Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 20 глава




У: Я была “девушкой у колодца”. Когда я слушала сказку, то подумала, что она точно глупее их всех. А когда играла — вдруг поняла, что она самая умная, действительно думает и просчитывает все последствия. Это то качество, которого мне не хватает. Интересно было ощутить его здесь.

Н.: После небольшого перерыва группа “входит” в суфийский танец — вращение, когда сквозь тело как бы проходит ось — от Земли к небу — и стирается весь мир вокруг, превращается в пеструю ленту, и есть только Аллах и воля его в человеке...

И с этим знанием и ощущением группа садится и направляется внутрь себя по трансовой дорожке — дороге суфиев.

======= солнышко Ф21

Н.: Возвратившись, каждый участник раскладывает по пространству эту линию и проходит по ней сквозь завесы, ощущая всем телом различия участков пути, осознавая, что для него уже в прошлом, а что еще впереди...

У.: Когда я слушала, то очень ярко представляла себе многие моменты и переживания своей жизни, актуальные для меня и сейчас. А когда пошла по этой одинокой дороге, то вдруг ощутила, что эти переживания действительно остаются в прошлом, отделяются как стеной, и можно идти вперед, не думая о прошлом. Это очень необычно для меня.

У.: Для меня картина жизни — это постоянные приобретения чего-то: знаний, друзей, опыта, денег... И отказаться от приобретенного, оставить это — очень страшно. Я ощутил этот страх, еще когда представлял дорогу, и практически не мог идти по ней. Что делать?

В.: Хочешь ли ты сохранить свою картину мира, просто зная, что есть и другие, или тебе хотелось бы поработать с этим страхом, чтобы ты мог войти в эту суфийскую карту?

У.: Пожалуй, сейчас этот страх полезен. Хочу поосознавать его до конца дня, потом, может быть, отработаю.

В.: Понятно.

“С барабаном на плече Кабир

Обошел весь подлунный мир.

И увидел Кабир: ничего

Нет ни у кого ни для кого”.

Жизнь дервиша проходила на базаре, и для него важно было умение как брать, так и отдавать. И мы можем потренировать это умение на уличной практике. Задача — собрать денег на пачку печенья, купить его и раздать прохожим.

У.: А можно просто купить?

В.: Нет. Время упражнения — 1 час. Упражнение считается выполненным только после того, как отдано последнее печенье. Лучше выполнять его в одиночку. Вперед!

Через час озадаченная группа возвращается в зал.

У1: Я почувствовал, что не могу просить, совсем. Дыхание прекращается. Купил на свои деньги и раздал без проблем. Люди удивлялись, но охотно брали, благодарили...

В.: Возникает ли такая же реакция по жизни — когда надо у начальника попросить повышения зарплаты, одолжить у друга машину и т.д.?

У1: Да, точно такая же, обычно я вообще избегаю этих ситуаций. Долго считал такое поведение единственно правильным.

В.: Хочешь сохранить это убеждение?

У1: Наверное, нет, вижу, как оно мешает во многих случаях в жизни.

В.: К кому из участников группы тебе было бы труднее всего обратиться с просьбой?

У1: Наверное, к Софи.

В.: Попроси ее о чем-то.

У1 (не глядя на Софи): Я хотел бы в следующий раз пойти на уличную практику в паре...

В.: Софи, какова твоя реакция?

Софи: Я вообще не очень поняла, что это просьба и она обращена ко мне. Я могла бы пойти на следующую практику вместе с У1, но сейчас чувствую замешательство.

У1 (прямо смотрит на Софи): Идем вместе?

Софи: Да, конечно.

В.: У., какие были ощущения в теле при прямо высказанной просьбе? Может быть, какие-то слова или воспоминания?

У1: Да, мамин голос: “Не приставай к людям, это неприлично!”, ее хмурое выражение лица.

В.: Это одна из норм той культуры, к которой принадлежит твоя мама... А как бы она сформулировала норму, если бы родилась и выросла в суфийской культуре?

У1 (улыбаясь): “Можно просить и давать”? Да, примерно так, в картинке изменяется выражение лица... Это мне нравится больше. Я хочу понаблюдать за изменениями поведения пару дней, потом расскажу о результате.

У2.: Я стала гадать по руке, чтобы собрать деньги, и мне это сразу удалось, раздать тоже не было особых проблем.

