Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

с церебральным параличом с членами семьи 18 глава




У детей с церебральным параличом указанные реакции выражены слабо, а на­рушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо. Язык становится более толстым и менее подвижным, при крике он складывается лодочкой или упирается кончиком в твердое небо.

К 7—8 месяцам здоровые дети делают первые попытки жевать, к концу первого года жизни жевательные движения интенсивно развиваются. Ребенок с церебраль­ным параличом длительное время затрудняется в жевании, кусании, проглатывании твердой пищи. Если у здорового ребенка слюноотделение явно выражено только в момент прорезывания зубов, то у детей с церебральным параличом — постоянно.

Здоровый ребенок первых месяцев жизни активно захватывает сосок или со­ску, и при попытке отнять ее ощущается отчетливое сопротивление. В процессе кормления ребенок подряд делает несколько энергичных сосательных движений, затем наступает короткий перерыв, который сменяется сосанием. Здоровый ре­бенок при эффективном сосании необходимое количество молока высасывает за 10—15 минут. Молоко не выливается изо рта, сосание ритмичное, на каждые два сосательных движения приходится два глотательных.

Ребенок с церебральным параличом часто неплотно захватывает соску, вяло сосет, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попытке присосаться, дол-

го держит молоко во рту, нередко засыпает даже в начале кормления. У некото­рых детей можно наблюдать чрезмерное мышечное напряжение, откидывание головы назад, что еще больше затрудняет процесс кормления. Правильное кормле­ние ребенка с церебральным параличом имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но в дальнейшем и для звукопро-износительной стороны речи. Это связано с тем, что в ходе кормления формиру­ются необходимые для произношения звуков движения языка, губ, нижней че­люсти. Кроме того, при кормлении ребенка устанавливается тесный эмоциональ­но-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.

Трудности, связанные с кормлением, вызывают волнение и беспокойство у матери, и сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это на­рушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Чтобы сделать процесс кормления приятным, матери следует заранее собрать все необходимое, выбрать удобное место, расслабиться.

Специфические трудности при кормлении ребенка с церебральным параличом в первые месяцы жизни часто связаны с недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлексов, со слабостью губной мускулатуры, с нарушением мы­шечного тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нарушением функ­ции мягкого нёба, а также с общими двигательными расстройствами.

Иногда может быть нарушено и глотание. Маленький ребенок проглатывает пищу двумя способами. Первый имеет место у грудного младенца, который пита­ется молоком. Он сжимает сосок или соску деснами, молоко вытекает и течет по языку; когда оно достигает спинки языка и верхней части глотки, то быстро и автоматически сглатывается. Иногда, до того как ребенок проглотит молоко, не­сколько капель или струек вытекают изо рта обратно, но в целом весь процесс происходит автоматически. Язык все это время остается по средней линии и не двигается. Когда ребенок получает прикорм, он начинает жевать и продвигать пищу языком. На данном этапе проявляется и второй, более сложный вид глота­ния: язык собирает пищу в комок, который продвигается в глубь рта и затем про­глатывается. Очень часто движения языком и произвольные жевательные движе­ния при церебральном параличе крайне затруднены, поэтому ребенок вместо но­вого способа глотания продолжает сглатывать пищу примитивным младенческим способом, по типу «сосание — сглатывание».

Нарушение глотания у детей с церебральным параличом может быть связано не только с продвижением пищевого комка во рту, но и с несогласованностью гло­тания и закрытием гортани. У здорового ребенка гортань, через которую воздух проходит к легким, во время глотания автоматически закрывается, пища или жид­кость проходят через глотку в пищевод и затем в желудок.

При церебральном параличе глотание и закрытие гортани могут быть не ко­ординированы, и тогда пища или жидкость попадают в легкие — возникает так называемая аспирация. Это опасно в связи с тем, что вместе с пищей в легкие попадают бактерии и у ребенка могут часто возникать инфекции бронхов и легких.

Когда пища наконец оказывается в желудке, может возникать новая пробле­ма — срыгивание, которое выглядит как небольшая рвота. Срыгивание является

нормальным явлением для грудничков; при сокращении желудка пища, вместо того чтобы проходить в кишечник, выбрасывается назад, в пищевод.

Обычно нормальное продвижение пищи вскоре налаживается, однако у детей с церебральным параличом срыгивание может сохраняться длительное время и еще больше затруднять их кормление. Частые срыгивания могут приводить к вос­палению пищевода из-за кислотного содержания желудка, и возникающий при этом болевой синдром может вызвать у ребенка отказ от еды.

Как помочь ребенку в преодолении указанных нарушений?

Коррекция сосательных движений

Если у ребенка первых месяцев жизни (1—3 месяца) сосательный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в теплом молоке, не­жно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхней губы, ак­тивизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствующие за­хвату соска или соски. В случае, если ребенок не может плотно сомкнуть губы при захвате соска или соски, необходимо придержать его губы, иногда только с одной, более слабой стороны, откуда вытекает молоко.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут произвольно закрыть рот или делают это с чрезмерным усилием и при этом прикусывают сосок. Следова­тельно, взрослому необходимо регулировать движение закрывания рта, а затем учить ребенка делать это самостоятельно. С целью усиления ощущения ребенком своих губ взрослый производит поглаживающие движения внутренней поверхности губ, легкие равномерные удары концом указательного пальца по направлению от щек, подбородка и носа к губам.

Если ребенок с церебральным параличом быстро устает при сосании, он нуждается в перерывах, во время которых мать нежно поглаживает внутрен­нюю поверхность губ и щеки ребенка. Для некоторых детей со слабыми соса­тельными движениями необходимы более частые кормления. Иногда ребенок с церебральным параличом, только начав сосать, устает и засыпает, но вскоре начинает беспокоиться по причине голода. В этом случае следует сделать про­межутки между кормлениями более короткими. Некоторые слишком возбу­димые дети перед кормлением заглатывают воздух, что вызывает у них чувство распирания в животе, крик в начале сосания и беспокойство. Для выпускания воздуха ребенка надо положить на плечи взрослого, поддерживая голову за подбородок, и слегка похлопать его по плечу. В ряде случаев так необходимо делать и после кормления.

Если малыш очень плотно сжимает губы, то для расслабления губной мускула­туры полезными могут быть специальные упражнения. Мать кладет свои указатель­ные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон, производит движения к средней линии так, чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такие упражнения проделываются и с ниж­ней губой, затем с обеими губами.

В особых случаях ребенка не удается накормить естественным путем. В таком случае помочь можно двумя способами: один из них питание по трубке, которую обычно вводят через нос в пищевод и по нему в желудок (назогастральный зонд).

В настоящее время считается, что кормление искусственным способом лучше проводить через гастростому — маленькое отверстие на передней брюшной стен­ке. Как только становится возможным нормальное кормление, гастростому за­крывают.

Ранняя логопедическая работа с малышом, страдающим церебральным пара­личом, облегчает трудности кормления.

Очень важно, чтобы малыш ел в правильной позе. Голова должна быть чуть на­клонена вперед, так, как обычно держат ее здоровые дети и взрослые, когда едят ложкой. При этом малыш должен сидеть ровно. Если он не может жевать, очень важно правильно подобрать для него консистенцию пищи. Если ребенок захлебывается, питье можно сделать более густым. Очень важно, чтобы ребенок получал достаточно калорий, то есть энергии, необходимой для роста и развития.

Одной из возможных проблем, возникающих при воспитании ребенка, могут быть запоры; чтобы расстройства стула не приобретали постоянный характер, важ­но, чтобы ребенок много пил, употреблял с пищей продукты, богатые клетчаткой.

Слюнотечение

Ребенок с церебральным параличом не может контролировать слюнотечение, так как ему трудно держать губы сомкнутыми и регулярно сглатывать слюну.

 

 

И. В. Добряков, Е. В. Крыжко

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ: ОСОБЕННОСТИ, ОТКЛОНЕНИЯ, РАССТРОЙСТВА, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ*

Формирование личности ребенка с церебральным параличом происходит в условиях ограничения возможностей его передвижения, получения информации, общения. Взрослея, он продолжает нуждаться в уходе, остается несамостоятель­ным, а потому не имеет возможности расстаться с младенческим эгоцентризмом. Так биологическая дефицитарность формирует дефицитарность социальную и

психологическую.

В. М. Мясищев (1954) отмечал, что процесс развития личности обусловлен внешними и внутренними условиями, при этом определяющую роль в нем игра­ют «различные уровни развития различных отношений человека» (курсив автора). При этом он рассматривал личность как систему отношений человека, выделяя три подсистемы:

• отношение человека к предметам внешнего мира;

• отношение человека с людьми (взаимоотношения);

• отношение человека к себе.

