. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Особенно ценно круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры - хороший отдых после длительной умственной деятельности. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья т.к оказывают благоприятный эффект на ЦНС. Образовательные задачи. Оказывает большое воздействие на формирование личности: в игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Развивают у детей способность к действиям. Правила и двигательные действия создают верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Положительно влияют на умственное развитие. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения. Не менее важны игры с мелкими предметами. Развивает организаторские навыки. Воспитательные задачи. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и тд. Постоянно изменяющаяся обстановка игры способствуют развитию ловкости. Игры с многократными повторениями, с постоянной двигательной активностью, вызывают значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости. Игры носящие соревновательный характер вызывает проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Руководитель должен правильно распределять игровые роли, чтобы приучать к взаимоуважению во время совместного выполнения действий, к ответственности за свои поступки. Игра носит коллективный характер. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
· Подготовка площадки для игр. Методика проведения подвижных игр в младших классах (примерные подвижные игры). Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. Площадка ограничивается лицевыми (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта, делящая ее пополам. Линии принято размечать меловой краской. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком. Перед началом игры руководитель должен проследить, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть проветрено, а пол сухим. Если руководитель планирует игру на местности, он заранее знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Игра является одним из важнейших средств формирования у детей нравственных и физических качеств. Игра благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. В начальных классах доля подвижных игр и упражнений игрового характера составляет около 70% всего учебного времени на уроке. Основой учебного материала в 1-4 классах являются сюжетные игры с речитативом. Задачи, решаемые с помощью подвижных игр младших классах: - Развитие ловкости, быстроты, гибкости. - Закрепление и совершенствование двигательных действий. - Обучение согласованным действиям в паре, в команде. Классическое построение урока физ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|