Зарубежные операции ЦРУ против СССР и других социалистических стран
В отличие от контрразведывательных, разведывательные операции против СССР и других социалистических стран были направлены на получение в конечном счете достоверной информации, однако оба вида операций настолько переплетались между собой, что в большинстве случаев они практически были неотделимы друг от друга. Дело в том, что проведение разведывательных операций в этих странах весьма затруднялось эффективностью коммунистических служб внутренней безопасности. То, что иногда происходило в Советском Союзе или на территории социалистических стран, так это неожиданное предложение своих услуг тем или иным гражданином этих стран, что, разумеется, исключало процесс нацеливания, изучения, оценки и вербовки агента. С другой стороны, доступ к советскими восточно‑ европейским служащим, находящимся за пределами коммунистического блока, был относительно легок, и с годами в ЦРУ была выработана тщательно продуманная методика их разработки. Операции, проводимые по этой методике, в целом являлись скорее контрразведывательными, чем разведывательными, т. е. они отражали скорее защитную (с точки зрения ЦРУ) функцию, чем сбор разведывательной информации. Вместе с тем они носили довольно агрессивный характер. Важной частью своей деятельности ЦРУ считало слежку за сотрудниками советских посольств как внутри миссий, как и за их территорией. Для этого существовали разработанные ЦРУ определенные методики и правила, которыми следовало руководствоваться зарубежным резидентурам. Ниже изложен взгляд ЦРУ на эту тему. «Первое правило в таких операциях – это рассмотреть возможность покупки вспомогательными агентами резидентуры окружающего советское посольство недвижимого имущества. Наиболее подходящие и наиболее перспективные объекты этого недвижимого имущества необходимо купить заранее и держать в готовности для использования в любое время.
Поскольку советские посольства часто занимают довольно обширные земельные участки с большими особняками, окруженными высокими заборами‑ стенами, можно найти семь‑ восемь домов, расположенных рядом с участком, на котором находится советское посольство. Эти дома могут быть использованы для расположения в них постов визуального наблюдения и размещения технических средств сбора сведений. Если, например, известно или имеются предположения, что посольство пользуется электронными шифровальными машинами, то исходящие от них излучения можно улавливать, и это позволит дешифровать секретную переписку посольства (такая операция предпринимается по заданию Агентства национальной безопасности). Пункты визуального наблюдения чаще всего используются для определения принадлежности сотрудников посольства к той или иной разведывательной службе и для изучения существующей в советской колонии общей обстановки. В любом случае при наличии возможности за всеми входами и выходами с территории советского посольства и за самой территорией устанавливается визуальное наблюдение. Для этого может потребоваться от трех до четырех постов. Каждый такой пост укомплектовывается агентами, часто семейными парами (иногда пожилыми), которые проживают в доме напротив посольства, выше окружающего его забора, и постоянно ведут специальный журнал учета входов и выходов каждого советского служащего, а также участников частых бесед в укромных уголках территории миссии с указанием их особых внешних примет. С постов наблюдения производится фотографирование, чтобы получить наиболее свежие фотографии советского персонала, а также видеосъемка беседующих, для того чтобы по движениям их губ соответствующие специалисты могли воспроизвести содержание разговора. Записи, производимые в журналах на постах визуального наблюдения, тщательно изучаются вместе с записями телефонных разговоров, полученными в результате подслушивания, а также с данными, полученными в результате использования других технических средств, если их удалось установить.
В итоге всех этих мероприятий выявляются функциональные обязанности и характер повседневной деятельности всех сотрудников советской колонии. Подготовка к изучению командируемых за рубеж советских служащих и служащих социалистических стран начинается задолго до их прибытия в страну. Почти всегда первые данные о предстоящем прибытии нового сотрудника берутся из запроса на визу, направляемого советским министерством иностранных дел посольству той страны в Москве, в которую командируется сотрудник. Визу может дать или само посольство после консультации со своим министерством иностранных дел, или министерство иностранных дел. Переговоры по этим вопросам часто осуществляются посредством закодированных дипломатических депеш. Резидент ЦРУ в столице страны, в которую должен приехать советский служащий, получает расшифрованное сообщение из Агентства национальной безопасности через штаб‑ квартиру ЦРУ, где сразу же начинается проверка советского сотрудника по картотекам и досье. Так, если советское министерство иностранных дел запрашивает дипломатическую визу у индийского посольства в Москве для «товарища Иванова», то резидент ЦРУ в Нью‑ Дели может получить первые данные о предстоящем прибытии советского сотрудника посредством перехвата или подслушивания правительственных линий связи Индии. Еще до прибытия советского сотрудника резидентура ЦРУ будет располагать всей доступной информацией о нем и его семье, а возможно, и фотографиями. Это та информация, которая могла быть собрана и сведена в досье во время его предыдущих служебных поездок за границу, из опроса лиц, перешедших на Запад, из перехвата служебной корреспонденции, из переговоров и других источников. Если сотрудник новый, и о нем нет никаких сведений, на него заводится новое досье и начинается новая история разработки объекта.
Конечной целью этих операций является вербовка сотрудников официальных представительств Советского Союза или социалистических стран, а это можно сделать только при хорошем их знании. Агент‑ наводчик, специалист в отношении работы с лицами соцлагеря, является, пожалуй, наиболее эффективным для получения сведений о личности того или иного служащего и о его уязвимых местах. Агенты‑ наводчики – это такие люди, которые на основе самых разнообразных причин и побудительных мотивов могут установить личные отношения с советским служащим или служащими социалистических стран; такие агенты предоставляют возможность ЦРУ осуществлять глубокое и всестороннее изучение разрабатываемых объектов вербовки. Агент‑ наводчик может осторожно направлять беседы с разрабатываемым на нужные темы, с тем чтобы выявить его уязвимые места, слабости характера, личные проблемы, симпатии и антипатии. Иногда агент‑ наводчик может стать агентом‑ двойником, если советская сторона попытается завербовать его, однако работа с агентами‑ двойниками, за исключением особых случаев, не поощряется, так как с ними возникает слишком много проблем из‑ за постоянной необходимости проверять, не перевербован ли агент противной стороной и не работает ли он против ЦРУ. В принципе агентом‑ наводчиком может быть любой человек, лишь бы разрабатываемый объект проявлял к нему интерес: чиновник министерства иностранных дел страны пребывания, дипломат «третьей страны», человек, увлеченный тем же хобби, мужчина с привлекательной женой и др. Чем теснее агент‑ наводчик установит личные взаимоотношения с советскими людьми, тем лучше резидентура сможет оценить их уязвимость. Довольно часто наилучшими агентами‑ наводчиками оказываются сотрудники представительств других коммунистических стран, работающие в том же городе, что и объект разработки из советских граждан; обычно они вербуются для работы против Советов на основе националистических побуждений. Подобными агентами‑ наводчиками могут быть и дипломаты третьих стран, местные политические и правительственные служащие, а также лица, имеющие общие с советскими людьми увлечения. Агенты‑ двойники используются в основном для выявления советских шпионов, накопления данных об их профессиональной компетентности и личных качествах, а также для раскрытия поставленных перед ними задач и вынуждения их работать вхолостую.
Задача агентов‑ наводчиков состоит в том, чтобы «навести мосты», которые агенты могут постепенно подготовить в период психологического созревания для недовольных советских граждан с целью их перехода на сторону противника. Агенты‑ наводчики – это люди, которым советский человек может довериться, если в нем созрела внутренняя потребность довериться кому‑ то. После нескольких часов, месяцев или даже лет знакомства агент‑ наводчик может проявить инициативу и начать ту или иную политическую дискуссию. Первое правило в этой игре – никогда не чернить СССР или то, что связано с ним. Главное – это провести грань в сознании разрабатываемого объекта между Советским Союзом – отечеством и Советским Союзом – территорией, подчиненной КПСС, то есть отделить правительство от народа и страны. Один из эффективных и надежных методов состоит в восхвалении русских культурных традиций и одновременном выражении тревоги в отношении положения диссидентских писателей и художников. В большинстве стран иностранные дипломаты посещают свой клуб, где каждый месяц устраиваются встречи, обеды, экскурсии. Сотрудники Госдепартамента и сотрудники ЦРУ, работающие под прикрытием дипломатических представительств, являются членами таких клубов и имеют возможность устанавливать личные контакты с советскими сотрудниками. Формально резидент ЦРУ обязан получить разрешение посла, если он желает направлять деятельность сотрудника Госдепартамента и использовать его личные отношения с коммунистическим дипломатом в целях разработки последнего на предмет вербовки; иногда личные отношения с коммунистическими чиновниками устанавливают и сами сотрудники ЦРУ. Однако такие связи, как правило, не так продуктивны, как личные отношения агентов‑ наводчиков, с которыми разрабатываемый объект бывает менее осторожным и более откровенным. Иногда советские посольства нанимают людей из местных жителей в качестве садовников, уборщиков, шоферов и других работников обслуживающего персонала. Таких людей посольство всегда проверяет на предмет лояльности к коммунизму, но иногда и из их числа удается завербовать агентов для ЦРУ. У них есть, хотя и весьма небольшие, возможности доступа в служебные помещения посольства, поэтому при благоприятном стечении обстоятельств они иногда в состоянии установить подслушивающее устройство (подложить его куда‑ либо). Они также могут сообщать интересные сведения об отношениях между начальниками и подчиненными, о посетителях посольств, о сплетнях и злословии, о женах и детях сотрудников и другую бытовую информацию.
Установка подслушивающих устройств в служебных помещениях советских представительств и представительств социалистических стран за границей – один из наиболее эффективных методов разведки, но возможность практического осуществления такого метода представляется очень редко. Однако в связи с тем, что Советский Союз, другие социалистические страны и Китай расширяют дипломатические и торговые связи со всеми странами, им постоянно требуются новые здания. С момента получения сведений о планируемом коммунистической страной учреждении той или иной миссии резидент ЦРУ в этой стране направляет все свои усилия на выявление предназначенных для этой миссии зданий и использует все возможности для тайной установки в них подслушивающих устройств. Служащие из стран коммунистического блока обычно живут в посольствах, консульствах или в других служебных зданиях со своими семьями или без них, но некоторые проживают в жилых домах в городе. В их квартирах также устанавливаются подслушивающие устройства, если есть основание предполагать, что таким путем можно получить ценную разведывательную информацию. Почти во всех резидентурах ЦРУ за границей есть группы наружного наблюдения, оснащенные фото– и видеокамерами, автомашинами и радиосвязью. Основными объектами наблюдения этих групп являются выявленные сотрудники советской разведки и разведслужб стран коммунистического блока. Группы стремятся выявить посредством наружного наблюдения практикуемые коммунистическими разведчиками тактические приемы, а при удаче – и их конспиративные контакты. Операции против советских представительств за границей тщательно контролируются отделом Советской России Оперативного управления ЦРУ, укомплектованным соответствующими специалистами. Большой поток оперативной корреспонденции по этим операциям идет под криптонимом REDWOOD, который указывает на их принадлежность к отделу Советской России. В некоторых случаях такие операции обозначают криптонимом REDCOAT, указывающим на то, что действия и контроль осуществляются соответствующим географическим отделом оперативного управления. Отдел Советской России координирует также много других операций, имеющих глобальное