У3.: Я направилась в метро и стала как можно точнее изображать: “Я бе-еженка из Молда-а-а-авии...” — и вдруг почувствовала: это то, что я часто делаю, когда прошу что-то. Голос становится жалобным и противным, окружающие начинают меня жалеть... А вот отдать оказалось еще труднее, я гонялась за людьми с печеньем, а они смотрели на меня как на ненормальную.

В.: У нас есть еще печенье. Покажи, как ты это делала?

У3 раздает печенье участникам группы, выражение лица растерянное и агрес­сивное. Видно, что это не потребность угостить, а выполнение сверхтрудного задания.

В.: Можно спросить группу о том, что они видели?

У3: Конечно можно, даже нужно!

У1: Я чувствовал, что тебе не очень хочется угощать нас.

У2: Ты была чем-то испугана?

У4: Я подумала, что чем-то случайно обидела тебя и ты не хочешь давать мне печенье. Это так?

У3: Да, это страх, что я никому не нужна, что они все равно ничего у меня не возьмут. Это чувство появляется всегда, когда я что-то предлагаю, и похожее — когда прошу.

В.: Оно уместно в твоей жизни или ты хотела бы чувствовать что-то другое в подобных ситуациях?

У3: Оно было всегда! Я из-за этого стараюсь и работу себе искать на небольшой срок, чтобы не приходилось вступать в длительные отношения с людьми. А если кто-то пытается поухаживать за мной, то это совсем страшно, и я прерываю отношения.

В.: Устроит ли тебя, если мы отработаем этот “хвост” после семинара?

У3: Да, я не хотела бы работать с этой проблемой в присутствии группы.

Н.: Выслушав все впечатления после упражнения, группа завершает этот день работы, слушая прелестную историю Идрис Шаха.

Некий царь, имевший обширные владения и скопивший огромное богатство, решил, что он должен стать дервишем. Он сказал: “Люди повсе­местно чтут этих суфиев, и не пристало, чтобы я, царь, не приобщился к их достоинствам”.

Он призвал почтенного дервиша-мудреца и сказал, что желает ступить на Путь Мудрости.

Дервиш сказал:

Со всем почтением и всяческим сожалением, Ваше Величество, Вам никогда не пройти испытания.

Царь ответил:

— Все же испытай меня, ибо возможно, что я и пройду; в конце концов, до сих пор я достигал успеха во всех своих предприятиях.

Дервиш возразил:

— Ваше Величество, было бы недостойно затевать экзамен, который, я знаю, Вы не сдадите, потому что это лишь напрасная трата усилий и бессмыслица. Однако, если Вы согласитесь, чтобы испытание происходило на открытом дурбаре, я мог бы испытать Вас. Ведь сам Ваш провал мог бы показать другим, какие трудности подстерегают на Пути Дервишей.

И царь согласился, и двор был созван.

— Пусть испытание начнется, — сказал царь.

— очень хорошо, — ответил дервиш. — Я хочу, чтобы Вы отвечали: “Да, я верю тебе!” на каждое утверждение, которое я произнесу.

— Кажется, это совсем нетрудно, — сказал царь. — Говори!

И тогда дервиш сказал:

— Тысячу лет назад я вознесся на небеса.

— Да, я верю тебе, — сказал царь.

— И пока проходили поколения, я не старел, как другие люди.

— Да, я верю тебе, — сказал царь.

— Я странствовал в местах, где дождь падал вверх и солнце было холодным, и люди были меньше насекомых, — сказал дервиш.

— Да, я верю тебе, — сказал царь.

— И мне удалось, — сказал дервиш, — учить людей, которые не желали, чтобы их учили, и я не мог учить тех, кто хотел, чтобы их учили, и когда я лгал, люди думали, что я говорю правду, а когда я говорил только правду, они думали, что я лгал.

— Да, я верю тебе, — сказал царь.

— В одном из своих странствий я столкнулся с твоими родителями, и они были лжецами, обманщиками, и несли ужасное наказание за свои преступления, — сказал дервиш.

— Это ложь! — воскликнул царь. — Я не верю ни одному твоему слову.

Мы входим на территорию Японии, в жизнь на острове с постоянными землетрясениями, тайфунами и цунами, где в реках и озерах живут их владыки — драконы, а мать всей земли, великая богиня Аматерасу, воплощается в горах и долинах... Этот мир помогает воспринимать каждое мгновение жизни как подарок и радоваться всему, что прожило долго... Дома построены из бамбука и бумаги — тогда при землетрясении они не угрожают жизни и легко восстанавливаются. А чашки и чайники для чайной церемонии передаются из поколения в поколение...

И возникают специальные понятия — “очарование старины”, “любование преходящим”, когда с этой культурой сливается привнесенный из Китая буддизм, рождается путь дзен. Это способ постижения себя и мира как единого целого, и невозможно объяснить, в чем сущность дзен.

“У просветленного спросили:

— Что ты делал до дзен?

— Я рубил дрова и носил воду...

— А что ты делаешь, получив дзен?

— Я рублю дрова и ношу воду...

— В чем же различие?

— Раньше я делал это потому, что мой мастер заставлял меня, и я постигал дзен. А теперь я ношу воду, когда хочу пить, и рублю дрова, потому что в доме холодно”.

Возникают и развиваются боевые искусства, и сейчас мы познакомимся с принципами одного из них — Айкидо (Пути Духовной Гармонии), на котором нет двойственности и борьбы, нет никакого противника, а есть только действия собственного духа в гармонии со Вселенной.

Восемь сил поддерживают мироздание: “1” — движение и “2” — неподвижность, “3” — твердость и “4” — текучесть, “5” — расширение и “6” — сжатие, “7” — объединение и “8” — разделение.

А теперь попробуем представить себе любые олицетворения каждой из сил — растение, животное, графический символ... У каждого они свои... И представив на полу точки с максимальным выражением каждой силы, промаркировав их этими изображениями, отмечаем еще две точки — центр круга и позицию “со стороны”:

Постараемся посмотреть со стороны (“10”) на сущности этих сил, затем поочередно войти — стать каждой из них... Ощутив это, достичь равновесия между силами... И создав свой танец, способ соединения, собрать их в центре.

Лучше делать это упражнение, когда находишься в кругу, с закрытыми глазами, доверяясь только ощущениям своего тела.

Н.: После знакомства с разными принципами Айкидо группа проделывает еще ряд физических упражнений, тренируя и ощущая сдвиг “точки равно­весия” в зависимости от концентрации внимания при сидении в позе сэйдза. Участники приобретают опыт взаимосвязи между телом и сознанием, ощущение “целостности-устойчивости” и “противоречий-падения”.

В.: Можно получить удовольствие от мягкого движения, превращающего борьбу в танец, общение, переговоры... И войти в следующее упражнение: вот — чашки, на том конце коридора — вода... Задача: набрать воды и принести сюда. Время выполнения упражнения (в полном безмолвии) — 30 минут.

Н.: Разные участники подходят к задаче по-разному: некоторые набирают в чашку немного воды, несут ее в зал и с удивлением смотрят, что времени для созерцания и безмолвия — еще 25 минут... Другие используют время иначе: набрав полную чашку, осторожно несут ее, концентрируясь на каждом шаге, фиксируя все внимание на том, чтобы не пролить ни капли. И есть время побыть наедине с собой, и с водой в чаше, и со своим отражением в ней... И стирается граница между человеком, чашей, водой, как в дзенской истории о монахине. Носила она воду в старом бамбуковом ведре и пыталась постичь дзен... И вот однажды ночью несла она воду, и видела, как отражается луна в воде, и любовалась отражением... Вдруг дно старого ведра отвалилось, и вода пролилась на землю. И нет воды и нет луны, а есть Дзен.

В.: Ну что, ваши чаши полны? Как же ждете вы от меня, что я вас наполню еще чем-то?

У1: Мне жаль вылить, я сроднился с этой водой за полчаса...

У2: Я вижу чашки у всех и понимаю, что я такая же, как все, так же трясусь над своей жизнью.

У3 Молча подходит к чайнику и выливает в него принесенную воду, ста­-
вит рядом пачку с заваркой, за что и удостаивается вежливого поклона ведущего.

После перерыва и чаепития группа ведет диалог в стихах.

У1: Старинный пруд.

Прыгнула в воду лягушка,

всплеск в тишине.

У2: Тишина кругом.

Проникают в сердце скал

голоса цикад.

У3: Кто бы мог сказать,

что жить им так недолго!

Немолчный звон цикад.

У4: Видно, эта цикада

пеньем вся изошла? —

Одна скорлупка осталась.

У5: Некуда воду из чана

Выплеснуть мне теперь...

Всюду поют цикады!

У6: За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца...

У соседа воды возьму!

