Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления.




Так как на организацию влияет множество факторов внешней среды и внутренних факторов, то не может быть единого способа управления, одинаково эффективно применяемого во всех ситуациях.

Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуацией является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Согласно этому подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, который значительно влияет на организацию в данное конкретное время.

Ситуация должна находиться в центре внимания руководителя, это вынуждает его мыслить ситуационно.

Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей степени способствовать достижению цели организации.

Ситуационный подход утверждает, что хотя общий процесс управления во всех организациях одинаков, но конкретные методы воздействия, который использует руководитель для достижения цели организации, могут быть абсолютно разными.

Таким образом, ситуационный подход увязывает конкретные приемы управления и научные теории с конкретными ситуациями для достижения целей организации.

Оптимальное решение в управлении организацией есть функция факторов внешней среды и внутренних факторов организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.

Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства необходимо применять для достижения целей организации в конкретной ситуации.

И, наконец, четвертый подход процессный подход.

Сущность данного подхода заключается в том, что управление рассматривается как сложное явление, как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Действия, составляющий процесс управления, носят название функций управления. Эти функции охватывают все виды деятельности по созданию продукции или оказанию услуг.

Каждая управленческая функция в свою очередь также рассматривается как процесс, в котором выделяются связанные друг с другом этапы.

Выделение управленческих функций впервые было осуществлено в рамках административной школы, но она рассматривала функции изолировано друг от друга.

При процессном подходе функции рассматриваются как взаимосвязанные, как единый процесс.

Все функции одинаково необходимы для успеха организации. Ни одну функцию нельзя исключить из этого процесса.

Процесс управления, таким образом, является общей суммой всех функций.

Состав функций управления вам известен – это планирование, организация, мотивация и контроль.

Для осуществления функций управления необходимо выполнение 2-х процессов – принятия решений и коммуникации, которые называются связующими процессами – они объединяют функции управления в единое целое.

Как процессы, принятие решений и коммуникаций, также состоят из взаимосвязанных между собой этапов.

Таким образом, процессный подход позволяет рассматривать сложные явления по управлению как процессы, состоящие из совокупности взаимосвязанных этапов, изучать и осуществлять их анализ, выявлять особенности этих этапов, возможности их совершенствования.

Кроме отмеченных подходов, ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются такие положения; как

Ориентация на нововведения, интеграцию, интернационализацию.

Нововведения (инновации) становятся повседневным явлением. Эффективно работают только те организации, которые ориентированы на постоянные обновления.

Интеграция представляет собой объединение, согласование производства и социального развития. Без этого становится невозможным успех организации.

Интернационализация проявляется в международном разделении труда. Этот процесс должен развиваться не как соперничество и конкуренция, а как объект сотрудничества.

Социальная ориентация – признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.

Социальная ответственность менеджмента – это обязательство организации приносить пользу обществу через использование части прибыли от бизнеса.

Менеджмент создает экономическое развитие общества. Но кроме этого, организация должна вносить вклад в решение социальных проблем, таких, как защита окружающей среды, безопасность, здравоохранение, образование и др. Все это на добровольной основе.

Другими словами, социальная ответственность должна стать элементом деятельности любой организации.

Таким образом, в современном менеджменте происходит интеграция новых подходов к управлению.

Основные типы моделей менеджмента

Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты.

Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.

Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально – экономического развития в конкретной стране, культуру.

Поэтому выделяют различные модели менеджмента:

· американскую,

· японскую,

· западно–европейскую и др.

Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента.

Эволюция теории и практики менеджмента находит свое отражение в переходе от традиционных направлений в менеджменте, так называемой американской модели, и поведенческих направлений – японской модели к новому направлению, которое называют как маркетинговое.

Суть американской модели менеджмента заключается в утверждении, что успех организации прежде всего зависит от внутренних факторов (рациональной организации производства продукции, снижения издержек, роста производительности труда, эффективное использование ресурсов).

Организация рассматривается как закрытая система.

При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени.

Основой стратегии является непрерывный рост производства и углубление специализации.

Система управления в американских формах жестко организована.

В 80-е годы американский менеджмент претерпел изменения, которые нашли отражение в структурной перестройке и перераспределении полномочий при принятии решений, развитии стратегического планирования.

