Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что же нужно знать о неблагополучной семье?




Что же нужно знать о неблагополучной семье?

• Материально – бытовые условия;

• Эмоционально-нравственный климат;

• Режим дня ребенка в семье;

• Методы и приемы воздействия взрослых на детей;

• Семейный досуг;

• Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и форы работы с неблагополучной семьей.

· Диагностика семейного неблагополучия:

· Наблюдение специалистов и педагогов;

· Анкетирование детей и родителей;

· Опросники;

· Тесты;

· Мини-консилиумы;

· Тренинги;

· Анализ документов;

· Анализ продуктов детского творчества;

· Анализ состояния здоровья детей;

· Анализ развития и успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

· Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

· Консультации;

· Индивидуальные беседы;

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение:

• занятость родителей,

• социальный статус;

• образовательный статус;

• материальный статус.

2. Организация быта:

• тип жилья;

• санитарно-гигиенические условия;

• условия жизни ребенка в семье.

3. Физическое здоровье:

• Диагностика;

• хронические болезни;

• профилактика;

• гигиена.

4. Духовное и моральное здоровье:

• вредные привычки;

• рецидивы;

• психологическое благополучие.

5. Воспитание детей:

• стиль воспитания в семье;

• психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи:

• открытость семьи;

• тип семьи;

• характер детско-родительских взаимоотношений;

• отношения между супругами.

Доклад: " Алгоритм работы педагога с неблагополучными семьями. " Социальный педагог: Федорова Я. Н.

Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.

 

Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих МОУ. Заполняются карты учащихся, составляется социальный паспорт МОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и учеников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией о семье обладает классный руководитель в классе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

С чего начинается работа педагога и специалистов:

Когда мы получаем информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта:

• характеристика семей по количеству детей в семье;

• характеристика семей по уровню дохода;

• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей;

• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

• выделение группы детей из семей безработных;

• выделение группы детей из семей переселенцев и вынужденных мигрантов;

• выделение группы детей из семей военнослужащих;

• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;

• выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога.

• 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

• 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

• 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

• 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

• 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

• 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

• 7-й этап: составление карты семьи.

• 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;

• 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

• 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...