Едино стадо и един пастырь
§575. "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и оне услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь." ("Еванг. от Иоанна", гл.Х, 16.)
§576. Этими словами Иисус ясно возвещает, что настанет время, когда люди сольются в одной общей вере; но как может произойти подобное объединение? Это кажется невозможным при виде различий, которые существуют между религиями, антагонизма, коий поддерживают между собой их последователи, и их упорства в убеждении, что они исключительно обладают истиной. Все хотят единства, но каждая из них льстит себя уверенностью, что оно совершится в её пользу, и ни одна не хочет делать уступок в своих верованиях.
Тем не менее единство совершится в религии так же, как оно совершается в социальном, политическом и коммерческом отношении посредством уничтожения преград, разделяющих народы, и объединения нравов, обычаев и языков; народы всего мира уже соединяются в братские союзы, как провинции одного государства между собой; и этого единства все сильно желают. Оно совершится в силу вещей, потому что станет необходимостью для братского сближения наций; оно совершится в силу развития человеческого разума, который поймёт всю пустоту этих раздоров; в силу прогресса науки, которая с каждым днём обнаруживает те матерьяльные заблуждения, на которые религии опираются, и мало-помалу отрывает источенные камни их фундамента. Если наука разрушает в религиях то, что принадлежит к измышлению человеческому и происходит от незнания законов Природы, то она не может разрушить того, что есть создание Божие и вечная истина. Очищая религии от посторонних примесей, наука готовит пути единения. Для того, чтобы притти к единению, религии должны будут встретиться на нейтральной, общей им всем почве. Для этого все оне должны будут делать уступки и приносить жертвы, более или менее значительные, смотря по многочисленности их особых догматов. Но в силу неизменности, которую оне все исповедуют, инициатива уступок не может притти из официального лагеря; вместо того, чтобы итти сверху, их точка отправления будет снизу, в индивидуальной инициативе. С некоторого времени происходит движение децентрализации, постепенно приобретающее непобедимую силу. Принцип неизменности, который религии рассматривали до сих пор как охраняющую защиту, сделается причиною разрушения, потому что в то время, как культы остаются неподвижными, а общество идёт вперёд, оно неизбежно обгоняет их, и они поглощаются потоком прогрессивных идей.
Неизменность, вместо того, чтобы быть силой, становится причиной слабости и разрушения для тех, кто не следует за общим движением; она подрывает единство, потому что те, кто хотят итти вперёд, отделяются от тех, которые упорно остаются позади.
При настоящем состоянии знаний и общественного мнения религия, долженствующая соединить когда-нибудь всех людей под одним знаменем, будет та, которая наиболее удовлетворит законным стремлениям ума и сердца, которая ни в чём не будет обличена положительной наукой; которая вместо того, чтобы оставаться неподвижной, будет следовать с человечеством в его прогрессивном шествии, не позволяя опередить себя; которая не окажется ни исключительной, ни нетерпимой; которая освободит разум от закрепощения и будет признавать только разумную веру; моральные правила которой будут самые чистые, самые рациональные, самые гармонирующие с социальными нуждами, наконец, наиболее способные утвердить на Земле царство добра, милосердия и вселенского братства.
Антагонизм религий между собой поддерживается идеей о том, будто у каждой из них свой особый бог и притом единственно истинный и самый могущественный, находящийся в постоянной вражде с богами прочих культов и стремящийся победить их влияние. Когда оне будут убеждены в том, что Бог только Один во Вселенной, что в конце концов это всё Тот же, которому оне все поклоняются под именем Иеговы, Аллаха или Бога; когда оне согласятся в Его существенных свойствах, тогда оне поймут, что Существо Единое может иметь только одну волю; оне подадут друг другу руки, как служительницы Одного Господина и дети Одного Отца и тем сделают решительный шаг к единению.
Пришествие Илии
§577. "И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит притти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен притти прежде и устроить всё: но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе." ("Еванг. от Матф.", гл.17, ст.10-13.)
§578. Илия уже пришёл в лице Иоанна Крестителя. Его новое пришествие возвещено ясно; а так как он не мог притти иначе, как в новом теле, то эти слова Христа есть несомненное подтверждение множественности существований и закона перевоплощения. ("Евангелие от Спиритизма", гл.IV, §48.)
Возвещение Утешителя
§579. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам." ("Еванг. от Иоанна", гл.14, ст.15, 16, 17, 26)
§580. "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не прийдёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить: когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам; Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам." ("Еванг. от Иоанна", гл.16, ст.7-14.)
