Общие рекомендации по методической разработке занятия
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Методическая разработка - логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия. Методическая разработка - это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение студентами учебного материала. Методическая разработка может быть написана на любую тему теоретических занятий, лабораторно - практических работ, по любому вопросу образовательного процесса. В методической разработке должна идти речь о том, что изучать на занятии. Но главным образом как изучать, в каком порядке и в какой последовательности, какими методами и приемами, с привлечением каких наглядных пособии, средств обучения и способов активизации занятий к закрепление знаний обучащихся и т.п. (показать на конкретных примерах, как необходимо пользоваться).
Требования, предъявляемые к методической разработке
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. - Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. - Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. - Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. - Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. - Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.). Структура методической разработки: • титульный лист • аннотация • содержание • введение • основная часть • заключение • список использованной литературы • приложения • рецензия
Титульный лист должен содержать: 1. Наименование вышестоящей организации 2. Наименование организации, где выполнялась работа 3. Наименование работы 4. Тема 5. Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.) 6. Место и дата выполнения работы
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Введение/Пояснительная записка», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему выбрана эта тема и каково ее место в содержании курса учебной дисциплины. Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки. В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: [5], где 5 это номер по порядку в списке использованных источников. В раздел «Приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр.
Работа должна быть выполнена на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word. Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта - 14. Междустрочный интервал - 1,0. Номера страниц обозначаются арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую нумерацию. Параметры страницы: поля вверху - 2 см; внизу - 2 см; справа – 1,5 см; слева - 3 см; абзац - 1,27 см (пять ударов). Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора. 1. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. 2. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
3. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенные точкой. 4. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С правой стороны страницы пишут слово «Приложение»и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение А».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ЗАНЯТИЯ В разработке занятия следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Методическое обоснование темы. 2. Методические рекомендации по проведению занятия. 3. Разработка плана занятия. 4. Подготовка дидактического материала к занятию (можно не выделять в виде приложений). 5. Список литературы (источников) для студентов. 6. Список литературы, использованной при подготовке материалов занятия..
Пример методического обоснования темы: «Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».
Пример методических рекомендаций по проведению занятия: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.
Пример плана учебного занятия:
1. Тема занятия (формулируется согласно рабочей учебной программе) 2. Тип занятия 3. Вид занятия
4. Цели занятия (обучения, воспитания, развития) (Приложение А) 5. Материально-техническое обеспечение занятия 6. Методическое и дидактическое обеспечение занятия 7. Межпредметные и внутрипредметные связи. 8. Продолжительность занятия - 2 часа
Тип определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. Тип занятия теоретического обучения (по Махмутову М.И.): - изучения нового учебного материала. - совершенствования знаний, умений и навыков. - обобщения и систематизации знаний. - контроля знаний, умений и навыков. - комбинированный. Типы занятия практического обучения (по Махмутову М.И.): - по первоначальному формированию умений и навыков. - совершенствования умений и навыков. - по выполнению комплексных заданий (работ). Вид занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов: - лекция. - беседа. - самостоятельная работа. - практическая работа. - лабораторная работа. - конференция. - семинар. - контрольная работа. - зачет. - деловая игра. - экскурсия.
Дидактическая структура занятия (основные этапы занятия) включает в себя следующие дидактические задачи: 1. Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия). Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности студентов (по Молчан Л.Л.): 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Средства обучения - это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические. Методы обучения - путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. - методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа); - методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа); - по источнику получения знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Приемы обучения — часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках. Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения); организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям); технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов). Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Межпредметные и внутрипредметные связи: где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами, значимость изучаемой темы для всей дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|