Явления Христа после смерти
§515. "А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов в белом одеянии, сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: Жена! что ты плачешь? Говорит им: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: Жена! что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни, что значит: Учитель! Иисус говорит ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; и иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей." ("Еванг. от Иоанна", гл.XX, ст.11-18.)
§516. "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними; но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собой и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему, что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его; а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло; но некоторые женщины из наших изумили нас; оне были рано у гроба и не нашли тела Его и, пришедши, сказывали, что оне видели явление Ангелов, которые говорят, что Он жив; и пошли некоторые из наших к гробу и нашли так, как и женщины говорили; но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нём во всём Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет итти далее; но они удерживали Его, говоря; останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он пошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им; тогда открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сём, Сам Иисус встал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но он сказал им: Что смущаетесь? и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы с сотового меда. И, взяв, ел пред ними и сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению писаний и сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых на третий день и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная от Иерусалима; вы же свидетели сему; и Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше." ("Еванг. от Луки", гл.24, ст.18-49.)
§517. "Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие." ("Еванг. от Иоанна", гл.20, ст.24-29.)
§518. "После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Пётр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Пётр говорит ему: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, и бросился в море; а другие ученики приплыли в лодке, ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою." ("Еванг. от Иоанна", гл.21, ст.1-8.)
§519. "И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь." ("Еванг. от Луки", гл.24, ст.50-53.)
§520. Явления Иисуса после его смерти рассказаны всеми евангелистами с такими обстоятельными подробностями, которые не позволяют сомневаться в действительности факта. К тому же они прекрасно объясняются законами флюидов и свойствами перисприта и не представляют ничего аномального вместе с явлениями того же рода, многочисленные примеры которых приводят древняя и новейшая история, не исключая и примеров осязаемых явлений.
Если рассмотреть обстоятельства, которые сопровождали все его появления, нельзя не видеть в нём в эти минуты все признаки существа флюидического. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Он видим одним, а другим не видим, и под такою внешностью, что даже ученики его не узнают; он появляется в закрытых помещениях, куда матерьяльное тело не могло бы проникнуть; самый язык его не имеет уже того вдохновения, как у живых существ, он кроток и поучителен, как это свойственно духам, которые таким образом появляются; словом вся его манера имеет что-то неземное. Вид его одновременно удивляет и пугает; ученики, видя его, не говорят уже ему с прежней свободой; они чувствуют, что это уже не человек.
Таким образом, Иисус явился в своём периспритальном теле, чем объясняется то, что он был видим лишь теми, кому он хотел показаться; если бы он был в своём матерьяльном теле, он был бы видим первыми встречными, как и при жизни. Ученики его, не зная причины этих видений, не отдавали себе отчёта в особенностях, которых они по всей вероятности и не замечали: они видели Иисуса и трогали его, для них это было его воскресшее тело. (Гл.XIV, §424 и §§445-448.)
§521. Тогда как неверие отбрасывает все те свершённые Иисусом дела, которые имеют сверхъестественный вид и рассматривают их, без исключения, как легендарные, Спиритизм даёт естественное объяснение большей части этих дел; он показывает их вероятность не только по теории флюидических законов, но и по их сходству с аналогичными фактами, произведёнными множеством лиц в самых обыкновенных условиях. Так как эти факты некоторым образом общественное достояние, то они нисколько не доказывают исключительной природы Иисуса. 3
§522. Величайшее из чудес, совершённых Иисусом, которое особенно указывает на его превосходство, это тот переворот, коий его учение произвело в мире, несмотря на скудость средств, которыми он пользовался в своей деятельности.
