Разрушение храма и Иерусалима
§559. "И, вышед, Иисус шёл от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.1-2.)
§560. "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это скрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего." ("Еванг. от Луки", гл.19, ст.41-44.)
§561. "А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!" ("Еванг. от Луки", гл.13, ст.33-35.)
§562. "Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях: не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников." ("Еванг. от Луки", гл.21, ст.20-24.)
§563. "И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы не питавшие!" Тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!" ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?" ("Еванг. от Луки", гл.23, ст.27-31.)
§564. Способность предчувствовать будущее есть свойство души, объясняемое теорией предвидения. Иисус обладал ею в высочайшей степени. Таким образом, он мог предвидеть события, которые последуют за его смертью, и в том нет ничего сверхъестественного, так как мы встречаем это явление и теперь при совершенно обыкновенных условиях. Нередко люди с точностью предсказывают момент своей смерти, потому что душа их в минуту свободы находится в положении человека на горе (гл.XVI, §527); она охватывает путь на всём его протяжении и видит его конец. 2
§565. Тем в большей степени всё это относилось к Иисусу, сознававшему Миссию, которую он пришёл исполнить и то, что необходимым её последствием будет смертная казнь. Духовное зрение, которое было у него постоянно, так же, как и проникновенность мысли, должны были указывать ему будущие обстоятельства и роковую пору. По той же причине он мог предвидеть разрушение храма и Иерусалима, несчастия, которые поразят его обитателей, и рассеяние евреев по всему миру.
Обличение фарисеев
§566. "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь." ("Еванг. от Матф.", гл.3, ст.7-10.)
§567. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам: книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: "если кто поклянётся храмом, то ничего; а если кто поклянётся золотом храма, то повинен." Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: "если кто поклянётся жертвенником, то ничего; если же кто поклянётся даром, который на нём, то повинен." Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником, клянётся им и всем, что на нём; и клянущийся храмом клянётся им и Живущим в нём; и клянущийся небом клянётся Престолом Божиим и Сидящим на нём. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делить, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды; фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков"; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины: как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захария, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей." ("Еванг. от Матф.", гл.23, ст.13-36.)
Слова мои не прейдут
§568. "Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится; оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму." ("Еванг. от Матф.", гл.15, ст.12-14.)
§569. "Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.34-35.)
§570. Слова Иисуса не прейдут, потому что они будут верны во все времена; его нравственные законы будут вечны, потому что они заключают в себе условия добра, которые ведут человека к его вечному назначению. Но дошли ли до нас его слова чистыми от всякой примеси и неверных толкований? Все ли христианские исповедания поняли их дух? Все ли усвоили его, не исказив их настоящий смысл вследствие предрассудков или незнания законов Природы? Не сделали ли они из них орудия господства, чтобы служить их честолюбию и матерьяльным интересам, ступенью для возвышения не на небо, а для того только, чтобы возвыситься на земле? Все ли они взяли себе руководящим правилом проведение в жизнь добра, что Иисус поставил необходимым условием спасения? Все ли они свободны от тех упрёков, с которыми он обращался к фарисеям своего времени? Наконец, все ли они в теории, как и на практике, служат чистым выражением его учения?
Так как истина одна, она не может заключаться в противоположных утверждениях, и Иисус не мог бы дать двойной смысл своим словам. Если же различные исповедания противоречат одно другому, если одни считают правдой то, что другие осуждают, как ересь, то невозможно, чтобы все они были истинны. Если бы все они приняли истинный смысл евангельского учения, то встретились бы на одной почве и тогда не было бы сект.
Что никогда "не прейдёт", так это истинный смысл слов Иисуса; "прейдёт лишь" то, что построили люди на ложном толковании этих самых слов.
Миссиею Иисуса было принести людям мысль Божию, и только одно чистое учение его может быть её выражением, вот почему он сказал: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится."
Краеугольный камень
§571. "Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в писании: "камень, который отвергли строители, тот самый соделался главою угла: это - от Господа и есть дивно в очах наших." (Псалм. гл.117, ст.22, 23.) Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит. И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка." ("Еванг. от Матф.", гл.21, ст.42-46.)
§572. Слово Иисуса сделалось краеугольным камнем, т.е. камнем, скрепляющим новое здание веры, воздвигнутое на развалинах старого; иудеи, первосвященники и фарисеи, отвергли это слово, и оно раздавило их, как раздавит тех, кто позднее не принял его или исказил смысл его ради своего честолюбия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: