Повествование Змея о Нижнем мире
Нижний мир есть магическая реальность, являющаяся местом обитания всех тех влияний, которые управляют вашим предметным, обыденным миром. Иными словами, это пространство призраков, духов. И одним из первых, кто догадался о существовании данного мира и проник в него, были шаманы. - Но как я, цивилизованный человек, могу доверять всем этим шаманским сказочкам? - Э-э, голубчик, не спеши с выводами, - Змей флегматично зевнул и спокойно, и даже несколько заунывно, продолжил. - Интересно отметить определенную параллель между магическими таинствами шаманов и моделью, предлагаемую научно организованным психоанализом. Психоанализу то ты доверяешь, цивилизованная душа? - Доверяю, - несколько обескуражено пролепетал Арчибальдушка. - Ну так вот, смотри сам. Во-первых, шаманы говорят о погружении, о погружении говорят и психоаналитики. Во-вторых, шаманы имеют в виду погружение в под -земный мир, психоаналитики же толкуют о погружении в под -сознательный мир. В обоих случаях встречается частица под, содержащая в себе идею существования чего-то такого, что находится внизу, то есть Нижнего Мира. В-третьих, шаман при погружении в Нижний Мир подразумевает встречу с духами, на то же самое указывает и психоаналитик имеющий дело с фантомами - ведь наши чувства, мысли, фантазии и есть ничто иное как фантомы, призраки, духи. Вот скажи мне, пожалуйста, что или кто является тебе во сне? - В каком смысле? - В прямом. У тебя бывают сновидения? - Конечно. - Кто их населяет? - Ну... - Можешь ли ты утверждать, что во сне к тебе являются существа из плоти и крови? - Нет, конечно. - Правильно, и, разумеется ни один здравомыслящий человек не отважится
сделать подобное заявление. Но ответь теперь мне, пожалуйста - если твои ночные видения не являются вещественными, осязаемыми, телесными, то кто же тогда эти существа? - М-- м... - Правильно, если они бесплотны и бестелесны, то они духи! - Наверное, так. - Именно так! Это же очевидно. И наконец, в-четвертых: по мнению шаманов, основополагающее влияние на жизнь человеческую оказывают именно духи, которые обитают в подземном, Нижнем Мире, а с точки зрения психоанализа существование человека, его поведение и судьба обусловлены динамикой Бессознательного, что, в конечном итоге, означает зависимость от тех же самых духов, призраков, населяющих подсознательный и, опять-таки, Нижний Мир. Шаман спускается в подземный мир, чтобы призвать на помощь духов-союзников и нейтрализовать вредоносное воздействие духов злых. Суть психоаналитического процесса заключена в подобном же подходе. Аналитик способствует погружению пациента в подсознательный мир, чтобы тот мог вытащить на поверхность патогенные вытесненные комплексы и тем самым уничтожить их, одновременно усиливая и активизируя позитивные динамики глубинных психических структур. - Теперь ты понял, Арчибальд, где ты оказался? - Примерно. Мне неясно одно - где я нахожусь конкретно - в собственном подсознании или в вашем подземелье? - Значит, ты до конца не уразумел, Арчибальдушка, суть происходящего. Ты - в магическом мире, если угодно - в виртуальной реальности, которую шаманы называют обиталищем духов, психоаналитики - бессознательным, мистики - астралом. Кстати, в этот мир, а точнее, в определенную часть его ты попадаешь всякий раз, когда погружаешься в сон. Вот тебе и все понимание. - Но ведь виртуальный - значит вымышленный, нереальный на самом деле? - Не вымышленный, а альтернативный. Все реально, что существует. - Но неужели же именно Нижний Мир руководит всей моей жизнью?
- А ты вспомни знаменитое положение психоанализа: 'Сознание размышляет, Бессознательное управляет'. - Арчибальдушка в задумчивости понурился, на что Змей участливо отозвался: - Вот видишь, правильно было сказано, что познание приумножает печаль. Но ты не печалься особо, потому что познание также приумножает и радость. Хочешь ли ты познания, Арчибальдушка? - Хочу, - тихо вымолвил Арчибальдушка. - Ну что ж, тогда пойдем. - Куда? - Я тебе открою дверцу, через которую ты сможешь выйти в Сад Познания. Но тебе необходимо строго соблюдать технику безопасности. - Но я с ней не знаком. - Она проста и содержит три правила: первое - в саду ничего не трогай, особенно яблоки, и ни в коем случае не пробуй их, это строжайше запрещено, второе - возвращайся немедленно, как только услышишь мой свист. Ясно? - Но почему? - И никаких вопросов - правило третье. К нему же относится и запрет с кем либо заговаривать.
Змей изящно завис в пространстве и поплыл сквозь дымчатую зыбкую пелену, а за ним легко и плавно последовало арчибальдушкино астральное тело. Они безмолвно и монотонно продолжали свое скольжение через унылые пейзажи виртуальных территорий, пока не приблизились к некоему подобию стены, у основания которой расплывчатом пятнышком чернела дверца. Здесь, наконец, Змей замедлил движение и замер. Остановился и Арчибальдушка, ощущая всем телом неподвижную тишину. Змей осторожно, почти трепетно приоткрыл дверцу и знаком подозвал Вострикова. Тот приблизился ко входу, и едва слышно Бормотун прошептал ему на ухо: 'Ну что ж давай, иди, но помни о техники безопасности'. Арчибальдушка скользнул в дверной проем и очутился в саду.
Глава 4
САД ПОЗНАНИЯ.
БЕСЕДА МАСТЕРА И УЧЕНИКА
Вокруг него простирались густые своды зарослей, в глубину которых уходили бесчисленные тропинки и аллейки. Арчибальдушка некоторое время постоял в тихой созерцательности, да и двинулся наугад по одной из дорожек. Над ним пели птицы, а вокруг загадочно шелестели ветви магических кустарников и деревьев. Иногда у него возникало ощущение, будто все то, что его окружает, начинает расплываться, становится зыбким, туманным и вот-вот
исчезнет, превратившись в зияние, пустоту, некую ловушку, из которой ему никогда не выбраться. И тогда легкая волна испуга быстрым трепетом пробегала по телу. И вот теряющийся Арчибальдушка, спасая ускользающую реальность, чуть было не схватился за веточку причудливо разросшегося кустарника, который вдруг стал прямо-таки таять на глазах, но, вспомнив строгое наставление Змея по технике безопасности, проворно убрал руку. В ту же секунду куст исчез. Арчибальдушка вздрогнул и двинулся дальше, ощупью пробираясь сквозь мерцающие разводы текучих форм, стараясь ни к чему не прикасаться. Вскоре, однако, заросли поредели, и он выбрался на поляну, которую, если бы она была земной, можно было бы описать, как залитую ярким солнечным светом. Идти было удивительно легко, и мягкая поступь Арчибальдушки непроизвольно направила почти невесомое, неосязаемое тело к нескольким яблоням, которые словно распространяли вокруг себя некую таинственную силу, излучением которой Востриков и пленился. И тут истома усталости одолела его. 'Эх, вкусить бы яблочка!' - мечтательно подумал Арчибальдушка, неохотно припоминая змеев завет. - Ну что с того? - коварно нашептывал беззвучный голосок -провокатор. И душа Арчибальдушки воспылала, и он понял, что внутри его происходит самые настоящие борения, и что опасно это, и, зажмурив глаза, прошел мимо румянобокого, налитого свежестью соблазна, томящийся и исполненный противоречий. И скоро взору его открылась тенистая аллея, которая заканчивалась белокаменной беседкой. 'Может быть хоть среди мраморных колонн найду я отдых и успокоение'? Однако, приблизившись к вожделенному месту, взалкавший Востриков обнаружил к великому огорчению для себя, что оно отнюдь не пусто. Оно было занято двумя собеседниками и, по-видимому, весьма увлеченными предметом своего разговора. Арчибальдушка притаился за одним из кустиков, да и подслушал все то, о чем они говорили. А говорили они вещи на первый взгляд странные и во всяком случае сильно отличающиеся от того, к чему привыкло в
земной жизни арчибальдушкино ухо. Причем один из них был вылитый Мафусаил Сабашников, в то время как другой таил в себе нечто неуловимо птичье, не то ворона напоминающее, не то грача, хотя и имел облик человечий, в котором явственно угадывались его собственные, арчибальдушкины, черты. Прислушавшись к репликам этого довольно занятного разговора, он понял, что перед ним беседа Мастера и Ученика. Почему он так понял, неизвестно, но это была действительно
БЕСЕДА МАСТЕРА И УЧЕНИКА
БЕСЕДА ПЕРВАЯ
Одиночество - удел человека. - Даже самые близкие люди далеки друг от друга. - В силу вступает действие Закона. - Путь освобождения из изоляции одиночества. - Человек любит не другого человека, а себя в нем. - Динамика супружеской жизни. - Если ты будешь учиться у многих, то научишься малому. - Парадокс о необходимости и принципиальной невозможности любить людей. - Главная ошибка человека в поведении - личностный подход. - Формула 'шесть - девять'. - Несколько эффективных правил для того, чтобы не попасть в ловушку манипулятора и самого его выбить из колеи. - 'Для чего нужно любить врагов своих? Для того, чтобы их победить'. - Любовь N1 и Любовь N2. - Один простой принцип семейного благополучия. - Формула первого шага к тому, чтобы стать Великим Менеджером.