В самом деле, Иисус, неизвестный, бедный, рождённый в самых скромных условиях, в маленьком народе, почти презираемом, без всякого политического, артистического или литературного значения, проповедует только три года; в течение этого короткого срока он остаётся безызвестным, оклеветанным, преследуемым своими согражданами; он принуждён скрываться, чтобы не быть побитым камнями; он предан одним из своих же апостолов, другой отрекается от него, и все оставляют его в ту минуту, когда он брошен в руки врагов. Он делал только добро, и даже это не защищало его от злонамеренности, которая обращала против него даже самые блага, творимые им. Приговорённый к казни, назначаемой только преступникам, он умирает, безызвестный миру, так как современная история не говорит о нём. 4 Он ничего не писал, и, однако, с помощью нескольких людей, таких же неизвестных, как он сам, ему достаточно было слова, чтобы переродить мир; учение его убило всемогущее язычество и стало светочем цивилизации. Таким образом против него было всё, что заставляет человека отступиться; вот почему мы говорим, что торжество его доктрины есть самое большое из его чудес, в то же время доказывающее его Божественную миссию. Если бы вместо социальных и возрождающих принципов, основанных на духовной будущности человека, он мог оставить потомкам только несколько чудесных фактов, то, может быть, в настоящее время его едва знали бы по имени.
Исчезновение тела Христа
§523. Исчезновение тела Иисуса после его смерти было предметом многих комментариев; оно подтверждается четырьмя евангелистами со слов женщин, пришедших ко гробу на третий день и не нашедших его там. Некоторые видели в этом исчезновении - чудо, а другие предполагали тайное похищение.
Согласно другому мнению, Иисус вовсе не принимал матерьяльного тела, а имел только флюидическое; он в течение всей своей жизни был лишь осязаемым видением, чем-то вроде призрака (agenere). Его рождение, смерть и все матерьяльные акты его жизни были только кажущимися. Таким образом, говорило это мнение, его тело, вернувшись к состоянию флюида, могло выйти из гроба, и в этом самом теле он являлся после своей смерти.
Конечно, такой факт не невозможен по известным ныне свойствам флюидов; но он был бы, по крайней мере, совершенно исключительным и несогласованным с характером призраков (ageneres). (См. гл.XIV, §446.) Таким образом, вопрос в том, приемлема ли подобная гипотеза и подтверждается ли она, или опровергается фактами.
§524. Пребывание Иисуса на Земле представляет два периода: тот, который предшествовал его смерти, и тот, который следовал за нею. В первом, с момента зачатия до рождения, всё проходит у матери, как в обыкновенных условиях жизни. 5 От его рождения до его смерти, всё в его действиях, в его речи и в различных случаях его жизни представляет характер телесности, ничуть не сомнительной. Проявлявшиеся в нём психические феномены не имеют ничего аномального, так как они объясняются свойствами перисприта и встречаются в различных степенях и у других лиц. После его смерти, напротив, всё в нём показывает существо флюидическое. Разница между двумя состояниями до того резкая, что смешать их невозможно.
Матерьяльное тело имеет свойства, присущие материи в собственном смысле, которые существенно отличаются от свойств эфирных флюидов, и разрушение его происходит вследствие разрыва молекулярного сцепления. Острое орудие, проникая в матерьяльное тело, разделяет его ткани; если поражены органы, существенные для жизни, их функции останавливаются - и следует смерть, т.е. смерть тела. Так как подобного сцепления в телах флюидических не существует, жизнь не основана в них на движении специальных органов и подобного расстройства в них не может произойти; острое или всякое другое орудие проникает в них, как в пары, не причиняя им никакого вреда; вот почему этого рода тела не могут умирать и почему флюидические существа, называемые словом "призрак" (agenere), не могут быть убиты.
После казни Иисуса, тело его осталось безжизненным; оно было погребено и всякий мог видеть и трогать его. После воскресения своего, когда он хочет покинуть землю, он не умирает; тело его поднимается, рассеивается и исчезает, не оставляя никакого следа, - явное показание, что оно было иное, чем то, которое погибло на кресте; отсюда надо заключить, что если Иисус мог умереть, то он имел матерьяльное тело.
Вследствие своих матерьяльных свойств, матерьяльное тело есть седалище чувствований и страданий физических, которые отражаются в чувствительном центре, или духе. Не тело чувствует, а дух получает отражённый удар повреждения или изменения органических тканей. В теле, лишённом духа, чувствование совершенно отсутствует; по той же причине дух, который не имеет матерьяльного тела, не может чувствовать страданий, каковые суть результат изменения материи, откуда следует равно заключить, что если Иисус страдал матерьяльно, в чём усомниться нельзя, значит у него было матерьяльное тело, подобное всем.
§525. К фактам матерьяльным идут на подмогу и могущественные моральные соображения.
