Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 19 глава




У.: А зачем нужна подстройка по позе?

Т.: А что ты ощущал, когда ты подстраивался и к тебе подстраивались?

У.: Ощущения неоднозначные. Когда это делала С., то очень приятное чувство: ощущение, что меня понимают, какая-то близость... Но когда это принялся делать А., то возникло чувство, что копируют, передразнивают. Очень неприятно! Самому подстраиваться интересно — никогда не думал, что людям может быть удобно в таких позах; менялись ощущения в теле, настроение.

Т.: Вот ты и ответил, зачем нужна подстройка — “войти в образ” партнера, лучше понять, что и как ему удобно, при этом не копируя и не передразнивая, а создавая близость, единство ощущений. Для того чтобы действительно научиться этому, упражнение будет домашним заданием. Потренируйтесь в подстройке дома — к теледиктору, в транспорте, на рабочем месте. Попробуем делать не полное “зеркало”, а копировать только микродвижения рук, покачивание ноги или кивки головой. А теперь продолжаем тренировать подстройку, но не по позе, а по дыханию. Партнер №1 сидит и вспоминает что-то приятное, партнер №2 старается дышать в такт... Ну, как впечатления?

У.: Как в песне у Высоцкого:

“И думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья...”

У.: Трудно! Мой партнер вообще не дышит!

Т.: Потрогайте! Еще не остыл? Значит, не труп и дышит... Часто заметить дыхание легче, когда сидишь не напротив, а рядом с партнером, и видишь его в профиль или в 3/4. Попробуйте... Получилось? Тренируемся в этом и дома. Если ваш партнер — ребенок или по каким-то причинам дышит слишком часто, подстраивайтесь через один вдох. Если партнер страдает каким-то заболеванием — астмой и т.п., — то безопаснее изменять не свое дыхание, а другие движения: кивать в такт, качать карандашом...

У.: Я тренировалась в этом упражнении дома и случайно сняла приступ у дочки. Ей семь лет и у нее больная печень, вчера был приступ боли в желчном пузыре. Я легла рядом, обняла, стала дышать так же часто и прерывисто, как она, постепенно замедляя темп дыхания, углубляя его. Через 10 минут приступ у ребенка прошел без лекарств, хотя обычно он длится около часа. Можно ли так делать?

Т.: Если получается, то можно. Это хороший способ успокоить или, наоборот, разбудить спящего: кладешь руку на спину, подстраиваешься и постепенно ускоряешь темп дыхания... А теперь совсем простое упражнение. Нашли новую пару? Постарайтесь тщательно запомнить позу, одежду, внешний вид партнера. Посмотрели, запомнили, закрыли глаза... Чего не хватает? Открыли, и т.д., до полного “фотопортрета”.

Н.: Уже через минуту почти все пары подстроились по позе, а через три минуты и по дыханию... А ведь команды об этом не было.

Т.: Обратите внимание на ваши позы, дыхание... Подстройка происходит автоматически, если собеседник вам действительно интересен, но справедливо и обратное: после тщательной подстройки интерес к партнеру возрастает.

У индейцев есть поговорка: “Чтобы понять другого человека, нужно пройти путь в его мокасинах”. Сейчас мы и попробуем это сделать. Работаем в тройке. Партнер № 1 сидит и максимально точно и подробно вспоминает свои ощущения от какого-то конкретного события: катание на лыжах, плавание, общение с друзьями. Партнеры № 2 и № 3 наблюдают и запоминают позу, микродвижения, темпоритм дыхания. Через две минуты партнеры № 2 и № 1 меняются стульями, и второй партнер “входит в образ”, принимая ту же позу, копируя дыхание и т.д., третий следит за точностью воспроизведения. Сделали? А теперь можете поделиться ощущениями с партнером № 1 — что это была за деятельность, какое настроение? Процент совпадения в парах?

У.: — 80%!

— 75%.

— 90%.

Т.: Продолжаем упражнение, пока каждый не побывает в каждой роли: самого себя, наблюдателя, “зеркала”. Когда все закончится — возвращаемся в круг.

У.: Очень различались ощущения на своем стуле и “в чужих мокасинах”, действительно вроде бы становишься другим человеком... Мой партнер “занимался” неизвестной мне деятельностью — катался на горных лыжах, и это ощущение волнения, полета было новым и приятным.

У.: Да, а ты мне в ответ “подарил” ссору с начальником!

Н.: Участники обсуждают впечатления от последнего блока упражнений. Обстановка в группе стала более теплой, высказывания дружелюбные, возросла наблюдательность и точность выражений. Чаще упоминается свой собственный опыт: “Я видел...”, “Я чувствовала...”, чем обобщения или пожелания другим людям. Тренер так же стремится обратить внимание группы на различия в индивидуальном опыте, своеобразное восприятие каждого события.

Т.: У кого есть неприятное воспоминание о конфликте с кем-либо? Желательно то, которое не жалко... А то вдруг вам этот конфликт очень нравится, а вы от него избавитесь?

У.: У меня есть! Одна такая мамаша противная... Вот уж не жалко, если с ней конфликт прекратится.

Т.: А как ты с этой мамашей обычно общаешься? Сидя? Стоя? Поставь два стула так, как вы обычно сидите.

Н.: Участница расставляет два стула под углом друг к другу, тренер добавляет третий стул на некотором расстоянии от них, просит показать, где сидит сама участница, а где ее партнер по конфликту.

Т.: Теперь попробуем представить, что когда ты садишься на этот стул, то как бы вновь попадаешь в ту ситуацию, участвуешь в ней от своего имени, когда ты на этом стуле — то превращаешься, “входишь в образ” мамаши, а этот стул — для наблюдателя. Он просто смотрит со стороны за происходящим, как на 105-ю серию “Санта-Барбары”, не участвуя в конфликте, никого не поддерживая... Попробуй!

Н.: Участница поочередно занимает все три стула, меняется ее поза, выражение лица. Состояния №1 и №3 похожи. Тренер спрашивает, удается ли просто смотреть на конфликт или сохраняется эмоциональная включенность в него. Участница подтверждает: “Да, сохраняется” Тогда тренер просит не сесть, а встать на третий стул, “подняться над ситуацией”. Участница делает это и радостно улыбается: “Да, теперь я могу просто наблюдать, что у них там происходит”.

Т.: Теперь ты будешь по очереди двигаться между этими позициями: “я” а ”наблюдатель” а ”она” а ”наблюдатель” а ”я” и т.д. При переходе обязательно “стряхивай” состояние, оставляя конфликт там, на стульях.

Н.: Участница делает это, отвечая в позиции №1 и №2 на вопросы тренера:

— Как ты себя тут чувствуешь?

— Что тебе хочется?

— Что тебе действительно нужно?

В позиции №3:

— Как это выглядит со стороны?

— Что ты как специалист могла бы им посоветовать?

— Какова общая цель, к которой они стремятся?

У.: Эта мамаша меня действительно “достала”! Приходит каждый раз после занятий кружка и жалуется, жалуется... Я испытываю раздражение, хочу уйти, прекратить ее жалобы, но вежливо слушаю.

Когда я — “мамаша”... Да, это сложно представить. У меня трое детей, муж зарабатывает мало, выпивает, сын учится плохо. Что я хочу? Выговориться, получить сочувствие у психолога... Вообще-то не только сочувствие, я надеюсь, что она подскажет мне, как лучше, правильнее вести себя с мужем и сыном. Но она этого не делает. Со стороны... Ой! Этот психолог не слышит заявки, а ведь она звучит уже третий раз! Барышня-психолог сидит в закрытой позе, смотрит куда-то... Позиция “Говорите, говорите, вы мне не мешаете...” Женщина не очень внятно формулирует заявку, но она у нее, кажется, присутствует.

Т.: Выйди в позицию №2, проверь.

У.: Да, там такая робкая надежда на помощь, но если помощи нет, то хоть сочувствие...

Опять в позицию №3. Конечно, как специалист я понимаю, что нужно уточнить заявку и начать коррекционную работу не только с сыном, но и с мамой. Она же тоже хочет, чтобы сын учился, лучше общался, был счастлив... Проверю в позиции №1. Можно, конечно, поработать и с мамашей, но меня раздражает ее ноющий голос... Может, предложить выполнить некоторые упражнения письменно? А вообще-то она довольно нормальная, и в сыне заинтересована, это не так часто у меня в консультации бывает... Что же, проверю на практике, как раз завтра следующее занятие психологического кружка.

