Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Определите тип обособленного определения.




5. Определите тип обособленного определения.

Вот терем, странный и милый, высится в тени листвы (С. Бородин).

1) Согласованные нераспространенные однородные определения.

2) Несогласованное нераспространенное обособленное определение.

 

6. Установите причину обособления приложения. Если нужно, расставьте знаки препинания

Одноглавая церковка напоминала Царевну-Лебедь чудесную девушку из сказки Пушкина (Г. Гребнев).

1) Приложение относится к личному местоимению.

2) Приложение выражено существительным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова.

3) Приложение распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.

4) Приложение стоит впереди определяемого слова и имеет дополнительный обстоятельственный оттенок.

 

6. В каком предложении определение не обособляется? (если нужно, расставьте знаки препинания)

1) Ветер злой и холодный запел свою песню.

2) Тягучая и властная тишина овладела лесом.

3) Падают яблоки крупные спелые.

 

8. В каком предложении согласованное определение не обособляется?

 

1) Она усталая не могла идти дальше.

2) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза.

3) Ровная стройная сосна красовалась на опушке.

 

9. В каком предложении приложение с союзом как обособляется?

А- Алоэ применяют как лекарство.

Б- Мы знаем Тургенева как тонкого наблюдателя природы.

В- Аксаков как страстный охотник оставил непревзойдённые описания природы и рыбной ловли.

 

10. На месте каких цифр должны быть запятые?

В числе книг (1) посвящённых эпохе Петра (2) в библиотеке Пушкина сохранился (3) изданный в 1808 году (4) сборник исторических анекдотов.

1) 1, 2

2)1, 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 3, 4

 

11. Укажите, в каком предложении есть обособленное приложение:

 

1) Разнообразные обряды совершаемые по-разному в различных странах имеют тем не менее много общего.

2) Исключительно медленно протекая через озеро, по­долгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, вода становится чище и прозрачнее.

3) Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь.

4) К нам в гости приехал Владимир Николаевич, мой дядя.

 

Урок 33. Практика: обособление обстоятельств.

 

Обособленные обстоятельства

  Обстоятельства обособляются, если выражены Примеры
1. одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами Месяц, /золотясь/, спускался к степи. Старик улыбнулся, /хитро прищурив левый глаз/
2. Существительными с производными предлогами несмотря на, невзирая на /Несмотря на сильную усталость/, заснуть я не мог. /Невзирая на сильный ливень/, мы продолжили путь

 

Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сложа руки, затаив дыхание, не покладая рук и др.

 

Деепричастные обороты и союз и

Два деепричастных оборота, соединённые неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются.

/Рассказывая очередную историю из своей жизни/ и /на ходу придумывая ей продолжение/, дядюшка мог долго удерживать внимание слушателей.

 

Но если союз и соединяет не деепричастные обороты, а другие конструкции (два сказуемых, две части сложносочинённого предложения), то запятая может стоять как перед союзом, так и после него (в соответствии с нужным правилом).

Анна вышивала, /напевая какую-то песенку/, и одним глазом приглядывала за малышом.

Прохожий остановился и, /внезапно развернувшись/, окликнул меня.

 

Встречаются предложения, в которых деепричастные обороты относятся к разным сказуемым. В таком случае каждый деепричастный оборот выделяется запятыми (союз и между деепричастными оборотами в таком случае соединяет однородные сказуемые).

Зверёк вылез из укрытия, /оглядывая окрестности/, и, /собравшись с духом/, перебежал опасный участок — первый деепричастный оборот относится к сказуемому вылез, а второй относится к сказуемому перебежал.

 

Культура речи

При использовании деепричастного оборота необходимо помнить, что он указывает на действие того же лица, действие которого обозначено сказуемым. Поэтому предложение «Открыв окно, в комнату влетел воробей» построено неправильно, т. к. в нём предполагается действие двух субъектов: того, кто открыл окно, и воробья.

 

Исправить можно следующим образом: «Когда я открыл окно, в комнату влетел воробей», т. е. перестроить в сложноподчинённое предложение.

 

С целью усиления могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами благодаря, согласно, по причине, с целью и др., если они распространены и стоят между подлежащим и сказуемым.

 

Благодаря сильным дождям природа ожила. — Природа, /благодаря сильным дождям/, ожила.

 

 

Тест № 12

1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве:

Блестящие, (1) словно бы отполированные, (2) пологие волны неторопливо изгибаются навстречу. Суетливо бегают рядом рачки-бокоплавы. Вода шелестит у ног, (3) обегая торчащие камни. (Платов Л. )

 

2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

Христофор Георгиевич, (1) не без пользы проводивший время в кают-компании, (2) довольно щурился, (3) раздувая ноздри, (4) и шевелил черными огромными усами. (Тренев В. )

 

3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

С трудом удерживаемый стартовой командой, (1) дирижабль вздрагивал всем своим стометровым корпусом, (2) норовисто приподнимал тупой нос, (3) потом, (4) медленно раскачиваясь, (5) опускал его. (Бороздин В. П. )

 

4. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

Пыль на грунтовых шляхах от проходящих машин, (1) поднявшись, (2) долго висела в воздухе. Мельчайшая пыль, (3) истертая шинами боевых машин, (4) размятая по колесную ступицу, (5) не пыль, (6) а сухая вода плыла, (7) колыхалась при малейшем движении ветра. (Первенцев А. )

 

5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

Дородных отвернулся, (1) страдальчески прищурился, (2) ещё раз всмотрелся в солнце, (3) встающее из-за червонного горизонта, (4) и, (5) уже не приглушая голоса, (6) отдал приказ форсировать реку. (Воробьев Е. )

 

 

6. . В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую при обособленном обстоятельстве:

Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, (1) в лицо веяло свежестью ночи, (2) и опять, (3) темнея в сумраке, (4) бежали навстречу мне поля. (Бунин И. )

 

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

Толкнув дощатую калитку, (1) мы с пыльной, разъезженной улицы перешли в тихий, (2) прохладный садик, (3) заросший понизу буйной травой. На крыльце покосившегося деревянного дома стояла, (4) развешивая на веревку тряпицы, (5) худая, (6) пожилая, (7) или, (8) лучше сказать, (9) старая женщина. (Солоухин В. )

 

8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

Орлята и коршуны заливались своим свистом и ржанием, (1) переливчатым и неприятным, (2) по ветвям лиственниц ходил ленивый шорох, (3) и утки, (4) забыв или даже не зная о недавней тревоге, (5) опять лежали черными комьями на гладкой воде озера. (Короленко В. )

 

9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах:

На мостике появился лейтенант Михеев, (1) помощник командира катера. Скинув тулуп и с удовольствием расправляя плечи, (2) Решетников коротко передал ему вахту, (3) но, (4) сойдя с мостика, (5) не пошел вниз, (6) а остановился возле машинного люка лицом закату. (Соболев Л. )

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...