Если Иисус был в течение своей жизни в условиях флюидических существ, он, стало быть, не испытал ни страдания, ни каких бы то ни было потребностей тела; предположить, что это было так, это, значит, отнять у него всю заслугу жизни лишений и страданий, которую он избрал себе как пример отречения. Если всё в нём было лишь кажущимся, все акты его жизни, повторённые предсказания о его смерти, мучительная сцена в Гефсиманском саду, просьба его к Богу, чтобы чаша миновала его, его муки, агония, всё, до последнего крика в миг расставания с телом, было бы лишь пустою тенью, для того чтобы ввести в обман относительно своей истинной природы и заставить верить кажущимся жертвам своей жизни, - комедия, недостойная простого честного человека, а тем более такого высшего существа; одним словом, он злоупотребил бы чистой верой своих современников и потомков. Таковы логические следствия этой системы, следствия, которых нельзя принять, потому что это значило бы унижать Спасителя, вместо того, чтобы возвышать его.
Итак, Иисус имел, как и все, матерьяльное и флюидическое тело, что показывают явления матерьяльные и психические, ознаменовавшие его жизнь.
§526. Эта идея о природе тела Иисуса не нова. В четвёртом веке Аполлинарий Лаодикейский, глава секты аполлинаристов, утверждал, что Иисус не принимал тела, подобного нашему, но тело, чуждое страданию, которое сошло с неба в недра Св.Девы, а не родилось от неё; что, таким образом, Иисус родился, страдал и умер лишь видимо. Аполлинаристы были преданы анафеме на Александрийском соборе в 360 году; на Римском в 374 и на Константинопольском в 381 годах.
Такое же верование имела в течение трёх первых веков многочисленная секта гностиков.
1 Следующее объяснение взято буквально из поучения одного Высокого Духа, данного им по этому поводу в 1862г., в Бордо. (А.К.)
2 На поверхности солнца есть постоянно неподвижные пятна, которые следуют за его вращательным движением и которые служат к определению длительности этого движения. Но эти пятна иногда увеличиваются в числе и в размере, и тогда происходит убывание света и тепла. Это увеличение пятен в числе, кажется, совпадает с некоторыми астрономическими явлениями и относительным положением нескольких планет, что приводит их к периодическому возвращению. Длительность этих затмений весьма разнообразна; иногда она продолжается не больше двух-трёх часов, но в 535 году было такое, которое продолжалось четырнадцать месяцев. (А.К.)
3 Многочисленные современные факты исцелений, видений, одержимости, двойного зрения и других, которые рассказаны в "Revue spirite", представляют даже в подробностях такую поразительную аналогию с фактами, рассказанными в "Евангелии", что сходство явлений и причин становится очевидным. Спрашивается, почему один и тот же факт имел бы теперь естественную причину, а тогда сверхъестественную, дьявольскую у одних и божескую у других. Если бы было возможно их сопоставить, сравнение было бы легче; но сделать это не позволяют их численность и те подробности, которых требует большая часть из них. (А.К.)
4 Иудейский историк Иосиф один говорит о нём, и то очень мало. (А.К.)
5 Мы не говорим о таинственном непорочном зачатии, рассматривать которое мы здесь не намеревались. Мы будем обсуждать его позднее. (А.К.)
Ч а с т ь Т р е т ь я
"П Р О Р О Ч Е С Т В А В О Б Ъ Я С Н Е Н И И С П И Р И Т И З М А"
Глава Шестнадцатая
ТЕОРИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ
§527. Каким образом возможно знание будущего? Речь, разумеется, идёт о предвидении событий, которые составляют следствия настоящего положения, но не тех, которые не имеют к нему никакого отношения, и ещё менее о тех, которые приписываются случаю. Говорят, будущее не существует, оно - ничто; каким же образом узнать, что это ничто настанет? Однако, примеры осуществившихся предсказаний довольно многочисленны, отсюда следует заключить, что это есть явление, ключ к которому ещё не найден, так как нет следствий без причины; вот эту-то причину мы и попробуем отыскать, и здесь опять Спиритизм, ключ столь многих тайн, даст нам во всём разобраться и, кроме того, покажет нам, что самый факт предсказания не выходит из законов Природы.
Возьмём, как сравнение, пример самый обыкновенный; он поможет нам объяснить мысль, которую мы намереваемся развить.