Т.: Проверь, изменилось ли твое отношение к ситуации? Удалось ли собрать новую информацию?

У.: Конечно! Похоже, я сама вызвала этот поток жалоб вместо нормальной работы. Попробую вести себя иначе и проверю, что получится.

Т.: А теперь за работу всей группой. Разбились на пары и в упражнение “Управляемый диалог”. Вот три жеста: “я”, “ты”, “со стороны”. Партнер №1 рассказывает о чем-то знакомом ему и желательно приятном, партнер №2 показывает жестами, из какой позиции рассказывать.

Н.: Группа похожа на курсы глухонемых... Один участник пары смотрит другому в рот и демонстрирует “ты”, “со стороны”, “ты”, “я”, иногда прямо посередине предложения. Второй усердно меняет позиции, с которых рассказывает. За это время получены новые впечатления от привычных событий, решена пара конфликтов. В одной паре “управляющий” явно испытывает страх. Что там?

У.: Ну, и “приятная” деятельность у моего партнера! Ходьба под парусом в шторм... А я боюсь и в спокойном озере поплавать. Когда он говорит, я так и представляю себя в хрупкой лодочке посередине Киевского моря. Хоть бы скорее время упражнения кончилось...

Т.: Поделитесь впечатлениями от упражнения.

У.: Я оказалась “внутри” того события, о котором мне рассказывали, и это было не очень-то приятно!

У.: Да, а для меня это действительно большое удовольствие...

Т.: Это тоже полученный опыт, напомним: “Карта — это не территория”. Теперь вы еще лучше узнали о способах рассказать о своей карте мира и узнать, как она организована у другого человека. Может, через некоторое время вода и для тебя станет ресурсом, а может, нет, но теперь ты знаешь, к кому за этим умением можно обратиться.

А теперь подумаем, для чего мы общаемся?

У.: Чтобы высказаться!

У.: Чтобы лучше узнать собеседника.

Т.: Все высказывания правильные. В общении действительно принимают участие “Я”, “Другой или другие” и информация, которая передается. Но не для всех людей во всех ситуациях одинаково важны все составляющие общения. Внимание может быть направлено на себя: “Хочу высказаться”, на других: “Что они хотят?”, на сбор самой информации, иногда на прерывание потока информации или на все эти компоненты общения равномерно. В зависимости от этого возникают стили общения, на которые впервые обратила внимание Вирджиния Сатир, и они так и названы — “Сатир-категории”. Подчеркиваем: это не типы личности, а только стили общения! Один и тот же человек, в зависимости от обстоятельств, может использовать все эти стили, и сейчас мы будем учиться их распознавать и демонстрировать.

Сатир-категории

Показатели Название

Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер

Поза

 

 

Голос

 

 

Продолжение

 

Показатели Название

Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер

Способ

восприятия

 

 

Частые слова

и выражения

 

Внимание

в процессе

общения

 

Основное

влечение

 

Основная

потребность

Внешнее

впечатление

 

Внутреннее

ощущение

 

Т.: Последнее упражнение тренинга — зачет. Группа разбивается на четверки: двое показывают карточки и наблюдают, двое выполняют упраж­нение.

На карточках отмечены репрезентативные системы (аудиальная, визуальная, кинестетическая), Сатир-категории. Задача участников — вести диалог (удерживая его цель) и одновременно подстраиваться под тот символ, который обозначен на карточке.

У1 (В): Я хотел бы видеть твой конспект, это такая яркая тетрадка, с Земфирой на обложке!

У2 (А): Ну, ты же говорил мне вчера, что эти лекции достаточно скучные, я и сама ничего не могу запомнить — он говорит так монотонно...

У1 (Пл): Он меня сожрет на экзамене, мне всегда не везет, а тут еще и любимого конспекта нету... Только ты можешь мне помочь!

У2 (К): Да, действительно, ведение конспекта лекций, вероятно, полезное занятие, многие преподаватели считают, что это облегчает подготовку
к экзамену во время сессии. Существует также дополнительная лите­ратура.

Н.: Когда тренер удовлетворен работой каждой пары — пары в четверке меняются местами, до тех пор, пока “зачет” не сдадут все участники группы.

Ну и, конечно, завершается группа традиционными вопросами: “Что хотели?”, “Что получили?”, “Где собираетесь применять?”, “Чего показалось мало?”.

У1: Хотел получить навыки манипуляции людьми. Получил? Наверное, странное ощущение бессмысленности этого действия... Вообще-то все упражнения семинара явно помогут в профессиональном общении с клиентами. Потренируюсь — расскажу о последствиях. Не хватает? Заметил несколько своих странноватых затруднений при выполнении отдельных упражнений. Нужно время, чтобы разобраться в себе.

У2: Хотела получить профессиональные навыки. Получила их, и еще что-то почти неуловимое. Может быть, ощущение быстро текущего мира? Ой, мало не показалось! Теперь только тренироваться...

У3: Когда сюда шла, вообще не очень-то знала, что хочу. Получила много всего — интересные упражнения, общение, отдых... Внедрять это все-таки явно лучше на работе, хотя некоторые вещи (особенно трехпозиционное описание) не помешают и дома, при разногласиях с родителями. Хочу того же и побольше!

======== змея К24

======== солнышко Т5

Г2. Этология

======== змея — К11

В течение первого дня участники знакомятся с основными поведенческими паттернами: демонстрации агрессии, знакомства, доминирования, подчинения, защиты территории, привлечения партнера. Каждое упражнение выполняется в парах, постепенно переходя от наиболее абстрактного варианта к наиболее близкому к поведению человека в обычной ситуации. В качестве иллюстрации можно рассказать о процессе тренировки паттерна “защита территории”. Тренер рассказывает о наличии трех основных ди­станций:

l дальней, вызывающей ориентировочный рефлекс;

l средней, во время преодоления которой происходит оценка “свой-чужой”;

l ближней, при пересечении которой включается оборонительный рефлекс.

Эти зоны отчетливо заметны, например, у собак — за забором, при пересечении границы охраняемого двора, при попытке залезть к собаке в будку.

Участники, разбившись на пары, приступают к выполнению первого упражнения: “животное” — кисть руки.

Задача участника №1 — маркировка своей территории, демонстрация различий в поведении при пересечении границ. Задача участника №2 — вторгаться, оценивая, где и какую границу он пересекает. После того, как это упражнение выполнено, переходим к “четвероногому” варианту. Три руки — “лапы” должны быть непрерывно на полу! В этой ситуации (где можно использовать положение тела, одну “лапу” и любые “животные” звуки) выполняется та же задача — демонстрация охраняемых зон. Следующий этап — “двуногий”.

У человека существуют аналогичные зоны, именуемые на психологическом языке “дистанцией контакта”, они так же четко маркируются определенными ощущениями в теле при пересечении границ. Однако не у всех людей представлен навык отчетливой демонстрации допустимости или недопустимости пересечения границы в каждой конкретной ситуации. Задача — невербальная маркировка границы оптимальной дистанции контакта. Упражнение выполняется в разных парах, так как оптимальная дистанция контакта значительно различается в зависимости от пола партнера, возраста, сложившихся ранее отношений. Участники отмечают, есть ли затруднения в маркировке дистанции и понимании невербальных сообщений партнера. Часто удается обнаружить ограничивающие убеждения типа: “Если я не разрешу людям подходить слишком близко (даже если это мне неприятно), то останусь в одиночестве...” или “Любое приближение на расстояние ближе метра — опасно...” Острое, неконтролируемое чувство страха при сближении часто дает реакцию парадоксального поведения: на дальней и средней дистанции демонстрируется “отпугивающее”, агрессивное поведение, которое при сближении на расстоянии 20—30 см сменяется жалобной улыбкой, приглашением с “подстройкой снизу”. Это часто вызывает реакцию замешательства у партнера — люди с хорошо развитым чувством дистанции не вступают в контакт, видя первоначальную реакцию; те же, у кого работает убеждение “Я всегда располагаюсь как можно ближе, потому что мне так удобно”, наблюдают вторую реакцию и общаются на очень близкой дистанции. У партнера №1 возникает ощущение, что на него “давят”, “...симпатичные люди проходят мимо, а на меня “наезжают” разные нахалы”. Стремление “отпугнуть” нахалов усиливает парадоксальную реакцию, и круг стереотипного поведения замыкается. Если сам человек воспринимает этот результат как нежелательный, то в процессе тренинга мы уделяем внимание преодолению сложившегося стереотипа разными способами. Иногда для этого достаточно демонстрации адекватных реакций с их постепенной тренировкой, иногда страх связан с какой-то конкретной психотравмирующей ситуацией, и тогда используются техники НЛП типа реимпринтинга. Процесс считается завершенным, если участник не испытывает страха и может спокойно, отчетливо и понятно для других людей продемонстрировать оптимальные для него дистанции контакта в каждом конкретном случае.

И последнее упражнение этой группы — дистанции контакта в процессе реального диалогического общения. Точно так же, по ступенькам “животное-кисть руки”, “четвероногое”, “двуногое”, “говорящее” проверяются и выстраиваются все остальные навыки. Сильные ограничивающие убеждения часто не позволяют отчетливо продемонстрировать агрессию или подчинение, в некоторых случаях сбои происходят на этапе “привлечение партнера”. Стереотипы поведения могут проявляться по отношению к представителям другого пола. Участники осознают, в какой мере эти убеждения влияют на их жизнь, к каким приводят последствиям в ходе реального общения с начальниками и подчиненными, при знакомстве и попытке продолжить отношения. В зависимости от этого в каждом конкретном случае принимается решение об изменении существующего убеждения, или “параллельной” тренировке навыка другого поведения, или сохранения сложившегося стереотипа реакций.

За время наших тренингов мы убедились в эффективности этологической модели поведения: практически всегда, если какой-либо навык отсутствовал во время упражнений, он не был представлен и в реальной жизни, его наработка блокировалась каким-нибудь достаточно значимым и воспринятым в детстве (недостаточно критично) убеждением, например: “Надо быть всегда сильным”, “Если покажешь свою слабость — не будут уважать”, “Нельзя показывать свою злость”, “Нельзя показывать, что тебе кто-то нравится”, “Родители хотят, чтобы я была мальчиком, и я буду вести себя как мальчишка!”

Взрослый человек может осознать все последствия подобных убеждений и попробовать изменить свое поведение, сначала в самой безобидной ситуации, когда нет связи с социальным окружением, когда ты — “четвероногое животное”, а для животных совершенно естественно открыто и точно, понятно для существ своего вида выражать собственные чувства и потребности. А потом, когда это новое поведение проявляется и закрепляется в человеческом варианте и получает поддержку со стороны других участников группы, становится значительно легче перенести его и в другие контексты, в обыденную жизнь.

Второй день посвящен работе с навыками вхождения в различные сообщества и начинается с обсуждения вопроса: “Для чего животные создают стада и стаи? В чем преимущества жизни в сообществе?” А дальше так же по ступенькам начинается тренировка жизни в различных сообществах.

Самые простые, примитивные — колония, характерная для птиц, летучих мышей; там нет специализации, каждая особь стремится достичь своей цели, но особи сходны и цели у них сходны, и поэтому поведение не отличается разнообразием. В колонии легко поднимается паника, сигнал тревоги, поданный любой особью, мгновенно “поднимает на крыло” всех обитателей скалы или пещеры. Человеческий аналог — толпа на стадионе, зеваки на площади... Можно оценить, насколько удается комфортно чувствовать себя в толпе, принимать ее ритм, настроение, передвигаться безопасно, выходить из ситуаций паники или давки.

Участники группы постепенно учатся двигаться в толпе и сквозь нее, ощущать ритм якобы хаотического движения и работать как со страхом оказаться в толпе, так и с навязчивым стремлением “ощутить чувство локтя”.

На следующем этапе организации биологических сообществ возникает вожак (наиболее крупная, умная, “авторитетная” особь) и ведет за собой стадо. В некоторых группах вожак появляется почти сразу, он один в группе, иногда на это место претендуют сразу несколько участников, но через некоторое время становится видно, кому удается захватить своим ритмом, стилем движения все “четвероногое” и “двуногое” стадо. Во время обсуждения обращаем внимание на то, чем стал привлекателен “вожак” для стада, как используются эти приемы в рекламе, политике, шоу-бизнесе; кому и в какой группе удается стать “наиболее успешной особью своего вида”. В таких случаях мы часто обнаруживаем ограничивающие убеждения: “Нельзя показывать, что ты успешен”, “Хвастаться нехорошо”, “Никто меня все равно не поймет, нет существ моего вида...” И дальше в тренинг: расскажи о том, что умеешь, что тебе нравится. Вызови интерес, понимание, желание заняться общим делом у одного... двух.... всех участников группы. У какой группы в жизни хочется вызвать желание следовать за тобой? Удается ли это?

Более сложный этап организации биологического сообщества — стая. В ней не только есть вожак, но и все члены стаи находятся в иерархических взаимоотношениях друг с другом. Помогает сложиться иерархии демонстрация доминирования и подчинения. После “боев” устанавливаются иерархии у “ручных животных”, “четвероногих”, “двуногих”. В каждой группе по-своему: иногда иерархия сохраняется, а иногда на каждом этапе появляется свой лидер и свои “особи омега”. И вновь проверяем: как чувствуем себя на вершине иерархии, в роли “заместителя”, “народа”, “обиженного”? Какие убеждения мешают занять желаемое место в человеческой иерархии? Во время обсуждения вспоминаем человеческие сообщества, в которых представлена строгая, самостоятельно возникающая иерархическая структура. Приходилось ли участникам группы сталкиваться с такими сообществами, каковы для каждого оптимальные варианты поведения в группе такого типа?

Следующая ступень организации — клан (в природе представлен у гиен), когда перед охотой или в экстремальных обстоятельствах происходит объединение всех членов клана, стирание обычной иерархии, и весь клан начинает жить в едином ритме, как единый организм.

Дальше — стадо обезьян с ситуативным лидерством, где наиболее умелая особь, демонстрирующая варианты нового поведения, привлекает внимание и вызывает подражание других членов стада. И вновь — тренинг на демонстрацию нового поведения и подражание. И новый “обезьяний” лидер в группе, чаще всего не совпадающий с лидером стаи и клана.

Если после этого тренинга остается время (и силы у участников и тренера), то в качестве экзамена участники могут попробовать себя в различных социальных ролях человеческого сообщества: “шеф”, “заместитель”, “антилидер”, “народ”, “козел отпущения”, “человек со стороны” (его задача — стать своим в группе и замотивировать ее на выполнение своей цели). Каждый участник может испытать себя во всех ролях. “Шеф” выбирает контекст игры: “Пиратский корабль”, “Божий монастырь”, “Фирма”, “Тюрьма”... Тренер следит за точным соответствием избранной роли в процессе проживания игровой ситуации и общения с “человеком со стороны”. Это дает возможность еще раз в игровой, метафорической, но все-таки уже человеческой форме закрепить новые варианты поведения, возникшие на тренинге, проверить свою поведенческую гибкость, способность достигать поставленной цели и адаптироваться к любым условиям.

Г3. Этнография

======== змея К7

Итак, группа и ведущий направляются в “Паломничество в страну Востока”. Читатель, ты сможешь познакомиться с тем, как это воспринималось Участниками (У), услышать инструкции и комментарии Ведущего (В) и просто понаблюдать со стороны, используя позицию беспристрастного Наблюдателя (Н).

Н.: Группа входит в зал, на полу постелены маты, играет тихая музыка. Все участники заполняют анкету, указывая в ней свое имя, потребности и ожидания от тренинга. Затем ведущий предлагает устроиться достаточно удобно и знакомит с правилами группы:

l обязательно находиться в границах помещения в течение всего времени работы группы;

l желательно выполнять все предложенные упражнения;

l по мере возникновения проблем и затруднений — сообщать о них ведущему;

l любые эмоциональные состояния и необычные ощущения — допустимы;

l информация о поведении и особенностях личности партнеров сообщается только по их личной открыто выраженной просьбе.

Получив согласие группы и ответив на уточняющие вопросы, ведущий меняет кассету, и в помещении раздаются звуки суфийской музыки...

В.: В давние времена по дорогам Азии через города, оазисы и пустыни бродили суфийские монахи — дервиши. Люди смотрели на них с изумлением, иногда боясь откровений и пророчеств, иногда считая нищими и сумасшедшими... И сейчас мы попробуем заглянуть — прикоснуться к воротам в мусульманский мир... Ворота загорожены высокими глиняными стенами — дувалами, дома сделаны из той же желтой глины. В саду растет несколько деревьев, абрикосы сушатся на плоской глиняной крыше дома... Ровную глину двора поливают и подметают, тогда становится чуть прохладнее.

