Методическая разработка семинарского занятия
Ведущей дидактической целью семинарских занятий является систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, разделу, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, конспектировать прочитанное, высказывать свою точку зрения и т.п. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием семинарских занятий являются узловые, наиболее трудные для понимания и усвоения темы, разделы дисциплины. Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и студентов над решением стоящей проблемы, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности. Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области. Это ведет к возрастанию возможностей осуществления самооценки собственных знаний, умений и навыков, выявлению студентами «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности. Находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, студенты формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность студентам, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений. При отборе предметного содержания семинарских занятий преподавателю необходимо осуществить его дидактическую обработку, для того чтобы реализовать в нем принцип проблемности, и придать такую форму, которая послужит методической основой развертывания дискуссии, обсуждения, творческого применения студентами имеющихся знаний. С целью активизации мыслительной деятельности студентов, пробуждения у них интереса к обсуждаемому вопросу, целесообразно включение в семинар элементов новизны, а именно тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых интересных фактов, использование новых наглядных и технических средств, применение информационных технологий обучения.
Структура методической разработки семинара: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Пояснительная записка 4. Методические рекомендации к семинарскому занятию: • Тема занятия • Формируемые компетенции • Цели занятия • Образовательная технология • Продолжительность занятия • Организационная форма семинара: - вопросно-ответная (опрос); - развернутая беседа на основе плана; - доклады с взаимным рецензированием; - обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; - групповая дискуссия: направляемая, свободная; - учебно-ролевая игра и др. • Оснащение занятия: методическое и материально - техническое 5. План занятия
Структура семинарского занятия: 1. Организационный этап: а) проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п. б) сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия. 2. Контроль исходного уровня знаний. 3. Теоретический разбор материала по вопросам семинарского занятия. В зависимости от типа семинарского занятия третья часть «Теоретический разбор...» будет иметь различную структуру (Приложение В). 4. Заключительный этап: 1) подведение итогов работы педагогом. 2) ответы на вопросы.
3) задание для самоподготовки: - выполнить задания для самоконтроля по теме семинара - ознакомиться с содержанием семинарского занятия - изучить основную и дополнительную литературу к теме семинара 6.Материалы для контроля исходного и конечного уровней усвоения. 7. Критерии оценки 8. Список литературы, рекомендуемый для самоподготовки
Приложение А Примеры целей занятий
1. Примеры учебных целей
- «Выявление и закрепление знаний по теме №..., устранение пробелов в знаниях обучающихся». - «Введение новых понятий (идет их перечень)» - «Изучение схем включения» - «Расширение знаний о» - «Выявление знаний обучающихся по теме №, умения их работать с…» - «Изучение способов определения» - «Изучение новых схем определений» - «Расширение известных знаний о работе» - «Изучение особенностей явления, процесса, устройства» - «Изучение принципа действия и устройства» - «Изучение работы» - «Знакомство с порядком выполнения действий» - «Изучение способов изменения» - «Изучение последовательности действий» - «Изучение общих схем» - «Проверка и закрепление знаний обучающихся по теме» - «Изучение режима работы» - «Изучение назначения различных …» - «Изучение явлений» - «Обеспечить в ходе занятия усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов».
2. Примеры воспитательных целей
- «Воспитание интереса к своей будущей профессии...» - «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся» - «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности...» - «Воспитание бережливости и экономии при...» - «Формирование умений и навыков самоконтроля при...» - «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету...» - «Воспитание сознательной дисциплины при работе с...» - «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением» - «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде...» - «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением» - «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ» - «Воспитание творческого отношения к избранной профессии...» - «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности»
- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии».
3. Примеры развивающих целей
- «Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы» - «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между» - «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное» - «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов» - «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли» - «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического.) мышления» - «Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при …» - «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач» - «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач» - «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету» - «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения работы с книгой)» - «Восполнять следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умениях и навыках».
Приложение Б
Классификация лекций Выделяют два класса лекций - традиционные и нетрадиционные лекции. 1. Лекции традиционные: • информативная (или информационная), • проблемная. 2. Лекции нетрадиционные: • лекция визуализация; • лекция вдвоем; • лекция - пресс-конференция; • лекция - беседа; • лекция - дискуссия; • лекция - консультация и т.д.
Информационная лекция. В информативной лекции содержание непосредственно передается преподавателем в готовом виде через монолог. Это самый распространенный тип лекции, поскольку требует меньше всего затрат времени на подготовку. Данный тип лекции оптимален, когда материал «разбросан» по разным источникам информации, недоступен студенту, труден для понимания, или это совершенно новый материал.
