Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с церебральным параличом с членами семьи 16 глава




 

Н. Е. Карпова, Т. А. Стрекалова

ОСОБЕННОСТИ САМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ*

Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологиче­ских особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И. С. Багдасарьян (2000), Е. И. Морозова (1998), В. В. Тка­чева (1999), О. Б. Нарова, Е. А. Савина (1999) и др. В. В. Ткачевой сделаны пер­вые шаги в изучении личности родителей детей с различными отклонениями и в создании комплексной помощи семьям. Но тема самооценки и самопринятия родителей детей с таким сложным и заметным дефектом, как церебральный па­ралич, в этих работах лишь упоминалась, но не была предметом пристального

внимания.

В работах же, выполненных в русле биографического подхода и посвященных изучению воздействия отдельных жизненных факторов на самооценку и само­принятие, такой значимый фактор, как болезнь ребенка, не изучался исследова­телями. Тем не менее для построения более эффективных программ психологи­ческой помощи матерям, которые подвергаются длительному психопатогенному воздействию, необходимы экспериментальные данные, подтверждающие необ­ходимость создания таких программ.

Изучение характеристик личности этих матерей и, в частности, их самопри­нятия поможет найти путь к более глубокому осмыслению психологических про­блем родителей аномального ребенка. Поэтому наше исследование посвящено изучению особенностей самопринятия матерей детей с ДЦП, а также поиску пу­тей, с помощью которых психолог сумел бы помочь им справиться с волнующи­ми их трудностями.

Гипотеза нашего исследования была такова: наличие ребенка с ДЦП в семье снижает уровень самопринятия их матерей.

В связи с выдвинутой гипотезой мы ставили следующие задачи: выявить уро­вень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП дошкольного и школь­ного возраста; выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих здоро­вых детей дошкольного и школьного возраста; сравнить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых де­тей дошкольного и школьного возраста.

' Материалы II Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современ­ной российской семьи». В 3 частях. Часть II/Подред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М.,2005. С. 111-119.

Для достижения поставленных задач мы использовали тест-опросник самоот­ношения В. В. Столина, проективную методику КИСС (косвенное измерение системы самооценок), созданную Е. О. Федотовой, и качественный анализ ин­тервью матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП, которые в комплексе позволи­ли определить уровень их самопринятия (на осознаваемом, вербальном и неосо­знаваемом, невербальном уровнях).

В качестве испытуемых выступали матери детей, посещающих Центр меди­цинской и социально-педагогической реабилитации «Радость» г. Нижнего Нов­города; матери, являющиеся членами Нижегородской общественной организа­ции «Преодоление», и матери детей, посещающих массовых детские сады и общеобразовательные школы г. Нижнего Новгорода. Общее число матерей детей-инвалидов составило 20 человек, матерей здоровых детей — 20 человек.

Сравнительный анализ самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей, по итогам теста-опросника само­отношения (табл. 1) выявил, что показатели интегрального чувства «за» или «про­тив» собственного «Я», самоуважения, аутосимпатии, самопринятия и самоин­тереса матерей, воспитывающих детей с ДЦП, значительно ниже, чем у мате­рей, воспитывающих здоровых детей (причем различия достоверны при/?< 0,01 кр < 0,05). Показатели самообвинения в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной, что еще раз доказывает то, что чаще всего матери больных детей чувствуют себя виноватыми в случившемся с их ребенком. Это чувство вины чаще всего переносится на различные жизненные ситуации и зас­тавляет их постоянно контролировать себя, проверять свои действия, что ведет к постоянному напряжению и в конце концов к истощению. Поэтому они мень­ше уважают себя, относятся к себе с меньшей симпатией и их интерес к себе снижен.

Презентируемые низкое самоуважение и аутосимпатию мы можем объяснить тем, что матери, воспитывающие детей-инвалидов, предъявляют такие требова­ния к себе и к своему ребенку, которые задаются обществом, но в силу особенно­стей детей результаты предпринимаемых действий в отношении себя и их ребен­ка чаще всего оказываются не такими заметными, какими они могли бы быть в со здоровым ребенком.

Эти данные подтверждают довольно распространенное мнение о том, что ро­дители детей-инвалидов низко оценивают себя.

Рассмотрим теперь те показатели, по которым у матерей, воспитывающих де­тей с ДЦП, и у матерей, воспитывающих здоровых детей, нет статистически зна­чимых различий.

И в экспериментальной, и в контрольной группах матери ждут положительно­го к себе отношения, они уверены в себе, самопоследовательны и у них одинако­вый уровень самопонимания. Мы можем предположить, что воспитание в семье ребенка с ДЦП не влияет на эти характеристики самоотношения матерей. Но раз­личные величины дисперсий по шкалам ожидания положительного отношения других и самоуверенности в двух группах позволяют нам судить о больших откло­нениях от среднего показателя в экспериментальной группе.

Обратимся теперь к данным, которые мы получили с помощью методики КИСС (табл. 2).


 

Сравнение показателей свидетельствует, что самопринятие матерей детей, боль­ных ДЦП не отличается от самопринятия матерей здоровых детей. В обеих группах показатели достигают уровня, описанного в литературе как «Достаточно "««гаи».

Мы считаем, что тест-опросник самоотношения и методика КИСС в совокуп ности позволили выявить не только вербальную, осознаваемую самооценку и са­мопринятие, но и неосознаваемую, подлинно переживаемую самооценку, то есть

с помощью выбранных нами диагностических инструментов представилось воз­можным рассмотреть две различные стороны самопринятия.

Данные, полученные с помощью теста-опросника самоотношения, подтвер­ждают наше предположение о том, что у матерей, воспитывающих детей с ДЦП, уровень самопринятия ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей. Опросник позволил нам выявить вербальное, осознаваемое самопринятие.

Данные, полученные с помощью методики КИСС, могут показаться отлич­ными от распространенного мнения о том, что родители детей-инвалидов низко оценивают себя, но методика выявила реально переживаемое самопринятие, и мы видим, что оно на достаточно высоком уровне, и матери детей с ДЦП нахо­дятся в гармоничных с собой отношениях.

Рассмотрим теперь данные, полученные в ходе интервью, для того чтобы по­пытаться найти объяснение этому факту.

Анализ интервью матерей, воспитывающих детей с ДЦП, был проведен с це­лью определить их вербальную, осознаваемую оценку себя, своих взаимоотноше­ний с ребенком, семьей и окружающим миром. Мы предполагали, что данные, полученные в ходе интервью, помогут нам увидеть их картину мира и понять, как себя чувствуют матери больных детей в своем мире.

Отношения респонденток к себе делятся на «положительные», «отрицатель­ные» и «неоднозначные». Положительное самопринятие отмечено у 40% мате­рей, «отрицательное» — у 45%, отношение, которое можно назвать «неоднознач­ным», — у 15%. Мы видим, что матерей, которые осознанно характеризуют себя негативно, больше.

Рассмотрим две подгруппы матерей, которые дают себе высокие и низкие оцен­ки по результатам интервью.

У восьми матерей (100%), оценивающих себя положительно, были выявлены «положительные» отношения с ребенком (87,5%) и близкими (87,5%). Об отно­шениях с «улицей» упоминают негативно 50%, а остальные 50% не упоминают о них вообще. Об отношениях с государством не говорится в 75% случаев, в 25% — отношения негативные.

У девяти матерей (100%), оценивающих себя отрицательно, наблюдаются по­ложительные отношения с ребенком в 88,9% случаев, такое же отношение членов семьи к ребенку мы видим лишь в 44,4% случаев, остальные 55,5% оценивают отношение семьи к больному ребенку как «отрицательное», «неоднозначное» или не упоминают о нем. Отношения с близкими являются «положительными» у 55,5% матерей, у остальных 44,4% — негативными или «неоднозначными». В этой груп­пе матерей отмечаются как «положительные» отношения с «улицей» (22,2%), так и «отрицательные» (44,4%) и «неоднозначные» (33,3%). Отношения с государством преобладают «отрицательные» — 55,6%, а 44,4% матерей не упоминают о них.

Рассмотрев количественные данные, мы можем теперь нарисовать картину мира тех матерей, которые позитивно оценивают себя, и картину мира тех, кото­рые оценивают себя негативно.

«Положительно» оценивающие себя матери имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и с близкими людьми, их семья положительно относится к ре­бенку, они нечасто вступают в конфликт с «улицей» или мало задумываются над тем, как «улица» их оценит, а также они не перекладывают всю вину за случивше-

еся с их детьми на государство, что говорит об их зрелости, умении справляться с трудностями своими силами.

Те матери, которые «отрицательно» оценивают себя, также имеют теплые от­ношения со своими детьми, но их отношения с близкими нельзя назвать одно­значно позитивными, их семья чаще относится к ребенку или неоднозначно, или негативно. Отношения с «улицей» важны для них, поскольку упоминаются во всех случаях, чаще негативно или неоднозначно. Этих матерей можно назвать более инфантильными по сравнению с матерями, относящимися к себе положительно, так как они ждут помощи и поддержки государства в решении своих проблем.

Итак, мы можем сделать следующие выводы по итогам анализа интервью: ма­тери детей больных ДЦП оценивают себя как положительно, так и отрицательно; матери, оценивающие себя положительно, имеют в целом и более позитивную картину мира (взаимоотношения с близкими людьми, отношения семьи к ребен­ку, взаимоотношения с государством); у матерей, оценивающих себя негативно, мы наблюдаем и более негативную картину мира, но это не касается взаимоотно­шений с ребенком.

Следует отметить тот факт, что мы обнаружили расхождение в принятии себя матерями, воспитывающими детей с ДЦП, по результатам методики КИСС и интервью. Получается, что глубоко внутри эти испытуемые находятся с собой в гармоничных отношениях, а их вербальная самооценка является низкой. Мы счи­таем, что все эти случаи заслуживают особого внимания, поэтому попытаемся на основе анализа интервью реконструировать систему ценностей 12 человек с вы­соким самопринятием (по результатам КИСС), чтобы понять, что помогает им поддерживать внутреннюю стабильность и справляться с трудностями, связан­ными с тем, что их ребенок «не такой, как у всех».

Для этих матерей особую ценность представляет доброта, себя они видят доб­рыми и умными. Им важен ребенок и теплые взаимоотношения с ним. Матери полностью принимают ребенка и его диагноз, пытаясь помочь ребенку адаптиро­ваться к жизни в обществе. Положительное отношение их семей к ребенку и под­держка членов семьи и родственников имеют для них огромное значение. Эти матери — зрелые люди, которые рассчитывают на себя самих, не обвиняя никого в случившемся. Они зрелые люди еще и потому, что понимают: нельзя останавли­ваться на достигнутом, надо двигаться дальше. Их будущее им нравится, и в буду­щем они ждут поддержки своих здоровых детей и близких людей.

Таким образом, проведенное исследование частично подтвердило нашу гипо­тезу о том, что у матерей детей, воспитывающих детей с ДЦП, низкий уровень самопринятия. Действительно, на вербальном, осознанном уровне они оценива­ют себя ниже по сравнению с теми матерями, которые воспитывают здоровых детей.

Поданным методики КИСС, мы не выявили значимых различий между двумя группами испытуемых, более того, мы выделили группу матерей детей-инвали­дов, которые имеют высокое самопринятие.

Рассмотрев оценки экспертов относительно интервью, мы показали картины мира тех матерей, которые оценивают себя положительно, и тех, которые оцени­вают себя отрицательно, выделив существенные аспекты мировосприятия каж­дой из подгрупп.

И наконец, мы проанализировали систему ценностей и картину мира испыту­емых, которые по результатам методики КИСС имеют высокое самопринятие, и выделили особенности, позволяющие поддерживать внутреннее ощущение при­ятного для себя человека. На основании выделенных особенностей мы дали не­которые рекомендации психологам, работающим с матерями детей с ДЦП.

1. Попробуйте помочь матери переосмыслить ее систему ценностей: здоровый ребенок — это важно, но если нельзя достичь полного выздоровления, то надо научиться жить с таким ребенком, не требуя от него невозможного.

2. Формируйте увлечение матери процессом развития ребенка. Показывайте ей возможность возникновения маленьких, но очень важных для ее ребенка до­стижений.

