Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ 8 страница




 

Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские " братчины" -- общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли ее размеры) в тот или иной православный праздник. Известны " братчина Никольщина", " братнина Петровщина" и др. На братчинах " всем миром" варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в 1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: " и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и" 174-175. Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве.

 ----------------------------------

173 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 141 и сл., 224 и сл.

174-175 Ипатьевская летопись, 1159 г.

 

Этнографические братчины русского Севера хорошо зафиксированы исследователями.

Петровская братчина, упомянутая летописью, была завершением русальского цикла и в древности, вероятно, была посвящена Дажьбогу, так как в петров день (29 июня) еще в XIX в. старики ходили на холмы за селом смотреть как при восходе " играет солнце".

Братчинами являлись и осенние праздники урожая, когда заклинательное содержание " собора" заменялось благодарственным. Этнографически известны праздники спаса в начале августа (1 и 6) и знаменитый " госпожин день" -- успение божьей матери 15 августа.

Средневековые письменные источники настойчивее всего говорят о таком осеннем празднике урожая, как рождество богородицы 8 сентября и соединенное с ним празднование Рода и рожаниц. Это время завершения основных сельскохозяйственных работ, когда яровые хлеба не только сжаты, но и весь урожай обмолочен и зерно ссыпано в закрома. Время от 29 августа по 9 сентября (по старому стилю) именуется в народе " бабьим летом". Этнограф С. В. Максимов на основе собранных им наблюдений и корреспонденции так характеризует праздник урожая 8 сентября:

" Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы " оспожинки" справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник".

" Это деревенское " пировство" развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно" 176.

 ----------------------------------

176 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 500.

 

Главный праздник бабьего лета -- рождество богородицы -- был в древней Руси и праздником рожаниц. Первоначально праздновали Роду и рожаницам, а со временем все внимание было перенесено на женские божества плодородия 177.

 ----------------------------------

177 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 466-470.

 

" Сего же (языческих молений) не могут ся лишити, наченше в поганстве, даже и доселе -- проклятого того ставленья вторыя трапезы Роду и рожаницам на прелесть верным христьяном... " 178.

 ----------------------------------

178 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., с. 25.

 

Культ рожаниц был общественным: вплоть до XVIII в. переписывались поучения против язычества, в которых бичевалось то, что " Бабы каши варят на собрание рожаницам" 179.

 ----------------------------------

179 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., с. 94.

 

Праздник языческих рожаниц был подключен к такому созвучному православному празднику, как рождество богородицы: и там и здесь речь идет о рождении новой жизни; в одном случае -- ребенка (после долгой бездетности), а в другом -- нового урожая.

Кроме христианского двунадесятого праздника рождества богородицы, праздновался почти одновременно (или на следующий день? ) второй праздник, учреждалась " вторая трапеза" в честь Рода и рожаниц. Эти два совершенно различных но происхождению праздника настолько слились воедино, что средневековые " череву работние (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе", а современная нам православная церковь XX в. производит в этот день " благословение хлебов", при котором трижды поется тропарь рождеству богородицы 180.

 ----------------------------------

180 Православный церковный календарь..., с. 36.

 

С исключительной силой и экспрессией безымянный церковный автор, писавший ранее середины XII в., обрушивается на эти рожаничные трапезы: " Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и двух рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, -- вас я предам мечу и все вы падете пронзенными! ... Я вас звал и вы не отозвались; я говорил вам и вы не слушали... Когда верные мне люди начнут пировать -- вас будет мучить голод, но сыты вы будете лишь тем, что приготовили рожаницам... Возрадуются (верные) в веселии сердца, вы же, покорившиеся бесам, молящиеся идолам и устраивающие пиршества в честь Рода и рожаниц, вы закричите в сердечной муке, будете рыдать в судорогах сердец своих! " 181

 ----------------------------------

181 Здесь дан мой перевод " Слова Исайи пророка о поставляющих вторую трапезу Роду и роженицам" (" Язычество древних славян... ", с. 446). Древнерусский текст см.: Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 24.

 

Написанное примерно в эпоху Мономаха, это поучение переписывалось на протяжении шести столетий вплоть до XVII в. Это говорит о жизненности самого явления, о длительном и устойчивом в крестьянской среде бытовании праздника рожаниц, лишь внешне прикрытого богородичным праздником.

Если мы обратимся к вышивкам русского Севера XIX в., то мы найдем там интереснейшие изображения рожаниц внутри построек и, что особенно интересно, внутри явно церковных построек с главами и крестами 182. На вышивке из с. Ботихи (с. 500) церковная постройка дана как бы в разрезе: в середине основная клеть храма с изображением рожающей женщины (святой Анны, рождающей Марию? ). Ярусом выше, по бокам основного здания, как бы на его гульбище (тоже покрытом главами) изображены две рожаницы. (Рис. 144).

 ----------------------------------

182 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 499-501.

