Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сообщение – это собственно информация, выраженная в словах, цифрах, жестах и др.




Канал – средство передачи информации – например, устная речь, письмо, электронные средства связи.

Получатель – лицо, которому направлена информация и которое её воспринимает.

Рис. 2 Основные элементы коммуникаций
Этот процесс разделяется на 5 логически связанных этапов (рис.3):

 
 

 


 

Рис. 2 Основные элементы коммуникации

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Рис. 3 Этапы процесса коммуникаций

 

I этап. Формирование идеи.

Обмен информацией всегда начинается с формулирования идеи и отбора информации для сообщения. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Это наиболее важный этап, он определяет во многом эффективность процесса в целом.

Главное в этом этапе – определить, что именно должен понять получатель и насколько идеи соответствуют конкретной ситуации.

II этап. Формирование сообщения. Выбор канала

Для того, чтобы передать свою идею, отправитель должен с помощью символов, которые понятны получателю, закодировать информацию. В качестве символов используются слова (звуки, буквы), интонации, жесты, графические изображения и т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

III этап. Передача сообщения

Одновременно с кодированием отправитель выбирает и канал связи, который соответствует типу символов – письмо, устная речь, телефакс, компьютерные сети, электронная почта и др. Возможно использование нескольких каналов связи одновременно.

IV этап. Декодирование и восприятие информации

Чтобы воспринять информацию, заключенную в сообщении, получатель должен декодировать его.

Декодирование - это перевод символов сообщения в мысли получателя. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет смысл сообщения и ту идею, которая в нем заложена.

V этап. Обратная связь

Часто бывают различные помехи, которые искажают смысл сообщений. Поэтому для повышения эффективности обмена информации используется обратная связь. Она необходима, чтобы понять, насколько правильно было воспринято и понято сообщение. На этом этапе отправитель и получатель меняются местами: получатель становится отправителем и формирует ответ.

Если обратная связь в процессе отсутствует, т.е. связь односторонняя, то такая коммуникация менее эффективна, чем двухсторонняя.

На всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи или шум. На языке теории информации шумом называют все, что искажает смысл передаваемого сообщения – это может быть языковые различия восприятия, различные толкования одних и тех же символов получателем и отправителем, различный профессиональный уровень и другие.

Определенные шумы имеются всегда, поэтому на каждом этапе процесса коммуникации может происходить некоторое искажение смысла сообщений.

Если уровень шума высок, то это может вызвать проблемы в информационном обмене.

Межличностные коммуникации

Из рассмотренных видов коммуникаций наибольшее значение для руководителя имеют межличностные коммуникации, так как он до 80% рабочего времени тратит на контакты с людьми.

Решение многих управленческих задач строятся на непосредственном взаимодействии людей. Кроме того, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения сложных вопросов.

Межличностные коммуникации в отличие от организационных обладают определенными особенностями:

1. при этом виде коммуникаций преимущественно используется канал устной речи;

2. позволяют, кроме слов, использовать в процессе межличностного обмена информацией различные невербальные символы;

Обеспечивается возможность взаимопонимания за счет использования канала обратной связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...