Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклад " Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей"




Доклад " Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей"

Психолог школы: Ялбуган К. Г.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.

2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.

3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.

Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.

Доклад классного руководителя 7-Б класса Серебрянской Д. А.

«Организация работы классного руководителя с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации»

 

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.

(С. Маршак)

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост

безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др.

Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи,

правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, вынужденные переселенцы, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на

ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует

себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении

социально-экономического положения психологический климат в семье

меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это

неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два

основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и

бедность.

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации

должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной

социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне

массового образовательного учреждения специализированной помощи и

консультированию в профильных центрах и службах города.

 Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении,

самовоспитании, общении, образе жизни.

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в

трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный

руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел

в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их

заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям

необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в

помощи государства - с целью организации работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах

доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип

конфиденциальности полученной информации.

Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе, таких детей заметить несложно:

– ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным,

без необходимых школьных принадлежностей и т. д.;

– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной

причины;

- имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье

и т. д.

Свою работу классный руководитель начинает со знакомства с детьми

класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. В

нашей школе он имеет следующую форму заполнения:

- число семей и детей в классе;

- число полных семей;

- число неполных семей;

- неблагополучные семьи.

В своей работе я еще практикую анкетирование родителей будущих 5 -

классников. Таким образом, уже заочно я знакомлюсь с детьми и их семьями.

Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат,

взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы

ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами

родителей. Все учителя 5-ых классов нашей школы в течение 1четверти

составляют акты обследования жилищно-бытовых условий семьи и ребёнка.

Для пополнения данной информации о ребенке и его семье я провожу для

детей рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи».

Для получения информации от родителей использую тест «Искусство

воспитания»:

- Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов:

«да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл,

«нет» – 0 баллов.

1 Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2 Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным

делам?

3 Интересуются ли они вашей работой?

4 Знаете ли вы друзей ваших детей?

5 Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6 Проверяете ли вы, когда они учат уроки?

7 Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?

8 Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9 Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята,

чтобы вы были с ними, а не уходили из дома?

10 Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11 А телевизионные передачи и фильмы?

12 Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13 Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?

14 Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать

благополучными.

С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но

недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть

улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо

принимать срочные меры для их улучшения.

 

Я считаю, что в работе с детьми по этой проблеме, каждый педагог должен

еще быть «хорошим психологом». Надо всегда помнить семь педагогических

правил принципа «Не навреди! »

• 1 Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это

приводит к их замкнутости.

• 2 Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

• 3 Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это

формирует у него чувство вины.

• 4 Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.

• 5 Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

• 6 Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и

инакомыслию.

• 7 Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во

взаимоотношениях с учащимися.

Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы

организовать совместную работу родителей, классного руководителя,

социального педагога, психолога по преодолению семьей и ребенком

трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Что для этого делается:

- проводятся родительские собрания со следующей тематикой: «Роль семьи и

школы в воспитании ребёнка», «Задачи семьи в формировании нравственных

качеств личности ребенка », «Наказание в семье. Как не перегнуть палку»,

«Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника» и т. д.;

- проводятся беседы-консультации с психологом и социальным педагогом

школы;

- посещаю детей на дому;

- проводятся часы общения с классом, направленные на воспитание

нравственных качеств (доброты, толерантности, милосердия, дружбы,

взаимопонимания), беседы, направленные на профилактику пагубных и

вредных привычек, например: «Вредные привычки», «Как быть прилежным

и старательным», «Путешествие в город Толерантность» и др.;

- очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,

вовлекать во внеклассную, внеурочную работу;

- с целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей

на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой

момент обращались за помощью к педагогу и психологу;

- как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке

домашних заданий, преодолении трудностей в обучении;

- стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском

коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно.

И закончить своё сообщение я хочу следующими словами:

Кто, если не мы, протянет руку помощи?

Кто, если не мы, укажет правильную дорогу?

Кто, если не мы, поможет и защитит? Кто, если не мы?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...