Доклад " Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей"
Доклад " Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей" Психолог школы: Ялбуган К. Г. Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен: 1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом. 2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный. 3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра. Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку. Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи. Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
Доклад классного руководителя 7-Б класса Серебрянской Д. А. «Организация работы классного руководителя с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак) Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, вынужденные переселенцы, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность. Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации
должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства - с целью организации работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации. Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе, таких детей заметить несложно: – ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т. д.; – у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах; – ребенок систематически опаздывает на учебные занятия; – ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины; - имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т. д. Свою работу классный руководитель начинает со знакомства с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. В нашей школе он имеет следующую форму заполнения: - число семей и детей в классе; - число полных семей; - число неполных семей; - неблагополучные семьи. В своей работе я еще практикую анкетирование родителей будущих 5 -
классников. Таким образом, уже заочно я знакомлюсь с детьми и их семьями. Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей. Все учителя 5-ых классов нашей школы в течение 1четверти составляют акты обследования жилищно-бытовых условий семьи и ребёнка. Для пополнения данной информации о ребенке и его семье я провожу для детей рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи». Для получения информации от родителей использую тест «Искусство воспитания»: - Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. 1 Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2 Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам? 3 Интересуются ли они вашей работой? 4 Знаете ли вы друзей ваших детей? 5 Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 6 Проверяете ли вы, когда они учат уроки? 7 Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения? 8 Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9 Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома? 10 Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 11 А телевизионные передачи и фильмы? 12 Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13 Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах? 14 Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми? Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Я считаю, что в работе с детьми по этой проблеме, каждый педагог должен
еще быть «хорошим психологом». Надо всегда помнить семь педагогических правил принципа «Не навреди! » • 1 Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости. • 2 Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки. • 3 Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины. • 4 Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды. • 5 Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности. • 6 Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию. • 7 Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися. Моя работа как классного руководителя направлена на то, чтобы организовать совместную работу родителей, классного руководителя, социального педагога, психолога по преодолению семьей и ребенком трудной жизненной ситуации, в которую они попали. Что для этого делается: - проводятся родительские собрания со следующей тематикой: «Роль семьи и школы в воспитании ребёнка», «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка », «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», «Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника» и т. д.; - проводятся беседы-консультации с психологом и социальным педагогом школы; - посещаю детей на дому; - проводятся часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброты, толерантности, милосердия, дружбы, взаимопонимания), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек, например: «Вредные привычки», «Как быть прилежным и старательным», «Путешествие в город Толерантность» и др.; - очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вовлекать во внеклассную, внеурочную работу; - с целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу; - как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении; - стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. И закончить своё сообщение я хочу следующими словами: Кто, если не мы, протянет руку помощи? Кто, если не мы, укажет правильную дорогу? Кто, если не мы, поможет и защитит? Кто, если не мы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|