Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с церебральным параличом с членами семьи 17 глава




Литература

1. Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 1984. № 4. С. 563-567.

2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1984.

3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

4. Кириченко Е. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах пато­логического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал не­вропатологии и психиатрии. 1983. № 9. С. 1390-1394.

5. Ковалев В, В. Психиатрия детского возраста. М., 1976.

6. Раменская О. Л. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральными паралича­ми. Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1980.

7. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в кли­нике. М., 1970,

8. Соколова Е. Т., Чеснова И. /".Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.110-117.

9. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

10. СтолинВ. В. Самосознание личности. М., 1983.

11. Чудновский В. С. Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с во­просами диагностики, лечения, реабилитации. Куйбышев, 1982.

 

 

Н. А. Шаронова, Л. М. Колпакова

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ С ПОДРОСТКОМ, СТРАДАЮЩИМ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ*

Нарушение в эмоционально-оценочной сфере приводит к тому, что человек начинает испытывать переживание эмоционального неблагополучия; оно распро­страняется на основные сферы его жизнедеятельности в виде эмоционально-не­гативной оценки себя, своих результатов и далее обусловливает нарушения всей системы его отношений (Ainsworth M. D. S., 1983; Обозов Н., 1982; Карвасар-ский Б., 1985; Гозман JI., 1988; Коломинский Я. Л., 1984). Наглядно эти наруше­ния проявляются в неадекватных способах поведенческого реагирования на жиз­ненные ситуации матери, эмоциональная функция которой «программирует» ба­зовые представления ребенка о себе, в дальнейшем определяя процесс его социализации (Берн Э., 1992) и, что опасно, начинают выступать в качестве фак­тора, приводящего к психической травматизации личности, проявляясь в ипо­хондрических, неврастенических, психопатических, параноидных и прочих сим­птомах. Считается, что в психической деятельности человека в условиях повторя­ющейся обстановки возникает динамический стереотип, который запечатлевает определенный опыт и обеспечивает фиксацию определенных эмоционально-оце­ночных отношений.

Исходя из этого положения, под нашим руководством было проведено иссле­дование эмоционально-оценочного отношения между матерью и подростком, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП). Предполагалось, что вза­имоотношения матери и подростка обусловлены эмоционально-оценочным от­ношением матери к себе и имеют определенное влияние на характер взаимодей­ствия с ним. Основные методы, использованные для решения поставленных за­дач, были: сочинение «Мой ребенок — инвалид». Метод цветовых выборов (адаптированный вариант цветового теста Люшсра) опросник «Подростки о ро­дителях». В исследовании принимали участие умственно сохранные дети-инва­лиды с диагнозом ДЦП и их матери или лица, их заменяющие (в нашем случае бабушки) г. Казани и г. Ульяновска (109 человек). Возраст матерей варьировал от 20 до 60 лет. У более чем 50% матерей — рождение ребенка в возрасте от 18 до 25 лет. Четыре женщины родили своего ребенка в возрасте от 36 до 40 лет. Боль-

' Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: Актуальные пробле­мы социально-психологического здоровья». Минск, 3—6 ноября: РИТМ, Социальный проект, 2003. С. 111-112.

шинство матерей (70%) из полной семьи: абсолютное большинство (70%) имеют одного ребенка; 50% матерей после рождения ребенка-инвалида оставили свою профессиональную деятельность и стали домохозяйками; 60% матерей имеют среднее специальное или высшее образование.

Анализ результатов показал высокий уровень энергозатрат у большей части испытуемых (70%). Об этом говорит расположение «рабочей группы» цветов (крас­ный, желтый, зеленый) в начале ряда предпочтений. Наличие чувства повышен­ной тревоги, страдания, страха свойственно 82,5% обследованных. Эти пережи­вания обусловливаются подавленным состоянием, неудовлетворенностью субъек­тивно значимых потребностей в активности, в успешности, в самовыражении. С одной стороны, проявляется компульсивность в плане энергичной защиты своих позиций, демонстрации оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей — значения ВК > 1 в 64,5% случаев. С другой стороны, выраженное прояв­ление различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств — ВК < 1, свидетельствующее об установке на миними­зацию усилий, восстановление и самосохранение, — в 36% случаев.

Анализ сочинений и записей бесед с матерями показывает, что родительские позиции в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, имеют ряд специфиче­ских свойств, отражаемых в родительской позиции: преобладание негативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка. В основном матери центрируются на прошлом и будущем, игнорируя настоящее. Характеристики ребенка несут факт приписывания ему качеств: «эгоизма с рождения», «несамо­стоятельности», «болезненности и зависимости». Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей или указания на мни­мое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных пе­реживаний детей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения, что осо­бенно выявляется в реакциях на детский страх. Контент-анализ высказываний матерей показал ригидность в способах воздействия на ребенка: 64% матерей не изменяют формы наказания без учета ситуаций и возраста ребенка. Воспита­тельные воздействия направлены главным образом на лечение ребенка, уход за его физическим состоянием и решение сиюминутных проблем, связанных с по­слушанием.

Анализ отношения подростков к матерям показал следующее: мальчики отме­чают сверхопеку со стороны матери и воспринимают ее как авторитарную (73%). С одной стороны, мальчики стремятся к автономности, с другой — демонстриру­ют примиренческую позицию, склонны соглашаться с ней, испытывают необхо­димость в помощи и поддержке. Девочки фиксируют непринятие матерью их стремления к самостоятельности и независимости, отгороженность ее от проблем и интересов дочери, слабовольность и зависимость матери от мнения окружаю­щих (68%). И девочки, и мальчики отмечают непоследовательность в проведении линии воспитания обоих родителей.

Таким образом, результаты исследования показали, что существует определен­ная степень зависимости между эмоционально-оценочными компонентами ма­тери и подростка, страдающего ДЦП, особо проявляемая в неблагополучном эмо­циональном фоне.

 

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина

РЕБЕНОК С МИОДИСТРОФИЕЙ ДЮШЕННА В СЕМЬЕ*

Имеются в виду болезни дистрофинового гена — прогрессирующая мышеч­ная дистрофия, псевдогипертоническая форма Дюшенна (Duchenne muscular dystrophy, DMD) и поздняя псевдогипертрофическая форма Беккера (Becker muscular dystrophy, BMD).

Ген DMD локализуется в Х-хромосоме, наследование болезни происходит как Х-сцепленного признака и практически исключительно у мальчиков.

Первые признаки болезни у мальчиков, имеющих миодистрофию Дюшенна, появляются в раннем детстве, часто в возрасте до трех лет. Родители начинают замечать, что ребенок испытывает трудности при движении, например, когда надо встать с пола на ноги, он вынужден помогать себе, опираясь руками об имеющие­ся рядом предметы. Появляются нарушения походки и особые сложности при необходимости подняться или спуститься по лестнице. В типичных случаях имен­но слабость мышц ног становится первой жалобой пациента. Однако при поверх­ностном осмотре мышцы ног выглядят хорошо развитыми, и это иногда дает основание думать, что ребенок просто капризничает и не хочет выполнять те или иные требования родителей.

С возрастом мышечная слабость нарастает, и особенно это касается ног. Ча­сто в возрасте около 10 лет пациент для передвижения уже вынужден пользо­ваться инвалидным креслом. Ограничения подвижности могут приводить к по­явлению тугоподвижности в различных суставах — так называемых контрактур, и искривлениям позвоночника. Это, в свою очередь, в сочетании с дистрофиче­ским процессом в дыхательных мышцах обусловливает нарушение вентиляции в легких. Во многих случаях болезнь осложняется дистрофическим процессом в сер­дечной мышце.

Общие проблемы (а также вытекающие из них трудности) возникают перед каж­дой семьей, отягощенной наследственным нервно-мышечным заболеванием. На решение именно этих проблем (и преодоление соответствующих трудностей) фактически в первую очередь ориентируются различные программы помощи, раз­работанные в разных странах разными школами медиков и специалистов по ме­дико-социальной реабилитации. При этом целевые установки, пожалуй, можно свести к четырем основным положениям.

1. Максимально полная поддержка состояния здоровья пациента. Симптома­тическое лечение с целью замедления (остановки) прогрессирования заболева­ния и профилактика осложнений.

" Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 331-333.

2. Медико-социальная и морально-психологическая помощь пациенту и чле-

3. Выявление носителей патологического гена (уточнение диагноза на моле кулярном уровне) среди членов семьи пациента и профилактика новых случае"

4. Наращивание усилий по разработкам эффективных патогенетических ме тодов лечения и расширения сфер их применения.

Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ1

Ребенок с детским церебральным параличом в семье

С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям прихо­дится привыкать к новой жизни.

Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно, лучше, чтобы оно было преподнесено врачом-психотерапевтом. Даже сейчас многие семьи не получают психотерапевтической помощи.

Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответ­ственность и заботу о ребенке. Тяжелая ситуация может возникнуть от неравно­правия, когда кто-то из родителей постоянно упрекает другого родителя за то, что он мало времени уделяет малышу, или наоборот — когда всю ответственность берет на себя только один родитель. В идеале родители должны быть очень близ­кими людьми и поддерживать друг друга. Помните, что для ребенка с нарушени­ями, его братьев и сестер и родителей важнее всего на свете нормальная семья. Семья, где родители чрезмерно утомлены или слишком заботливы, может не вы­держать чрезмерного напряжения и распасться.

Понятны смятение и растерянность родителей, когда они узнают о болезни малыша. Подобное потрясение может оказаться чрезвычайно сильным. Неспо­собность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка. Приходят уны­ние, отчаяние, стремление к одиночеству. На данном этапе многие родители нуж­даются в помощи психотерапевта. Однако чем раньше родители сумеют овладеть своими чувствами, тем больше они помогут своему малышу. Ведь ребенку с нару­шениями нужно то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, со всеми проблемами и трудностями. И только тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу, именно таким, какой он есть, — с двигательными нарушениями и, может быть, с нарушениями интеллекта и речи, с дефектами слуха и зрения, будет социально адаптирован. Любому ребенку, а больному особенно, нужна счастливая и полноценная семья, которая понимает и принимает его проблемы и трудности и помогает их преодо­левать.

* Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. С. 306-318.

Ребенку с церебральным параличом необходим тесный физический контакт с матерью — это основа его дальнейшего развития.

Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родители беспо­коятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным.

Родители задают многочисленные вопросы специалистам, больше всего их муча­ют вопросы: «Будет ли малыш говорить?»; «Сможет ли он ходить?»; «Сможет ли он учиться?»; «Сможет ли он когда-нибудь жить самостоятельно?» и т. п.

Самая большая помощь для родителей — это обучать их ухаживать за ребенком и развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителям диф­ференцируется в зависимости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возраста и степени выраженности как нарушенных, так и сохранных функций.

Наш длительный опыт работы с детьми с церебральным параличом показал важность совместных усилий специалиста и родителей по преодолению и кор­рекции двигательных и психических нарушений.

Данными современной медицины доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий для детей с церебральным параличом, потому что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей за счет авто­матизации двигательных и речевых функций формируются двигательные и рече­вые стереотипы. Для правильного их формирования необходимо тесное взаимо­действие специалистов и родителей.

Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируют­ся в зависимости от формы заболевания. Особую сложность для коррекционной работы в семье часто представляют дети с гиперкинетической формой заболева­ния. У этих детей имеют место насильственные движения — гиперкинезы в соче­тании с нарушением мышечного тонуса. Кроме того, у этих детей чаще, чем при других формах церебрального паралича, имеет место снижение слуха. Поэтому необходимо прежде всего обследование слуха с помощью электрокорковой аудио-метрии.

Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, который предусмат­ривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий, прогулок. Даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно на­ходиться в постели; его следует выкладывать на маты, ковер, стимулировать у него ползание, перевороты и другую двигательную активность.

Если у ребенка насильственные движения очень сильные, необходимо кро­вать снабдить сеткой, покрытой мягкой материей, изготовить удобное кресло, которое должно быть устойчивым, иметь подставку для стоп, ремни для фикса­ции туловища и ног. Ребенку необходим столик для занятий, при необходимос­ти — головодержатель.

Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. Многие дети с гиперкинетической формой церебрального паралича, а также с другими форма­ми нуждаются в ортопедическом лечении, а также в протезном снабжении. Все изделия (аппараты, ортопедическая обувь) должны изготовляться только после устранения контрактур.

При развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличом не­обходимо прежде всего осуществлять контроль за положением головы и частей тела.

Для развития контроля за положением головы в течение дня (2—3 раза) полез­но делать следующие упражнения.

Упражнение I. Исходное положение (в дальнейшем — И. п.) на животе, голова на средней линии. В этом положении стимулируют приподнятие головы и верхнего плечевого пояса с опорой на кисти рук. Облегчающий прием — валик под грудь.

Упражнение II. Укрепление мышц спины. В положении на животе проводится массаж спины с пассивным сведением лопаток, отведением рук в стороны, с од­новременным их потряхиванием.

На следующем этапе коррекционной работы, когда ребенок удерживает голо­ву, развивают выпрямление туловища, повороты со спины на живот, формируют функцию сидения, опорность ног и рук, стимулируют захват предметов, развива­ют зрительно-моторную координацию и равновесие.

Важное значение имеет развитие поворотов туловища с использованием следу­ющего упражнения: ребенок лежит на спине, руки выпрямлены вдоль туловища, ноги разогнуты. Взрослый находится у изголовья ребенка; одна его рука находит­ся на подбородке, а другая на затылке ребенка. Взрослый помогает ребенку опус­тить голову вперед и одновременно повернуть ее в сторону.

Для того чтобы сформировать дифференцированные движения в верхней и ниж­ней половинах туловища, постепенно следует усложнять это упражнение: при по­вороте головы вытягивается рука на одноименной с поворотом стороне и по­ворот начинается с перекреста и поворота ног.

Далее необходимо развивать опорность рук и ног, следить за осанкой и положением головы, проводить специальные упражнения по развитию и координации равновесия.

Развитие опорности рук и ног из горизонтального положения.

Упражнение: ребенок лежит на спине, голова на средней линии.

Взрослый захватывает верхнюю часть бедра и плеча ребенка и медленно под­нимает ее, затем наклоняет вниз, стимулируя опору на наклоненную вниз руку и ногу. При этом учитывается три этапа развития функции:

1. Рука и нога несколько согнуты, реакция опоры и пронация рук не выражена.

2. Приближающаяся к опоре рука принимает пронаторную установку и неко­торую опорность, нога остается согнутой.

3. Уверенная опора на разогнутую руку и ногу. Упражнения для ног:

1. И. п.: встать, ступни параллельно, руки на поясе. Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнутые в коленях, опускать их («лошадки»).

2. И. п. то же. Руки вниз, присесть на корточки («стали маленькими»), встать, выпрямиться.

3. И. п. то же. В руках флажки, кубики. Присесть, постучать палочками флаж­ков об пол, встать, выпрямиться.

Упражнения для туловища:

1. И. п.: встать прямо, руки вниз. Поднять руки вверх, потянуться, присесть, руками обхватить колени, спрятать голову, встать, выпрямиться («большие — ма­ленькие»).

2. И. п.: сесть на полу, опираясь руками сзади, ноги вытянуты. Подтянуть ноги к себе, сложить их «калачиком», вытянуть ноги. Многие дети выполняют это уп­ражнение с помощью взрослого.

Для развития равновесия и координации движений полезно использовать раз­личные игры-упражнения, например «перешагни через палку». На полу посере­дине комнаты параллельно друг другу на расстоянии около 1 м лежат две палки, в углу комнаты стул, на него кладется флажок. Ребенок стоит в двух шагах от палок, лицом к ним. По указанию взрослого он идет до первой палки, перешагивает че­рез нее, затем через вторую палку, идет к стулу, берет флажок, поднимает его вверх и машет им. Помахав, кладет флажок на стул и, отойдя в сторону, возвращается на свое место.

Ребенка также учат подниматься на невысокие предметы и спускаться с них. Полезны также следующие упражнения.

Упражнение 1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль туловища, слегка отведены и повернуты наружу. Ребенок переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он должен не садиться на пятки и руки его не должны касаться пола. Для некоторых детей может потребоваться помощь родителя в виде поддерж­ки ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела; эту руку взрослый поднимает вверх для облегчения выпрямления туловища с этой стороны.

Упражнение 2. Ребенок сидит на полу, без опоры рук. Чтобы избежать опору на руки, ему можно дать игрушку. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ре­бенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, что­бы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Большое значение имеют специальные упражнения по активизации манипу-лятивной деятельности и развитию кинестетических ощущений в пальцах рук. С этой целью используются различные игры с руками ребенка: «ладушки», «сорока-бе­лобока» и другие. Ребенка постоянно стимулируют брать игрушки, переклады­вать их из руки в руку, складывать мозаику и т. п.

Важное значение имеет развитие оптической реакции рук с использованием следующего упражнения: взрослый держит ребенка на руках и медленно опускает его вниз; ребенок должен выбросить руки вперед для того, чтобы удержать туло­вище и не стукнуться головой.

Для развития движений используют также следующий комплекс. Упражнение 1. И. п.: стоя, руки вниз. Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз. Повторить 3—4 раза. Следить, чтобы в хлопке равно­мерно участвовали обе руки.

Упражнение 2. И. п. то же. Размахивать руками вперед-назад («маятник»). Упражнение 3. И. п. то же. Встать, руки перед грудью согнуть в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Делать круговые движения руками перед грудью (одна рука вра­щается вокруг другой), развести руки в стороны, опустить вниз («заводим мотор»). Упражнение 4. И. п.: встать, ступни параллельны, руки вниз, в одной руке фла­жок. Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз; взять флажок в другую руку, повторить то же самое.

Упражнение 5. И. п. то же. Поднять флажок вверх, помахать им, поднять дру­гую руку, переложить флажок над головой из одной руки в другую, опустить руки вниз.

Упражнение 6. И. п.: встать, ступни параллельно, руки вниз, в руках флажки. Поднять руки вперед-вверх, помахать флажками, опустить.

Упражнение 7. И. п.: сесть на стул, в руках флажки. Поднять флажки вверх, помахать ими, посмотреть на них, опустить флажки.

Упражнение 8. И. п.: встать, ступни параллельно, держать мяч внизу двумя ру­ками. Поднять мяч вверх, хорошо потянуться, опустить его.

Упражнение 9. И. п.: встать на колени, держать мяч двумя руками. Поднять мяч вверх, прогнуться, посмотреть на него, опустить.

Более подробно эти вопросы изложены в книге Е. М. Мастюковой «Физиче­ское воспитание детей с детским церебральным параличом». М., 1991.

Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходи­мости общего двигательного режима.

Общий двигательный режим

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры и т. д. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы он не сидел в течение длитель­ного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приводит к формированию стойкой неправильной позы, способствует укороче­нию задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует са­жать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. Полезно в течение дня ребенка не­сколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания голо­вы, рук, спины и ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь под-кладывают небольшой валик.

Если у ребенка в положении на спине резко выражена разгибательная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и напряжены), полезно в течение дня по нескольку раз делать следующие упражнения на расслабление: ребенок помещается в «позу Бобата» — положение на спине, голова опущена, руки спле­тены на груди. Ноги полностью согнуты. Ребенка плавно покачивают в медлен­ном темпе в переднезаднем направлении и в стороны. Для развития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является ис­пользование специальных приспособлений.

При подборе вспомогательного средства передвижения надо учитывать следую­щее:

• оно должно расширять возможности ребенка самостоятельно и безопас­но исследовать окружающее, приобретать навыки гигиены и самообслу­живания;

• оно должно способствовать увеличению независимости ребенка. Известно, что ребенка с церебральным параличом значительно больше, чем

здорового, носят на руках. При этом чрезвычайно важно поддерживать его пра­вильно и уменьшать свою помощь при любой возможности. Это позволит ребен­ку постепенно научиться управлять своим телом, сохранять и восстанавливать равновесие, наблюдать свое окружение и взаимодействовать с окружающим ми-

ром. Следует иметь в виду, что способы ношения будут изменяться в зависимости от формы детского церебрального паралича и возраста ребенка.