Структура такой лекции выглядит следующим образом: 1. Цели и задачи лекции. 2. Вводная часть (актуальность вопроса). 3. Историческая справка (в зависимости от наличия времени). 4. Основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса). 5. Практические выводы. 6. Перспективы развития. 7. Заключение. 8. Рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).
Проблемная лекция. В проблемной лекции иллюстрируется какая-либо научная или практическая проблема: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи, что ценно для обучения студентов навыкам мыслительных действий. Для каких тем следует использовать проблемные лекции - решать самому преподавателю, но предпочтительно излагать в проблемном ключе основной вопрос или основные понятия любой темы. Структура проблемной лекции: 1. Цели и задачи лекции. 2. Актуальность вопроса. 3. Постановка проблемы (противоречия). 4. Решение проблемы преподавателем (или с участием студентов). 5. Выводы (формулируются совместно со студентами). 6. Заключение.
Лекция-визуализация. Реализует дидактический принцип наглядности через использование визульных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации. Выделяют несколько типов учебных фильмов. Типы учебных фильмов: а) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала), б) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине), в) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений). В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется на лекции, лекции-визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету. Структура лекции-визуализации: 1. Цели и задачи лекции. 2. Вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса). 3. Инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т.п.) 4. Показ учебного фильма. 5. Комментарии преподавателя. 6. Ответы на вопросы студентов. 7. Заключение.
Лекция вдвоем. Различают два варианта такого типа лекции: 1 тип. Два преподавателя разных учебных дисциплин работают одновременно в одной учебной аудитории и освещают один и тот же объект с разных сторон.
2 тип. Два преподавателя одной учебной дисциплины преподают одну тему по одному предмету. Первый преподаватель излагает основной материал, а второй - задает проблемные вопросы, «вопросы с подковыркой», тем самым акцентируя внимание аудитории на ключевых моментах темы, активизируя мышление слушателей, вовлекая их в процесс мыслительной деятельности лектора. Структура лекции вдвоем (2-ой тип): 1. Цели и задачи лекции, актуальность вопроса (1 -ый преподаватель). 2. Изложение 1 -го фрагмента материала 1 -ым преподавателем. 3. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му. 4. Ответ 1 -го преподавателя (возможен мини-спор между преподавателями). 5. Изложение 2-го фрагмента материала 1 -ым преподавателем. 6. Проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му. 7. Ответ 1 -го преподавателя и т. д. 8. Заключительное слово 1 -го и 2-го преподавателя.
Лекция — пресс-конференция. Лекция - пресс-конференция обычно представляет собой процесс ответов преподавателя на вопросы студентов. Ее уместно проводить перед экзаменом, для обобщения раздела, темы или курса в целом. Студенты заранее готовят вопросы преподавателю, которые группируются по разделам. Вопросы должны быть проблемными, должны обязательно выходить за пределы учебной программы по данному предмету, для их формулировки должна привлекаться дополнительная литература. Структура лекции - пресс-конференции: 1. Цели и задачи лекции. 2. Порядок работы на занятии. 3. Вопросы студентов (студенты заранее разбиваются на группы, каждая группа готовит вопросы по определенному разделу). 4. Ответы преподавателя. 5. Заключение.
Лекция — беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие студентов в лекции - беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными. Вопросы могут, как предварять информационный блок, так и резюмировать содержание блока. Структура лекции - беседы: 1. Цели и задачи лекции. 2. Изложение 1-го фрагмента материала преподавателем. 3. Вопрос к аудитории. 4. Ответы студентов. 5. Изложение следующего фрагмента материала преподавателем. 6. Вопрос к аудитории. 7. Ответы студентов и т. д. 8. Заключение.
Лекция — дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Структура лекции - дискуссии: 1. Цели и задачи лекции. 2. Актуальность вопроса. 3. Сообщение порядка работы на занятии. 4. Изложение 1 -го фрагмента материала преподавателем. 5. Проблемный вопрос к аудитории. 6. Свободная дискуссия. 7. Подведение итогов дискуссии преподавателем. 8. Изложение 2-го фрагмента и т.д. 9. Заключение.
Лекция — консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия - свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель. Структура лекции - консультации: 1. Цели и задачи лекции. 2. Краткое изложение основных вопросов темы преподавателем. 3. Вопросы студентов преподавателю. 4. Ответы преподавателя. 5. Свободная дискуссия. 6. Подведение итогов дискуссии преподавателем. 7. Заключение.
Приложение В
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|