Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая разработка лекции




Лекция представляет собой последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

• обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;

• учить умению аргументировано излагать научный материал;

• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

• отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Функции лекции:

• информационная - изложение системы знаний;

• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

• воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

 

Структура методической разработки лекции:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Методические рекомендации по проведению лекции:

• название лекции

• вид лекции

Он указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (так называемые нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.) (Приложение Б).

• Формируемые компетенции

Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции.

• Учебные цели

Указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе.

• Продолжительность лекции: 2 часа

• Оснащение:

- методическое: схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции;

- материально - техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО.

• План лекции

Включает в себя название этапа, описание и хронометраж этапов.

 

Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный - последний.

Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы.

Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, объясняет, выделяет и т.п.

Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала.

 

4. Конспект лекции

I. Вводная часть (вступление)

Задачи:

- развивающая: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию; формирование системного мышления;

- воспитательная: формирование ценностных установок и профессиональных качеств;

важными нравственными качествами медицинского работника должны быть милосердие, аккуратность, ответственность, доброжелательность, тактичность и др.

- конкретные задачи: обучающиеся должны знать: обучающие должны уметь:

План: наименование основных вопросов, рассматриваемых на лекции.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

II. Основная часть

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции, фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции (Приложение Б).

III. Заключительная часть

Заключение - подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. Задания для самоподготовки.

Список литературы:

- рекомендуемая для самоподготовки

- использованная для проведения лекции.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной (профессиональной) практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

 

Структура методической разработки практического занятия:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Пояснительная записка

4. Методические рекомендации к практическому занятию:

- Тема занятия

- Формируемые компетенции

- Цели занятия (учебные, развивающие, воспитательные, конкретные: должен знать, уметь)

- Мотивация (актуальность темы)

- Образовательная технология: взаимообучение, проблемное обучение, кейс-метод и т.д.

- Продолжительность занятия

- Оснащение занятия: методическое и материально-техническое

- Межпредметные связи

5. Вопросы для повторения

6. Вопросы для самоконтроля по теме занятия

7. Задания для самоподготовки

8. Материалы для контроля исходного и конечного уровней усвоения, обучающая задача (алгоритм действий, ситуационные задачи)

9. Критерии оценки

10. Домашнее задание

11. Список литературы

12. Приложения:

- дидактический (обучающий материал)

- словарь терминов (глоссарий, тезаурус).

 

Тема практического занятия должна соответствовать тематическому плану практических занятий, указанных в программе профессионального модуля или программе дисциплины.

Формируемые компетенции. Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание занятия.

Цель занятия необходимо формулировать четко, отражая конечный результат занятия. Цель должна содержать краткие наименования основных учебных элементов темы с указанием уровня их усвоения.

 

Приведем характеристику основных уровней усвоения, предусмотренных ФГОС:

Первый уровень - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

Второй уровень - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Третий уровень - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Мотивация изучения темы (актуальность): обоснование значимости темы и ее места в формировании специалиста.

Продолжительность занятия. Указывается продолжительность занятия в часах. Количество указанного времени должно соответствовать объему часов, указанному в программе.

Оснащение занятия. Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение (перечень учебных таблиц, стендов, микро- и макропрепаратов, методических пособий, препаратов, программ и т.д.).

 

Структура практического занятия:

1. Организационный этап.

а) Проверка присутствующих, внешнего вида обучающихся и т.п.

б) Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

а) обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию,

б) исходный контроль (тесты, терминологический диктант, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.),

в) коррекция знаний студентов.

3. Обучающий этап. Педагогический рассказ, показ, предъявление алгоритма решения задач, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик, манипуляций и др.

4. Самостоятельная работа студентов на занятии.

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели занятия.

5. Контроль конечного уровня усвоения знаний.

Контроль знаний студентов, полученных на практическом занятии, является наиболее ответственной частью занятия, так как определяет степень достижения цели.

К заключительному собеседованию можно рекомендовать контрольные вопросы, задачи, тестовые задания (при условии их соответствия уровню усвоения знания (цели занятия)). Подбор заданий осуществляется исходя из целей занятия (содержания и уровней усвоения). Так, например, при уровне усвоения «знать» не могут быть использованы выборочные тесты, проверяющие лишь «представления». Все задания, выносимые на контроль, должны иметь эталоны ответа.

6. Заключительный этап.

В заключении преподаватель резюмирует содержание занятия, используя упрощённые формулы запоминания, отвечает на вопросы, дает оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных студентов, назначает отработки, сообщает тему следующего занятия, задает домашнее задание.

 

Вопросы для повторения: оптимальное количество вопросов: 10-12. Их последовательность определяется логикой предмета.

Задания для самоподготовки

Данный вид задания необходим для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ (анализ текста, обобщение, структурирования материала и т. д.).

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

- основная;

- дополнительная;

- преподаватель формулирует задание: прочитать, выучить, иметь представление, выписать тезисы, законспектировать, ответить на вопросы и т. п.

Вопросы для самоподготовки:

- по базисным знаниям;

- по данной теме (не более 10).

 

Контроль: содержание и формы контроля должны соответствовать планируемым уровням учебных целей (выраженных в виде конкретных задач).

Контролирующие материалы представляются:

- с эталонами ответов (для вводного, текущего и итогового контроля);

- с указанием форм контроля;

- уровней усвоения знаний по отдельным разделам темы;

- при проведении тестового контроля также необходимо указать количество вариантов, количество используемых заданий;

- темы учебно-исследовательской работы студентов и научно-исследовательской работы студентов.

Список литературы, которую преподаватель использовал для подготовки методических рекомендаций и занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...