У ребенка с церебральным параличом отмечаются и количественные, и каче­ственные нарушения формирования этих отношений.

Формирование отношений больного

с церебральным параличом с членами семьи

и посторонними людьми

Как уже отмечалось, для любого ребенка самым важным человеком для по­стижения окружающего мира, формирования отношений к нему является мать. Самыми значимыми, во многом определяющими отношения с другими людьми, являются отношения с ней, с отцом, с другими членами семьи. Так как по сравне­нию со здоровыми детьми больной с церебральным параличом имеет резко сужен-

' Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-дви­гательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. Гл. 3. С. 113-137.

ный круг социального общения, меньшую степень самостоятельности (Абрамо-вич-Лехтман Р. Я., 1966), отношения с членами семьи приобретают в процессе развития его личности особую роль.

Первый человек, с которым новорожденный формирует отношения, — это его мать. Они получили название раннего диалога или протодиалога. От его успеш­ности во многом зависят психическое развитие ребенка, формирование его лич­ности (Emde R. N., Sroufe L. A., 1989). D. W. Winnikott писал, что у новорожден­ных есть потребности очень тонкой природы, которые могут быть удовлетворены только при человеческом контакте. Возможно, ребенку нужно войти в ритм ды­хания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце взрослого. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение (1998). В процессе диалога, осуществляемого по­средством невербального общения и при помощи так называемого проторазгово-ра, устанавливаются экспрессивно-эмоциональные коммуникации, идет станов­ление типа семейного воспитания. При этом состояние здоровья матери и состо­яние здоровья ребенка являются взаимозависимыми.

При рождении ребенка с церебральным параличом его мать переживает разо­чарование, связанное с несбывшимися надеждами на счастливое материнство, испытывает чувство вины, нередко — собственной неполноценности. Она не уве­рена в своих действиях, нередко старается избегать лишних контактов с младен­цем, вызывающих у нее повышение тревоги, старается сводить их к минимуму. В результате протодиалог не возникает, нарастает отчужденное отношение мате­ри к ребенку, что в итоге может привести ее к апатии (Akosh К., Akosh M., 1994). Отношения больного ребенка с другими членами семьи также определяются тем, что для них его рождение, как правило, является психотравмой. При этом, во-первых, происходят изменения внутри семейной системы, пересматриваются и перераспределяются семейные роли и обязанности, а во-вторых, меняется со­циальный статус семьи, ее отношения с микросоциумом. Семья, в которой ро­дился ребенок с церебральным параличом, часто оказывается в изоляции. Ее чле­ны болезненно переживают, что не могут вести такой активный образ жизни, как прежде. Негативные эмоции усугубляются нетактичным поведением знакомых, соседей, иногда медицинских и социальных работников. Все это часто развивает у членов семьи, особенно у родителей больного ребенка, чувство собственной неполноценности.

Наиболее кардинальные изменения происходят в жизни матери ребенка-ин­валида. Как правило, она попадает в условие социальной изоляции, так как вы­нуждена большее время отдавать уходу за ребенком. Часто это несовместимо с продолжением учебы, работы, приводит к резкому сокращению круга общения, в том числе и с мужем, ограничивает возможности развлечений, отдыха.

Мужчина также глубоко переживает обретение нового статуса «отца инвалида», свою неспособность кардинально изменить ситуацию. Часто он ищет забвения в работе, объясняя это желанием заработать больше денег, необходимых для лечения и содержания семьи. К сожалению, нередко мужчина не выдерживает испытаний и бросает жену с больным ребенком, что, естественно, приводит к ухудшению ее со­стояния и сказывается на ребенке. 27% детей с церебральными параличами воспи­тываются матерями-одиночками (Левченко И. Ю., Приходько О. Г., 2001).

Формирование отношений больного с церебральным параличом с близкими людьми протекает на фоне частых семейных конфликтов, виновник которых он сам. Основными причинами конфликтов в семье инвалида детства часто являют­ся поиски виновного в его заболевании. Иногда, утихая и вновь вспыхивая, спо­ры по этому поводу длятся месяцами. Иногда кому-нибудь из супругов (чаще муж­чине) удается убедить другого в его виновности. Более 40% матерей, имеющих детей с церебральными параличами, испытывают глубокое чувство вины, думают о суициде (Левченко И. Ю., Приходько О. Г., 2001). 70% детей с церебральными параличами проживают в неблагополучных и неполных семьях (Панов А. М., 1997). Реже супруги создают псевдосолидарное объединение, основанное на об­винении третьих лиц (чаще врачей). Любой из вариантов деструктивно влияет на жизнедеятельность семьи и формирование личности ребенка. Часто разногласия в семье вызваны разными взглядами на вопросы лечения больного, его воспита­ния, организации ухода за ним. Материальные трудности, с которыми, как пра­вило, сталкивается семья, усугубляют проблемы.

