Постановка проблемы или обоснование потребностей
Из Введения читающий должен был уяснить себе сферу Ваших интересов - над чем именно Вы работаете. Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы тсобираетесь решить с помощью Вашего проекта. В этом разделе описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта. Вы должны объяснить, зачем нужен Ваш проект. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне Вашей организации - из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города или страны. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег – это не проблема. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства? Не считайте, что все хорошо осведомлены о серьезности Вашей проблемы. Старайтесь писать в расчете на человека, впервые в жизни слышащего о такой проблеме. Никогда не употребляйте никаких терминов, не разъяснив попутно их значения. Например, слово «ДиМО» может быть совершенно незнакомо Вашему донору. В этом случае лучше пояснить, что речь идет о людях, которые работают в государственных учреждениях или организациях и получают зарплату из бюджета города, области или страны. Возможно, что Ваш читатель хорошо осведомлен о важности проектов Вашего типа, тем не менее, потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не увлекут читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры. Не увлекайтесь цитатами - двух источников в этом разделе в большинстве случаев будет достаточно.
Помните, что постановка проблемы - не аналитическая научная статья! Сознательно исключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача заинтриговать читателя, а не повысить его образовательный уровень. Приводя данные научных исследований, не утомляйте читателя подробным описанием «диверсификации вербального коммуникационного процесса», а лучше скажите, что учили ребят правильно употреблять метафоры, пословицы и присказки в речи.
В разделе «Постановка проблемы» Вы должны: ■ логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь решить; ■ четко определить весь круг проблем, над которыми Вы собираетесь работать; ■ убедить читателя в том, что Ваша задача в принципе выполнима, то есть ее можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму; ■ подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области, и др.; ■ быть реалистичным - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.
Широко распространена ошибка: многие не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения. К примеру, в городе N существует завод, производивший химическое оружие. Он загрязняет воздух, а когда ветер дует на город со стороны завода, то жителям становится так трудно дышать, что хоть противогазы надевай.
Так вот: группа зеленых из города N считает, что проблема - это нехватка противогазов у населения подветренной части города. Радикалы из «Борцов за мир для людей» утверждают, что проблема в отсутствии больших пробок, которыми можно заткнуть вредоносные трубы. Менее радикальные экологисты говорят, что проблема в том, как убедить руководство комбината поставить эффективные очистные фильтры. Но дело в том, что проблема-то во всех 3-х случаях одна: здоровью жителей города N угрожают выбросы завода. А все остальное - лишь пути ее решения. Возможно, что в конечном итоге покупка противогазов и решила бы проблему наилучшим образом, но ясно, что это именно метод, а не проблема и не потребность. Будьте очень осторожны в подобных случаях. Если Вы почувствуете, что хочется написать о нехватке каких-то средств в «Постановке проблемы». Вы, скорее всего, имеете в виду именно нехватку средств, которые должны излагаться в разделе «Методы». Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1-3 стр.
Критерии оценки раздела «Постановка проблемы»: 1. Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта; 2. Ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект. 3. Насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай)? 4. Насколько связана с целями и задачами организации? 5. Разумность масштаба работ - не делаются ли попытки решить все мировые проблемы сразу? 6. Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области и ключевые литературные источники (1-5), советами экспертов. 7. Сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя. 8. Раздел не содержит голословных утверждений. 9. Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели - это наиболее общие утверждения типа: прекратить распространение наркотиков среди молодежи; создать службу мониторинга; обеспечить сохранение уникальных памятников архитектуры. Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях Вы должны четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями. Задачи - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Постановка проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления Вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Например, если проблема состоит в том, что детские и молодежные объединения не умеют собирать частные пожертвования, то задача может состоять в том, чтобы по окончании проекта 10 организаций имели специалистов, которые бы умели проводить мероприятия по сбору пожертвований. В подобных случаях следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку. Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Такие количественные данные называются показателями. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта и измерить его эффект.
Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении» и «увеличении» чего-либо, то неясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели. Утверждать, что эффект нельзя измерить, что Вы не можете подобрать нужных показателей, равносильно признанию, что проект не даст заметною эффекта. Примеры задач с показателями: «За 6 месяцев реализации проекта 10 организаций смогут обучиться технологиям сбора частных пожертвований и провести не менее 1 модельной акции с привлечением 100 жертвователей и 600 рублей в качестве пожертвований».
Задачи всегда указывают на конкретный результат. Например, результатами проекта могут быть: доклад об оценке ситуации, доклад на совещании, научная публикация, учебник, оформленная экспозиция, снятый и смонтированный кинофильм, обученный персонал. Рекомендуемый объем: 0.5-1 стр.
Критерии оценки раздела «Цели и задачи»: 1) Описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные частные результаты и они заметно отличаются друг от друга. 2) Из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации. 3) Насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы. 4) По каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача. 5) Вероятность того, что в результате выполнения проекта задачи будут решены. 6) Цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению. 7) Из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта. 8) Указывается срок достижения целей. 9) Язык ясен и четок. 10) Постановку задач авторы не путают с методами их решения. Методы К этому моменту Вы уже рассказали о том, кто Вы. над чем Вы собираетесь работать и каковы Ваши цели, достижение которых обещает разрешить проблему или смягчить ее остроту. В данном разделе Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности (мероприятия), которые необходимы для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и требующихся ресурсов. Из этого раздела читающему должно стать ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнители, помещение, оборудование и др.) будут привлечены. Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: 1. какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов? 2. почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных? Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов. Рассмотрение альтернатив - важный аспект Вашей методологии. Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами и объясняя Ваш выбор используемых средств. Вы приобретаете больше доверия в глазах донора. Важно, чтобы Вы показали себя компетентным во всех разделах заявки. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет
нужное впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения. Примеры мероприятий: проведение обследования территории, семинар по выработке стратегии продвижения услуг на рынке, подготовка, издание и распространение брошюры по методике сбора частных пожертвований, опрос местных жителей, съемка популярного фильма, постройка детской площадки и т.д. Помимо перечня мероприятий Вы можете проиллюстрировать данный раздел также оргсхемой, календарным и рабочим планами. Их можно либо вставить непосредственно в раздел, либо поместить в приложении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|