§528. Представим себе человека, стоящего на высокой горе и обозревающего обширную равнину. В этом положении расстояние одной мили ничтожно, и ему легко будет одним взглядом охватить все неровности с начала и до конца дороги. Путешественник, в первый раз идущий по этой дороге, знает, что, подвигаясь вперёд, он дойдёт до конца; это просто предвидение; но неровности пути, подъёмы и спуски, переправы через реки, переходы через леса и пропасти, в которые он может упасть, разбойники, которые могут его обокрасть, гостиницы, в которых он может отдохнуть, - всё это не зависит от него: это для него неизвестное будущее, потому что взор его не простирается за ограниченный круг открывшегося горизонта. Что же касается продолжительности, он её измеряет тем временем, которое употребляет на прохождение пути; возьмите у него эти приметы - и продолжительность сглаживается. Для человека же, который с горы следит глазами за путешественником, всё это есть настоящее. Предположим, что этот человек сойдёт к путешественнику и скажет ему: "В такой-то момент ты встретишь то-то, ты подвергнешься нападению и найдёшь защиту", - он тем самым предскажет ему будущее; т.е. будущее для путешественника; для человека же на горе это будущее есть настоящее.
§529. Если мы выйдем теперь из круга вещей чисто матерьяльных и проникнем мысленно в область духовной жизни, мы увидим то же явление, происходящее в более обширной области. Дематерьялизованные духи - как человек на горе; пространство и время сглаживаются для них. Но дальновидность и проницательность их взгляда пропорциональны их чистоте и высоте в Духовной Иерархии; они по отношению к низменным духам подобны человеку, вооружённому могущественным телескопом, рядом с тем, который смотрит простым глазом. У низших духов зрение ограничено не только потому, что они лишь с трудом могут удаляться от земли, к которой привязаны, но потому, что грубость их перисприта скрывает от них далёкие предметы, как туман, заволакивающий зрение телесных глаз.
Понятно, что, смотря по степени совершенствования, дух может обнять период в несколько лет, несколько столетий и даже несколько тысяч лет, потому что перед вечностью - что такое столетие? События не развёртываются перед ним постепенно, как перед странником события его пути: он видит одновременно начало и конец периода; все происшествия, которые в этот период составляют будущее для земного человека, для него - настоящее. Таким образом он мог бы притти и сказать нам с уверенностью: такое-то событие произойдёт в такую-то эпоху потому, что он видит его, как человек на горе видит, что ожидает путешественника на его пути; если он этого не делает, то потому что знание будущего было бы вредно человеку; оно смущало бы его свободную волю; оно парализовало бы его в тех трудах, которые он должен исполнить для своего прогресса; добро и зло, ожидающие его, находясь в неизвестном, служат ему испытанием.
Если такая способность, даже ограниченная, может быть принадлежностью творения, то до какой степени могущества она должна доходить у Творца, Который объемлет вечность? Для Него не существует времени: начало и конец мира для Него - настоящее. В этой обширной панораме что значит срок жизни человека, поколения, народа?
§530. Тем не менее, так как человек должен содействовать общему прогрессу и поскольку известные события суть следствия этого содействия, может быть, полезно в каких-то особых случаях, чтобы было предчувствие этих событий, для того чтобы человек мог приготовить пути и быть готовым действовать, когда настанет минута; вот почему Бог позволяет иногда, чтобы край завесы приподнялся; но это всегда в видах пользы, а не удовлетворения пустого любопытства. Такая миссия может быть дана не всем духам, потому что есть такие, которые знают будущее не лучше людей, но лишь некоторым из них, достаточно совершенным для этого; достойно замечания, что этого рода откровения бывают всегда произвольны и никогда, или, по крайней мере, весьма редко, является в ответ на прямой вопрос.