И в группе возникает странное состояние — печального созерцания — вникания во все происходящее вокруг, исчезает время и остаются только вечные стихи... Это очарование недолговечности, умение растянуть каждое мгновение жизни — подарок японской культуры.

А еще в этих тренингах участники проходят через самые разнообразные культуры и эмоциональные состояния, способы думать. Это расширяет возможности анализа ситуаций, создает богатство и разнообразие способов поведения и отношения к различным событиям.

Н.: А когда, пройдя по всем мирам и культурам, мы возвращаемся домой, на Украину, то смотрим на нее совсем другими глазами.

Звучит песня “Ой, кажуть люди-сусіди...”, и участники группы входят в этот ритм, танец, впуская в душу ощущение нежданного счастья...

Затем мы слушаем и играем — проживаем сказку про “Ивасика-Телесика”, великую историю о том, как любовь матери оживляет и полено, как важно победить силу ведьмы-Змеихи и вернуться домой. Это порождает разговор о мужской и женской культуре Украины, целостности восприятия мира.

У1: Когда я был Дедом (во время проживания сказки), то почувствовал что-то странно знакомое в поведении своей Бабы: принеси, сделай... Мне казалось, что когда моя жена говорит так, то она специально унижает меня, воспринимает как слугу какого-то! А во время проживания сказки я понял, что Бабе просто очень хочется ребеночка, хочется, чтобы у него все было: и лодочка, и весло, но она это не может сделать сама. Большая разница между “не может” и “не хочет”, “заставляет” и “просит о помощи”. Может, и моя жена так? Просит о помощи?

У2: Я смотрел со стороны, и мне показалось, что эта сказка об опасности для всех сторон контактов между миром людей и “нелюдью”. Баба и Дед — точно люди, Змеиха с семьей — “нелюдь”, а Ивасик? Ведь он полулесное, волшебное существо — полено, превратившееся в человека.

У3: Ну, а я (Змеиха) пытаюсь его использовать по прямому назначению — сунуть в печь!

У1: Зачем?

У3: Вообще-то я не хотела, чтобы он сгорел или зажарился, я хотела, чтобы он очистился огнем, стал как мы — “нелюдью”. Противно, что он получеловек.

У2: Да, и в других украинских сказках есть мотивы взаимодействия людей с живущими рядом существами: попытки поиграть в карты с чертом, жениться на повитруле...

У1: Интересно, что чаще это делают мужчины, чем женщины.

У2: Нет, просто для мужчин это опасно: они или проигрывают свою жизнь, или вредят “нелюдям”, а женщины — “врожденные ведьмы” — от природы стоят на границе между мирами, и им это ничем не угрожает.

У1: Им угрожает не столько “нелюдь”, сколько противоречивое отношение людей — к ней идут лечиться, снимать порчу и ее же обвиняют в колдовстве.

В.: Давайте попробуем войти в круг — колесо Украинского года, празд­ники, ритуалы, дошедшие с языческих времен способы общения с “нелюдью”...

Представим себе круг, коло, колесо, которое вечно вращается... Коляда: печь топится 12-ю поленьями, что сохли 12 дней, готовим 12 блюд. И хозяин угощает этими блюдами, с Морозом договаривается на равных:

“Иди, Мороз, кутью есть,

а не придешь, то не приходи и летом...”

Магической силой колядок и щедривок заклинают люди животных, чтобы размножались, растения... Во время танцев, отражающих “умирание” и “воскрешение”, призываем возродиться Солнце, дать урожай. Во время Святого Вечера рядом с живыми за столом сидят души умерших предков...

Приходит весна, звучат песни-веснянки, и женщины справляют свои магические обряды рождения-смерти, отпевают Мару-Масленицу-Морану, празднуют возрождение всего живого на Великдень. Летом просыпаются мавки и русалки, и девушки дарят им рубашки... А на Ивана-Купала ищут цветок папоротника, очищаются водой и огнем, чтобы осенью начался сезон свадеб... Осенью, когда улетает последний журавлиный клин, святой Дмитро запирает ключами землю до весны, когда святой Юрий ее отпирает, и вновь наступает зима и вращается вечное колесо, соединяющее миры людей, и природы, и мифических существ.

Представим себе на полу этот круг-колесо... А теперь тихонько войдем и ощутим плавный, единый ритм славянской культуры, то, что пришло от дедов-прадедов, было отвеку и будет вовеки...