Осознание и принятие родителями того факта, что их ребенок-инвалид и нуж­дается в особых условиях ухода и воспитания, происходит постепенно. И. Ю. Лев­ченко и О. Г. Приходько (2001) выделяют три стадии адаптации родителей к бо­лезни ребенка.

Первая стадияшока, агрессии и отрицания. Родители начинают искать ви­новного в болезни своего ребенка. В некоторых случаях агрессия выливается и на малыша, мать с трудом находит в себе силы, чтобы принять ребенка-инвалида, так сильно отличающегося от других детей. На этой стадии отношения в семье становятся настолько напряженными, а шоковое состояние таким острым и за­тяжным, что семьи нередко распадаются и мать остается наедине со своим горем. Вторая стадияскорби. Понимая, что ребенок, вероятнее всего, никогда не сможет быть здоровым, а возможно, не сможет самостоятельно передвигаться, родители осознают огромную ответственность перед ним. Перед ними, особенно перед матерью, встает множество вопросов, связанных с особым уходом за боль­ным ребенком, его лечением и воспитанием. На этой стадии возрастает потреб­ность родителей в квалифицированной помощи специалистов.

Третья стадияадаптации. Родители принимают истинное положение своего ребенка. Степень принятия его может быть разной, но так или иначе родители учитывают особенности своего положения и начинают строить жизнь в соответ­ствии с реальностью. При этом отмечается возобновление интереса к окружаю­щему миру, негативные эмоции становятся менее интенсивными, появляется пер­спектива, готовность решать проблемы с ориентацией на будущее.

Задачей всех медицинских и социальных работников, принимающих участие в жизни такой семьи, является делать все возможное для скорейшего достижения третьей стадии. К сожалению, адаптации на биологическом, психологическом и социальном уровнях достигают далеко не все семьи инвалидов. Признаками де-задаптивной семьи, нуждающейся в консультации психотерапевта, являются:

• постоянные жалобы на ситуацию;

• саботаж реабилитационных мероприятий;

• воспитание по типу гиперпротекции;

• наличие замкнутых систем мать—ребенок;

большое количество соматических жалоб со стороны членов семьи;

• социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов. По мере взросления ребенка могут проявиться и другие признаки, такие как

выраженная враждебность по отношению к ребенку-инвалиду, избегание его (Лев­ченко И. Ю., Приходько О. Г., 2001).

Женщина, родившая ребенка с церебральным параличом, а также члены ее семьи нуждаются в психологической поддержке, часто в психокоррекции, а нередко и в пси­хотерапии. Чем раньше они получат эту помощь, тем лучше. Однако, несмотря на то, что в последнее время активно развиваются перинатальная психология и психо­терапия, реально получить такую помощь в первые месяцы жизни ребенка весьма проблематично. Невропатологи, массажисты, напротив, часто начинают лечение ребенка с церебральным параличом буквально с первых дней жизни. В связи с этим очень важно, чтобы эти специалисты были компетентны в вопросах психического развития ребенка раннего возраста, его воспитания, семейного консультирования, чтобы они могли оказать простейшую консультативную помощь, оценить тяжесть состояния пациентов, а при необходимости убедить мать обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Часто члены семьи, испытывая скрытую или явную вину в связи с рождением боль­ного ребенка, пытаются любому медицинскому работнику навязать роль судьи, ко­торый бы определил степень тяжести вины каждого за случившееся. Ни в коем слу­чае не следует соглашаться на нее. Для этого необходимо избегать прямых ответов на внешне вполне нейтральные вопросы о том, не могли ли причиной заболевания ре­бенка послужить, например, простуда матери, нервно-психическое расстройство кого-нибудь из родственников по отцовской или материнской линии, алкогольный эксцесс и т. п. Если подобные вопросы задаются при планировании новой беременно­сти с целью выяснить степень риска возникновения заболевания у будущего ребенка, нужно направить супругов в генетическую консультацию.

