Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации по методической разработке занятия




ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка - логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия.

Методическая разработка - это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение студентами учебного материала.

Методическая разработка может быть написана на любую тему теорети­ческих занятий, лабораторно - практических работ, по любому вопросу образовательного процесса.

В методической разработке должна идти речь о том, что изучать на занятии. Но главным образом как изучать, в каком порядке и в какой последовательности, какими методами и приемами, с привлечением ка­ких наглядных пособии, средств обучения и способов активизации занятий к закрепление знаний обучащихся и т.п. (показать на конкрет­ных примерах, как необходимо пользоваться).

 

Требования, предъявляемые к методической разработке

 

- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

• титульный лист

• аннотация

• содержание

• введение

• основная часть

• заключение

• список использованной литературы

• приложения

• рецензия

 

Титульный лист должен содержать:

1. Наименование вышестоящей организации

2. Наименование организации, где выполнялась работа

3. Наименование работы

4. Тема

5. Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)

6. Место и дата выполнения работы

 

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Введение/Пояснительная записка», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему выбрана эта тема и каково ее место в содержании курса учебной дисциплины.

Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки.

В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: [5], где 5 это номер по порядку в списке использованных источников.

В раздел «Приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр.

 

Работа должна быть выполнена на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word.

Шрифт - Times New Roman.

Размер шрифта - 14.

Междустрочный интервал - 1,0.

Номера страниц обозначаются арабскими цифрами, внизу страницы,

выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую

нумерацию.

Параметры страницы: поля вверху - 2 см; внизу - 2 см; справа – 1,5 см;

слева - 3 см; абзац - 1,27 см (пять ударов).

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать

тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

 

Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

1. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует.

2. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

3. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенные точкой.

4. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С правой стороны страницы пишут слово «Приложение»и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение А».

 

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ

В разработке занятия следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Методическое обоснование темы.

2. Методические рекомендации по проведению занятия.

3. Разработка плана занятия.

4. Подготовка дидактического материала к занятию (можно не выделять в виде приложений).

5. Список литературы (источников) для студентов.

6. Список литературы, использованной при подготовке материалов занятия..

 

Пример методического обоснования темы:

«Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».

 

Пример методических рекомендаций по проведению занятия:

Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

 

Пример плана учебного занятия:

 

1. Тема занятия (формулируется согласно рабочей учебной программе)

2. Тип занятия

3. Вид занятия

4. Цели занятия (обучения, воспитания, развития) (Приложение А)

5. Материально-техническое обеспечение занятия

6. Методическое и дидактическое обеспечение занятия

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Продолжительность занятия - 2 часа

 

Тип определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.

Тип занятия теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

- изучения нового учебного материала.

- совершенствования знаний, умений и навыков.

- обобщения и систематизации знаний.

- контроля знаний, умений и навыков.

- комбинированный.

Типы занятия практического обучения (по Махмутову М.И.):

- по первоначальному формированию умений и навыков.

- совершенствования умений и навыков.

- по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов:

- лекция.

- беседа.

- самостоятельная работа.

- практическая работа.

- лабораторная работа.

- конференция.

- семинар.

- контрольная работа.

- зачет.

- деловая игра.

- экскурсия.

 

Дидактическая структура занятия (основные этапы занятия) включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности студентов (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Средства обучения - это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.

Методы обучения - путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи.

В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-­воспитательных целей.

- методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа);

- методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа);

- по источнику получения знаний:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

 

Приемы обучения — часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.

Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения);

организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);

технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Межпредметные и внутрипредметные связи: где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами, значимость изучаемой темы для всей дисциплины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...