§581. Это пророчество есть бесспорно одно из самых важных с религиозной точки зрения, потому что оно недвусмысленно свидетельствует о том, что Иисус не сказал всего, что мог бы сказать: он был бы не понят даже своими апостолами, к которым он обращался с этими словами. Если бы он давал им тайные наставления, они упомянули бы о них в "Евангелии"; но раз он не всё сказал апостолам, то и преемники их не могли знать больше их; таким образом, они могли ошибаться в смысле его слов и давать ложное толкование его мыслям, часто сокрытым под формой аллегории. Стало быть, религии, основанные на "Евангелии", не могут считать себя обладающими всей истиной, так как Иисус предоставил себе в будущем дополнить свои учения. Потому их притязание непреложности есть опровержение слов Иисуса.
Под именем Утешителя и Духа Истины он возвещает того, который должен научить их всему и "напомнить" то, что он говорил: значит поучения его были неполны; мало того, он предвидит, что забудется даже то, что он говорил и что учение его будет искажено. Потому Дух Истины "напомнит всё" и вместе с Илией "устроит всё", сообразно истинному смыслу его учения.
§582. Когда должен притти этот новый возвеститель Откровения? Совершенно очевидно, что если в эпоху проповеди Иисуса люди не в состоянии были понять всё то, что ему оставалось ещё сказать, то они в несколько лет не могли просветиться настолько, чтобы приобрести все нужные познания. Для понимания некоторых мест "Евангелия", за исключением нравственных правил, нужны были знания, которые мог дать только научный прогресс, а это было делом времени и многих поколений. Если бы новый мессия пришёл вскоре после Христа, он нашёл бы почву столь же мало подготовленной и не мог бы сделать больше его. Но со времён Христа и до наших дней не было ни одного значительного откровения, которое пополнило бы "Евангелие" и осветило в нём тёмные места, - верный признак, что посланник ещё не появлялся.
§583. Каков должен быть этот посланник? Иисус, сказав: "Я умолю Отца, и Он пошлёт вам другого Утешителя", определяет ясно, что это не он сам, иначе он сказал бы: "Я приду дополнить то, чему вас учил." Потом он прибавляет: "да пребудет с вами вовек" и "в вас будет". Это не могло бы относиться к существу воплощённому, которое не может быть с нами вовек и ещё менее быть в нас, но прекрасно понимается относительно учения, которое в самом деле, если оно хорошо усвоено, может быть в нас вечно. Итак, Утешитель, по мысли Иисуса, есть олицетворение доктрины высокоутешительной, возвестителем которой должен быть Дух Истины.
§584. Спиритизм осуществляет, как это было уже показано (гл.I, §30), все условия обещанного Иисусом Утешителя. Это не индивидуальное учение, не измышление человеческое; никто не может назвать себя его творцом; это продукт коллективного наставления духов, направляемых Духом Истины. Он ничего не отменяет в "Евангелии"; но дополняет и освещает его; при помощи новых законов, которые он открывает, с присоединением к ним законов научных, он поясняет то, что не было ясно, заставляет принять возможность того, что неверие не хотело признавать. У него были свои предтечи и пророки, которые предчувствовали его пришествие. Своим моральным могуществом он готовит Царство Добра на Земле.
Учение Моисея неполно и не вышло за пределы еврейского народа; учение Иисуса, более полное, распространилось по всему миру посредством христианства, но не обратило весь мир; Спиритизм же, ещё более полный, имеющий корни во всех религиях, обратит всё человечество. 3
§585. Иисус, сказав своим апостолам, что после придёт другой, который наставит их во всём, что он теперь не может им сказать, этим самым возвестил необходимость перевоплощения. Каким образом, в самом деле, эти люди могли бы воспользоваться более полным учением, которое будет дано после; каким образом они стали бы более способными понять его, если больше не будут жить? Это значило бы, что Иисус сказал несообразность, так как будущие люди должны быть по общепринятым понятиям людьми новыми, душами, вызванными из ничего при рождении тела. Допустите, напротив, что апостолы и их современники жили уже раньше, что они живут снова и теперь, тогда обещание Иисуса оправдывается; их понимание, которое должно было развиться с социальным прогрессом, может "вместить" теперь то, что оно не вмещало тогда. Без перевоплощения обещание Иисуса было бы призрачно.