Для предотвращения отчужденного отношения к больному ребенку матери необ­ходимо дать ей инструкцию вести себя с ним так, как со здоровым (Akosh К., Akosh M., 1994). Родители должны знать особенности развития и интересы здорового ребенка, помнить, что больной церебральным параличом, прежде всего, ребенок (Ипполито-ва М. В. и др., 1993), стараться не лишать его детства. Это будет способствовать активному контакту матери и ребенка, лучшему взаимопониманию, уменьшению уровня тревоги в системе взаимоотношений мать—дитя.

На раннем этапе развития ребенка с церебральным параличом важными задача­ми медицинских работников являются поддержка семьи, сосредоточение ее усилий на сплочении и решении текущих задач, возникающих «здесь и сейчас», на формиро­вании правильных стереотипов общения с младенцем, адекватного типа семейного воспитания.

Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье

Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье оказывает влияние на формирование его отношений как к окружающему миру, так и к людям и к себе. В работах многих исследователей подчеркивается негативная роль дисгармонич­ного воспитания на формирование личности, возникновение акцентуаций, не-

вротических расстройств, психопатий (Варга А. Я., 1987; Захаров А. И., 1996; Эй-демиллер Э. Г., Юстицкис В., 1987, 1999, и др.).

Обстановка, сложившаяся в семье больного с детским церебральным парали­чом в связи с его рождением, с первых дней жизни малыша способствует форми­рованию дисгармоничного (неправильного, патологизируюшего) типа семейно­го воспитания, осложняющего развитие ребенка.

Также одной из частых причин дисгармоничного семейного воспитания ре­бенка с церебральным параличом является ранняя материнская депривация. По данным Е. В. Крыжко (2001), детей до 70% с церебральными параличами имеют в анамнезе указания на то, что в первые часы жизни у них отмечались серьезные нарушения, требующие реанимационных мероприятий. Большинство этих но­ворожденных были разлучены с матерью, нередко на длительные сроки (на 1,5— 2 месяца). После выписки родители нередко стремятся компенсировать ребенку недостаток положительных эмоций путем излишнего удовлетворения потребно­стей своих детей (Раттер М., 1998).

Сравнительный анализ семей, имеющих здоровых детей и семей детей с це­ребральными параличами, обучающихся в специализированной школе «Динами­ка», выявил значимые различия по типам семейного воспитания (отличие по кри­терию Пирсона х2 = 67,3). Неправильное воспитание в семье получали всего 20% здоровых детей и 78% детей с церебральными параличами (Добряков И. В., Це­ретели С. В., 2003). При этом чаще всего такое воспитание носило характер гипер­протекции (Крыжко Е. В., 2001; Левченко И. Ю., Приходько О. Г., 2001, и др.).

По мнению М. Раттер (1998), воспитание в семье детей с церебральными па­раличами, как правило, приобретает характер гиперпротекции по следующим причинам:

• как следствие осложнений при родах и наличия дефекта у детей;

• как реакция на враждебное отношение к своему ребенку и неприятие его;

• как стремление компенсировать негармоничные супружеские отношения;

• как стремление родителей компенсировать недостаток родительского теп­ла в их собственном детстве путем излишнего удовлетворения потребно­стей своих детей.

Э. Г. Эйдемиллер (2001) выделяет два типа гиперпротекции: потворствующую и доминирующую.

Потворствующая гиперпротекция характеризуется стремлением членов семьи к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, находящегося в центре внимания. При этом типе воспитания у ребенка ограничены возможности прояв­ления самостоятельности, формируется его полная зависимость от родителей, личность приобретает черты эгоцентризма и демонстративности.

При доминирующей гиперпротекции ребенок также находится в центре внима­ния родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако при этом он постоянно сталкивается с мелочным контролем, с различными ограничениями и запретами, полностью лишен самостоятельности. Нередко это провоцирует ре­акции негативизма и эмансипации, аффективные вспышки. Личность, форми­рующаяся таким образом, характеризуется астеническими чертами.

Помимо гиперпротекции, Э. Г. Эйдемиллер выделяет патологизирующее се­мейное воспитание по типу повышенной моральной ответственности, которое

также иногда применяется в семьях, имеющих ребенка с церебральным парали­чом. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, формирует личность с тревожно-мнительными чертами. Для родителей, склонных к этому типу вос­питания, диагноз ДЦП часто звучит как приговор. Они ставят перед собой цель во что бы то ни стало вылечить больного ребенка, поставить его на ноги. Для этого они постоянно консультируют больного у разных врачей, иногда экстра­сенсов, колдунов, ищут новейшие методики лечения (медикаментозного, опе­ративного, массажа, гипсования и пр.), буквально изнуряя ими ребенка. При этом ребенок попадает в условия не только не способствующие нивелированию последствий неблагоприятных перинатальных факторов, но, напротив, усугуб­ляющие их (Крыжко Е. В., 2001).

Реже встречается воспитание по типу эмоционального отвержения, приводя­щее к тяжелым деформациям личности. В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ре­бенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. При этом ребенок-инвалид может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвер­жение формирует и усиливает неустойчивые, инертно-импульсивные черты лич­ности, может привести к возникновению невротических расстройств.

Еще реже в дети с церебральными параличами воспитываются по типу жесто­кого обращения, при котором на первый план выступает также эмоциональное отвержение, но проявляющееся частыми наказаниями в форме избиений, лише­ния удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка, а кроме того, гипо-протекция, характеризующаяся тем, что родители не интересуются ребенком и не контролируют его.

При выявлении негармоничного типа семейного воспитания детей с церебральны­ми параличами необходимо показать родителям, что оно приводит к неверной оцен­ке ребенком отношений к нему окружающих людей, затрудняет формирование адек­ватного его отношения к себе, мешает формированию правильного отношения ребенка к своей болезни и перспективам, что препятствует эффективной абилитационной работе. Негармоничное, патологизирующее воспитание больного с церебральным па­раличом в семье является показанием к проведению психокоррекции, психотерапии. Специалист-абилитолог должен уметь выявить неправильный тип воспитания, убе­дить членов семьи в необходимости изменений воспитательных установок, напра­вить семью на консультацию к психологу или психотерапевту.

Формирование отношения к себе ребенка с церебральным параличом

Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воз­действием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологичес­кими защитами, которыми он пользуется.

Особое значение имеет то, как оценивает ребенка мать и насколько адекватно он это понимает (Исаев Д. Н., 1996).

Было установлено, что профиль оценки показателей детей с церебральными параличами их матерями более асимметричен, неровен, чем аналогичный про­филь оценки качеств матерями своих здоровых детей. Эта асимметричность сви­детельствует о противоречивости материнских оценок, обусловленной неорди­нарной ситуацией развития ребенка с церебральным параличом. Матери боль­ных детей чаще, чем матери здоровых, ниже оценивают физические (здоровье, сила) и умственные качества своего ребенка. Однако, в противовес низким оцен­кам физических, телесных качеств отмечается компенсаторное завышение оценок такого качества, какдоброта (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Татуйко О. Н., 1999). По-видимому, это своеобразная психологическая защита, способствующая при­нятию матерью своего больного ребенка.

Дети с церебральными параличами больше, чем здоровые, ориентированы на предполагаемые ими оценки матери, то есть хотят видеть себя такими, какими, как они считают, их хотели бы видеть матери. Оценка матери очень значима для больного церебральным параличом ребенка, однако он нередко не может пра­вильно определить ее. Исследования показали, что у детей с церебральными па­раличами показатели предполагаемой ими материнской оценки их качеств в два раза превышают показатели истинной материнской оценки. Ожидаемые здоро­вым ребенком оценки со стороны матери различных аспектов образа его «Я» на­ходят свое отражение в реальных материнских оценках. То есть предположения ребенка относительно своего образа в глазах наиболее значимого для него лица оправдываются, и это благоприятно сказывается на формировании его отноше­ния к себе (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Татуйко О. Н., 1999).

Исследования особенностей образа «Я» у здоровых детей и учащихся центра абилитаций с индивидуальными формами обучения № 616 «Динамика» выявили статистически значимые по /-критерию Стьюдента различия между оценками ими своей эмоциональной сферы = 0,10). Были получены корреляции, свидетель­ствующие о том, что дети, открытые контактам с окружающими людьми, с боль­шей критичностью оценивают аффективную составляющую образа своего «Я». Наряду с позитивными эмоциональными качествами (жизнерадостностью, впе­чатлительностью), они отмечают у себя и негативные качества (обидчивость, вспыльчивость). Уверенные и независимые дети склонны к высокой оценке сво­его поведения, подчеркивая такие поведенческие качества, как активность и об­щительность. Оказалось, что дети с церебральными параличами менее критичны к себе, чем здоровые, особенно в восприятии своего эмоционального состояния (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Татуйко О. Н., 1999).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...