§531. Эта миссия может одинаково быть назначена и некоторым людям вот каким образом:
Тот, кому вверяется труд сообщения какой-нибудь тайны, может без ведома своего получить внушение от знающих её духов, и тогда он передаёт её машинально, не отдавая себе в том отчёта. Известно к тому же, что во сне, или в состоянии бодрствования, в экстазе двойного зрения, душа отделяется и обладает в большей или меньшей степени способностями свободного духа. Если это развитой дух, если он, в особенности, как пророки, получил особую миссию на этот счёт, он пользуется в минуты свободы души способностью проникать более или менее обширный период времени и видеть, как в настоящем, события этого периода. Он может тогда, сохранив память о них при своём пробуждении, тотчас же открыть их другим. Если же эти события должны остаться в тайне, он потеряет память о них, либо у него останется лишь смутное сознание их, достаточное для того, чтобы инстинктивно им руководить.
§532. Таким образом мы видим, как эта способность по воле Божьей развивается в некоторых случаях, как, например, при угрожающей опасности, при больших бедствиях или революциях; так у большинства преследуемых сект явились многие ясновидцы; так знаменитые полководцы решительно идут навстречу врагам, не сомневаясь в победе; так, гениальные люди, как Христофор Колумб, преследуют свою цель, как бы предсказывая минуту её достижения; это оттого, что они видят эту цель, известную их духу.
Итак, дар предсказания не более сверхъестествен, чем множество других явлений; он основывается на свойствах души и законе двух миров - видимого и невидимого, с которыми знакомит нас Спиритизм.
Эта теория предвидения, может быть, не вполне разрешает все случаи, которые могут представить откровения будущего, но нельзя не согласиться с тем, что она полагает главные основания их.
§533. Часто лица, одарённые даром предвидения, в состоянии экстаза или сомнамбулизма, видят события, как бы рисующимися на картине. Это могло бы объясняться фотографией мысли. Событие находится в мысли духов, работающих над его исполнением, или в мысли тех людей, действия которых должны будут вызвать его, и эта мысль, проходя через пространство, как звук, пересекающий воздух, может отразиться в образе для ясновидящего; но так как исполнение может быть ускорено или замедлено каким-нибудь случайным вмешательством, он видит событие, не имея возможности точно определить минуту его исполнения. Иногда даже эта мысль может быть только проектом, желанием, которое не будет иметь никаких последствий; отсюда заблуждения, встречающиеся в фактах и сроках предвидения. (Гл.XIV, §423 и след.)
§534. Чтобы понимать духовные вещи, т.е. чтобы составить себе о них столь же ясное понятие, как, например, о находящемся перед нашими глазами пейзаже, у нас недостаёт одного чувства, совершенно так же, как у слепого не хватает чувства, необходимого для того, чтобы воспринимать свет, цвета или пользоваться зрением без прикосновения. Поэтому мы достигаем их понимания лишь усилием воображения и благодаря сравнению с известными нам вещами. Но матерьяльное может дать лишь самое несовершенное представление о духовном; вот почему не следует принимать сравнения в буквальном смысле и верить, например, что развитие способности ясновидения духов зависит действительно от высоты их положения над землёй и что они должны быть на горе или за облаками, чтобы охватить время и пространство.
Эта способность присуща состоянию духовности (в буквальном смысле данного слова), или, иначе говоря, дематерьялизованности; это значит, что духовность создаёт состояние, которое можно сравнить, хотя далеко несовершенно, с точкой зрения человека на горе. Это сравнение просто имело целью показать, что события, которые для одних помещаются в будущем, для других - в настоящем и таким образом могут быть предсказаны, это однако вовсе не даёт возможности предполагать, чтобы эти явления происходили одним и тем же способом.
Чтобы обладать этим чувством, духу не надо переноситься на какую-нибудь другую точку пространства; тот, который возле нас на земле, может обладать им во всей полноте совершенно так же, как если бы он был за тысячу вёрст, тогда как мы не видим ничего вне горизонта, окружающего нас. Так как зрение у духов происходит иначе и другими средствами, чем у людей, то их видимый горизонт совершенно иной; этого-то чувства и недостаёт нам; рядом с воплощённым дух есть в этом отношении то же, что зрячий рядом со слепым.
§535. Надо также хорошенько уяснить себе, что это чувство у духов не ограничивается одним протяжением, но обнимает собою проникновение всех вещей. Повторяем, это есть способность, присущая дематерьялизованному состоянию и пропорциональная ему. Эта способность ослаблена воплощением, но она не уничтожена окончательно, потому что душа не заперта в теле, как в ящике. Воплощённый может обладать ею, хотя всегда в меньшей степени, чем в состоянии полного освобождения; вот это-то и даёт некоторым людям силу проницательности, которой совершенно нет у других, и вместе с нею - большую верность морального взгляда, большее понимание вне матерьяльных предметов.
Воплощённый дух не только чувствует, но он вспоминает то, что видел в бесплотном состоянии, и это воспоминание, как картина, рисуется в его мысли. В состоянии воплощения он видит смутно, как сквозь покрывало; в свободном состоянии он видит и понимает ясно. Способность зрения не вне его, но в нём самом; вот почему он не нуждается в нашем внешнем свете. Посредством морального развития расширяется круг идей и познавательных способностей; перисприт, постепенно дематерьялизуясь, очищается от грубых элементов, которые вредили тонкости чувств; отсюда легко понять, что расширение всех способностей следует за развитием духа.
§536. Именно расширение способностей духа делает его более или менее восприимчивым к духовному познанию. Тем не менее, эта способность вовсе не есть необходимое следствие умственного развития; обыкновенное знание не даёт её: вот почему мы видим людей с большими познаниями, которые так же слепы в духовном, как другие в матерьяльном; они упорствуют в этих вопросах, потому что не понимают их; это происходит от того, что они ещё не развились в этом направлении; и вместе с тем мы видим людей с самым обыкновенным умом и образованием, которые схватывают эти вещи совершенно легко, что показывает их предварительное знакомство с ними. Это у них историческое воспоминание того, что они видели и знали, или в развоплощённом состоянии скитания, или в прежних существованиях; точно так же у других бывает врождённая способность к языкам и наукам, с которыми они были знакомы раньше.
§537. Что касается будущности Спиритизма, то духи, как известно, единодушно подтверждают его близкое торжество, несмотря на препятствия, которые ему ставят; предвидеть это им легко прежде всего потому, что распространение Спиритизма есть их личное дело: содействуя движению и направляя его, они знают, что должны делать; во-вторых, им стоит только охватить ближайший период времени, чтобы увидеть в нём на пути его тех могущественных помощников, которых воздвигает ему Бог и которые не замедлят проявиться.
Не будучи даже бесплотными духами, пусть спириты перенесутся мысленно на тридцать лет вперёд, ко времени возрастающего поколения; пусть оттуда наблюдают, что происходит теперь; пусть проследят за прогрессом движения и увидят, как бесплодно пропадают усилия тех, кто считают себя призванными уничтожить Спиритизм; они увидят, как мало-помалу уходят со сцены эти противники, а дерево всё растёт, и корни его с каждым днём распространяются дальше. 1
§538. Обыкновенные события частной жизни бывают по большей части последствиями образа действий каждого; одному всё удаётся благодаря его способностям, его уменью, его настойчивости, осторожности и энергии там, где другой по своей неспособности терпит неудачу; таким образом, можно сказать, что каждый есть строитель собственного будущего, которое никогда не бывает подчинено слепой судьбе и независимо от его личности. Зная характер данного человека, можно легко предсказать судьбу, каковая ожидает его на том пути, по которому он идёт.
§539. События, касающиеся общих интересов человечества, начертаны Провидением. Когда что-нибудь предусмотрено в планах Божиих, оно должно свершиться так или иначе. Люди содействуют исполнению этого, но никто не необходим, иначе Сам Бог был бы в зависимости от Своих созданий. Если тот, кому досталась миссия, не выполняет её, её поручают другому. Роковых миссий нет; человек всегда свободен исполнить ту, которая ему вверена и которую он принял по доброй воле; если он не исполняет её, он вредит себе и увеличивает свою ответственность за те запаздывания, коие являются следствием его небрежности или злой воли; если он становится препятствием к исполнению миссии, Бог уничтожает его одним дуновением.
§540. Таким образом, конечный результат какого-нибудь события может быть обеспечен, потому что он предусмотрен Богом; но так как по большей части детали и способ исполнения подчинены обстоятельствам и свободной воле человека, пути и способы исполнения могут быть случайны. Духи могут внушить нам предчувствие об общем ходе дела, если будет полезно нас предупредить; но для того, чтобы с точностью определить срок и место исполнения, было бы необходимо, чтобы они знали наперёд, какое решение примут известные лица, а если в мыслях их ещё нет этого решения, то в зависимости от того, каким оно будет, оно может замедлить или ускорить развязку, изменить какие-нибудь второстепенные действия, но в то же время приведёт всё к тому же результату. Так, например, духи могут, на основании общих условий, предвидеть, что такая-то война более или менее близка, что она неизбежна, не имея притом возможности предсказать день, в который она начнётся, ни подробностей тех событий, которые могут быть изменены волей человеческой.