§586. Если бы на это ответили, что обещание его исполнилось в день Пятидесятницы через сошествие Святого Духа, то можно было бы возразить, что Святой Дух вдохновил их, что он мог просветить их умы, развить в них медиумические способности, которые должны были облегчить их миссию, но что он не научил их ничему сверх того, что они знали от Иисуса, так как на это нигде нет ни малейшего указания. Таким образом, Дух Святой вовсе не осуществил того, что Иисус говорил об Утешителе; иначе апостолы разъяснили бы ещё при жизни своей всё, что осталось непонятным в "Евангелии" до наших дней и предупредили бы противоречивые толкования, породившие бесчисленные секты, которые разделили христианство ещё с первых веков.
Второе пришествие Иисуса
§587. "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет итти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий в славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, "грядущего в Царствии Своём". ("Еванг. от Матф.", гл.16, ст.24-28.)
§588. "Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего в облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что ещё нам свидетелей? вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти." ("Еванг. от Марка", гл.14, ст.60-64.)
§589. Иисус возвещает своё второе пришествие, но он не говорит, что опять придёт на Землю в матерьяльном теле, ни того, что олицетворит собою Утешителя. Он представляет себя как Духа, долженствующего притти в славе Отца своего судить каждого по делам его, когда исполнятся времена.
Эти слова: "есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём", кажутся противоречием, так как известно, что он не приходил при жизни кого бы то ни было из присутствующих. Иисус однако не мог ошибиться в предвидениях такого рода, особенно относительно вещей современных, касающихся его лично; прежде всего нужно поставить вопрос, всегда ли его слова были точно переданы. В этом можно сомневаться, если сообразить, что он сам не написал ничего и слова его были собраны только после его смерти; если же мы видим, что одни и те же его речи передаются каждым евангелистом в разных выражениях, то это лучшее доказательство того, что слова его изложены не текстуально точно. Возможно также и то, что смысл их оказывался иногда извращён при многочисленных переводах.
С другой стороны, несомненно, что если бы Иисус сказал всё, что мог бы сказать, то он вероятно выражался бы обо всём с большей точностью и ясностью, не допускающей никаких сомнений, как он это делает в изложении законов нравственности; но в других случаях он оставляет свою мысль полускрытой под покровом неясных выражений. Апостолы же, убеждённые в том, что всё им обещанное должно было исполниться ещё при современном им поколении, могли и мысли его излагать согласно своим понятиям. Поэтому они могли и выражать их с большей определённостью, чем, может быть, сделал бы он сам. Как бы то ни было, ясно одно, что вещи произошли не так, как они предполагали.
§590. Главный пункт, который Иисус не мог развить, потому что люди его времени были недостаточно приготовлены к идеям этого порядка и их следствиям, это важный закон перевоплощения, принцип которого он однако же изложил, как он сделал это относительно всех законов. Этот великий закон, изученный и освещённый в наши дни Спиритизмом, есть ключ ко многим местам "Евангелия", которые без того кажутся лишёнными смысла.
В этом именно законе можно найти рациональное объяснение предыдущих слов, принимая их буквально. Так как они не могут относиться к личности апостолов, очевидно, что они относятся к будущему царству Христову, т.е. к тому времени, когда его учение, лучше понятое, сделается универсальным законом. Слова его, что некоторые из стоящих здесь увидят его пришествие, не могут быть понимаемы иначе, как намёк на их перевоплощение в ту эпоху. Но евреи представляли себе, что они увидят всё, что возвещал Иисус, и принимали слово в слово все эти аллегории.
Впрочем, некоторые из этих предсказаний исполнились в своё время, как, например, разрушение Иерусалима, несчастия, которые его сопровождали, и рассеяние евреев; но Иисус простирает свой взор ещё дальше, и, говоря о настоящем, он постоянно намекает на будущее.
Предшествующие признаки
§591. "Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам, всё же это начало болезней." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.6, 7, 8.)
§592. "Предаст же брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Моё, претерпевший же до конца спасётся." ("Еванг. от Марка", гл.13, ст.12-13.)
§593. "Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.15-22.)
§594. "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие; когда же ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё сие будет." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.29-34.)
"Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого; ибо как в дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, - так будет и в пришествие Сына Человеческого." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.37-38.)
§595. "О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец." ("Еванг. от Марка", гл.13, ст.32.)
§596. "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет; женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир; так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас." ("Еванг. от Иоанна", гл.16, ст.20-22.)
§597. "И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придёт конец." ("Еванг. от Матф.", гл.24, ст.11-14.)
