Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Затраты времени для введения и проведения сертификации системы качества




 

Информация, представленная в табл. 4.1, свидетельствует, что наименьшие временные промежутки соответствуют анализу состояния дел на предприятии в области управления качеством, а также разработке конкретных мероприятий по внедрению системы. Более продолжительный период, практически календарный год, требуется для осуществления всех мероприятий, однако разработка и внедрение документации по системе качества еще более трудоемкие и длительные. Сертификация внедренной системы качества — также довольно продолжительный процесс. Он занимает от 3 до 12 месяцев в зависимости от ее эффективности. В целом же реализация всех перечисленных фаз продолжается от 18 до 30 месяцев, т.е. процесс внедрения и сертификации рассматриваемых систем оказался трудоемким и потребовал много времени даже в стране с высокоразвитой промышленностью.

Основная задача, которую ставили перед собой разработчики комплексов стандартов ИСО версии 1987 и 1994 гг., — создать общую базу для практической реализации рекомендаций различных школ и концепций в области управления качеством в целях объективной оценки способности изготовителя поставлять продукцию необходимого качества — была решена. Благодаря стандартам была упорядочена терминология, введено единое толкование основных понятий в области качества, определены направления деятельности предприятий по достижению необходимого уровня качества, а также требования к системе управления качеством.

Закономерным этапом разработки и внедрения систем управления качеством, соответствующих требованиям МС ИСО серии 9000, стала последующая сертификация данных систем.

Рост доверия к тезису о том, что наличие у поставщика системы управления качеством служит гарантией качества конечного результата деятельности организации (продукции, услуги) и снижает тяжесть возможных негативных последствий вследствие низкого качества, повлек за собой определенную формализацию отношений «заказчик — поставщик». Процесс эволюции требований заказчиков в отношении системы управления качеством у поставщика включил четыре стадии:

1) клиент удовлетворен утверждением поставщика о наличии у него системы управления качеством;

2) клиент просит предоставить документы в подтверждение такого утверждения;

3) клиент хочет проверить и самостоятельно оценить систему качества поставщика;

4) клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет.

В итоге определился круг основных факторов, заставляющих предприятия заниматься разработкой, внедрением и сертификацией систем управления качеством.

К наиболее важным основаниям для проведения сертификации систем управления качеством в разные периоды относились:

а) конец 1980-х — середина 1990-х гг.:

- преимущества перед конкурентами;

- требования заказчика;

- реклама/маркетинг;

- улучшение качества продукции;

- снижение риска ответственности;

- требование материнской компании;

б) середина 1990х — конец 1990х гг.:

- престиж предприятия;

- рыночная стратегия;

- повышение конкурентоспособности предприятия;

- достижение безопасного уровня конкурентоспособности;

- реорганизация системы менеджмента качества;

- обеспечение конкурентоспособного преимущества;

- перевооружение;

- повышение производительности;

- снижение уровня дефектности продукции;

- требования заказчика.

В практике деятельности зарубежных фирм наличие сертифицированной системы управления качеством, как правило, воспринималось как естественное продолжение деятельности по разработке и внедрению такой системы. Подтверждением этому служит переоценка места и роли системы управления качеством, которую показывает ранжирование наиболее важных оснований для сертификации, указываемых фирмами в 1980х и в середине 1990х гг.

Следующая тенденция, которая начала активно проявляться еще в XX в. и продолжает развиваться в настоящее время, — внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством в деятельность предприятий и организаций. TQM, по сути, представляет собой подход к управлению деятельностью всей организации. Считается, что основоположником данной философии является У.Э. Деминг, в работах которого изложены основные принципы этого подхода, отраженные в разделе 3.

Важнейшими механизмами мотивации предприятий и организаций к непрерывному совершенствованию своей деятельности считаются конкурсы на соискание премий в области качества. Учреждение национальных и международных премий по качеству выступает, с одной стороны, как современная тенденция развития системного подхода к управлению качеством, а с другой — как инструмент государственного регулирования деятельности предприятий и организаций в области качества. В связи с этим более подробно модели и механизм конкурсов на соискание данных премий рассмотрены в разделе 3.

Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для проведения самооценки. Использование данного инструмента управления качеством является еще одной из рассматриваемых тенденций. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности.