3. Дайте матери возможность осознать важность дружеских взаимоотношений с близкими людьми и с членами ее семьи.

4. Помогите матери понять, что никто не виноват в случившемся с их ребен­ком, что не надо перекладывать всю ответственность на членов семьи, врачей и чиновников.

Мы не считаем, что тема нашего исследования закрыта. В этой проблеме есть еще много неразрешенных вопросов, которые нельзя решить в рамках данной работы. Мы надеемся, что наша работа положит начало для дальнейших теорети­ческих и практических изысканий в этой области.

О. Л. Романова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН, ДЕТИ КОТОРЫХ СТРАДАЮТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ*

Широко известно, что отношения между детьми и родителями, в частности отношения ребенка с матерью, являются чрезвычайно важными для становления ребенка как социального существа, ибо они оказывают решающее влияние на развитие его самосознания и личность в целом [8]. Материнская позиция или система отношений матери к ребенку представляет собой комплекс, включаю­щий когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Ее характе­ристиками являются адекватность, гибкость, прогностичность [10]. Родительское отношение к ребенку принято анализировать по двум направлениям, или осям; приятие—отвержение и автономия—контроль [8]. Приятие — это понимание внут­реннего мира ребенка, терпимость к его индивидуальным психофизиологичес­ким проявлениям, уважение самостоятельности, поощрение инициативы. Непри­ятие — отношение к ребенку как «не к тому», невнимательность, пренебрежение. Ось автономия—контроль описывает использующиеся в семейном воспитании типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка [9].

Отклонения от оптимальной родительской позиции порождают различные нарушения в развитии личности ребенка, вплоть до болезненных. Так, известно, что нарушения материнской позиции, связанные с психологическим неблагопо­лучием матери, являются основным патогенетическим футором неврозов у детей [2]. В случае, когда у ребенка с момента рождения имеется неустранимый полно­стью физический дефект, как это наблюдается у больных детским церебральным параличом, у матери реакция на его болезнь может выражаться в виде психоген­ных, главным образом депрессивных, расстройств [1], формирования неправиль­ных взглядов на воспитание, выливающихся, в частности, в гиперопеку [4]. Эти особенности воспитания с раннего возраста искажают социальную позицию ре­бенка [6], являются одним из важнейших механизмов формирования личности дефицитарного типа [5].

Психологическое изучение специфики материнской позиции по отношению к больному, страдающему детским церебральным параличом, имеет большое прак­тическое значение. Знание закономерностей формирования материнской пози­ции важно для оказания психологической помощи матери при решении ею проблем лечения, обучения, воспитания ребенка, управлении собственным эмо-

' Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. № 9. С. 109—114.

циональным состоянием, при выработке рационального отношения к своей про­фессиональной и семейной жизни. Профилактические меры по отношению к фор­мирующейся личности ребенка осуществляются посредством влияния на мать с учетом ее позиции. Кроме того, изучение динамики отношения матери к больно­му ребенку, особенностей восприятия его болезненных проявлений, перспектива развития и социальной адаптации — важное дополнение к клиническим наблю­дениям при решении повседневных проблем медицинской этики.

Целью настоящей работы явилось психологическое исследование материн­ской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом. Как известно, слабые способности, физические недостатки детей могут вызывать у родителей чувство неприятия по отношению к «разочаровавшим» и «неоправ-давшим» надежду детям [3]. Именно поэтому материнская позиция изучалась нами по оси приятие—отвержение. Конкретными показателями здесь явились восприятие матерью больного ребенка и непосредственное эмоциональное от­ношение к нему.

Работа осуществлялась на базе Московской городской детской клинической психоневрологической больницы № 18. Были обследованы 62 женщины, сред­ний возраст которых составлял 32 года. Возраст детей (а следовательно, и продол­жительность психологической травмы у матери) колебался в пределах 1-18 лет. У всех детей обследованных женщин отмечались тяжелая патология движений, нарушение познавательной деятельности и речи, патология личности. Не могли ходить 83% больных. Из детей, достигших школьного возраста, обучались по про­грамме массовой школы 30%, по программе вспомогательной школы — 54%. Остальные в связи с тяжестью двигательных нарушений не обучались вообще. Обследованные женщины были разделены на три группы в зависимости от воз­раста ребенка. В первую вошли 22 матери детей раннего возраста, во вторую — 20 матерей дошкольников, в третью — 20 матерей школьников. Контрольную группу составили 28 матерей здоровых детей разного возраста.

В качестве метода исследования восприятия матерью больного ребенка исполь­зовалась индивидуальная беседа на основе заранее составленных вопросов. Ее задачей было изучение представлений женщин, имеющих детей с разной давнос­тью заболевания, о болезни, ее проявлениях и значении для отдаленных соци­альных перспектив в развитии ребенка.

Отвечая на вопросы, направленные на изучение представлений о структуре дефекта у детей, матери указывают на несформированность двигательных навы­ков и другую патологию движений, которые мы называем нарушениями качеств индивида (КИ): «У него больные ноги, до сих пор не умеет самостоятельно хо­дить, передвигается на четвереньках». Наряду с этим матерями отмечались и на­рушения познавательной деятельности, а также речи, обозначенные нами как нарушения качеств субъекта (КС): «Разговаривает мало, не все понимает». Мате­ри также указывали на нарушения поведения и личностные особенности своих детей, обозначенные как нарушения качеств личности (КЛ): «Его отличает необъяснимое упрямство, капризничает».

Анализ представлений о структуре дефекта по группам показал, нарушения КИ видят 100% матерей в каждой из групп. Нарушения КС отмечали только 10% опрошенных первой группы, 30% опрошенных второй и 50% опрошенных тре-

тьей группы. Нарушения КЛ отмечали у своих детей в первой группе только от­дельные, наиболее внимательные матери, а во второй и третьей группах — при­близительно одного из пяти испытуемых.

Таким образом, представления матери о структуре дефекта ребенка меняются по мере его развития. Так, если нарушения движений становятся для матери оче­видными, когда возраст ребенка около года, то несостоятельность в познаватель­ной деятельности отчетливо осознается только с предъявлением учебных требо­ваний к его интеллектуальному развитию.

Представления о последствиях заболевания в настоящий момент у матерей первой группы, то есть имеющих детей раннего возраста, сравнительно оптимис­тические. Более трети женщин считают, что условия развития и воспитания их детей такие же, как и у здоровых сверстников. Другие замечают ограничения в движениях и познавательной активности: «Игрушки плохо берет, ест яблоко в манеже, как собачка, — ртом. Не ходит. Не слушает книг». Более половины мате­рей этой группы оптимистичны в отношении отдаленных прогнозов развития ребенка: «Мне кажется, что в будущем все будет нормально, все пройдет». И лишь часть матерей проявляют тревогу: «Хочу надеяться на лучшее, страшно об этом думать». Другие стремятся к защитному вытеснению размышлений о последствиях заболевания в будущем: «Не допускаю такой мысли и сделаю все возможное и невозможное». Те матери, которые все-таки пытаются прогнозировать отдален­ные последствия заболевания, связывают их с возможной реакцией ребенка на физический дефект: «Будет переживать, что не такой, как все. Будет бояться на­смешек здоровых детей».

Таким образом, представления о непосредственных последствиях заболевания у ребенка раннего возраста связываются в сознании матери с двигательными и познавательными нарушениями, а в будущем — с нарушениями поведения.

Представления матерей о последствиях заболевания в настоящий момент для ребенка-дошкольника (вторая группа) сравнительно более полные. Они отдают себе отчет в наличии у детей нарушений во всех сферах (двигательной, познавательной, личностной). В то же время 32,5% опрошенных надеются на относительно благо­получное будущее своего ребенка: «Не будет никаких ограничений. Образование для него не закрыто, а вуз можно выбрать такой, что походка не будет мешать». Однако у большей части опрошенных матерей второй группы отмечены преувели­ченные представления об ограничениях в жизни ребенка в связи с отдаленными последствиями заболевания. Мать отвергает саму возможность для сына или доче­ри таких жизненно необходимых факторов, как учеба, работа, общение с друзьями, создание семьи. Преувеличение бывает относительным («Всего нормального будет лишен, если двигательное состояние не улучшится»), но может быть и абсолютным («В будущем он сразу всего будет лишен: и работы, и семьи, и учебы»).

У матерей третьей группы преувеличенные представления об ограничениях ребенка прослеживаются уже при описании последствий заболевания в настоя­щем: «Всего лишен, всей радости жизни: ничего не знает, не видит, лишен обще­ства». В описании отдаленных последствий заболевания это представления на­блюдаются у абсолютного большинства матерей школьников: «Учеба, труд, се­мья навряд ли будут. У меня пропала надежда. Хочется верить, что хоть чего-то можно добиться. Во всем вижу ограничения и всего боюсь».

Несомненно, что выявленные особенности представлений отражают осознание матерью всех видов нарушении у ребенка и страх за его будущее. Как видно из ска­занного, существует корреляция между полнотой представления о структуре дефекта и характером представлений о последствиях заболевания: чем отчетливее представ­ление о дефекте, тем пессимистичнее смотрит мать на настоящее и будущее ребенка. Мы предположили, что преувеличенные представления об ограничениях отражают конвергенцию сравнительно полного представления о дефекте и изменении эмоцио­нального отношения к ребенку, а временем изменения эмоционального отношения к больному является период дошкольного детства. Дальнейшее исследование было посвящено изучению эмоционального отношения матери к ребенку. В качестве по­казателя при этом использовалась оценка ею КИ, КС и КЛ ребенка, а также оценка его роли в ее жизни. Конкретными методическими приемами изучения явились опросник, посвященный оценке роли ребенка в жизни матери, и модифицирован­ная методика самооценки, по С. Я. Рубинштейн [7] (вариант В. С. Чудновского [11]). Мать оценивала ребенка по трем шкалам: здоровье, ум, характер, которые соответ­ствуют качествам его как индивида, субъекта познавательной деятельности и лично­сти. Оценка давалась дважды: сначала реальная (каким я вижу моего ребенка), а за­тем идеальная (каким я хотела бы видеть моего ребенка).

Проведенное исследование показало, что в контрольной группе реальная оцен­ка позитивна по всем трем шкалам. Положительно оценили своего ребенка 43% матерей экспериментальных групп. Особенно высоко были оценены дети ранне­го возраста. Соответственно по трем использованным шкалам оценки были сле­дующие: КИ — 57,8%, КС — 58,4%, КЛ — 84,2%. Во второй группе позитивных оценок было несколько меньше: соответственно 41,6,50,0 и 58,3%. В третьей груп­пе количество положительных оценок было минимальным и составило, напри­мер, по 12,5% для первых двух шкал. Количество отрицательных оценок соответ­ственно от группы к группе возрастало.

Хотя полученные данные соответствуют динамике представлений о структуре дефекта и последствиях заболевания, наличие столь значительного количества позитивных оценок требует пояснений. Анализ мотивировок таких оценок выя­вил их защитный характер. Возможно выделение нескольких механизмов защит­ного переживания матерями дефектов своих детей. Все они — различные вариан­ты вытеснения и своего рода рационализации в применении к различным сторо­нам дефекта: «Я считаю, она нормальная, здоровая девочка. Я все для этого делаю, я в этом на сто процентов уверена». «Я много ездила (имеются в виду поездки по больницам и санаториям страны с целью лечения ребенка. — О. Р.) и после поез­док всегда успокаиваюсь: есть дети намного физически более тяжелые».

Каков вклад защитного переживания в структуру отношения к ребенку как со­ставляющего материнской позиции, показывает анализ удовлетворенности им. В ка­честве показателя использовалось соотношение реальной и идеальной оценок*.

' Удовлетворенность (у) подсчитывалась по формуле:

 

У= а-{хгх)

а

, где а — длина шкалы; 2х.) — длина отрезка шкалы, выражающего раз-

ность между идеальной и реальной оценкой соответствующего качества.

