Тема 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения ФГОС НОО (10 часов)
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности. Технологии развивающего обучения. Система оценки планируемых результатов освоения ООП НОО. Цифровые методические информационные ресурсы.
Урок в свете требований системно-деятельностного подхода. Анализ урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.
Тема 3. Актуальные проблемы воспитания с позиции введения ФГОС НОО (6 часов)
Место внеурочной деятельности в структуре основной образовательной программы. Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся.
Тема 4. Актуальные проблемы повышения уровня квалификации педагогических работников (2 часа)
Новое в нормативно-правовой базе по аттестации педагогических кадров Республики Татарстан. Основные положения методики оценки уровня квалификации педагогических работников. Квалификационные испытания.
Семинарские и практические занятия
Тема 1. ФГОС в контексте приоритетов государственной политики в образовании (4 часа)
План:
1. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в российском образовании.
2. Базовые документы ФГОС. Структура ФГОС. Преемственность стандартов начального общего и основного общего образования.
3. Методологическая основа новых стандартов в образовании – системно-деятельностный подход.
4. Оценка готовности к реализации ФГОС НОО.
Основные понятия: образовательный стандарт, фундаментальное ядро, базовые национальные ценности, системно-деятельностный подход.
Задание на СРС: 1. Заполнить таблицу
«Сравнение традиционного и развивающего обучения»
| Основная задача
|
| - добиться усвоения учащимися знаний, овладения общими и специальными умениями и навыками
| - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации
|
|
| 2. Ребенок
|
|
| - условие реализации педагогических задач
Позиция ребенка: ведомый: «Меня учат»
| -
Позиция ребенка:
|
|
| 3. Отношение, общение участников процесса
|
|
| Тип отношений: руководство и подчинение (исполнение)
Деятельность – функционально-распределенная
Общение: вертикальное
Позиция учителя: «Я над вами»> информатор
Содержание коммуникации: обмен деловой информацией (знаниями о предмете)
| Тип отношений:
Деятельность –
Общение:
Позиция учителя:
Содержание коммуникации:
|
|
| 4. Доминирующие методы и формы
|
|
| - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные;
- фронтальная форма познавательной деятельности;
- индивидуальная форма познавательной деятельности
| -
|
|
Задание на СРС: Оценить готовность педагогов к введению ФГОС, используя диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 1).
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования: содержание и мехнизмы реализации: программа дополнительного профессионального педагогического образования и повышения квалификации)/ Минобрнауки России.– М., 2011.
2. Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru/
http://nachalka.seminfo.ru
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Оцените, пожалуйста, степень своей готовности к введению ФГОС по отдельным компонентам по 5-ти балльной шкале («1» - …, «5» - …). Проставьте баллы в столбце «Самооценка педагога» напротив соответствующего показателя готовности.
Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
| Критерий
| Самооценка педагога
|
| Когнитивный аспект
|
| Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе
|
|
| Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:
|
| · Национальная инициатива “Наша новая школа”, утв. Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271;
|
|
| · ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
|
|
| · ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897
|
|
| · Фундаментальное ядро содержания общего образования
|
|
| · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
|
|
| · Знание особенностей системно-деятельного подхода к образованию как методологической основы стандарта
|
|
| Мотивационный аспект
|
| Понимание возможностей ФГОС в решении проблем современного образования
|
|
| Понимание роли педагога в реализации ФГОС
|
|
| Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС
|
|
| Заинтересованное участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС
|
|
| Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем
|
|
| Настойчивость в преодолении затруднений
|
|
| Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя
|
|
| Технологический аспект
|
| Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
|
| · элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;
|
|
| · проблемности
|
|
| · возможности организовать учебное исследование;
|
|
| · вариативности
|
|
| · интеграции частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания
· практической направленности
|
|
| Умение работать над формированием и развитием компонентов учебной деятельности:
|
| · целеполагания;
|
|
| · учебного интереса;
|
|
| · планирования
|
|
| · контроля и оценки;
|
|
| · содержательной рефлексии
|
|
| Владение деятельностными (развивающими) технологиями
|
| Умение организовать учебное исследование
|
|
| Умение организовать проектную деятельность обучающихся
|
|
| Умение предоставлять самостоятельность обучающимся (умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.))
|
|
| Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)
|
|
| Умение работать с ошибками учеников
|
|
| Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)
|
|
| Рефлексивный компонент
|
|
| Умение анализировать урок/деятельность с позиций системно-деятельностного подхода
|
|
| Умение соотносить свои действия с действиями учеников
|
|
| Умение определять задачи для совершенствования профессиональной компетентности в реализации требований ФГОС
|
|
Тема 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения ФГОС НОО (12 часов):
Воспользуйтесь поиском по сайту: