Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 21 глава




Задачей игры является успешное взаимодействие между цивилизациями, тренировка в сборе и анализе информации, просчете последствий своих действий.

При анализе видеозаписи обращаем внимание на ключевые моменты переговоров, взаимодействие и групповую динамику, индивидуальный стиль деятельности и принятия решений.

Второй день начинаем тоже с перечней по подгруппам: “Для чего хорошего нужны женщины (мужчины)?” Когда списки готовы, участники встают в две линии друг напротив друга, на расстоянии примерно трех метров, и читают свои предложения. Если партнеры согласны — шаг вперед, не согласны — назад.

— Заботиться о детях (шаг вперед)

— Забивать гвозди (шаг вперед)

— Выполнять все наши желания (шаг назад)

В результате группа оказывается на “женской половине” на расстоянии
20 см друг от друга.

В.: Некоторые психологи считают, что настоящая близость между мужчиной и женщиной наступает, если они медленно и последовательно проходят двенадцать ступеней развития отношений. Первый шаг — взгляд на фигуру другого. Привлекательна ли она? Вторая ступень — глаза в глаза. Когда незнакомые люди встречаются глазами, они могут отвести взгляд, но если их глаза снова встретятся, они могут улыбнуться друг другу. Значит, они не прочь познакомиться поближе. На третьей стадии — дружба, первый физический контакт — рука и рука — начинается с вежливого обхождения, когда мужчина помогает женщине спуститься, подняться, преодолеть препятствие. Если это нравится, то пятая стадия — рука на плече... Шестая ступень — рука на талии, создается свой язык, появляются свои секреты.

Седьмая ступень — лицом к лицу, люди начинают пристально смотреть в глаза, обниматься, целоваться... Возникает взаимопонимание без слов. Восьмая ступень — руки касаются головы. Девятая-двенадцатая ступени — это последние шаги. Отношения приобретают интимный и сексуальный характер. девятая — “руки касаются тела”, десятая — “руки касаются груди”, одиннадцатая — “прикосновение ниже талии”, двенадцатая — “интимная близость”.

Первая половина этой дороги ведет мужчину и женщину к дружбе и возможности говорить на интимном языке. Вторая половина связана с открытой формой проявления сексуальных желаний и влечений. Мы предлагаем сейчас прогулку по первой половине дороги (по второй, если захотите, — после семинара). Найдите для себя пару, пройдите первые ступени без слов... Если есть необходимость — обменяйтесь впечатлениями. Образуйте другие пары.

Затем ставится следующая задача: юноши предлагают девушкам какую-либо совместную деятельность — пойти на пляж, посетить дискотеку и т.д. Если аргументация вызывает ответ “да”, девушка немного поднимает руку, “нет” — опускает (5 мин).

Н.: В некоторых парах руки непрерывно движутся вверх, в некоторых — совершают колебательные движения. В одной паре рука опускается все ниже и ниже...

В.: Что тут у вас?

У.: Я предлагаю ей сходить на собачью выставку, рассказываю о породах собак...

У.: Я собак с детства боюсь!

У.: А я думал, что это всем интересно...

После обмена ролями переходим к следующему упражнению.

В.: Напишите, ни с кем не советуясь, свои представления об идеальном партнере, о том человеке, с кем вы хотели бы взаимодействовать постоянно... Взяли стулья и образовали круг спиной к центру. Юноши, прочитайте, пожалуйста, свои представления об идеальных девушках... Девушки, сделайте то же самое. Что нового узнали? Что показалось неожиданным?

У1: Меня заинтересовало несходство моих представлений об идеале и представлений других девушек. Может, я ищу что-то не то?

У2: Наоборот, то, что ты описала, мне показалось близким и понятным, это описание достаточно конкретное, я могу представить живого человека с этими качествами.

У3: Я порадовался реакции девушек на описанный мной идеал. Открою тайну — это идеал моей мамы! Она надеется найти такую девушку для меня. Я думал, может, это моя проблема, что мне такой тип не нравится?

В.: Следующая задача — вопросы. У всех нас есть желание узнать что-то о загадочных существах — мужчинах и женщинах... Можно задавать любые вопросы, и противоположная сторона постарается ответить как можно откровеннее и точнее...

Н.: После обмена вопросами и ответами обстановка в группе становится очень открытой, и группа переходит к следующему упражнению. Звучит тихая музыка, и пары с закрытыми глазами стараются установить наиболее приятные для обоих участников взаимоотношения: для кого-то это танец, для кого-то объятия или соприкосновения кончиками пальцев. Все меньше хочется высказывать вслух свое состояние, все легче быть внимательным к себе и партнеру, когда слова не нужны.

В.: Сели удобно, друг напротив друга, стараемся удержать свое состояние, осознавая только свое собственное тело, эмоции, мысли... Состояние “Я”... (1 мин). Теперь переходим по очереди к состоянию “Ты”: один партнер продолжает оставаться в своем естественном состоянии; второй максимально точно подстраивается к его позе, дыханию, стараясь войти в то же самое состояние. Потом происходит смена ролей (3 минуты в обе стороны). А сейчас попробуем создать общее состояние, когда нет “Я” и “Ты”, а есть только “Мы”... И получить максимум удовольствия от этого...

Можно медленно встать. Девушки образуют внутренний круг. Они — прекрасные музыкальные инструменты, юноши — музыканты. Сейчас вы слышите музыку и можете своими прикосновениями вызвать любые движения. Нашли свой инструмент... Музыкальные инструменты могут откликаться любыми движениями, создавая свою мелодию — узор — танец...

Н.: Это упражнение продолжается до тех пор, пока все партнеры не обменяются парами. Затем юноши превращаются в музыкальные инструменты и закрывают глаза, а девушки — в музыкантов...

В.: И последнее упражнение. Встаньте в два ряда лицом друг к другу, на расстоянии чуть большее двух вытянутых рук... Встретьтесь глазами... Медленно согните руки, поднимите их к своим плечам... Соприкоснитесь ладонями с партнером, обопритесь друг о друга... Расстаньтесь, прервите контакт...

У1: Очень странное чувство... Я не могу вспомнить всех упражнений этих двух дней, даже не могу сказать точно, что чему-то научился, но чувствую, что то ли я изменился, то ли весь мир. Я в перерыве шел по улице и стал замечать девушек, понимать, что каждая из них по-своему прекрасна. Я чувствую, что скоро смогу встретить свою Единственную, и многие страхи, неуверенность остались позади.

У2: Я не знаю... Я всегда считал себя неотразимым, а то, что отношения с девушками продолжались всего одну-две встречи, объяснял тем, что это они не понимают меня, не ценят... Тут я смог впервые услышать откровенные высказывания о себе, о своем поведении, понять, что же именно во мне не нравится. Надо подумать...

У3: Я была совершенно уверена, что все будет как в сказке про Спящую Красавицу: однажды проснусь, а рядом прекрасный Принц... А тут, на семинаре почувствовала, что надо самой что-то делать — привлекать внимание, быть интересным собеседником, уметь выслушать. Но это не пугает, а вызывает желание потренироваться в жизни!

Г5. Группы встреч

======== змея К15

Эта группа жила своей естественной жизнью целый семестр. Участники встречались раз в неделю на два часа. Вначале их было 12 человек, но потом двое не выдержали и сбежали, но остальные мужественно дошли до полного осознания... Здесь будут отражены, естественно, не все протоколы каждого дня группы, а ее наиболее запомнившиеся моменты.

Первый день.

Второй час

Н.: Группа сидит в кругу, тренер занимает один из стульев того же круга. В воздухе витает ощутимое напряжение, фразы чередуются с длительными паузами. Тренер тихо сидит на своем стуле и произносит свой монолог (мысленно!)

Т. (мысленно): Да, ничего себе группа подобралась... Две истерички, еще трое вообще молчат (второй час), кажется, начинает намечаться типичная структура болтовни на общие темы. Ну ничего, подожду еще минут десять.

У1 (мысленно): Скука смертная. И чего я сюда пришла? Говорят: тренинг общения... Общаться, конечно, надо научиться. Но с кем? И о чем?! Ладно, рядом барышня вроде ничего...

У1 (вслух): Я на прошлой неделе была на Птичьем рынке, купила себе
крысу.

У1 (мысленно): Ну, вот: решат, что совсем ненормальная!

У2 (мысленно): Хм. Всю жизнь мечтала завести ручную крысу, но мама запрещала — зараза, вонь. А она взяла и купила.

У2 (вслух): Фу, какая гадость! От них зараза, вонь, ни за что бы себе не завела.

У3 (мысленно): Во дают! Общаются себе, вроде нас тут и нету. Хоть бы на меня посмотрели.

У3 (вслух): Мы что, собрались здесь, чтобы зоопарк обсуждать? Надо же учиться чему-то... (смотрит на тренера).

У4 (мысленно): Куда я попал... Психи какие-то... Хоть бы о чем-то интересном поговорили, но будет ли им интересно то же, что и мне?

У4 (вслух): Недавно вышло новое издание Карлоса Кастанеды.

У1 (мысленно): Во! А я пропустила, но не показывать же при всех, что мне интересно, еще не так поймут.

У1 (вслух): Чего?

У2 (мысленно): Чего?

У2 (вслух): Чего?

У5 (мысленно): Хочет произвести впечатление, что шибко умный. Знаем мы таких!

У1 (вслух): Чего?

У4 (мысленно): Да, ну и группа, явно впервые слышат. Или это я такой ненормальный, ни с кем ни о чем поговорить не могу... Ладно, помолчим, послушаем...

У1 (мысленно): Где же он достал, интересно, там есть девятый том или нет? Я не читала.

У1 (вслух): Где вышло? (не глядя на У4 — чтобы не подумал, что глазки строит...)

У2, У3, У5, У6 (хором): Что?!

Т. (вслух): Кажется, группа не очень хорошо понимает друг друга... Интересно, в чем причина?

Т. (мысленно): Хоть какая-то динамика началась!

Четвертый день.

45 минут от начала встречи

Н.: Тот же правильный круг, та же группа, тренер. Четко выражены две группировки по три человека — У1+У4+У7 и У2+У3+У5 — сидят рядом, обращаются в основном друг к другу, переглядываются, улыбаются.

У2 (обращаясь к У6): Ты сегодня выглядишь усталой, что-то случилось?

У6 (мысленно): Да, действительно... Соседка по общаге всю ночь рассказывала о своем друге, я слушала и думала: у меня-то никого нет! А тут еще препод-гад тему курсовой заменил. Но чего она лезет? Поможет, что ли?

У6 (вслух): Да все достало! И ваша группа! И тренер! Сидит, ни черта не делает! Сколько можно, чего вы сюда ходите, козлы!

У3: Точно, ходим сюда, ходим, а толку? Почему он о нас не заботится?

У4: Ну, может, это у него манера ведения группы такая?

У5 (Что это он на У3 нападает?): Некоторым, сильно “умным”, может, эта манера и нравится, а всем остальным нет! Ведь правда?

У2: Точно! (тренеру) Почему ты молчишь, ведь о тебе говорят?!

Н.: Страсти накаляются. На то, чтобы думать одно, говорить другое, показывать третье, у участников уже не хватает сил и времени. Мимика живая, интонации понятные... Правда, не очень-то приятный текст...

Т. (мысленно): Слава Богу, ожили, наконец!

Т. (вслух): Да, вы сейчас очень злитесь на меня. Я действительно проявляю мало активности на группе. Сейчас меня действительно радует ваша собственная активность.

Н.: Группа замолкает, озадаченная.

У4: Да, я читал, это специальный принцип проведения группы...

У1: Чтобы мы сами учились думать и общаться.

У7: И, кажется, благодаря тебе это начало происходить...

Т.: Сейчас почувствую себя святым и вознесусь на небеса!

Н.: Группа озадачивается еще больше...

У6: Ребята, да ну его! Точно как мой препод — то его курсовая устраивала, я уже половину написала, а он тему сменил!

У4: У меня тоже такой же был, но я все равно делал то, что мне самому интересно, поставил трояк — ну и что?

У7: Или можно во введении и заключении как-то связать твою и его тему. Ты пробовала?

У6: А что, это идея! Может, еще что-то придумать?

Н.: Группа интенсивно дает советы, объединяется, начинает защищать бедную У6 от “гнусного препода”, заодно разряжая свою злость на тренера и вообще мир “ужасных преподавателей”. Сплоченность возрастает еще больше — в группе две коалиции по 4 и 6 человек, двое никак не могут примкнуть ни к одной из них. Один из “неприсоединившихся” перестает ходить в группу, продолжая индивидуальную психотерапию.

Седьмой день.

15 минут от начала встречи

Н.: У5 опаздывает, приходит на встречу через 14 минут после ее начала. До его прихода группа сидит в некотором сомнении: начинать? Подождать еще? Участники переглядываются, ведут тихие беседы шепотом в парах, изредка поглядывая на тренера.

Т. (мысленно): Интересно, придет У5 или нет? На прошлой встрече у него был сильный конфликт с У4, но они его не завершили. Это огорчило У3 — она была на стороне У4. Если не придет в ближайшие две минуты — начинаю активно стимулировать группу на работу без него.

Н.: Входит У5, направляется к пустующему стулу.

У3: Что случилось, мы все за тебя волновались...

У5: Все?

У3: Да, я волновалась.

У5: Да ничего особенного не случилось, пришлось задержаться на работе, транспорт ходил плохо...

У4: А ты вообще-то хотел приезжать сюда сегодня?

У5: Хм! Нет, не очень. Меня действительно достал наш прошлый разговор на группе, и я не очень-то хотел, чтобы повторилось что-то похожее...

У4: Да, мне тоже было не очень здорово, я думал, ехать сегодня или нет. Но я привык все решать, и приехал сюда даже раньше обычного.

У5: И что ты решил?!

У3: Ну, мальчики, сколько можно ссориться?

Т.: Для чего ты задала этот вопрос?

У3: Я не могу смотреть, как они ссорятся, кажется, сейчас подерутся.

Т.: Вы действительно ссоритесь?

У4 и У5 (хором): Нет!

У5: Мы пытаемся понять, что произошло на прошлой встрече.

У4: Для меня это действительно важно. Похоже, я делаю что-то такое, что вызывает его раздражение. Я видел такую же реакцию и у других людей.

Т.: Ты не хочешь спросить у других участников группы, может, у кого-нибудь из них ты тоже вызываешь раздражение?

У4: Да, я давно хотел это спросить, но немного боялся. Я хотел бы услышать, что каждый из вас думает обо мне?

У3: Я тебя боюсь — ты вроде бы такой тихий, спокойный, но я никогда не знаю, что ты скажешь или сделаешь в следующий момент.

У2: Я раздражаюсь, когда ты пытаешься говорить о книгах, фильмах здесь, на группе. Похоже, что ты уходишь от настоящего разговора или пытаешься показать, что много знаешь.

У1: Мне нравится с тобой общаться, это интересно. Я бы хотела чуть больше знать не о том, что ты думаешь или читал, а о том, что ты чувствуешь.

У7: Странно... Когда я смотрю на тебя, то чувствую одно, а думаю другое... Думаю: это интересный парень, самостоятельный, умный... А чувствую странную тревогу и раздражение.

У4: Спасибо! Действительно, это я часто вызываю! Ты не мог бы вспомнить, из-за чего появляются раздражение и тревога?

У7: Сейчас попробую... Когда ты говоришь, то не смотришь на собеседника, из-за этого непонятно, с кем из нас ты разговариваешь... А еще когда разговор в группе становится эмоциональным, у тебя такое выражение лица... Вот, оно сейчас есть! Кажется, что тебе все тут скучно.

У4: Ой... Я понял, о чем вы говорите. Когда у меня такое выражение — это совсем не скука! Мне страшно...

Т.: Что именно пугает тебя?

У4: Я не хочу показывать свои чувства... Вдруг это кому-то не понравится?

Т.: И что случится, если ты покажешь свои чувства, а это не понравится?

У4: Это глупо... Смеяться будут!

У5: Знаешь, ты мне не очень-то нравился, но сейчас, когда я понял, почему ты так себя ведешь, я хочу подойти и обнять тебя. Можно?

У4: Да...

Н.: Они обнимают друг друга. И в группе наступает тишина, кажется, что все участвуют в этом прикосновении, и страхи перед враждебностью мира начинают исчезать. Все чаще участники позволяют себе и помогают другим быть действительно открытыми. Уменьшается рассогласование между мыслями, чувствами, словами. Все чаще группа начинает заботиться о каком-то участнике, позволяя ему осознать свои страхи и огра­ничения, научиться новому поведению. Практически исчезают светские беседы, и общение становится действительно Ценностью.

У3: Народ, спасибо! Извините, что как дура пыталась вас помирить!

У1: А для чего пыталась?

У3: Знаете, я никогда этого не рассказывала... (обращаясь у У7) Можно я буду рассказывать это тебе? Так легче.

У7: Конечно. (Подходит к У3, ласково и спокойно касается ее руки.)

У3: Да, спасибо... Мои родители — алкоголики. Сколько себя помню, я пыталась их помирить. Они все время либо пили, либо ругались, либо дрались. А когда я стала чуть старше, они стали бить меня. Чем попало. Я приходила в школу в синяках и боялась переодеваться на физкультуре. А физкультурник ставил двойку. И они снова ругались и меня били. Наконец отец подрался на улице и попал в тюрьму. Но мама пила по-прежнему и теперь стала драться с собутыльниками. Как только я закончила школу, я уехала сюда, поступила в институт, стала жить в общежитии. Но каждые каникулы... У других это праздник... А у меня — кошмар...

Н.: У7 тихо обнимает У3. Постепенно к ней присоединяются все участники группы. Они молча стоят рядом, как бы защищая У3 от мира, от кошмаров. У3 плачет, закрыв глаза, а когда открывает — видит не презрение, а сочувствие в глазах группы...

У4: Слушай, а ведь ты классная, что все это выдержала.

У5: Точно, сколько же сил надо, чтобы в такой семейке оставаться нор­мальной!

У7: Хочешь, поедем ко мне в село зимой? На лыжах покатаемся.

У3: Я не умею. (Улыбается.)

День последний...

Н.: Жалко расставаться! Тренер может это несколько облегчить: либо не препятствуя обмену адресами и телефонами, либо требуя внятного и подробного отчета о том, что получили за время работы группы...

Т.: Я заканчиваю группу просьбой нарисовать подарки друг другу (и препятствуя обмену адресами).

Участники: А все равно тренер — гад!

Г6. Трансформации

Н.: Участники группы собираются на сцене, расположенной посередине лагеря. Выслушав традиционную речь ведущего о правилах и нормах этой группы, берутся за руки, закрывают глаза и “переселяются” в Сказочную Страну.

В.: Теперь мы все стали обитателями волшебной Сказочной Страны... Подумайте, кто вы там? Нарисуйте свой герб, напишите девиз...

Я — ваш проводник в этом мире, Чеширский кот. Мой девиз: “Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти”. Я обладаю способностью исчезать в самый “подходящий” момент.

У1: Я — Алиса, девиз: “Из каждого препятствия — опору при прыжке”.

У2: Я — Бараба. “Со мной не соскучишься”.

У3: Я — кукла-девочка Суок, девиз — “Помогать людям”...

Н.: После того как все участники приняли свои роли и рассказали о себе, ведущий предлагает, сохранив имеющиеся роли, создать спектакль, общее действие, имеющее сюжет. В результате возникает история безуспешных попыток персонажей сделать Барабу “более адаптированным”. Во время действия проявляются характерные сценарии, роли, особенности поведения членов группы. Ведущий тщательно пресекает любую попытку обсудить во время группы поведение кого-либо из участников, дать ему оценку или интерпретацию.

В.: В одном из миров жили разумные и живые мечи — Блистающие, и выращивали себе придатков, совершенствуя их качества из поколения в поколение. А люди почему-то считали, что это они передают из поколения в поколение фамильное оружие...

“Мне снился сон,

Я был мечом,

Людей судьей и палачом...

Мне снился сон.

Я был мечом.”

======= змея Л20

Кто знает, может, душа живет не только в оружии, но и в любых других предметах. Наша задача сейчас — найти на территории свой предмет, имеющий душу, и выразить это в рассказе-истории (30 минут).

Н.: Участники постепенно возвращаются, созерцая камни, ветки, забытое кем-то из детей “копье первобытного человека” и другие предметы.

У.: Я ветка... Я была зеленой, радовалась солнцу, чувствовала, как во мне течет смола, была частью могучего дерева, со мной рядом зеленели мои друзья. Иногда на меня садились птицы, и я чувствовала, что у них шершавые лапки... Но вот пришло странное двуногое существо и сломало меня. Я засыхаю, хвоя желтеет и опадает, смола вытекает из меня...

Н.: Другие истории, созданные этой группой, отражают аналитическое настроение — состояние участников. В группе воцаряется легкая депрессия и усиливается сплоченность участников. Они вместе пьют чай, жалуются друг другу на пережитые за жизнь страдания и активно выражают сочувствие и эмоциональную поддержку. Само по себе это неплохо, но явно не входит в планы ведущих, так как затрудняет взаимодействие со страхами, чувством гнева и другими состояниями.

На следующий день группа все в том же дружелюбном состоянии создает карту Сказочной Страны “Перекрестка” и начинается Игра!

========= солнышко Л21

Интриги, коалиции, захват власти и упреждающие удары. Ведущий с интересом наблюдает, как стремление к хорошим целям — спасению страждущих, взаимопомощи и т.д. — приводит сначала к тому, что цивилизация Перекрестка оказывается на краю гибели из-за экологических кризисов, а затем самые доброжелательные вначале участники начинают принимать решение об уничтожении врага...

Сплоченность стремительно уменьшается. Но это еще не все. Группа переходит к игре в “Мафию”, и участники обрушивают друг на друга несправедливые и справедливые обвинения, ведут поиск врагов, стреляют во тьме ночной.

======== змея Л30

В результате проведенного таким образом дня участникам удалось столкнуться с той частью своей души, которая отвечает за проявления гнева, агрессию, ложь... Ощутить себя жертвой и агрессором.

Важно, что при таком способе ведения группы всегда есть возможность спастись от неприятной информации, решить: “Это не я, это маска, сказочный персонаж”. Это особенно полезно в тех случаях, когда некоторые участники стремятся к изменению своей личности, а другие пришли в группу с какими-то иными целями (учебными, диагностическими). Но в нашей группе к вечеру атмосфера изменяется — прекращаются взаимные “поглаживания по шерсти”, усиливается подозрительность и отчуждение.

На следующий день группа переселяется в довольно глухую чащу леса и вспоминает свои страхи и опасения, направляясь с ними в транс.

Однажды, давным-давно, жила-была волшебница, фея, и была у нее волшебная палочка, которая могла рисовать круги на земле или на полу. И в этих кругах начинали происходить чудеса.

И вот сейчас фея предлагает тебе отправиться вместе с ней в сказочный и волшебный мир.

Но ты знаешь, что сказки бывают разными. Иногда смешными, иногда добрыми, иногда страшными. И вот сейчас мы отправимся в мир, в котором живут страхи и страшкулины.

Только отправиться в этот мир можно не просто так, а сначала заглянуть в волшебную трубу. И в этой подзорной трубе видны серые берега мира страхов и страшкулин.

Посмотри, какие страхи видны тебе сквозь эту трубу. Готов ли ты с ними познакомиться и сразиться, если надо? Тогда позволь фее перенести тебя ближе и ближе к этому берегу.

И вот страхи и страшкулины обступают тебя со всех сторон. Они очень удивлены: кто это попал на их берег? И они подступают все ближе и ближе. И ты чувствуешь, что еще минута — и ты будешь поглощен ими пол­ностью.

Но вот ты ощущаешь в руке твердую волшебную палочку. И можно крепко-крепко сжать ее в кулаке и сказать страхам и страшкулинам волшебное слово “Стоп!” И они замирают — каждый в том положении, в котором их застало это слово. И можно подойти к каждому и посмотреть, как выглядит этот страх, как выглядит эта страшкулина.

Действительно ли они страшны — или просто обиженные и несчастные? Или сами напуганы чем-то?

Посмотри, как жаль их, страшкулин, живущих где-то в странном мире. Но ведь у тебя есть волшебная палочка, и можно подойти к каждой страшкулине, вежливо погладить ее, прикоснуться к ней волшебной палочкой и спросить, что ей нужно.

Может быть, кому-то из них не хватает ласки, кому-то тепла, кому-то еще чего-нибудь... Возьми волшебную палочку феи, вежливо и с любовью подойди к каждой страшкулине.

Сейчас ты сам стал главным волшебником и королем этого волшебного мира. Позаботься о них так, как только ты можешь позаботиться. Кто лучше тебя знает их нужды, страхи и ожидания?

И когда ты позаботишься обо всех страхах и страшкулинах, то они перестанут быть такими, какими были раньше. Посмотри, как они изменились. Довольны ли они этим? Прикосновение волшебной палочки делает их красивее, спокойнее, добрее.

Позаботься о них. Найди для каждой свое место в этом мире. То, где им было бы уютно и удобно.

А теперь, когда ты разместил всех в самых нужных для них местах и подружился с каждым страхом и каждой страшкулиной и они стали надежными страхами, и помощниками, и проводниками в самые разные миры, можно поблагодарить фею и отдать ей волшебную палочку. И если нужно, то можно будет прийти к ней еще и еще, и вновь воспользоваться волшебной силой творчества и изменения.

Поблагодари фею за это. Попрощайся с тем островом, на котором ты был. Посмотри, нравится ли он тебе сейчас. И возвращайся сюда, в “здесь и сейчас”. И если нужно, можешь вернуться сюда во сне или в сказке.

Затем ведущий помогает участникам справиться со своими фобиями в режиме индивидуального консультирования.

======= змея У7

Когда ограничивающие страхи остались позади, то можно, вспомнив свой сказочный персонаж, направиться к “волшебному зеркалу” и, перешагнув свою границу, выйти “через зеркало, через Тень в нечто противоположное”. Сменяются роли, появляются странные и неожиданные персонажи: “Мне” (с девизом “Все пофиг!”), Дед (девиз “Все имеют право на смерть”) и т.д. Собравшаяся компания создает общую сказку-историю, получившую название “Град обреченный”... На групповом рисунке этого периода преобладают черно-серые тона, изображения гробов и развалин. Это достаточно точно передает состояние группы в этой фазе развития.

Ведущий дает возможность прожить в этом состоянии сутки, устроив “перерыв” — день для индивидуальной доработки всплывших у участников личностных проблем.

По опыту предшествующих, менее напряженных групп сказочно-игровой терапии, я знала, что этот период очень тяжелый для участников. Но я уверена, что в неосознаваемой, Теневой зоне нашей души скрываются незнакомые богатства, ресурсы и возможности, которыми человек пренебрегает из желания сохранить верность прежнему мифу о себе. И действительно, через сутки то, что казалось кошмарным, превратилось в новый источник силы, в другие способы поведения и решения проблем.

Н.: Несколько ожившая группа собирается на основной рабочей площадке, и участники выбирают новые образы.

В.: Вы жили-были теми персонажами сказок, которых выбрали в начале путешествия по Сказочной Стране, были отражениями в темных зеркалах... Но это только части, только отражения. А теперь возьмем в одну руку тот образ, что был в самом начале, в другую — тот, что пришел из Тени... И пока руки будут сближаться, начнет возникать нечто новое, что больше, и сильнее, и старше их обоих...

Н.: После синтеза этих частей озадаченные участники замечают, что новые образы не всегда имеют названия; и то, что еще несколько дней назад казалось очень важным, теперь выглядит как детские игры.

У.: Я чувствую, что очень быстро изменяюсь; что все важное, то, на что я ориентировалась раньше, чего боялась и хотела, теперь куда-то исчезает, растворяется... Я оказываюсь в полном замешательстве, трудно даже говорить и писать.

У.: Меня очень беспокоили отношения с родителями, а теперь я чувствую, что стала как бы далека от них. Но не знаю, что делать дальше, чувствую усталость, замешательство...

В.: Ну что же... Источник силы есть всегда — он в окружающей нас вечной природе, в ее стихиях и природных ресурсах.

======== солнышко Ф21

Н.: Пережив взаимодействие с этими стихиями в активной визуализации, участники дополняют этот опыт, используя пространственные якоря, входя последовательно в состояние каждой стихии и собирая их в наиболее уместной для каждого последовательности. Ведущий следит за тем, чтобы каждая стихия проявлялась в своем позитивном для данной личности воплощении (например, Огонь может быть и огоньком свечи, и бушующим пламенем...) Затем участники группы вспоминают своих родителей и прародителей, ведут с ними мысленный диалог, принимая от них все те ресурсы и возможности, которые предки хотели бы дать им.

У1: Я вдруг поняла, что есть у моего отца и не было у меня. Он хотел передать мне свою любовь к жизни, умение получать от всего удовольствие. А я себе это раньше не разрешала. Может, боялась стать похожей на него? Сейчас я это сделала, приняла эту способность... Так странно: вдруг стала замечать, когда сижу неудобно, или что солнышко приятно греет...

У2: Я отправилась куда-то совсем далеко-далеко... Там увидела хоровод девушек, и они взяли меня к себе, в круг. Это совсем новое и приятное чувство — я как одно целое с группой. Трудно передать словами это ощущение, но я теперь знаю его.

В последний день работы группы возникла насущная задача осознать произошедшие изменения, восстановить целостность личности участников и получить доступ к будущему, новым устремлениям и планам. Ведущий решил использовать для этой работы уже знакомое сочетание активной визуализации и работы с пространством и движением.

======== солнышко, змея Ф9

Групповой рисунок по окончании семинара и высказывания участников группы отражают существенные личностные изменения, произошедшие за этот период. Изменился стиль рисунка, цветовая гамма, улучшились композиционные особенности изображения. Основной девиз семинара, возникший в последний день: “Лето — это маленькая жизнь”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...