- Увы, никто из нас не способен понять другого - никогда и ни при каких обстоятельствах, а потом удел человека - одиночество, хотим мы того или нет. - Но почему, Мастер? - Да на самом деле все очень просто, тут даже и мудрить не надо. Во-первых, достаточно взять сон, дабы понять, что эта целая треть жизни скрыта от меня самого, и я не знаю, где и как я провожу ее, не говоря уже о другом. Во-вторых, я, запертый границами собственного тела, уже никак не смогу одновременно пребывать в теле ином. А значит, мне неизвестны его проявления. Поэтому можешь считать, что и вторая треть для меня представляет неведомое и закрытое. Ну и, наконец, подсознание - самые потаенные мысли человека. Иногда мне удается угадывать их, но отнюдь не постоянно, и это очевидно. Прибавь сюда последнюю треть. И что получается? - И получается то, что даже очень близкие люди, прожившие бок о бок не один десяток лет, супруги, отметившие совместное бытие в самых разнообразных годовщинах, включая и серебряные и золотые, на самом деле так же далеки друг от друга, как новорожденные в разных концах света? - Вот именно! И когда эти близкие утверждают, что знают друг друга идеально, они ошибаются, продолжая пребывать в глухой изоляции, стенами
которой являются их собственные иллюзии. - Но это же страшно, Мастер? - Такова природа, такова Вселенная, и ее не волнует страшно тебе или нет. Нам, как правило, бывает страшно ночью в горах, но заметь при этом, что продолжают существовать горы и продолжает существовать ночь. И даже если мы очень попросим их, чтобы они ушли, они останутся. Таков Закон. И человеку остается либо принять этот Закон, подчиниться ему и перестать соответственно бояться, либо, не принимая Закона, продолжать свою жизнь в череде кошмаров и мучающих страхов. И тот же Закон распорядился так: человек одинок. Он приходит в этот мир в одиночку, и также в одиночку через этот мир проходит. - И я страдаю от того, что не принимаю этот Закон? - И не только ты от этого страдаешь. - Но люди ведь бояться одиночества. - Разумеется. И чем больше бояться, тем глубже погружаются в него. - А если я приму этот Закон? - Тогда, как ни парадоксально это звучит, ты выйдешь из своей изолированности, и одиночество рассеется. Как только ты скажешь себе: 'Да, я одинок, и я принимаю свое одиночество как проявление неведомого мне, но непостижимо мудрого Закона', ты обретешь свободу. Потому что в этом случае тебе открывается новое понимание - осознав вокруг себя и других стены, выбраться из которых не представляется никакой возможности, ты увидишь свободный путь, который ведет наверх. И тогда ты скажешь: 'Да ведь я, оказывается, не одинок! Я вижу свободный путь. И этот путь ведет наверх. И я МОГУ пойти по этому пути'. И ты действительно сможешь пойти поэтому Пути. И ты обретешь тогда Свободу и Силу. - Путь наверх, Мастер, я понимаю - метафора? - Ты можешь это понимать как угодно. Не важно понимание, важно переживание. - И все-таки, путь наверх - не путь ли это к тому, что люди называют Богом, или Высшим разумом? - А почем знаю? И после короткой паузы вновь Ученик спросил Мастера: - Но как же с дружбой, любовью, преданностью, если ты, Мастер, говоришь об одиночестве, в заточении которого пребывает человек? Ведь мы же знаем немало случаев самопожертвований и жертвоприношений, ситуаций, где люди проявляли беззаветную преданность и совершали поступки, которые называли потом героическими те, чья благодарность оставшихся являлась лучшим памятником ушедшим - во имя жизни остающихся. - Никогда еще обычный человек не любил и не жертвовал собой ради жизни другого человека. На такое способны очень редкие, лишь те, кто или осознанно или