§541. При определении времени будущих событий не нужно забывать одного обстоятельства, нераздельного с самой природой духов.
Время, как и пространство, может быть определено только при помощи сравнения или каких-нибудь знаков, разделяющих его на периоды, которые можно сосчитать. На земле естественный счёт времени, дней и годов отмечен восходом и заходом солнца и продолжительностью поступательного движения Земли. Единицы мер времени должны видоизменяться сообразно мирам, так как астрономические периоды различны; так, например, на Юпитере день соответствует нашим десяти часам, а год двенадцати земным годам.
Таким образом, для каждого мира существуют различные способы вычисления продолжительности времени, смотря по природе астральных движений, которые в них совершаются; поэтому духам, незнакомым с нашим миром, затруднительно определять наши сроки. А вне миров этих способов определения и вовсе не существует. Для духа в пространстве не существует ни восхода, ни захода солнца, обозначающих дни, ни периодических переворотов, обозначающих годы; для него существуют только пространство и бесконечность. (Гл.VI, §155 и след.) Для духа, который никогда не воплощался бы ни в каком мире, не существовало бы никакого понятия о делении времени. Если проявляется дух, не живший на Земле, он не может определить срока каких-либо событий, если не сообразуется с нашими понятиями, что, конечно, в его власти; но сделать это он по большей части считает бесполезным.
§542. Духи, составляющие незримое население нашего земного шара, уже жили и продолжают жить среди нас, и они, конечно, слились с нашими привычками, воспоминание о которых уносится ими с собой в пространство. Они могли бы, следовательно, легче определять сроки будущих событий, если они их знают; но, кроме того, что это им не всегда разрешается, они стеснены ещё тем, что всякий раз, когда побочные обстоятельства подчинены свободной воле и случайному решению человека, точный срок события определяется лишь тогда, когда оно уже свершилось.
Вот почему обстоятельные предсказания не могут почитаться достоверными и должны быть приняты лишь как возможные, даже тогда, когда они не дают повода для справедливого подозрения. Поэтому духи, действительно мудрые, никогда ничего не предсказывают в определённые сроки; они ограничиваются тем, что знакомят нас с исходом тех событий, которые нам полезно знать. Настаивать на точных подробностях - значит подвергаться обманам легкомысленных духов, которые предсказывают всё, что угодно, не заботясь о правде, и забавляются тем страхом и разочарованием, которые вызывают.
§543. Наиболее употребительная до сего времени форма предсказаний создаёт настоящие загадки, часто не разрешимые. Эта мистическая и кабалистическая форма, полнейший тип которой находим у Нострадамусa, имеет в глазах народа известное обаяние, которое делает предсказания тем более ценными, чем менее они понятны. По своей двусмысленности они допускают самые различные толкования до такой степени, что, смотря по аллегорическому значению, приписанному известным словам, или по условности выражений, смотря по способу вычислений странно запутанных чисел, можно при доброй воле найти в них приблизительно всё, что угодно.
Несмотря на это, однако, есть много серьёзных предсказаний, подавляющих своей правдивостью. Весьма вероятно, что эта форма, облекающая их, в известное время имела смысл и была даже необходима.
Теперь обстоятельства уже не те; позитивизм века плохо мирится с языком предсказаний. Поэтому предсказания наших дней уже не принимают таких странных и вычурных форм и, сделанные духами, не представляют ничего мистического. Духи говорят общепринятым языком, как говорили бы при жизни, потому что они не перестали принадлежать человечеству; они знакомят нас с будущим, личным или общим, когда это может быть полезно, по мере прозорливости, какою они наделены, как это делали бы друзья или наставники. Таким образом, их предвидение служит скорее уведомлением, ничего не отнимающим от свободы воли, чем предсказанием в собственном смысле слова, по
Воспользуйтесь поиском по сайту: