Процессная модель СМК. Интерпретация требований ISO 9001
В стандарте ISO 9001:2008 определена модель процессного подхода (рис. 6.1). Главной целью современного менеджмента является планирование, внедрение, измерение и улучшение процессов. В стандарте ISO это описывается с помощью элементов: ответственность руководства; менеджмент ресурсов; процессы жизненного цикла продукции; измерение, анализ и улучшение в контуре регулирования, который символизирует эту замкнутую последовательность действий для макро- и микропроцессов, ориентируется на фазы цикла Деминга и требует реализации установленного потенциала улучшения. Процессы, происходящие на каждом конкретном предприятии, не могут быть описаны в стандарте. Поэтому модель, предлагаемая в стандарте, оказывает существенную поддержку при разработке СМК, основанной на процессном подходе. Процессный подход обеспечивает: - взаимосвязь всех видов деятельности, их согласованность и направленность на достижение целей организации; - возможность анализа процесса, его совершенствования и приспособления к изменениям, оценки влияния на другие процессы; - облегчение управления организацией; - объединение людей и усиление командной работы. Системный подход предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов и направлен на: - создание такой системы, при которой заданные цели достигаются наиболее эффективным путем; - понимание взаимозависимости между процессами системы; - непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания. Требования стандарта предназначены содействовать постоянному улучшению СМК и предлагаемой потребителю продукции. Структура требований стандарта ISO 9001:2000 представлена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе Условные обозначения: Деятельность, добавляющая ценность Поток информации
Plan
4. Система менеджмента качества
6. Менеджмент ресурсов Do 7. Процессы жизненного цикла продукции 8. Измерение, анализ и улучшение Check Рис. 5.2.Структура требований стандарта ISO 9001 Процессный подход Сущность процессного подхода состоит в том, что вся деятельность организации представляется в виде процессов. В соответствии со стандартами процесс – это совокупность взаимосвязей и взаимодействий видов деятельности, преобразовывающих входы в выходы (при этом входами являются выходы других процессов). Все подразделения организации должны быть подчинены единой цели и функционировать как одна команда. Процессы должны действовать во всех подразделениях организации, а не только в непосредственно связанных с изготовлением продукции или предоставлением услуги подразделениях. Весь комплекс процессов следует рассматривать как единую систему, ни один из элементов которой не существует изолированно. Необходимо обеспечить управляемое воздействие на процесс, а не на результат. Каждый процесс должен быть идентифицирован, спланирован и должен иметь ответственного за его функционирование и соответствие выходных результатов запланированным. В процессе планирования идентифицируются потребители и определяются их потребности, уточняются требования к поставщикам и поставляемым материалам, разрабатываются системы контроля и обратной связи. Для успешного управления процессами необходимо: - выявить совокупность процессов, необходимых для разработки СМК; - установить последовательность, взаимосвязи и взаимодействия процессов в системе; - назначить руководителя (ответственного) каждого процесса;
- определить заказчиков и потребителей каждого из процессов; - установить и согласовать с потребителями процессов требования к характеристикам выходного продукта (результативность процесса); - установить и согласовать с поставщиками требования к характеристикам входов процесса (содержание, обеспечение ресурсами, закупки); - определить параметры процессов, которые должны преобразовывать входные данные от поставщиков в выходной продукт, отвечающий требованиям потребителей; - определить этапы каждого процесса и их последовательность; - обеспечить функционирование процессов и возможность управления ими; - определить систему измерений параметров процесса, соответствующую установленным требованиям; - определить содержание записей по этапам каждого процесса; - наладить обратные связи между процессом и потребителями, между процессом и поставщиками; - определить порядок внесения изменений. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность: а) понимания и выполнения требований; б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности; г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. При определении процессов, которые подлежат документированию, для организации целесообразно рассмотрение и учет следующих факторов: влияние на качество; риск вызвать неудовлетворенность клиента; требования законодательных и/или нормативных документов; результативность и эффективность; компетенция персонала; сложность процессов; частота выполнения операций, текучесть кадров и т. д. То есть документирование процессов должно проводиться в той степени, в какой это необходимо для обеспечения их результативной работы и управления. Процессы могут быть классифицированы по различным признакам. По категориям потребителей (получателей результатов процесса):
- внешние процессы, выходы которых предназначены для внешних потребителей. Входы таких процессов также образованы внешними субъектами, в т. ч. и потребителями; - внутренние процессы, имеющие поставщиков и потребителей внутри организации. По сфере охвата подразделений организации: - корпоративные процессы, охватывающие всю организацию. Число их может доходить до 6-10; - процессы, охватывающие часть подразделений и ориентированные на конкретные виды продукции. По целям: - управленческие (административные) – реализуют функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению, управлению улучшениями; - бизнес-процессы, предназначенные для достижения главной цели бизнеса – удовлетворения требований потребителей и получения вознаграждения (денежных средств). Это основные процессы организации; - поддерживающие процессы (управление ресурсами), предназначенные для обеспечения функционирования бизнес-процессов. Они также называются обеспечивающими. Основные производственные процессы можно классифицировать следующим образом: 1) главные – это процессы, в результате которых получается ко-нечная или основная промежуточная продукция; 2) подпроцессы (частные процессы) – это части главного процесса, которые могут быть четко идентифицированы, добавляющие ценность продукции; 3) виды деятельности (работы) – процессы, выполняемые бригадами, звеньями, сотрудниками, рабочими. К процессам управления могут быть отнесены следующие процессы: - планирование деятельности, штатов; - проведение аудита, мониторинга; - управление персоналом; - организация мер безопасности различных видов деятельности. К вспомогательным процессам могут быть отнесены следующие процессы: - финансовые; - снабжение; - сбыт продукции; - контроль производственных процессов. Управление процессом включает: - определение целей и ожидаемых результатов процесса; - определение характеристик качества процесса, включая критерии результативности выполнения процесса, критерии результативности управления процессом и обобщенный прямой показатель качества – эффективность процесса;
- определение ресурсов, в том числе трудовых, необходимых для выполнения процесса; - определение методов и средств выполнения процесса и достижения поставленных целей; - управление ресурсами, которые выделены для осуществления данного процесса (в том числе мотивация персонала); - анализ входных и выходных данных, управление параметрами процесса. В соответствии с требованиями стандарта СМК должна быть документирована, от чего в значительной степени зависит ее эффективность. Именно документация дает возможность передать смысл и последовательность действий при разработке, внедрении, поддержании в рабочем состоянии и постоянном повышении эффективности СМК. В стандартах указывается, что может быть отражено в документации системы управления качеством, но не регламентируется ее содержание. Основные процессы описываются в документируемых процедурах, которые содержат: - четкое распределение ответственности и полномочий персонала; - графическое описание процессов; - показатели и характеристики качества процессов и методы их измерения; - другую информацию. Документированная процедура описывает: - область применения и сферу деятельности процессов; - цели, задачи и работы описываемого процесса; - полное описание процессов; - полномочия и ответственность участников процесса; - документы, ресурсы, материалы, используемые в процессах; - показатели и характеристики качества и эффективности выполняемой работы; - порядок документирования и регистрации выполняемой работы; - использование результатов выполняемой работы. На рис. 5.3. представлена общая схема описания процесса.
Рис. 5.3. Принципиальная модель процесса 1.Вход процесса – это то, что перерабатывается в результате процесса (информация, сырье, материалы). 2.Выход – результат процесса, конечная или промежуточная продукция. 3.Ресурсы – все виды ресурсов, используемые при осуществлении процесса, в том числе: − подразделения, сотрудники, рабочие; − машины, механизмы, оборудование, инвентарь; − финансовые ресурсы; − помещения, строительные площадки, инфраструктура. 4. Нормативная документация, контроль – требования к процессу, которые описываются в нормативных и иных документах (технических регламентах, стандартах организации, требованиях договора и др.). Документированные процедуры поддерживаются в актуальном состоянии, т. е. при изменении требований к продукции или появлении новых требований в документированные процедуры вносятся соответствующие изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|