Что же нужно знать о неблагополучной семье?
Что же нужно знать о неблагополучной семье? • Материально – бытовые условия; • Эмоционально-нравственный климат; • Режим дня ребенка в семье; • Методы и приемы воздействия взрослых на детей; • Семейный досуг; • Уровень педагогической культуры родителей. Направления и форы работы с неблагополучной семьей. · Диагностика семейного неблагополучия: · Наблюдение специалистов и педагогов; · Анкетирование детей и родителей; · Опросники; · Тесты; · Мини-консилиумы; · Тренинги; · Анализ документов; · Анализ продуктов детского творчества; · Анализ состояния здоровья детей; · Анализ развития и успеваемости. Индивидуальная помощь неблагополучной семье: · Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций; · Консультации; · Индивидуальные беседы; Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие: 1. Жизнеобеспечение: • занятость родителей, • социальный статус; • образовательный статус; • материальный статус. 2. Организация быта: • тип жилья; • санитарно-гигиенические условия; • условия жизни ребенка в семье. 3. Физическое здоровье: • Диагностика; • хронические болезни; • профилактика; • гигиена. 4. Духовное и моральное здоровье: • вредные привычки; • рецидивы; • психологическое благополучие. 5. Воспитание детей: • стиль воспитания в семье; • психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь. 6. Внутренние и внешние коммуникации семьи: • открытость семьи; • тип семьи; • характер детско-родительских взаимоотношений; • отношения между супругами.
Доклад: " Алгоритм работы педагога с неблагополучными семьями. " Социальный педагог: Федорова Я. Н. Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих МОУ. Заполняются карты учащихся, составляется социальный паспорт МОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и учеников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией о семье обладает классный руководитель в классе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: - утомленный, сонный вид; - санитарно-гигиеническую запущенность; - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; - неумеренный аппетит; - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; - привлечение внимания любым способом; - чрезмерная потребность в ласке; - проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; - трудности в обучении.
С чего начинается работа педагога и специалистов: Когда мы получаем информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта: • характеристика семей по количеству детей в семье; • характеристика семей по уровню дохода; • характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком); • характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень); • выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей; • выделение в особую группу детей с особенностями в развитии; • выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом); • выделение группы детей из семей безработных; • выделение группы детей из семей переселенцев и вынужденных мигрантов; • выделение группы детей из семей военнослужащих; • выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения; • выделение группы детей, родители которых являются студентами. Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога. • 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); • 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; • 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; • 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; • 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; • 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; • 7-й этап: составление карты семьи. • 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей; • 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; • 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|