§598. Эта картина конца времён очевидно аллегорическая, как и большая часть из тех, которые изображал Иисус. Образы, представленные в ней, по своей силе способны были поразить незрелые умы. Чтобы действовать на грубое воображение, нужны были энергичные картины и смелые краски. Иисус обращался особенно к народу, к людям, наименее просвещённым и неспособным понимать метафизические абстракции или изящество форм. Чтобы достигнуть их сердца, надо было действовать на зрение матерьяльными знаками и на слух энергией речи.
Как естественное следствие этого расположения ума, высшее могущество не могло, по вере того времени, проявиться иначе, как в явлениях необыкновенных, и чем они были невероятнее, тем скорее принимались, как вполне возможные.
Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных, со славою великой, окружённый ангелами, при звуке труб, представлялся им гораздо более внушительным, чем облечённый одною только моральною властью. Также и иудеи, которые ожидали в Мессии царя земного, настолько могущественного среди всех царей, чтобы сделать их нацию первенствующей и возвысить престол Давида и Соломона, не хотели узнавать Его в смиренном сыне плотника, без всякого матерьяльного авторитета.
Тем не менее, этот бедный иудейский пролетарий стал величайшим из великих; он покорил своей верховной властью более царств, чем самые могущественные государи; одним только словом своим с помощью нескольких бедных рыбаков он преобразовал мир, и ему иудеи обязаны будут восстановлением своего честного имени. Таким образом, он говорил истину, когда на вопрос Пилата: "Ты ли царь Иудейский?", отвечал ему: "Ты говоришь."
§599. Следует заметить, что у древних землетрясения и затмения солнца были необходимыми аксессуарами всех происшествий и зловещих предсказаний; они появляются в минуту смерти Иисуса так же, как при смерти Цезаря и во многих других случаях в истории язычества. Если бы эти явления происходили так часто, как о них рассказывалось, казалось бы невозможным, чтобы люди не сохранили о них воспоминания в своих традициях. Сюда прибавляют ещё падающие с неба звёзды, как бы для того, чтобы засвидетельствовать будущим, более просвещённым поколениям, что дело идёт лишь о фикции, так как в настоящее время известно, что звёзды падать не могут.
§600. Тем не менее под этими аллегориями кроются великие истины. Это прежде всего возвещение бедствий всякого рода, которые поразят человечество, бедствий, порождённых высшей борьбой добра со злом, веры с неверием, прогрессивных идей с отсталыми. Во-вторых, распространение по всей Земле "Евангелия", восстановленного в своей первоначальной чистоте; наконец, царство добра, которое будет царством мира и вселенского братства, вытекающего из евангельских законов нравственности, приводимых в исполнение всеми народами. Это действительно будет царством Иисуса, потому что он будет руководить его основанием и люди будут жить по его закону; царством счастья, так как он сказал, что после скорби дней тех настанут дни радости.
§601. Когда это исполнится? Никто этого не знает, говорит Иисус, ни Ангелы небесные, ни Сын, токмо Отец; но когда настанет эта минута, люди будут извещены признаками предзнаменования. Эти признаки не будут ни в солнце, ни в звёздах, но в социальном положении и явлениях более моральных, чем физических, которые можно частью вывести из некоторых намёков.
Несомненно, что такое изменение не могло произойти при жизни апостолов, потому что Иисус не мог бы этого не знать, и к тому же оно не могло произойти в несколько лет. Однако он говорит с ними так, как будто они должны быть свидетелями тех событий; это значит, что они в самом деле могут жить снова в ту эпоху и сами работать для возрождения. Иногда он говорит о ближайшей судьбе Иерусалима, а иногда берёт этот факт для сравнения с будущим.
§602. Своим новым пришествием возвещает ли Иисус конец мира? или словами: "И проповедано будет Евангелие Царствия по всей земле в свидетельство всем народам, и тогда придёт конец."
Было бы странно предполагать, что Бог разрушит мир именно в тот момент, когда он вступит на путь морального прогресса через проведение в жизнь евангельского Учения; ничто к тому же в словах Христа не указывает на всеобщее разрушение, которое при этих условиях не могло бы быть оправдано.
Всеобщее исполнение законов "Евангелия", долженствуя привести к улучшению человеческой нравственности, тем самым приведёт в царство добра и повлечёт за собою падение зла. Таким образом, Христос указывает на конец старого мира, мира, управляемого предрассудками, гордынею, эгоизмом, фанатизмом, неверием, корыстолюбием и всеми дурными страстями, когда говорит: "и проповедано будет Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придёт конец". Но этот конец повлечёт за собою борьбу и из этой борьбы произойдут страдания, которые он предвидит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: