Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 22 глава




С этой же группой проводился и другой тренинг с рабочим названием “Осенний марафон”.

В первый день тренинга мы производили тщательную “инвентаризацию” сценария, способа жизни, свойственного участникам. Этому помогала схема, предложенная французским философом С. Женжером.

“Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — кто ты будешь такой?” Помнишь?

Вот так проводят инвентаризацию. Проверяют: вот то, вот это. Надо что-то купить, а это выбросить на свалку.

Сейчас мы займемся такой инвентаризацией твоей жизни. И конечно, начнем с самых привычных материальных вещей. С того, что ты имеешь.

Сейчас мы идем в царство, где живут только материальные вещи, где ты только владелец. Владелец своей одежды, своей кровати. Посмотри, мысленно составь список всего, что имеешь, что сумел приобрести, заработать уже сейчас. Что из простых, реальных материальных вещей есть прямо сейчас в твоей жизни, принадлежит тебе.

А теперь попробуй назвать все это имущество каким-то одним словом: “Все, что я имею — это...”

Независимо от того, доволен ты или нет, это то, что ты имеешь уже прямо сейчас.

А теперь, зная об этом, мы можем двигаться дальше и узнать, кто же ты такой, владелец всех этих вещей? Попробуем мысленно составить такой же список тех ролей, персонажей, которыми ты являешься.

Я являюсь... сыном или дочкой, рабочим, студентом...

Составим список, кем ты являешься прямо сейчас. Что ты уже можешь и умеешь. В каких ролях и отношениях с другими людьми ты выступаешь. И попробуем тоже назвать это одним общим словом: “Я являюсь...”

Так. Теперь, зная, что же ты имеешь, каким ты являешься, мы обратим больше внимания на то, что ты чувствуешь.

Ощути, какие чувства и эмоции преобладают в твоей жизни. Печаль это или радость, может быть, гнев, а может быть, лень... А может быть, еще что-то? “Я чувствую...” Составь такой список и обобщи одним словом. “Когда я это имею, этим являюсь, то я чувствую...”

Интересно, что же вынуждает тебя это иметь, этим являться, это чувствовать? Наверное, это какие-то очень важные ценности, убеждения твоей жизни, то, в чем ты уверен. Обрати внимание на этот список: “Я уверен в том, что...” Что же это за вещи, в которых ты уверен? А теперь общее, самое главное убеждение: “Я уверен, я убежден...”

А еще есть разные способы думать. Кто-то думает картинками, кто-то словами. Кто-то думает постоянно, кто-то от случая к случаю. Кому-то важнее логика, а для кого-то интуиция. Собери: “Я думаю...” Как и о чем? И какой самый важный способ думания?

А теперь, когда есть то, о чем ты думаешь, то, в чем ты уверен, то, что ты чувствуешь и кем являешься, и что ты в результате всего этого имеешь в своей жизни, попытайся представить себе, что ты находишься внутри комнаты. Она необычной формы — пятиугольной. Ты находишься в самой серединке и видишь, что на каждой стене висит зеркало.

Подойди к одному из них. Это зеркало, в котором ты — владелец своих материальных вещей. Посмотри, как отражаешься ты в нем, человек имеющий. Какая на тебе одежда, что тебя окружает, как ты выглядишь.

А теперь пойдем к другой стене, где ты в своих социальных ролях, в своих отношениях с окружающими, кем ты являешься в том или ином облике. Кто ты там, человек в мире отношений и явлений? Какое место ты занимаешь? Посмотри, как отличается этот твой облик от того, что ты видел раньше.

Теперь к следующему зеркалу, где есть только чувства, эмоции, состояния. Каков ты там, человек чувствующий, эмоциональный, переживающий? Какая у тебя поза, как ты движешься, что выражает твое лицо? Присмотрись к этому отражению внимательнее.

Направься к тому своему отражению, которое убеждено. Мысли и ценности, верования и убеждения. Как ты выглядишь там? Та твоя сущность, которая поддерживает ценности, верования, убеждения. Старше этот человек, чем ты, или младше? Может быть, похож на твоих родителей или других людей? Как он одет, как он себя ведет, как относится к тебе?

На последней стене — зеркало отражений, где ты человек мыслящий и думающий. Каков участок твоего “Я”, ведающий логикой и сознанием? Как выглядишь ты там?