интуитивно отыскал свой Путь наверх. В массе же своей человек любит не другого человека, а себя в нем, свою идею, свой образ, свое представление об этом человеке, свою концепцию. И идет на жертву ради этого фантома. Посмотри на то, как развивается супружеская жизнь многих и многих. Начинается она с возвышенных чувств, где он изливается в откровениях типа 'прекрасная', 'возлюбленная', 'единственная', а лирические излияния последней этаким шепотливым эхом вторят - 'УМНЫЙ', 'мужественный', 'несравненный'. Проходит время, пыл остывает. Проходит еще время, и лексикон несколько меняется. Словарный запас идущих рука об руку по жизни пополняется 'стервами', 'суками', 'козлами', 'ублюдками' и даже более изощренными эпитетами. Почему это происходит? Только не говори о взаимных разочарованиях, о том, что, дескать, эти люди в состоянии влюбленности идеализировали друг друга, а когда первый поток возвышенных страстей схлынул, они лучше узнали друг друга и поняли многое из того, что раньше не понимали. - Но ведь именно это я и хотел сказать. Да и многие так объясняют данное явление. - Многие много о чем говорят. Те же самые многие много чего и делают. А потом раскаиваются. И если ты будешь учиться у многих, то научишься малому. Причина в другом. Дело в том, что, прожив десять, двадцать, пятьдесят лет вместе, они знают друг о друге и друг друга ничуть не больше, чем в первую минуту знакомства. Только в начале сближения они размещают друг в друга одни иллюзии, сблизившись - противоположные. Тоска и раздражение приходят на смену эйфории и окрыленности. Когда человек возвышает другого, он возвышает свое представление, свою проекцию, свою концепцию. Но Закон от этого не меняется. Закон объективен и продолжает работать. Закон неизбежного и неумолимого одиночества человека. И Закон оказывается сильнее иллюзий, мнений, надежд и ожиданий. И все эти помыслы и пьедесталы превращаются в погребальный хлам. Нет, мой милый, человек не способен любить другого, не любя себя при этом. Но и себя он не способен любить. Оттого-то мир и переполнен враждой и агрессией. Мы тянемся к людям, так как бежим от себя, и одновременно отталкиваем их, интуитивно понимая, смутно чувствуя, что цель недостижима. И недостижима не потому, что она мираж, но потому, что мы не знаем дорог, ведущих к ней. Но кто-то знает. Например, Учителю из Назарета был ведом этот Путь, и он прекрасно понимал, куда этот Путь ведет. Наверх. - Однако, Мастер, Учитель говорил, что нужно любить людей. Вы же разъясняете, что любить просто невозможно по техническим, образно выражаясь, что ли причинам. - Верно, ты не сможешь любить людей, если не освободишься от своих претензий, притязаний, иллюзий. Но любить надо, просто необходимо, иначе твоя собственная жизнь станет пустой, а эмоциональная пустота - это смерть при жизни организма - весьма мучительное состояние. И если ты перестаешь любить, твое существование наполняется проблемами, тебя просто-напросто начинают преследовать неприятности. А что такое жизнь человека? Это его дом, это его работа, это он сам. И если он отказывается от любви, то рушиться все: дом становиться чужим, собственные дети отворачиваются от родителей, работа перестает приносить доход и радость, а тело начинает болеть. - Моя голова, Мастер, уже идет кругом. Что же получается? Любить невозможно, но не любить не необходимо. Однако, опять-таки, любить невозможно и,стало быть, человек просто обречен на фатальные проблемы, разрушения, страдания. - Кто-то обречен, кто-то нет. Любовь снимает обреченность. Но приготовь свою голову к тому, что я тебе сейчас скажу. Дело в том, что основная
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|