Урок 34. Практика: обособление обращения.
Урок 34. Практика: обособление обращения.
Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Пример: «Пойте, люди, города и реки! » Роль обращения чаще всего выполняет имя существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др. ). Пример: «Встречающие поезд из Саратова, пройдите на вторую платформу! » Обращение не является членом предложения, на письме выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком (если оно стоит в начале предложения и произносится с усиленной звательной интонацией). Пример: «Милая моя! Радость моя ненаглядная! Как же я без тебя жить-то буду! » Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Пример: «Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас» (М. Лермонтов). «Грызи, натура молодая, познаний каверзных гранит! » «Не шуми ты, о море ночное! » Личные местоимения ты и вы обычно в предложениях выступают в роли подлежащего. Пример: «Сходил бы ты, Илья, за газетой». Но эти местоимения могут выполнять функцию обращений. Пример: «Эй, вы, идите сюда! » Или входить в состав обращений. Пример: «Дорогая ты моя ученица, никогда не сдавайся! » Обращение состоять из одного слова (нераспространённое обращение) или из сочетания слов (распространённое обращение). Пример: «Мама, где тебя встретить? » — нераспространённое обращение. «Люблю тебя, моя Отчизна! » — распространённое обращение. Если распространённое обращение разорвано другими словами, то каждая часть обращения выделяется запятыми. Пример: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова? » (И. Крылов)
Если перед обращением стоит частица О, то она от обращения запятой не отделяется. Пример: «О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя» (В. Жуковский).
Тест 13 1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. А знаешь, (1) дедушка, (2) — сказал он, (3) — немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. (Богданов Н. )
2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Он долго еще ликует. Так, (1) что слышно внизу, (2) на улице. По правде сказать, (3) не только отец – все в нашем доме говорят громко, (4) потому что мама не очень хорошо слышит. (Алексин А. )
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Ты меня, (1) Елена, (2) прости... - Николай Николаевич дотронулся до щеки. - Никогда никого не бил. Твоего отца вырастил - пальцем не тронул. - Он показал на стены, (3) увешанные картинами. - И всё из-за этого, (4) - виновато улыбнулся. - А ты будь милосердна к падшему. (Железников В. )
4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Пропал без вести, (1) значит, (2) ушёл, (3) к примеру, (4) в разведку в тыл врага и не вернулся. И неизвестно, (5) как он погиб. (Железников В. )
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Вот, (1) мол, (2) тебе танк, (3) ты должен будешь пройти на нём весь полигон, (4) шестнадцать километров, (5) а по тебе будут стрелять из пушек наши солдаты. (Железников В. )
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Герой с войны пришёл, (1) принимай, (2) жена, (3) хвастай, (4) зови гостей. (Распутин В. )
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Да, (1) скорее всего, (2) он проснулся именно от этой нестерпимой, (3) несправедливой обиды. Ему приснился сон, (4) что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. И остаётся один на всём свете. (Железников В. )
8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. «Слушай, (1) дорогой, (2) — сказала мальчику мать. — Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, (3) а тебе это вредно». Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, (4) чтобы кто-нибудь услышал, (5) что ему вредно сидеть на солнце. (Железников В. )
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при обращении. «Что, (1) Вадик, (2) сразу будем бить или подождем немножко? » - «Чего ты пристал к человеку, (3) Птаха? — щурясь на меня, (4)сказал Вадик. — Понял, (5) человек играть пришёл. Может, (6) он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть? » (Распутин В. )
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах. Я, (1) например, (2) принципиально не собираю марки, (3) потому что в нашем классе их собирают все; плохо учусь, (4) потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, (5) что урок выучил, (6) но отвечать не буду. Правда, (7) за это меня выгнали из класса и влепили единицу, (8) а отец обозвал балбесом и кричал, (9) что я значение слова " индивидуальность" понимаю шиворот-навыворот. (Железников В. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|