Этот анализ получил название самооценки.

Самооценка — вид сопоставительного анализа деятельности организации в сравнении с какойлибо моделью, эталоном. Такой моделью может быть МС ИСО серии 9000; модель премии по качеству или модель, созданная самой организацией. Главная цель самооценки — определение сильных сторон в работе организации и областей, по которым она отстает от модели, т.е. областей, где можно ввести улучшения и за счет этого поднять деятельность на более высокий уровень.

Международная и отечественная практика показала, что проведение самооценки дает организации следующие преимущества:

- использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

- систематический подход к совершенствованию деятельности;

- получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

- согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник исходя из политики и стратегии;

- обучение персонала применению принципов менеджмента качества;

- внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества в повседневную деятельность организации;

- выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

- оценка изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;

- возможность распространения передового опыта лучших подразделений и работников;

- возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как самой организацией, так и другими организациями.

Все перечисленные тенденции нашли отражение в МС ИСО серии 9000: 2008. Разработчики данной версии стандартов сделали попытку вложить в них современную философию управления качеством, отвечающую требованиям глобального рынка, важнейшими чертами которого являются:

1) насыщенность товарами одного и того же назначения;

2) наличие четких требований потребителей;

3) постоянная изменчивость рыночной ситуации, обусловленная научно-техническим прогрессом, а также жесточайшей конкуренцией.

В современных условиях преимуществами обладают те предприятия и организации, которые могут предложить потребителям продукцию и услуги требуемого качества по более низкой цене. Возможность достижения такого результата во многом зависит от эффективности системы менеджмента качества.

Целевой установкой системы менеджмента качества по последней версии стандартов ИСО серии 9000 служит обеспечение необходимого потребителю качества, но с минимальными затратами. Ведущие эксперты в области менеджмента качества более чем из 60 стран мира сформулировали принципы качества, которые затем были положены в основу стандартов ИСО серии 9000. Данные принципы аналогичны принципам TQM. Поэтому названные стандарты — это взгляд на систему качества с точки зрения философии TQM. Количество стандартов невелико, но они дают реальную возможность познать эту философию и начать практическую работу по ее применению.

Последняя версия стандартов имеет существенные отличия от предыдущей. Для описания и построения системы менеджмента качества за основу принят процессный подход, соответственно она представлена взаимосвязанными блоками процессов (вместо элементов системы качества, предусмотренных предыдущей версией стандартов). Модель системы качества в предыдущей версии — «петля качества» (этапы жизненного цикла продукции), в новой — модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.

Данная модель не отражает процессы на детальном уровне. Заинтересованные стороны и потребитель играют существенную роль в предоставлении входных информационных данных (о своих предпочтениях и т.д.). Наблюдение за их удовлетворенностью требует оценки информации о восприятии ими степени удовлетворения ожиданий.

В стандартах содержатся требования, способствующие раскрытию целей в области качества по уровням, функциям и процессам организации, а также требования к измеряемости целей и результатов процессов. Например, установлены требования к определению ожиданий потребителей и их удовлетворенности; появились требования, касающиеся управления ресурсами, и др. В стандарты включена концепция постоянного улучшения, что обеспечивает большую динамику в повышении эффективности системы, а также более четко определена необходимость реализации цикла Деминга РDСА как на уровне системы менеджмента качества в целом, так и при управлении каждым процессом. По экспертной оценке специалистов, отличия заключаются также в более четко сформулированной ориентации процесса управления качеством на потребителя; большей гибкости в документировании системы качества предприятия; в терминологии.

Рассматриваемая версия стандартов адаптирована к применению организациями различных сфер деятельности, так как одна из целей их разработки связана с необходимостью оказания помощи организациям всех видов деятельности по внедрению и обеспечению функционирования эффективных систем менеджмента качества.

В связи с появлением целого комплекса международно признанных требований к управлению качеством, а также распространением основных положений концепции TQM подходы в данной области, которые первоначально разрабатывались для промышленных предприятий, получают развитие в организациях, оказывающих различного рода услуги, в здравоохранении, образовании, министерствах и ведомствах и т.д. Это еще раз подчеркивает универсальность современных подходов к управлению качеством.

Методология построения систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000:2008 будет рассмотрена в следующем разделе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...