 

В контрольной группе реальная и идеальная оценки часто совпадали. В этом случае удовлетворенность максимально высока и равна единице. В среднем по группе она равнялась 0,86. Удовлетворенность различными качествами ребенка варьировала в пределах 0,83—0,90. Удовлетворенность в экспериментальных груп­пах в среднем ниже и составляет 0,64. Самой низкой является удовлетворенность КИ ребенка. В раннем возрасте она составила 0,62, в дошкольном — 0,56, а в школьном — 0,48. Тенденция снижения удовлетворенности по мере взросления ребенка легко прослеживается и в отношении КС и КЛ.

Удовлетворенность матерей, позитивно оценивших ребенка, выше, чем удов­летворенность при негативной оценке, в первой группе составляет 0,67, во вто­рой — 0,87, в третьей — 0,82. Приблизительно такая же, как в контрольной груп­пе — 0,45, во второй— 0,48, в третьей — 0,45 (то есть почти в два раза ниже, чем в контрольной группе, и ниже, чем удовлетворенность при позитивной оценке в соответствующих экспериментальных группах).

Полученные данные объясняют психологическую необходимость позитивной оценки. Она отражает стремление матери сохранить, несмотря ни начто, эмоцио­нально положительное отношение к ребенку. Это подтверждается и данными ана­лиза суждений о роли ребенка в жизни матери.

По содержанию они были разделены на три вида. Положительные: «Стимули­рует меня во всем. Ребенок у меня — это самое ценное»; противоречивые: «Мы сына очень любим, особенно муж. Он для нас — все. Мы все потеряли из-за этого ребенка, отрешились от мира»; отрицательные: «Рождение этого ребенка приве­ло к постоянным страданиям, непроходящим. Вся моя жизнь поменялась в худ­шую сторону, все планы пропали». Одним из вариантов отрицательных суждений являются рациональные: «С одной стороны, могло быть и хуже, а с другой — ведь я тоже могу заболеть, и за мной надо будет ухаживать».

В целом в экспериментальных группах преобладают отрицательные высказы­вания, противоречивых сравнительно немного, положительных около 28%. В пер­вой группе положительных утверждений 45,4%, во второй на первое место выхо­дят отрицательные (63,6%) и возникает большое количество рациональных (20%), в третьей группе также преобладают отрицательные суждения (66,6%).

Следовательно, взросление ребенка меняет представление матери о его роли в ее жизни. Таким образом, у женщин, имеющих ребенка, страдающего церебраль­ным параличом, по мере его взросления происходит изменение когнитивной и эмоциональной составляющих материнской позиции. Если в первые три года жизни ребенка за счет защитного переживания дефекта и неполного представле­ния о нем материнская позиция представляет собой приятие, то с течением вре­мени, чаще всего в период дошкольного детства больного, она перестраивается в сторону отвержения. Это связано с объективизацией представлений о структуре дефекта и перспективах социального развития больного, а также с изменением эмоционального отношения к нему. Приятие — явление само по себе позитив­ное. Однако и данном случае оно строится не на понимании психофизических особенностей ребенка, уважении к его личности, вопреки отчетливо осознавае­мым дефектам, а есть следствие вытеснения переживаний, анозогностического отношения к болезни. Такая не учитывающая объективного положения вещей материнская позиция приводит к неправильным формам воспитания, обучения,

отношения к ребенку в целом. Отвержение — всегда патогенный фактор для фор­мирующейся личности ребенка. Поэтому спонтанная материнская позиция тре­бует психологической коррекции. С целью повышения родительской компетент­ности необходимо тактично и осторожно формировать объективное представле­ние о дефекте и возможных его результатах уже в период раннего детства ребенка. Нельзя поддерживать необоснованный оптимизм и защитное стремление избе­гать размышлений о последствиях заболевания для социальной адаптации, ины­ми словами, необходимо корригировать свои ожидания и требования к ребенку. Нужно учить мать искать правильные пути воспитания и видеть в своем сыне или дочери не только болезнь, но и то положительное, что есть в каждом, даже боль­ном, ребенке. Только в этом случае можно ожидать преодоления симбиотической связи мать—ребенок с физическим недостатком, формирования оптимальной родительской позиции, которая способствует адекватному формированию лич­ности такого ребенка, с одной стороны, а с другой — не искажает активную соци­альную позицию матери.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...