А теперь войди в центр круга и охвати взором всех, кто окружает тебя. То, что ты имеешь, кем ты являешься, что ты чувствуешь, в чем ты убежден, как ты думаешь. Для того чтобы все они отразились в твоих зеркалах, может быть, тебе захочется подойти к кому-то из них еще раз, что-то уточнить... Или задать вопрос...

Теперь, когда ты одинаково знаешь все части своего “Я”, которые тебя окружают, войди в центр, собери их внутри себя и ощути эту жизнь. То, чего ты уже достиг, что у тебя есть. Что ты уже умеешь.

И зная об этом, можно, если захочется, представить себе будущее. Может быть, будет удобно начинать точно так же: что ты хочешь иметь, приобрести в ближайшем, несколько отдаленном будущем? Какие роли ты хочешь исполнять в обществе? Чего ты хочешь достичь? Какие чувства хочется прежде всего испытывать? Может быть, они отличаются от тех, что есть сейчас, а может быть, и такие же.

Может быть, некоторые верования и убеждения, которые были очень нужны тебе раньше, можно оставить в прошлом и представить себе, как бы ты жил, если бы был уверен в чем-то другом?

Может быть, те способы думать, которые были эффективными в разных ситуациях, можно несколько изменить? Представить, как было бы, если бы ты мог думать несколько иначе.

Проверь сейчас все эти возможности и собери новые отражения желаемого будущего. Как выглядишь ты, владелец иных вещей? Как чувствуешь себя в новой социальной роли? Какие эмоции преобладают? Какие убеждения у тебя в этом желаемом будущем? Каким способом ты умеешь думать?

И вновь войди в центр и ощути себя целиком, чтобы вобрать в себя все эти части желаемого будущего. Доволен ли ты этим будущим?

Если да, то вежливо поблагодари свои отражения. Когда выйдешь, вернешься в “здесь и сейчас”, то можешь их нарисовать — те, что уже есть, и те, которых ты хочешь достичь.

Н.: В результате у каждого участника имелся набор из пяти списков, соответствующих каждому состоянию, и пяти изображений — рисунков своего “Я”.

У.: 1) Я имею: компьютер, сестру, друзей, нужные и ненужные вещи.

2) Я чувствую вкусы, запахи, боль, вину, ответственность.

3) Я являюсь сыном, братом, учеником, человеком, личностью.

4) Я убежден, что я буду жить лучше, чем сейчас; что я буду порядочным, честным, добрым; что я не буду пить, курить и принимать наркотики.

5) Я думаю, что не все в мире еще открыто; думаю о том, что мне мешает жить.

Н.: Затем участники раскладывают эти списки и рисунки на полу, используя их как пространственные якоря.

Последовательно входя в каждую позицию, ощущают себя Владельцем, Сыном и т.д., оценивая удобство и уместность или дискомфорт от пребывания в этом состоянии. В данной группе (в связи с указанными выше экзистенциальными кризисами) преобладало существенное чувство страха и дискомфорта. Получив достаточную информацию в каждом из пяти состояний, участники выходят в позицию “6” и оказываются окруженными своей жизнью... Дискомфорт от этого значительно усилился и стал более определенным.

В.: Как бы вы могли назвать то состояние, в котором сейчас пребываете?

У1: Сижу я в луже.

У2: Хуже не бывает!

У3: Фу! Липко, мерзко, хочется вырваться.

У4: Можно, конечно, и еще пострадать, но надоело!

В.: Постарайтесь определить, где именно в теле сосредоточились дискомфортные ощущения, какого они цвета, формы, размера...

Н.: Затем все участники получают набор цветного пластилина и лепят это ощущение, не покидая центра “звездочки”. Оставив получившиеся создания там, группа приступает к созданию списка страхов, создающих невозможность выбраться из дискомфортных условий жизни.

У.: Мои страхи:

l Перед некоторыми деталями жизни.

l Перед проблемами.

l Перед Богом и религией.

l Перед Смертью.

l Перед Будущим.

l Перед некоторыми людьми.

Н.: Собрав список своих страхов, группа переходит к активной визуализации, установлению контакта со своим бессознательным.

Сейчас можешь внимательно слушать, что я тебе говорю, и рисовать для себя самые разные картинки. Может быть, в ответ на это в твоем теле появятся странные, необычные ощущения. Тогда можно будет просто обратить внимание на их цвет, форму, размер. И тоже вынести их на экран, в картинку, посмотрев, что они будут делать там.

А сейчас мы направимся вглубь того пространства, которое всегда с
тобой.

Посмотри, правая и левая сторона чем-то отличаются. Отличается верх и низ. И если сейчас, кроме ряда предметов, которые тебя окружают, ты сможешь видеть и это внутреннее пространство, то они постепенно скроются за туманом.

Когда туман рассеется, то там возникнут совсем необычные ландшафты. Может быть, там есть горы, и вода, и лес или еще что-нибудь.

Но вот в одной точке этого внутреннего пространства ты ощущаешь смутное беспокойство. И когда смотришь туда внимательнее, то туман там рассеивается и становится видно, что за ним есть дырка, воронка, водоворот, уходящий куда-то вглубь. И очень интересно, хочешь ли ты пройти это испытание сейчас или чуть позже.

А когда ты будешь достаточно готов для этого, то можешь приблизиться к краю воронки и с достаточным спокойствием и бесстрашием погрузиться в нее.

Позволь этому туннелю вывести тебя в лабиринт со множеством коридоров и развилок. И когда ты идешь по этому лабиринту, то замечаешь, что твоя одежда стала немного иной. И что ты оказался в сказочном пространстве и идешь дальше, дальше... И когда ты двигаешься в этом пространстве, то можешь узнать, что этот лабиринт населен самыми разными страхами.

Может быть, там есть то, чего ты боишься сейчас. И можно подойти к этому страху и внимательно посмотреть на него со стороны. Действительно ли это так страшно?

Знай, что когда ты встретишься с самым важным страхом, то лабиринт даст тебе свой подарок.

А сейчас можно идти дальше и дальше, вглубь этого лабиринта, проходя сквозь — или мимо — самых разных, мелких и покрупнее, страшных и пострашнее, событий твоей жизни. И может быть, там осуждающие взгляды других людей или любимые глаза отца или матери... И какие-то страхи, пришедшие из детства...

И с каждым пройденным страхом ты становишься сильнее, умнее... Но ты знаешь, что ни один из этих страхов не является главным.

И вот, дойдя до самого последнего поворота лабиринта, прямо перед выходом ты видишь, что его преграждает то, что является Главным страхом твоей жизни. Ты точно знаешь, что Это? Посмотри внимательно.

Сейчас у тебя есть возможность встретиться с ним лицом к лицу. Ты можешь собрать свои силы и повернуться к этому страху спиной. Когда ты сделаешь это, то увидишь, что прямо напротив тебя есть светящийся хрустальный шар.

Напиши на нем свое имя, каким бы оно ни было. Посмотри, как в ответ шар отзывается и в нем возникает Нечто, дарованное тебе. Возьми это, чем бы оно ни было. И обернись к своему страху. Теперь ты точно знаешь, что должен сделать с ним, для того чтобы выйти.

Посмотри, что изменяется. Свободен ли выход?

А теперь ты точно знаешь, что преодолел свой самый главный страх. Ты выходишь из лабиринта и видишь, что вся карта, весь ландшафт, который ты видел раньше, полностью изменились. Может быть, там добавилось света, а может, что-то переместилось. А может, ты оказался совсем не в том месте, в котором входил.

Поблагодари за это пространство и возвращайся сюда, в “здесь и сейчас”, из моего мира теней.

Затем группа вновь возвращается к своим фигуркам-страшилкам и превращает их в союзников (в данной группе были представлены животные, очень похожие на своих хозяев).

В.: А теперь можно поменяться местами с этим животным, стать им... Как оно двигается, танцует?.. Позвольте своему телу совершать любые движения.

Н.: Звучит музыка (шаманские ритмы), и участники группы танцуют танец своего тотема, своей бессознательной сущности, расставаясь с прошлым, с былыми страхами.

На следующий день мы уделяем еще больше внимания телесным реакциям, привычным зажимам, отрабатывая их через “Походку силы”, части телесно-танцевальной терапии.

В.: Попробуем представить несколько масок-образов, с помощью которых мы обычно общаемся. Нарисуйте их..

У1: “Все до фени”.

“Не трогай, будет хуже”.

“Мне сейчас не до тебя”.

“Нормально”.

У2: “Хочешь, помогу?”

“Почему я такой несчастный?”

“Дети мои...”

В.: А теперь, сохраняя только одну маску-послание, пробуем пообщаться только движениями, не используя речь, только в пантомиме (2 минуты). Смена масок... и т.д., пока все маски-роли не вступят во взаимодействие друг с другом и не исчерпаются.

Сняли маски, двигаемся и общаемся как хочется!

Н.: Реакции участников после этого этапа на вопрос, что получили от тренинга:

l Раскрепощение

l Уверенность

l Свобода

l Озадаченность

l Спокойствие

l У-у-а-а-ой-ой!

Обретя тело, группа начинает осваивать речь: отдельно существительные, отдельно прилагательные, отдельно глаголы...

У1 (рассказ о...): Приходит, сидит, читает, смотрит. Варю, угощаю, наливаю, насыпаю, смотрю. Сидит! Улыбаюсь, прикасаюсь, злюсь, надуваюсь, ухожу. Сидит! Прихожу, кричу, говорю, плачу, зову, бросаю. Сидит!

У2: Сидит? Ложитесь!

У1: Раздеваюсь, ложусь, читаю, злюсь. Сидит!

У2: Злишься? Ждешь? Зовешь?

У1: Злюсь, читаю, читаю... Сплю. Просыпаюсь...

У2: Сидит?

У1: Лежит! Спит!

Н.: Иногда такого нарушения привычного стереотипа речи бывает достаточно для изменения стереотипов мышления, появления нового отношения к проблеме:

У.: Прихожу. Сижу. Сижу... Беспокоится. Спрашивает. Прикасается.

В.: Следующая задача — поиск наиболее важных, общих слов... Начинаем игру таким образом. Один участник берет любое слово, партнер помогает ему своими сигналами: б — обобщить, а — на том же уровне, в — конкретизировать.

У.: Лес в Деревья в Береза в Белая с раздвоенным стволом б Роща а Дубрава а Бор б Лес б Часть ландшафта б Природа б Естественность б Хм, не могу... Это самое главное.

Н.: Таким образом, участники разыскивают самые главные, близкие к уровню духовности слова: естественность, свобода, счастье, творчество... И направляются в путешествие в “Комнату совершенства”:

======== солнышко Ф11

На следующий день группа продолжает поиск ресурсов на уровне духовности, используя упражнение “Творец-творение”.

В.: Каждый из нас был создан по образу и подобию Божьему. И это божество заботится о нас, помогает выжить в трудные минуты, закаляться в испытаниях и испытывать радость в каждое мгновение жизни. Божественная сущность не равна религии или церкви, это то его присутствие, которое ощущает каждый из нас... И я хотела бы, чтобы мы смогли ощутить силу Его творчества...

Сейчас мы сможем представить себе линию, на одном конце которой — Творец, создающий человека по образу и подобию своему, отдающий ему свою силу, верящий в совершенство своего творения. На другом конце — человек, воплощение совершенной формы, любящий Творца и любимый им... А между ними льется поток творчества и любви...

Используем для этого работу с пространством и ощущения всего тела:

У.: Я обрела странное божество: это женщина, очень белокожая, сидящая в своеобразной позе. У нее в руке цветок. (Позднее мы узнали, что она увидела незнакомое ей раньше изображение божества Буддистского пантеона — Белой Тары). Но я точно знаю, что она любит меня, заботится обо мне.

Н.: В результате все участники группы смогли обрести связь с этим ресурсом. Некоторые были удивлены сущностью своих божеств, но общее ощущение, сформированное в отзывах после этого этапа:

— Ура! Я проснулся!

На небесах хорошо, а дома лучше... И участники принимаются за прописывание и изображение новой звездочки, описание того состояния, которое они обрели.

У.: Я имею волю, силу, ум.

Я чувствую свободу, легкость на душе.

Я являюсь человеком разумным, здравомыслящим, стремящимся к раз­витию.

Я убежден, что все, что я делаю теперь, будет к лучшему.

Я думаю, что окружающий мир прекрасен!

В.: Теперь, войдя в центр этой новой “звездочки”, можно представить себе совершенно реальное событие — достижение ближайшего или более отдаленного будущего. И в парах обсудить последовательность шагов для достижения этого результата, пока она не станет совершенно ясной и не появится несколько вариантов достижения желанной цели.

Г7. Перерешения

=========== змея К12

После сбора информации о целях участников группы тренер рассказывает о задачах семинара и отчетливо маркирует два разных рабочих пространства: “пространство игры” и “пространство обсуждения”. В “пространстве игры” постелены маты, лежат игрушки, кубики, пластилин, воздушные шарики и т.д.; в “пространстве обсуждения” — столы, стулья (“взрослая” обстановка). Изначально оговаривается правило, что в “пространстве игры” происходит только выполнение упражнений, что там можно играть, смеяться, плакать и злиться... Обсуждение же полученного опыта, его взрослое осмысление производится на другой территории. Это правило способствует поддержанию возрастной регрессии и дает возможность как участникам, так и тренеру перейти во “взрослое” состояние, дистанцироваться от детских переживаний, если возникает необходимость.

Первые упражнения — разминка, они направлены на усиление внимания к внешней среде и к своему телу:

l Три минуты только смотрим в одном направлении, обнаруживая новые детали окружения;

l Три минуты только слушаем мир, закрыв глаза и замечая ранее не осознаваемые звуки;

l Три минуты фиксируем внимание на ощущениях в своем теле.

После этого группа переходит к спонтанной игровой деятельности с использованием игрушек и других предметов, находящихся в помещении. Когда тренер замечает, что достигнут некоторый уровень возрастной регрессии, уточняем это: “Сколько тебе лет?” — “Пять”, “Четыре”, “Шесть”...

Тренер помогает группе погрузиться еще глубже в детство, используя истории, наведение транса. В истории рассказывается о том, как сущность — душа нашла для себя родителей и выбрала именно их из миллиардов людей, населяющих Землю, и как младенец был рыбкой... и зверьком... и становился человечком... И почувствовал, что он уже достаточно сильный, чтобы покинуть свое убежище и родиться. И описан сам процесс рождения — когда мама и ребенок помогают друг другу, чтобы это чудо свершилось... И совсем новые ощущения — яркого света, и температуры воздуха, и возможности дышать. Ощущение маминой любви — не за что-то, а по факту рождения, существования в природе.

Когда участники группы прожили этот опыт в направленном фантазировании, можно перейти к следующему, телесному упражнению “Родовой канал”. Участники группы создают туннель — “Родовой канал”, и тот, кто хочет по нему проползти, выбирает себе “маму” или “папу”, чтобы этот человек мог встретить его — “новорожденного” на противоположном конце и показать свою любовь так, как это нужно “новорожденному”. “Новорожденный” руководит и действиями других участников упражнения, предварительно объясняя им, нужна ли ему свобода передвижения, или помощь, или препятствие... Все участники группы проходят процесс “рождения”, получая нужные им ощущения преодоления, победы, безусловной любви. При работе с группами нам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда “новорожденный” заявлял: “Я и в фантазии делал все полностью самостоятельно, и сейчас мне не нужен “родитель”, мне важно самому родиться”.

Для других участников важным терапевтическим моментом было наличие “встречающего” родителя, с которым “по жизни” отношения складывались недостаточно успешно. Это позволяло осознать, что “папа действительно любил меня, но выражал это чувство так, что я не всегда понимала”. Затем участники группы попарно берутся за руки и образуют “колыбель”, в которой качают “младенца”. “Младенец” внимательно прислушивается к своим ощущениям и помогает группе найти оптимальный темп, ритм, амплитуду качания. В общении с группой участники приобретают или вспоминают то базовое доверие к миру, которое они могли получать на первом году жизни. Приобретя этот запас энергии, мы переходим к полевому поведению, задаче взять понравившийся предмет, игре “Дай — на”, наблюдая за чувствами, которые возникают, когда даешь предмет и когда тебе дают по первой же просьбе, используя разные интонации, разные стратегии давания — принятия.

Иногда возникают проблемы: “Я не могу просить...”, “Мне жалко давать...”, и участники группы могут помочь, создав наиболее комфортную обстановку, чтобы появилось желание попросить или дать. Участники получают доступ к первичному, наиболее сильному “Хочу!” и учатся показывать это чувство окружающим.

Во время обсуждения участники познают, какие решения были приняты в этом возрасте, что они выбрали — базовое доверие или недоверие.

Следующий блок упражнений посвящен возрасту 2-3 лет. В ходе упражнений участники учатся-вспоминают реакции протеста: “Нет” (партнер помогает, пытаясь разными способами заставить сделать то, что не хочется: “съесть манную кашу”, “надеть теплый шарф” и т.д.). Узнаем, когда легче согласиться, а на какие интонации, формы просьбы “нет” вылетает автоматически.

Во время сказки-истории возвращаемся в период, когда “деревья были большими”, а Луна шла за мной, а дождик начинался из-за того, что я разлил воду... Участники вспоминают и рассказывают любимые сказки этого периода, при необходимости разыгрывая их в виде психодрамы. По ходу действия тренер обращает внимание на чувства, ожидания героев, предлагает сформулировать их герб и девиз. При обсуждении участники группы анализируют, в какой степени тогдашние сказки послужили основой самоидентификации, последующих жизненных сценариев и любимых “игр”, Так, например, участница вспоминает, что в детстве для нее любимой сказкой была “Машенька и медведь”, она очень переживала за Машеньку, но и медведя было жалко... Родители до сих пор вспоминают, сколько раз им приходилось по просьбе дочери читать эту сказку. Во время психодраматического разыгрывания сказки участница внезапно замечает: “Ой, это точная копия моих отношений с мужем”. Следует подробный рассказ о ее сложных отношениях с мужем, который намного старше, системе обмана и хитростей, призванных “дать больше свободы, не обижая при этом мужа...”

Эта же участница высказывает желание испытать в психодраме состояние другой сказки — “Аленький цветочек”, группа соглашается ей помочь. После психодраматического представления партнер, игравший роль “медведя” и “чудовища”, делится своими впечатлениями: “В первый раз я чувствовал, что ей только жалко меня, мне не хотелось общаться, играть роль. Во второй раз отношение изменилось, и мне захотелось превратиться в “принца”. Сама участница тоже смогла пережить разницу своего состояния и отношения с окружающими в этих сказках. Вместо стремления “не обижать” возникает потребность “любить таким, какой он сейчас, видеть в нем принца...”

В три года появляется слово “Я”, отчетливое “Я хочу этого!” Следующее упражнение выполняется в парах; необходимо перечислить партнеру все, чего хочешь: “Я хочу мороженого!”, “Я хочу поиграть с мячом!”; продолжать эти высказывания независимо от “да”- или “нет”-реакций партнера. Во время обсуждения каждый участник думает, какое решение было принято тогда: сохранять ли его сейчас или попробовать иначе?

Мы входим в возраст с трех до шести — возраст страхов, общения со сверстниками, ролевых игр... Многие наши ограничения и страхи пришли из этого периода. Участники вспоминают свои страхи, ощущения в теле, которые при этом возникают. Быстро определяется, что некоторые страхи “удерживают”, когда мы идем к цели, а некоторые “заслоняют” цель, не позволяя отчетливо представлять себе желаемое будущее. Участники находят для себя партнера, который максимально может помочь, выступив в роли страха. Участник взаимодействует со своим “страхом”, вырываясь от него или обходя... При этом удается обнаружить и противоречивые чувства: “Когда “страх” взял меня сзади за плечи, я почувствовал, что не очень-то и хочу вырываться, сидеть тут спокойно, уютно...”; и чувства, пришедшие из детства: “Когда она встала передо мной в той позе, как я вижу “заслоняющий” страх, я вдруг увидела свою маму. Она всегда стояла в такой позе, когда говорила, что я глупая и у меня все равно ничего не получится...”

Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог, при необходимости — поменяться ролями и узнать, что хорошего и полезного этот страх хочет тебе сообщить. Тренер рассказывает сказку-историю, предназначенную для активной визуализации:

======== солнышко Ф6

По возвращении участники еще раз переживают эти события, лепя из пластилина Хозяина Страхов и Хозяина Желаний. Если за время работы вспомнились конкретные обстоятельства, при которых возник страх, то можно вернуться к этим событиям, используя психодраму или реимпринтинг.

На следующем этапе участники получают возможность в течение часа организовать спонтанную игру с использованием имеющихся предметов. В это время тренер наблюдает за тем, чтобы высказывания и поведение соответствовали возрасту не старше семи лет.

При обсуждении участники анализируют полученный опыт, вспоминают, какие убеждения были приобретены в этом возрасте, какое принято ре­шение.

Дальше группа входит в младший школьный возраст и занимается поиском решения о своей успешности или неуспешности, возможности поставить себя на место другого и выполнять чужие просьбы и требования. В упражнении “Мы с тобой похожи” участники бросают друг другу мяч, называя признак, объединяющий этих двух участников (Таня-Оля: “Мы с тобой похожи, у нас белые свитера”, Оля-Света: “Мы с тобой похожи, мы сидим в одинаковой позе”). Разбившись на пары, переходим к следующему упражнению: один участник называет какую-либо деятельность, которой он любит заниматься, второй представляет, понравилось бы ему или нет, если бы он делал это, и дает свой ответ. В школе ведущей становится учебная деятельность, освоение новых навыков. Пережить еще раз этот опыт помогают упражнения “Робот” и “Дрессировка” с положительным и отрицательным подкреплением.

Участники изучают, в какой степени их жизнь организуется через “мотивацию К...” — “Я хочу достичь...” или “мотивацию... ОТ” — “Я хочу избежать...”

В подростковом возрасте важнее всего становится общение с группой сверстников, лидерство, умение входить в группу и находиться в ней. Участники разбиваются на три микрогруппы, и три “человека со стороны” должны войти в группу, стать там своими, определить, “кто есть кто” в ней. Все могут попробовать свои силы в любой роли социодрамы: лидера, эксперта (влияющего на группу через информацию, которую он предоставляет”), рядового члена группы, выпадающего члена группы (которого не принимают во внимание другие участники), противника (открыто выступающего против лидера). Во время обсуждения вспоминаем, какие роли чаще занимали в подростковых группах, как ведем себя сейчас в среде сотрудников, других взрослых объединениях. Какие решения были приняты в этом возрасте?

Границей, отделяющей детство и подростковый возраст от взрослости, является умение принимать собственные решения и нести полную ответственность за полученные результаты. Если для ребенка его жизнь в основном определяется взрослыми (признает он это или нет), жизнь подростка регламентирована взрослыми и нормами той среды сверстников, в которой он находится, то жизнь взрослого определяется именно им самим. Важным моментом является признание собственного права на разнообразные поступки и получение подтверждения от окружающих, обратная связь общества — признают ли они данного человека, когда он поступает желательным для него образом.

Участники группы определяют те виды деятельности, которые находятся для них в зоне “Хочу, но не делаю...” Например:

Участница А: Хочу жить отдельно от родителей, но не могу переехать...

Тренер: Что мешает?

А.: Мешает чувство неуверенности...

Т.: Чьей неуверенности?

А.: Моей, конечно!

Т.: Тогда попробуй сказать так: “Я не уверена, что могу переехать”.

А.: Я не уверена, что могу переехать. Появилось чувство тяжести в ногах, слабость...

Т.: Что хочет эта тяжесть и слабость?

А.: Чтобы я была маленькой, слабой.

Т.: Это можно сказать так: “Я хочу быть маленькой”?

А.: Я хочу быть маленькой! Да, чувство исчезло, наверное, действительно иногда хочу...

Т.: Если ты будешь жить отдельно, то сразу перестанешь быть маленькой?

А.: Ну... Нет, конечно! Для родителей я все равно смогу быть маленькой, но смогу быть и взрослой тоже, если захочу.

Т.: Как прозвучит “Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой”?

А.: Я признаю свое право жить отдельно и быть взрослой! Да, я хорошо себя чувствую.

Т.: Группа, вы признаете это ее право?

Все участники группы сообщают А., что признают ее право жить отдельно и быть взрослой.

Этот своеобразный вариант обряда инициации помогает участникам группы осознать разницу между состоянием ребенка и взрослого, очертить границу своей ответственности за жизнь и совершаемые поступки. После чего группа переходит к формированию желаемых целей и простройке достижений, опираясь уже на свои силы.

Завершающим блоком этого тренинга являются упражнения, направленные на формирование желаемого будущего, образа достижений. Используя пространственные якоря, участники создают свои “линии жизни” от прошлого к будущему. Они имеют возможность еще раз пройти в прошлое, собрать там ресурсы, необходимые для достижения желаемой цели, и направиться в будущее, ощутив радость победы!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...