Типы и формы семинарских занятий
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Семинарское занятие - форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя. Выделяют три типа семинаров: 1. Семинары, имеющие основной целью углубленное изучение определенного тематического курса. 2. Семинары для основательной проработки определенных тем курса. 3. Семинары исследовательского типа по отдельным проблемам науки. Формы семинарских занятий: 1. Семинарское занятие в форме живой беседы с аудиторией. 2. Семинарское занятие в форме обсуждения рефератов, докладов. 3. Семинарского занятия в форме дискуссии. Дискуссия - это процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Учебная дискуссия - это выяснение не того, верна ли теория, а того, кто из студентов и как понимает практические проблемы с помощью теории.
Виды дискуссии: 1. Дискуссия по «технике аквариума». Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом: 1) Постановка проблемы, ее предоставление группе исходит от преподавателя. 2) Преподаватель делит студенческую группу на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу. 3) Преподаватель, либо участники каждой из подгрупп выбирают представителя, который будет представлять позицию подгруппы всей студенческой группе. 4) Подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
5) Преподаватель просит представителей подгрупп собраться в центре аудитории, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать указания своим представителям записками. 6) Преподаватель может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять таймаут для консультаций. 7) «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. 8) После такого обсуждения проводится его критический разбор всей студенческой группой.
2. Межгрупповой диалог Один из распространенных в практике эффективных способов организации учебной дискуссии, повышающий самостоятельность студентов, - разделение студенческой группы на подгруппы (по 5-7 человек) и последующая организация своеобразного межгруппового диалога. В каждой из подгрупп между участниками распределяются основные роли- функции. Распределение ролей-функций в дискуссионной группе: - «Ведущий» (организатор) - его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь в него всех членов подгруппы; -«Аналитик» - задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнениям высказываемые проблемы, формулировки; - «Протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед студенческой группой, чтобы представить мнение, позицию своей группы; - «Наблюдатель» - в его задачи входит оценка участия каждого члена подгруппы на основе заданных преподавателем критериев. Порядок работы группы: 1) Постановка проблемы. 2) Разбивка участников на подгруппы, распределение ролей в подгруппах, пояснения преподавателя о том, каково ожидаемое участие студентов в дискуссии.
3) Обсуждение проблемы в подгруппах. 4) Представление результатов обсуждения перед всей студенческой группой. 5) Продолжение обсуждения и подведение итогов.
3. Проблемная дискуссия с выдвижением проектов Эта модель дискуссии применима, когда содержание учебного материала связано с проблемами научно-прикладного и социального характера, противоречиями, требующими разрешения, проблемами, решение которых можно проработать в имитируемых или реально воплощаемых проектах.
Ход такой дискуссии во многом аналогичен обсуждению в обычной дискуссии, однако здесь преподаватель уделяет относительно меньше внимания процедурам взаимодействия, больше сосредоточиваясь на выдвижении идей, которые будут впоследствии развернуты в конкретные задания-проекты. Порядок работы группы: 1) Постановка проблемы (исходит от преподавателя). 2) Индивидуальная работа студентов - каждый записывает приходящие в голову идеи. 3) Работа студентов в подгруппах (по 4-5 человек) над заданием; после просмотра всех записей студенты выбирают одну-две наиболее продуктивные идеи и развивают их; в течение 10-15 минут обсуждают идеи в группах, преподаватель наблюдает; 4) Каждая подгруппа выделяет одного представителя, который излагает соображения всем студентам группы. 5) Общее обсуждение - преподаватель просит студентов подумать и обсудить, какие их предложенных идей стоило бы реализовать на практике (общегрупповая дискуссия в течение 10-15 минут). На этом работа может быть закончена. 6) Студенты разбиваются на группы и распределяют необходимые дела в виде групповых заданий-проектов (эти задания могут выполняться как на последующих занятиях, так и вне учебного времени). Данный способ организации семинарского занятия ориентирован прежде всего на выдвижение творческих идей и их последующую разработку. Важная организационная черта: последовательное сочетание индивидуальной работы, работы в подгруппах и общегруппового обсуждения. В результате индивидуальные идеи будут прямо или в преобразованном виде включаться в общегрупповую дискуссию, что позволит молчаливым студентам также участвовать в ходе обсуждения. Таким образом, подход сочетает в себе проблемную содержательную направленность и заботу о включенности каждого студента в происходящее в группе оживленное заинтересованное обсуждение проблемы.
4. Дискуссия в сочетании с игровым моделированием. Такая разновидность дискуссии позволяет приблизить обсуждение к изучаемым сторонам реальных явлений. Порядок работы группы: 1) Студенты приходят на занятие, прочитав предварительно литературу по теме дискуссии, различные точки зрения на определенную научную проблему. 2) Перед началом обсуждения преподаватель, задавая проблемные вопросы, кратко опрашивает группу, чтобы студенты вспомнили основные моменты прочитанного. 3) Чтобы организовать обсуждение, преподаватель делит группу на подгруппы соответственно точкам зрения на научную проблему. Подгруппы располагаются в разных участках аудитории. Каждая подгруппа выбирает лидера, который будет представлять позицию подгруппы на т. н. конференции, посвященной решению этой проблемы. 4) Участники подгруппы обсуждают точку зрения, которую они будут представлять, вырабатывают ее аргументацию (10 минут). Лидеры каждой подгруппы направляют 2-4 человека в другие подгруппы для предварительных переговоров с целью выяснения их отношения к обсуждаемым вопросам и возможного изменения их позиций. 5) Преподаватель переходит от подгруппы к подгруппе, наблюдает за ходом групповой работы, отвечает на вопросы, сообщает недостающие сведения, побуждает студентов к самостоятельным решениям. 6) Затем подгруппы проводят внутреннее обсуждение, пытаясь определить возможное поведение партнеров на научной конференции. 7) Лидеры выходят из аудитории, взяв с собой помощников, и проводят конференцию в другом помещении. 8) Преподаватель раздает оставшимся студентам реальные результаты этой научной конференции для ознакомления. 9) В аудиторию возвращаются лидеры с помощниками и достигнутые ими результаты конференции сравниваются с реальными.
5. Направляемая (структурированная) дискуссия как учебный спор-диалог.
В ходе такой разновидности дискуссии студенты осуществляют - актуализацию и устное воспроизведение изучаемых сведений; - отстаивание своей точки зрения; - обмен знаниями с партнерами по дискуссии; - анализ, критическую оценку и отбор информации; - построение индуктивных и дедуктивных умозаключений; - интеграцию имеющихся сведений; - выработку фактических и оценочных заключений; - выработку итоговой, общей точки зрения, вызывающей согласие всех сторон. Порядок работы группы: 1) Преподаватель делит студенческую группу на подгруппы по 4 человека. Подгруппа разбивается на пары. Каждая пара должна подготовить сообщение на установленную для группы тему. Но при этом парам в рамках подгрупп даются противоположные точки зрения. 2) На первом часу работы каждая пара получает учебные материалы, содержание которых поддерживает заданные им точки зрения. Преподаватель советует каждой из пар, как лучше спланировать изложение своей точки зрения. Представить ее аргументацию, чтобы убедить оппонентов (т. е. другую пару, входящую в подгруппу). 3) На втором часе обе пары излагают друг другу свои точки зрения, отстаивают свои позиции, оспаривают взаимные доводы. 4) На протяжении третьего часа работы задача каждой пары меняется: в течение 30 минут каждая пара должна подобрать аргументацию в пользу точки зрения своих оппонентов. 5) На протяжении четвертого часа вся четверка, составляющая данную подгруппу, ищет согласие, объединяет все имеющиеся сведения и выдвигает суждения с обеих из намеченных ранее позиций. Их задача - совместно подготовить текст сообщения на заданную тему; по ходу работы каждый из участников выполняет индивидуальные задания, проверяя свои знания на основе содержащихся в учебных материалах заданий для самопроверки.
На протяжении всего обсуждения студент проходит путь от ознакомления с фактами до выработки обоснованных суждений. Отправляясь от первоначальных представлений, студент сталкивается с иной, отличной от своей, точки зрения, оказывается вынужденным пересмотреть справедливость своих утверждений. Возникает своеобразный концептуальный конфликт. Чтобы разрешить неопределенность, студент ищет новые сведения, новые данные, приходит к более глубокому осмыслению явлений, стремясь понять точку зрения оппонента, его ход рассуждений. Требуемое в модели учебного спора-диалога представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить ее самому, а попытки понять иную точку зрения ведут к пересмотру и обогащению своей позиции, так как они связаны с освоением новых, поступающих от оппонента сведений, аргументов, использованием сложных мыслительных операций. По замыслу, учебный спор-диалог должен длиться до тех пор, пока расхождение мнений не удается преодолеть. Он завершается выработкой общего взгляда на проблему, достижением соглашения. Понятно, что на все это уходит довольно много времени и сил. С другой стороны, длительную активную включенность студентов в самообразовательную по своему характеру работу можно считать одним из важнейших результатов и показателей успешности обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|