Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение




Понятие совокупного спроса и факторы его определяющие. Совокупное предложение: классическая и Кейнсианская модели. Кривая совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие на рынке благ. Модель AD-AS. Эффект «храповика».

Тема 4. Кейнсианская и неоклассическая модели макроэкономического равновесия

Классики и Дж.М. Кейнс: подходы к соотношению совокупного спроса и совокупного предложения. Потребление и сбережения. Факторы потребления, связанные и несвязанные с доходом. Предельная склонность к потреблению. Функция потребления и ее графическая интерпретация. Сбережение, как часть дохода, которая не потребляется. Предельная склонность к сбережению. Функция сбережения: содержание и графический вид. Эффект мультипликатора. Понятие инвестиций, их структура.

Тема 5. Основы теории денег. Рынок денег

Возникновение и сущность денег. Развитие форм денег. Функции денег. Закон денежного обращения. Эволюции денежных систем. Спрос на деньги. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты. Предложение денег. Равновесие на рынке денег. Процесс банковской мультипликации. Кредитная система.

Тема 6. Инфляция, как проявление макроэкономической нестабильности

Сущность и виды инфляции. Показатели инфляции. Инфляционный налог. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Социально – экономические последствия инфляции. Содержание и основные направления антиинфляционной политики. Особенности инфляционных процессов в современной России и пути их регулирования.

Тема 7. Цикличность развития экономики

Понятие экономического цикла и причины циклического развития экономики (экзогенные и эндогенные). Теории циклов. Марксистская теория кризисов перепроизводства. Фазы циклов. Виды циклов. Циклы Жугляра и Кузнеца. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Аграрные и структурные кризисы. Особенности современных экономических циклов. Антициклическое регулирование.

Тема 8. Занятость и безработица

Основные понятия статистики занятости. Безработица: уровень и продолжительность. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Закон Оукена. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

Тема 9. Роль государства в экономике

Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и типы государственного регулирования. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Основные направления государственного регулирования. Механизм государственного регулирования, прямые и косвенные методы. Становление и развитие государственной собственности. Ее субъекты. Структура государственной собственности и роль в экономической системе. Государственное экономическое программирование, виды программ. Границы эффективности государственного регулирования экономики.

Тема 10. Финансовая система. Фискальная политика государства

Необходимость, сущность финансов и их функции в экономической системе. Финансовая система, ее структура (субъекты) и роль. Понятие, функции и структура государственного бюджета. Бюджеты различных уровней. Статьи доходов и расходов бюджета. Проблема сбалансированного бюджета. Понятие государственного долга и его влияние на экономику. Внешний и внутренний долг. Пути сокращения государственного долга. Налоговая система: сущность, структура и функции. Принципы налогообложения. Основные виды налогов. Налоговые льготы. Кривая А. Лаффера. Проблемы сбора налогов. Фискальная политика.

 

Тема 11. Денежно – кредитная политика государства

Банковская система в России. Роль и функции Центрального банка. Коммерческие банки. Кредитно-финансовые учреждения. Содержание и цели денежно – кредитной политики. Инструменты денежно – кредитной политики. Операции на открытом рынке. Резервная норма. Учетная ставка. «Дешевые» и «дорогие» деньги.

Тема 12. Модель IS-LM: общая характеристика

Характеристика и вывод кривых IS и LM. Модель совокупного равновесия IS-LM. Включение в модель IS-LM государства. Фискальная политика в рамках модели IS-LM.

Тема 13. Государственная социальная политика

Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальные и реальные доходы. Распределение доходов и социальная структура общества. Кривая Лоренца. Уровень жизни и бедность. Государственное регулирование распределения доходов. Системы социальной защиты. Государственная политика занятости.

Тема 14. Экономический рост

Понятие экономического роста. Теоретические подходы к анализу экономического роста. Цели, эффективность и качество экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Показатели экономического роста. Понятие экономической структуры. Отраслевая, воспроизводственная и территориальная структура. НТП – материальная основа формирования эффективной структуры экономики. Инновационная экономика. Виды научно – технических инноваций.

 

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Предмет и метод макроэкономики

Проектные задания

 

Задание 1. Известно, что макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла гораздо позднее, чем микроэкономика. По единодушному мнению большинства западных экономистов с выходом в свет в 1936 году книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было положено начало современному макроанализу. А до этого макроэкономика отсутствовала?- Нет, так как макроэкономические взгляды, концепции были и прежде у представителей различных экономических школ и направлений. Какой материал можно предложить на ваш взгляд к написанию раздела «Возникновение и становление макроэкономики»?

 

Задание 2. Многие экономисты предмет макроэкономики сводят к разным проблемам (например, их может быть 3: занятость, инфляция, безработица). Сколько с вашей точки зрения в современной экономике России существует макроэкономических проблем (как правило, их несколько десятков)? Выявите их, продумайте и предложите пути решения этих проблем. Желательно это сделать в табличной форме.

 

Проблемные вопросы для обсуждения

1. В современной экономике существует множество макроэкономических проблем. Какие на ваш взгляд макроэкономические школы способны предложить пути их решения?

 

2. Что вы знаете о национальных проектах современной России? Как они выполняются?

 

3. Назовите основные макроэкономические школы и оцените какова их роль в современной экономике?

 

Тесты

1. К вопросам, изучением которых занимается макроэкономика, относятся:

а) анализ причин инфляции и безработицы

б) ценообразование на отдельные товары и услуги

в) проблема максимизации полезности от потребления благ

г) взаимодействие реального и денежного секторов экономики

 

2. К специфическим методам в макроэкономике относятся:

а) метод анализа и синтеза

б) сочетание логического и исторического подходов

в) агрегирование

г) макроэкономическое моделирование

 

3. К макроэкономическим проблемам относятся:

а) инфляция

б) занятость

в) экономический рост

г) уровень заработной платы отдельного работника

 

4. Макроэкономика отличается от микроэкономики тем, что онаиспользует:

а) принцип «при прочих равных условиях»

б) понятие экономического равновесия

в) агрегирование величины

г) предельные величины

 

5. Макроэкономика как самостоятельная наука появилась:

а) в конце XVIIIвека

б) в начале XIX века

в) в середине 30-х годов XXвека

г) в начале 60-х годов XXвека

 

6. Понятие «макроэкономика» впервые ввел в научный оборот:

а) Дж. М. Кейнс

б) Р. Фриш

в) А.Маршалл

г) П. Самуэльсон

 

7. Основоположником макроэкономики как науки является:

а) Дж. М. Кейнс

б) А. Маршалл

в) А. Смит

г) К. Макконнелл

 

8. Принцип «при прочих равных условиях» означает, что:

а) все остальные факторы не изменяются

б) ни одна другая модель не может объяснить изменение зависимой переменной

в) ни одна другая переменная не оказывает влияние на зависимую переменную

г) модель является логической

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...