Передача продукции или услуг во внешнюю среду.
Рис.1 Организация как открытая система.
Особенностями организаций как социально-экономических систем являются: - изменчивость отдельных параметров системы; - способность противостоять разрушающим тенденциям; - способность адаптироваться к изменяющимся условиям; - уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях. В организации как системе различают следующие элементы: 1. функциональные области деятельности организации; 2. элементы производственного процесса; 3. элементы управления. Функциональные области деятельности - это основные виды деятельности организации, объединенные однородностью взаимосвязанных задач. Они выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления. К ним относятся: - производство, - финансы, - сбыт, - персонал, - инновации. К основным элементам производственного процесса относятся: - предметы труда, - средства труда, - труд. Основными элементами управления являются: - функции управления, - структура управления, Все организации имеют общие черты, к которым относятся: - разделение труда, - наличие управления и - взаимосвязь с внешней средой. Разделение труда в организации бывает двух видов: - горизонтальное и - вертикальное. Горизонтальное разделение труда находит выражение в формировании структурных и производственных подразделений(рис.2). Структурные подразделения - это те звенья, на которые подразделяется аппарат управления: отделы, бюро, службы, группы и др. Производственные подразделения - это те части, на которые делится процесс производства продукции или оказания услуг: это филиалы, цехи, участки, производства - их названия различны в зависимости от природы организации.
Рис.2 Горизонтальное разделение труда.
Каждое подразделение в организации специализированно на выполнении определенных управленческих или производственных функций, операций или видов работ. Вертикальное разделение труда в организации находит отражение в выделении уровней (ступеней) управления(рис.3).
Рис.3 Вертикальное разделение труда в организации.
Большинство организаций имеет три уровня управления - верхний, средний и низший. Например, на предприятии верхний уровень - это уровень управления всем предприятием, средний - уровень управления цехом, и низший – уровень управления участками. Таким образом, деятельность любой организации в соответствии с принятым порядком разделения труда делится на отдельные процессы, осуществляемые в различных подразделениях, на различных уровнях. Для получения общего результата деятельности необходима координация работ всех звеньев организации, т.е. необходимо управление ими. Поэтому второй чертой организации является наличие управления.
Рис. 4 Место процесса управления в организации.
Управление в организации - это процесс осуществления определенных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Управление обеспечивает координацию деятельности всех подразделений, всех работников организации. Без управления организация не может существовать.
Управление в организации осуществляется определенной группой работников, которые называются управленческими работниками. В зависимости от функциональной роли в процессе управления, они подразделяются на три категории: - руководители, менеджеры, - специалисты, - служащие (технические исполнители). В учебном курсе будет рассматриваться в основном деятельность руководителей. И, наконец, третьей, одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой.
ПОТРЕБИТЕЛИ
Рис.5 Внешняя среда организации.
Из внешней среды организация получает ресурсы, в нее сбывают произведенные блага или оказывают услуги. Внешняя среда по отношению к организации представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Содержание внешней среды подробно рассматривается в следующем вопросе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|