Основными характеристиками американской модели менеджмента являются:

· краткосрочная работа по найму,

· оплата по индивидуальным результатам работы,

· формальный контроль,

· четкое описание рабочего задания,

· индивидуальная ответственность,

· управление “сверху – вниз”.

Японская модель менеджмента является результатом специфической культуры и экономической системы страны и отличается ориентацией на технологические и технические нововведения, на постоянные изменения производства. Отсюда, гибкость и целенаправленность управления.

Отличительными чертами японского менеджмента являются групповая организация управления, отсутствие жестких структур управления, индивидуальный учет производительности и другие.

В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.

В целом, японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно – технической революции.

Основными характеристиками японской модели управления являются:

· пожизненный найм,

· принцип старшинства при оплате и назначениям,

· неформальный контроль,

· нечеткое описание рабочего задания,

· коллективная ответственность,

· управление “снизу – вверх”.

В качестве новой философии управления, основанной на системном и ситуационном подходе, выделилась маркетинговая модель менеджмента.

Основными моментами этой модели являются:

· ставка на человека самореализующего (в отличие от человека экономического и человека социального);

· фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями;

· фирме должно быть присуще постоянное обновление и приспособление к внешним факторам, главным из которых – потребитель.

Фирма рассматривается как открытая система. Главные предпосылки успеха лежат во внешней среде.

Таким образом, общее направление эволюции менеджмента – переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал тщательного изучения зарубежной практики и теории менеджмента, использование тех положений, которые могут оказаться пригодными в наших условиях. Требуется формирование российской модели управления, учитывающей исторические особенности страны, российские условия бизнеса российского менеджмента.

Такая модель в настоящее время до конца ещё не сформировалась, но можно выделить некоторые особенности российского менеджмента, которые могут оказать влияние на характеристики системы управления:

1 ) во-первых, проблематика управления. Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в России:

· антикризисное управление,

· управление занятостью,

· банковский менеджмент,

· поддержка предпринимательства и малого бизнеса и др.

2) во-вторых, инфраструктура российского менеджмента – это система традиций, уровень общей культуры, система ценностей, потенциал знаний в области менеджмента и др.;

3) в-третьих, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в короткое время;

4) в-четвертых, это комплекс факторов, как затрудняющих, так и благоприятствующих развитию менеджмента в России. Затрудняющие факторы:

· политические условия развития экономики: экономические связи складываются в зависимости от политических процессов;

· развитие рыночного механизма происходит неравномерно по разным регионам;

· в структуре экономики не развит средний и малый бизнес, высок уровень концентрации предприятий ВПК.

Среди благоприятствующих факторов можно отметить:

· систему образования, способствующую подготовке менеджеров;

· высокий научно – интеллектуальный потенциал;

· наличие опыта государственного регулирования и др.

Происходит формирование новой управленческой парадигмы в России (системы взглядов), которая станет основой для российской модели менеджмента и которая включает следующие элементы:

1. децентрализация управления на базе сочетания рыночного государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок;

2. переход к полицентрической системе хозяйствования (центр хозяйствования перемещается на уровень регионов). С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, с другой – упрощает систему управления народным хозяйством;

3. управление предприятиями государственного сектора осуществляется на основе сочетания рыночных и административных методов. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны;

4. формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.


Тема 4. Организация как объект управления

Вопросы:

1. Понятие организации. Характеристики и виды организаций.

2. Внутренняя среда организации.

3. Основные факторы внешней среды, механизм их влияния на организацию.

Литература:

1. Мескон М. Х. и др. Основы менеджмента, М, 1992, гл. 3 и 4

2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. Учебник. - М, 1996, гл.

3. Основы менеджмента. Учебное пособие /под ред. Радугина А. А., М, 1997, гл.4

1 Понятие организации. Характеристики и виды организаций

Менеджмент, сущность которого мы рассмотрели, всегда осуществляется в рамках организации.

Организация является причиной существования менеджмента, она является объектом менеджмента и составляет основу мира менеджеров.

Организация - понятие многогранное. В научной литературе по теории управления термин "организация" рассматривается:

- как важное свойство системы,

- как одна из функций менеджмента,

- используется для обозначения социальной группы.

В этом, последнем значении мы и рассмотрим понятие организации в данной теме.

Итак, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...