В центре двора стоит куполообразная печь — тандыр, в ней пекут лепешки, прилепляя их к стенкам изнутри. Мужчины работают в поле, торгуют на базаре. Женщины редко выходят за пределы двора, а выходя, закрывают лицо — от палящего солнца и недоброго взгляда...

Послушаем внимательно сказку, возникшую в этой культуре, сказку “О глупой жене”.

“Ушел однажды муж на базар, а жена его со свекровью остались дома. Стала молодая жена подметать двор и вдруг... пукнула. А коза, привязанная рядом: “М-э-э!” Испугалась жена — вдруг коза мужу расскажет, а муж ее разлюбит да и выгонит.

— На тебе, козочка, сережки, только молчи!

Увидела свекровь козу в сережках, удивилась, спросила у невестки, что случилось. Невестка заплакала и все рассказала. Свекровь тоже испугалась:

— На тебе, козочка, мою шаль с бахромой, только молчи!

Когда муж вернулся, он увидел посреди двора козу в серьгах и праздничной шали. Стал расспрашивать женщин, они ему и рассказали, что случилось. Разозлился муж:

— Пойду искать себе другую жену, вдруг найду не такую дуру, как мои жена и мать!

Открыл он калитку и пошел прочь. Долго ли шел, вдруг видит: женщина во дворе корову на крышу на веревке тянет. Корова по лестнице идти не хочет, мычит, вырывается.

— Что случилось, хозяюшка?

— Выросла у меня трава на крыше, а корова пастись не хочет.

— Зачем же ты ее тянешь? Срежь траву и дай корове.

— Ну вот еще, пускай сама пасется!

Не понравилось это мужчине, пошел он дальше. Видит: бегает по двору девушка с решетом, то во двор выскочит, то в дом забежит...

— Что делаешь, красавица?

— Сирота я, слепила себе дом, а в нем темно, теперь решетом свет в дом ношу!

— Давай помогу тебе, сделаю в стене дырку, окно называется, и будет в доме светло!

— Иди своей дорогой, не мешай солнце носить!

Огорчился он и пошел дальше... Неужели не найду себе девушку умнее моей жены? Вышел мужчина из города, по пустыне идет, видит: впереди оазис и дом там стоит. Попросился он на ночлег. Встретил его хозяин как дорогого гостя, послал дочь за водой, чтобы приготовить. А дочь все не возвращается. Пошли гость и хозяин посмотреть, что стряслось. Видят: сидит дочь у колодца и плачет.

— отец, ты меня за водой послал, я воды наберу, чай заварю, стану гостю подавать...

— Станешь, дочка!

— Гостю понравится, он меня в жены возьмет, будет здесь жить...

— Правильно, красавица!

— Я детей рожу, стану сына за водой посылать, а у нас колодец не огорожен, он туда упадет да и утопится! Вот я и плачу — сына жалко!

Повернулся мужчина, да и пошел домой. Нет нигде женщины умнее его жены. Мать и жена встретили его, обрадовались, накормили и стали они жить долго и счастливо”.

Н.: Участники, прослушав сказку, выбирают понравившиеся образы, распределяют роли, проигрывают ее. Ведущий задает вопросы, помогающие осознать характер движений, мотивы поведения персонажей. После спектакля — обсуждение.

У: Когда я играла “глупую жену”, то вдруг почувствовала, что муж — это Бог, он может даже по меканью козы догадаться, что я сделала что-то плохое. Я должна все время делать только то и так, как это нравится ему, даже если его нет рядом. От него зависит вся моя жизнь... Это странное чувство — вины, тревоги и одновременно обожания, страха его потерять. Это похоже на то, что я чувствую к своему другу сейчас, наверное, это его раздражает...

У: Когда я тут был “мужем”, то впервые в моей жизни сам выбирал женщин, оценивал, какие они. Это очень странно — чувствовать себя таким “восточным владыкой”, но мне понравилось.

У: Я выбрала для себя роль девушки, носившей свет решетом. Сначала она показалась мне просто психически больной, и было интересно почувствовать это состояние. Но потом, когда он заглянул через забор, я ощутила страх, который еще больше усилился после предложения “пробить стену”. Это чувство неожиданно оказалось знакомым. Я внезапно поняла, что действительно, когда встречаюсь с настойчивостью других людей, особенно мужчин, не говорю им прямо, что мне это не нравится, а совершаю глупые поступки, чтобы они сами отстали...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...