Н.: Тихо звучат украинские песни: колядки, щедривки, веснянки, — помогая участникам группы ходить-собирать годичное колесо, цикличное время Украины.

У1: Я вдруг перестал спешить, бежать... Странное чувство, что времени достаточно, и земли, и солнца достаточно.

У2: Входишь туда — и времени нет, а есть вечная природа, и смерти нет... Умершие дедушка с бабушкой как бы встали рядом и ходили со мной. Это не страшно, а как-то правильно, что ли...

У3: Да, никуда не хочется бежать, земля, растения становятся родными, живыми, нет противостояния... Сначала это кажется пассивностью, расслаблением, а потом ощущаешь, как в тело вливается странная неторопливая сила.

У4: Я сейчас подумал, что у нас нет шаманов, как у других народов, а каждый человек в течение всего года, не прекращая своей нормальной жизни, стоит между мирами, совершает магические обряды, управляет Морозом, Урожаем, Огнем. Нет отдельного специального “духовного пути”, а просто без этого знания-чувства невозможно выжить.

Н.: Конечно, это только фрагменты семинаров-путешествий в иные культуры и рассказать тут обо всем невозможно. Но для участников групп и читателей книги существует возможность самому пройти разные миры и найти для себя способы восприятия мира, наиболее созвучные душе в данный момент. А теперь посмотрим, как заканчивается один из семинаров.

В. За эти дни мы были в разных странах, в разных веках... И теперь я хотела бы, чтобы каждый нашел себя, свое в каждой культуре. Если бы я был в Японии, то кем, что было бы там для меня важно? А в мире суфиев? В Иудее? Пройдем мысленно по тем дорогам, которые мы пережили, помня о том, что “Не человек идет по Пути, а Путь проходит сквозь человека”. И тогда будет отчетливо виден свой облик — лик в каждой из культур. Можно разместить их в круг и войти в каждый образ, ощутить его в теле, подвигаться, потанцевать или подраться, как это свойственно каждому образу. А затем собрать из всех этих отражений свое Я: я могу быть..., но не являюсь только... Позволим себе стать на минуту человеком Земли, получить доступ к любым знаниям и чувствам Человечества. А теперь, в центре круга, собрав свое “Я”, ощутим, как эта сила проходит сквозь тело, дает возможность ощутить тот мир, что над нами, и мир внизу... Поблагодарите Вселенную за то, что вам даровано, и возвращайтесь сюда, в зал, в тело...

Н.: Чтобы работа была более эффективной, желательно осуществлять “сборку” с закрытыми глазами, ориентируясь в основном на ощущения тела. Возможна сборка разных частей, воплощений-отражений “образа Я” не через центр, а со смещением, ближе к какой-то одной культуре. В этом случае возможен результат большей приверженности участника именно этим нормам и ценностям. Иногда это может стать темой отдельной индивидуальной работы, если клиенту хочется изменить эту приверженность.

Г4. Стратегии соблазнения

======== змея К8

Н.: Группа входит, рассаживается в помещении, спонтанно образуя отдельную подгруппу юношей и стайку девушек. Ведущий оговаривает единственное правило данного семинара — правило “Стоп!”

“Если кто-то из участников или ведущий делает или предлагает тебе сделать что-то неприятное или неприемлемое, “Стоп!” прекращает это действие. Остальные участники, если для них это приемлемо, могут продолжать начатое дело”.

В.: Я вижу, вы самостоятельно заняли позиции в разных углах комнаты, ну что же... Образуем два круга — мужской и женский. Вспомним, что во многих племенах, культурах был отдельно мужской дом и женский дом, образовывались даже два разных племенных языка... Возможно, что остатки этого сохранились в поведении и сейчас. И живя в разных домах, говоря на разных языках, мы говорим одно и то же: “Ты меня не понимаешь!”. Сколько раз это было сказано с обидой, злостью, слезами... Здесь и сейчас мы можем постепенно начать узнавать друг друга, сближаться, получать больше удовольствия от общения.

Но начать это делать можно, только высказав все, что накипело. У многих из нас еще со школьных времен накопилось немало претензий к противоположному полу. Они настолько глубоко и прочно сидят в нас, что мы их часто не осознаем, но они продолжают управлять нашим поведением. Управлять неэффективно, ведь мы уже выросли, а в глубине сидит обида на мальчишку, попавшего снежком в голову, или хихикающих девчонок в классе. Новые претензии образуются с годами и растут как снежный ком, создавая стену непонимания...

Задача — взять бумагу и в каждой команде совместными усилиями прописать, чем “Они” нас не устраивают, раздражают, обижают... Время выполнения — 10 минут.

А теперь сообщите об этом вслух другой команде. Начали!

В.: Что вас удивило в претензиях друг друга?

У(м): Они одинаковые! Я посчитал — 70% совпадений.

В.: Чего вы уж никак не ожидали?

У(ж): Я не думала, что они обвинят нас в скупости, меня обычно ругают за прямо противоположное. Приятная неожиданность.

В.: Что привело вас в бешенство?

У(ж): А чего они хотят от нас несовместимого: быть нежными, ласковыми и работать как лошади, еще и обзывают лентяйками!

В.: Что еще?

У(м): Я заметил, что наши высказывания касались девушек вообще, а они решили, что именно их... Извините...

В.: Посидели, поговорили... Можно и подвигаться. Встали! Под музыку пришли в хаотическое движение (1 мин). А теперь образовали пары рука к руке! Движение! Хвост к хвосту! Движение! Нос к носу! Движение! Лицом к лицу! Молодцы!

Теперь я вижу образовавшиеся пары, и даже разнополые. Проверим, как общаться легче — с барьерами или без них? Каждый взял в руки по книжке.

Н.: Использовались справочники по фармакологии, лежавшие в помещении, каждый весом около 1 кг.

В.: Встали лицом друг к другу, на расстоянии вытянутой руки. Расположили книгу между ладонями и приступили к танцу, удерживая ее и получая от этого удовольствие (5 минут). Ну как?

У. (хором): Тяжко!

В.: Ладно, можете убрать барьер и просто соприкоснуться ладонями... За­крыть глаза... Поздоровайтесь ладошками... Познакомьтесь... Приласкайте... Поссорьтесь... Помиритесь... Попрощайтесь... Как теперь?

У.: Новые впечатления.

У1: Он совсем не такой, как кажется с открытыми глазами!

У2: Очень приятно и неожиданно.

В.: Люди общаются на разном расстоянии, оно зависит от привычек, темы разговора, множества причин. Сейчас я попрошу вас сменить пары и вступить в свободную беседу — познакомиться, рассказать о том, как добирались сюда. Постарайтесь во время беседы как можно чаще менять взаимные положения: сидя, стоя, близко, на расстоянии 3 метра, продолжая говорить. Закончив исследование в одной паре, поменяйтесь партнерами и продолжайте, пока все не найдут оптимальную дистанцию со всеми (20 минут)

У1: Для меня лучше всего — сидя рядом, хуже всего — если партнер стоит за спиной и говорит, нависая сверху.

У2: Да, нависание — хуже всего, для меня нормальная дистанция — около метра.

У3: А для меня — 30—40 см! И когда я приближаюсь — она убегает.
Обидно!

В.: В конце завтрашнего дня проверим, изменились ли наши дистанции или остались прежними. Когда мы общаемся, то кроме дистанции важно умение уговорить собеседника, а иногда важно и не поддаться на чьи-то уговоры. Следующее упражнение совсем простое: диалог, в котором один партнер все время говорит только “Да”, а другой — только “Нет”. Потом меняются ролями. Обратите внимание на свои ощущения во время этого диалога.

Н.: В группе воцаряется громкий, с разными интонациями шум: “Да-да-да!” “Нет-нет-нет!”

У1: Мне было легко говорить “Да” и очень трудно “Нет”, несколько раз я срывалась, откликаясь “Да”. Эту реакцию особенно вызывает определенная интонация.

У2: Когда я говорю “Да” и слышу в ответ “Нет”, то чувствую сильную обиду, хотя и понимаю, что это только упражнение.

В.: Тебе хотелось бы сохранить это чувство или оно мешает?

У2: Нет, конечно, мешает, но я считаю, что лучше справиться с этим после группы.

У3: Странное чувство, когда слышу в ответ “Нет” — продолжать говорить “Да”. Обычно я прекращаю диалог и ухожу после первого “Нет”. Сейчас я не прекратил и с удивлением почувствовал удовольствие от такого разговора, а в конце мне удалось несколько раз “перетянуть” партнершу и услышать “Да”...

В.: Представим себе ситуацию пригородной электрички... Студенты разных вузов едут отдыхать... Девушки и юноши очень хотят познакомиться... Работают три пары — остальные наблюдают, учатся и ждут своей очереди.

Н.: Три девушки садятся рядом, трое юношей — напротив. Через 10 минут юноши познакомились с двумя девушками. Одна сохраняет отстраненно-обиженный вид, смотрит в сторону. Происходит смена пар, в новом составе — двое юношей успешно знакомятся и заводят разговор с тремя девушками.

Один юноша использует очень своеобразную систему знакомства:

У: Девушки, вы сидите на скамейке? А вы в этом уверены? Знаете, все в мире — только наши ощущения...

Н.: Когда все участники попробовали свои силы в первичном знакомстве, ведущий просит обсудить, что понравилось, что вызвало затруднения.

В.: Разбились на пары. Задача: один партнер держит руку сжатой в кулак до тех пор, пока не захочется ее разжать. Другой старается разжать кулак любыми способами. Помним о возможности правила “Стоп”.

Н.: Некоторые, чаще девушки, применяют силовые методы. Встречаются ласковые поглаживания с комплиментами, просьбы дать руку погадать... Примерно половина способов оказывается эффективной. При смене партнеров используются те же и новые стратегии поведения. Во время обсуждения...

У.: То, что она делала, было очень приятно, я хотел разжать кулак, но держал!

В.: Зачем?

У.: Ну, ведь была инструкция...

В.: К концу семинара вы все почувствуете, что есть вещи намного важнее инструкций... И второе: кто помнит точный текст?

У.: Держать, пока не захочется разжать... Я так и сделала!

В.: Учимся говорить дальше. Познакомиться и привлечь внимание нам уже удается. А теперь рассказываем историю — любую, о летнем отдыхе, строгом преподавателе и т.д. Партнер помогает жестами: палец направит на говорящего Я “Что ты чувствовал там?”, на себя а “Если бы я был на твоем месте?..”, направление сверху — со стороны в “А как это со стороны выглядело?” Стараемся изменять и углублять свой рассказ в зависимости от сигналов партнеров. Начали.

У.-У.: Однажды я ходил в турпоход по горному Крыму. в Представь, идет строй человек в 15 с рюкзаками по 25 кг в гору, в гору, в гору. Горы красивые, разноцветные — красные, оранжевые, а на склонах — террасы с виноградниками. а Если бы ты там была, то тебе захотелось бы попробовать виноград, он как раз поспел. Я Но у нас был очень строгий тренер (почти как тот, что сейчас ведет семинар), и он нам не разрешал, говорил, что виноград опрыскан чем-то ядовитым...

Н.: Постепенно рассказы становятся более уверенными и увлекательными. Девушка видит, что внимание ее слушателя рассеивается... Она смотрит на его кроссовки и заявляет: “Так вот, у парня, вместе с которым я отдыхала в Праге, были точно такие же кроссовки, и когда он пошел вечером гулять, то их с него сняли!”

В.: Следующее упражнение выполняют, сменив партнера. Сели напротив, удобно устроились, расслабились... Посмотрели на колени друг друга... На ступни... На правое плечо, на живот, на левое плечо, на правую руку, на волосы, на левую руку, на губы, на правый локоть, в глаза. Стараемся спокойно посмотреть в глаза партнеру до моего сигнала (1 мин). Если есть желание обменяться впечатлениями — можно это сделать.

Н.: Завершается этот день семинара игрой “Цивилизация”. Создаются две цивилизации — “Цивилизация амазонок” и “Цивилизация варваров”. Каждая имеет свой герб, девиз, систему правления, природные ресурсы. Переговоры осуществляются только через парламентеров. Желательно располагать “страны” в разных концах большого помещения или в разных комнатах при наличии двух ведущих или видеозаписи. Начинают осуществляться переговоры, уточнение информации, обмен послами, оказание гуманитарной помощи и предоставление кредитов... Задача ведущих — подкидывать проблемы: засуха, эпидемия, приземление НЛО... — и помогать развитию событий, если цивилизации организуют себе проблемы самостоятельно. Решение считается принятым, если его провозглашает глава государства (в иерархических сообществах) или тот, кто поднимает руку (если режим — анархия).

У. (поднимая руку): Все наши военнослужащие — наемные, получают зарплату, мы обучаем их за рубежом.

В.: Через пять лет в вашей стране хорошо организованная армия, стремящаяся к захвату власти. Ваши действия?

У.: Усиливаем агитационную работу, направляем в войска священнослужителей (цивилизация варваров).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...