значение. Программу REDSOX – нелегальную инфильтрацию агентов в Советский Союз и другие коммунистические страны – начали осуществлять с 50‑ х годов, но результаты оказались не очень эффективными. Однако в случаях острой нужды усилия по этой программе всё еще предпринимаются, особенно когда можно найти какого‑ нибудь русского эмигранта с тенденциями к самоубийству. В то же время программа REDSKIN – использование легальных поездок иностранцев в Советский Союз – оказалась весьма успешной, хотя при этом и было потеряно несколько агентов. В осуществлении этой программы используются туристы, бизнесмены, ученые, журналисты – практически любой, кто может получить въездную визу в Советский Союз или в другую социалистическую страну и кто изъявляет готовность выполнить разведывательное задание. Существует также программа REDCAP – автоматическая система учета всех выезжающих за границу советских граждан: ученых, технических специалистов, военных советников, торговых работников, а также дипломатов. По программе ZOMBIE ведется автоматический учет всех граждан некоммунистического блока, совершающих поездки в страны этого блока, а по программе ZODIAC ведется такой же учет всех граждан социалистических стран, совершающих поездки в западные страны. Деятельность отдела Советской России особенно активизируется во время международных научных и технических конгрессов. Еще до открытия таких конгрессов резиденты ЦРУ во всех странах получают из штаб‑ квартиры извещения о предстоящих международных встречах и просьбу назвать возможные кандидатуры, которые могли бы присутствовать на этих конгрессах и установить контакты с коллегами из Советского Союза и других социалистических стран. Хороший объект для вербовки представляют советские ученые, которые выезжают за границу на различные конференции и конгрессы. Из советских людей, находящихся в командировке за границей в течение нескольких лет, наиболее доступными для контактов являются дипломаты. Главный упор в курсе по операциям против Советов, принимая во внимание неоценимое значение вербовки советского человека, который готовится вернуться в Советский Союз, делается на изучение организаций советских колоний в некоммунистических странах и оперативных программ по обнаружению в их составе уязвимых и недовольных лиц. Среди советских людей наверняка есть готовые встать на путь невозвращенчества, и цель ЦРУ состоит в том, чтобы определить их и соответственно «обработать». Чем дольше такой человек будет работать, прежде чем «исчезнуть» и направиться в США (еще лучше, если он согласится вернуться для работы на ЦРУ в СССР), тем больше возможностей эффективно использовать его. Но сначала нужно выявить кандидатов. Большинство операций против советских колоний за границей проводятся в целях получения регулярной и полной информации о советских людях в данных странах. Систематичность накопления информации составляет основу, необходимую для того, чтобы иметь подробные данные на любого человека и в любой момент. Типичные операции обычно таковы: контроль за выездом и въездом, получение паспортных и биографических данных и фотографий; наблюдательные посты для дополнительного фотографирования, анализа взаимоотношений внутри колоний и поддержки групп наружного наблюдения; наблюдение в целях выяснения открытой и тайной деятельности; подслушивание телефонных разговоров для изучения взаимоотношений и получения общей информации; установка подслушивающих устройств в помещениях в целях сбора общей и секретной информации. Много внимания уделяется также разоблачению подрывной деятельности Советов за границей и периодической антисоветской пропаганде в целях воспитания у местного населения неприязни к русским. Постоянно практикуются выдворения советских представителей, чтобы доказать их подрывную деятельность. В курс по операциям против Советов входит также обзор мероприятий по поддержанию в готовности комиссии по делам перебежчиков в посольствах США и по принципам обращения с ними: добиваться того, чтобы советский перебежчик продолжал работать на своем месте, как будто ничего не произошло, с тем чтобы использовать его для установки подслушивающих устройств и выкрадывания секретных документов; заранее подготавливать безопасные места для содержания перебежчиков до отправки их в США; предвидеть бурную реакцию советского представительства; быть готовым к организации беседы советских представителей с перебежчиком; разрабатывать планы первоначального опроса перебежчика; предусматривать порядок вывоза перебежчика из страны на военном самолете». [26] Таковы были некоторые методы работы ЦРУ против СССР и других соцстран в период холодной войны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|