 

Если мы обратим внимание на севернорусскую церковную архитектуру XVI -- XVIII вв. того времени, когда еще бытовали и обновлялись списки гневных порицаний культа рожаниц, то найдем здесь много больших деревянных храмов с широкими гульбищами вокруг них. Такие храмы были вполне пригодны для праздничных пиршеств, так как в древней Руси даже княжеские пиры устраивались на " сенях", на " сеньнице", т. е. на окружающем здание балконе-гульбище второго этажа.

В 1150 г., когда князь Изяслав Мстиславич форсированным маршем шел на Киев, занятый Юрием Долгоруким, сын Юрия -- Борис охранял западный форпост -- Белгород.

"... в то же веремя Борис пьяшеть в Белегороде на сенъници с дружиною своею и с попы белогородьскыми" 183.

 ----------------------------------

183 ПСРЛ, т. II, с. 56. Войска подошли к Белгороду 6 апреля. (Не пасха ли? ).

 

Каменные церкви с широкими галлереями известны нам. Такова была, например, церковь во Вщиже, построенная для племянницы упомянутого Бориса 184.

 ----------------------------------

184 Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. -- В кн.: По следам древних культур. М., 1953, рис. на с. 119.

 

Традиция постройки церквей с обширными гульбищами сохранилась и в Прикарпатской Руси. Украинские мастера XVII -- XIX вв. оставили ряд грандиозных деревянных храмов с несколькими ярусами гульбищ, которые служили как трапезные помещения во время праздников.

Особый интерес для нашей темы представляют севернорусские деревянные храмы, своеобразным " разрезом" которых является упомянутая вышивка с двумя рожаницами вне основного храма 185-186. Высокие просторные церкви, лучшим образцом которых является храм в Кижах, зачастую обнесены обширным гульбищем, которое обходило храм с трех сторон и поэтому не было пригодно ни для богослужения, ни для крестного хода. А для праздничной трапезы такие балконы подходили вполне. Такова церковь в с. Холм Ярославской области, построенная в 1552 г. 187 Такова церковь Рождества Богородицы (! ) 1566 г. в с. Передки. (Рис. 145).

 ----------------------------------

185-186 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, рис. на с. 500-501.

187 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 171, рис. 378. См. также рис. 379.

 

Есть целый ряд храмов, у которых трапезные устроены более обширными, чем само молитвенное помещение церкви188-189. В этих обширных трапезных обычно устраивали посередине два массивных подпорных столба, облик которых должен привлечь наше внимание. У этих столбов обязательно присутствуют два укоса, идущие к потолку, якобы для увеличения площади подпора, но на самом деле они неконструктивны, так как в ряде случаев не доходят до потолка 190. Идолообразные столбы трапезных всегда парные, точно так же, как парны и идущие от них кронштейны. Общий вид их с кронштейнами очень напоминает человеческую фигуру с воздетыми кверху руками. Эти рукообразные укосины завершаются наверху лебедиными или конскими головами, что позволяет сближать их с народной вышивкой этих мест, где очень часты женские фигуры с поднятыми к небу руками и обязательными птицами и конями по сторонам. (Рис. 146).

 ----------------------------------

188-189 Забелло С., Иванов В. и др. Русское деревянное зодчество. Л., 1942, с. 99, 125, 118 и др.

190 Забелло С., Иванов В. и др. Русское деревянное зодчество, с. 99, рис. 221 и 224; с. 119, рис. 274 и 275; с. 199, рис. 435; с. 200, рис. 439; с. 125, рис. 287, 288; Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство. М., 1962, т. I, рис. 19 и 59. Здесь кронштейны даже не соприкасаются с матицей потолка.

 

Думаю, что не будет большой натяжкой признать эти богато орнаментированные " рукастые" столбы в просторных трапезных, могущих вместить одну-две сотни пирующих, схематичными изображениями тех двух рожаниц (в рукописях стоит двойственное число), в честь которых 8 или 9 сентября наполнялись " черпала" и пелся тропарь рождества богородицы. Церкви с такими своеобразными идолами рожаниц строились тогда, когда поучения, направленные против культа рожаниц и " второй трапезы" им, еще продолжали размножаться в новых списках, когда на обрядовых полотенцах еще вышивали схему церкви со сценой рождества богородицы, а сбоку, на уровне церковного гульбища изображали двух рожаниц.

Тему о языческих празднествах очень трудно закончить, даже доведя ее в каком-то одном разделе до XVII в. Эта тема мощно и полнокровно вливается в поток русской народной культуры XVIII -- XIX вв. и наиболее полно представлена в необъятном и ярком этнографо-фольклорном материале.

Надеюсь, что после книг, посвященных глубоким корням язычества и встрече исконного русского религиозного мышления с христианством, появятся новые исследования, знакомящие нас со всем богатством русской народной обрядовой, песенной культуры и традиционного изобразительного искусства, хранящим отголоски отдаленных времен.

  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...