Ребенка дома можно носить следующим образом: мама держит его спиной к себе, ноги малыша согнуты и развернуты наружу. Мама фиксирует его плечи своими предплечьями, не давая малышу их опустить. Удерживая его бедра согнутыми, она прижимает его таз к себе, и туловище малыша смещается вперед. Такой спо­соб стимулирует ребенка поднимать голову и выпрямлять спину. Можно держать ребенка на своем бедре, согнув его ноги в тазобедренных суставах.

Важное значение имеет развитие присаживания. При этом могут возникать большие трудности в связи с преобладанием тонуса разгибателей, поэтому следу­ет сначала повернуть его на бок, положить свою ладонь ему на грудь, одновре­менно направляя его голову и плечи вперед. После этого согнуть и развести бедра станет гораздо легче.

Поза маленьких детей с повышенным тонусом сгибателей такова: подбородок наклонен вперед, плечи повернуты внутрь, руки согнуты и могут быть сжаты в кулаки, бедра и голени повернуты внутрь и частично разогнуты.

Дома можно носить ребенка на боку — он лежит на боку, а взрослый прижима­ет его к себе. В этом положении мать удерживает спину малыша прямой и не дает ему опустить руки вниз и согнуть их. Одновременно взрослый держит его ноги разогнутыми и повернутыми наружу.

Если у ребенка низкий мышечный тонус, то прежде всего необходимо стабилизи­ровать тазовый и, при необходимости, плечевой пояс, это позволит малышу при­поднять голову и плечи, вытянуть руки вперед. Выпрямить спину. Такая поза помо­жет ребенку общаться со взрослым и взаимодействовать со своим окружением.

Когда вы держите ребенка на руках, он не должен быть пассивным. Чтобы ребе­нок мог активно участвовать в этом процессе, надо помочь ему сдерживать не­произвольные движения и преодолеть нарушенный мышечный тонус.

Пока ребенок не научился сидеть прямо или с наклоном туловища вперед и с опорой на руки, его можно сажать в обычное детское сиденье.

Если напряжение подколенных мышц не дает ребенку сидеть и он заваливает­ся на спину, в этом случае поможет наклонная подушка, которая поддерживает со­гнутыми в тазобедренных суставах ног. Благодаря этому туловище наклоняется вперед, в то время как спина не согнута, а выпрямлена, потому что обеспечена хорошая опора для бедер.

Режим дня

Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать ре­жим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годы жизни часто имеет место недостаточная сформированность биологических ритмов сна и бодр­ствования — ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие, затрудняет проведение кор-рекционно-восстановительных мероприятий.

Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нор­мализуют его биологические ритмы, что имеет большое значение для слаженного функционирования всех органов и систем.

Родителям следует знать, что в первые два месяца жизни ребенок с церебраль­ным параличом должен спать не менее 20 часов в сутки; в возрасте от 2 до 5меся­цев сон должен занимать 17—18 часов в сутки; 5—7месяцев — 15—16 часов; в 7— 10месяцев — 14—15 часов; от 10месяцев до 3—4лет — 12—14 часов в сутки.

Следует помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности цен­тральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особенно при тяжелых фор­мах заболевания, осложненных общей физической ослабленностью, гидроцефа­лией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удли­няться. В этих случаях решение вопроса о продолжительности сна следует принимать вместе с врачом.

Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом

Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при приеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малыш плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда возникают проблемы с жеванием. У детей с ДЦП затруднено кормление.

К трем месяцам у здорового ребенка появляются новые условно-рефлектор­ные реакции, в образовании которых ведущая роль уже принадлежит зрительно­му и слуховому анализаторам. Так, у здорового ребенка в три месяца сосательный рефлекс возникает не только в ответ на вложенный в рот сосок или соску, но при виде груди матери или бутылки с молоком. К четырем месяцам появляется новый пищевой сочетательный рефлекс на зрительный раздражитель: ребенок повора­чивает голову к груди матери или к бутылочке с молоком, открывает рот и делает сосательные движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...