Работа ЦРУ против СССР. «Психологическое наступление»
Работа ЦРУ против СССР
«Психологическое наступление»
С того момента, когда между Востоком и Западом опустился «железный занавес», острие постоянно ведущейся США «психологической войны» было направлено против Советского Союза. В этом и был основной смысл создания и существования ЦРУ – организации, не имеющей прецедента во всей истории организованного человеческого общества. Речь шла об усилиях, направленных на реставрацию в СССР капиталистических порядков. В составленном ЦРУ в апреле 1951 г. документе «План психологического наступления (СССР)» (Plan for Psychological Offensive (USSR)), рассекреченном в 1976 г. написано: «Нужно расширить разрыв, существующий между советским народом и его правителями. При определении этих целей и задач, безусловно, предполагается указать советскому народу на то, что существующему режиму есть альтернатива. В задачу Соединенных Штатов не входит указывать ее конкретно. Следовательно, мы не будем выдвигать предложений по определенным вопросам (коллективизация, демократические выборы и т. д. ) без получения на это особых политических указаний. Однако во всей нашей пропаганде должно подразумеваться, что конечное решение лежит в восстановлении прав человека, являющихся наследием русского народа». [20] Затем следовали рекомендации, как именно добиться этого – указанием на недостатки советского общественного и государственного строя. Единственное ограничение, о котором следовало помнить исполнителям, занятым на этом участке психологической войны: «Предостережение. Эту задачу легче всего выполнить. Но не перестарайтесь. Речь идет о том, чтобы вызвать ощущение тирании у тех, кто или привык к ней, или не видит дальше собственного носа. При ведении психологической войны нужно искать решение внутри СССР, то есть упорно пытаться обнаруживать и организовывать врагов существующего там строя на месте и их руками попытаться вести борьбу в целях его свержения». [21]
Против идей социализма настоятельно рекомендовалось мобилизовать следующее: «Задача № 1. Вскрыть и развивать духовные ценности, моральные и этические концепции советского народа, особенно русских, и установить идентичность этих ценностей с ценностями свободного мира. Предлагаемая тематика: 1. Правдивость, сострадание, щедрость, любовь к семье, гостеприимство – вот некоторые ценности, дорогие советскому народу; всё это производное от их духовной жизни. Это общее достояние с народами свободного мира, но оно презирается правителями СССР. 2. Исторический вклад русских в различных творческих сферах свободного мира: философии, искусстве и науке – всегда признавался и уважался. 3. Изучение классической русской литературы, политической философии и этики показывает: Россия разделяла и находилась под влиянием творческих социальных и культурных сил, которые развивал Запад. Политические этические идеалы русского народа в основе такие же, как на Западе, ибо они проистекают из тех же духовных источников, они извращены в коммунистическом государстве, но не умерли. Предостережение. Мы не должны перебарщивать, говоря о западном влиянии, и не производить впечатления говорящих свысока. 4. Русская семья основывается на любви, доверии, взаимопомощи и уважении к правам других. Это – ценности, общие со свободным миром. 5. То, за что советские люди сражались в годы революции, мир, свобода и хорошая жизнь для всех, является основными концепциями, общими со свободным миром. Эти концепции ежедневно осуществляются в политической жизни свободного мира.
6. Заверить советский народ, что свободный мир не вынашивает никаких замыслов ни против них, ни против их страны, а лишь добивается для них свободы и процветания в дружественном и сотрудничающем мире».
Рецепты психологической войны против СССР: «1) США миролюбивы, уважают суверенитет и независимость народов и государств; 2) американцы проводят различие между советским народом и его правительством; 3) США никогда не воевали с Россией; 4) США помогали советскому народу во Второй мировой войне еще до вступления США в войну с Германией; 5) США продолжали помогать народу СССР даже после завершения боевых действий во Второй мировой войне (оказывали помощь и после революции); 6) американцы предоставили свои знания и опыт при строительстве промышленности в СССР; 7) любовь к технике и науке в повседневной жизни общие для народов СССР и США; 8) наши страны велики, мы строим смелые планы, и у нас общий дух пионеров; 9) в США живут многие тысячи людей русского и украинского происхождения, которые оказывают существенное влияние на американскую жизнь; 10) русская и украинская народная музыка, и музыка их композиторов (включая советских) очень часто исполняются в США; многие наши выдающиеся музыканты русского происхождения; 11) романы и рассказы русских писателей очень популярны в США и в свободном мире. Во всех главных университетах изучают русскую литературу. Примечание. Нужно рецензировать новые биографии русских писателей и исследования по русской литературе, даже если в них нет политического содержания; 12) народы США и свободного мира знают о мужестве, энергии и чаяниях советских людей, многие американцы выражали публично восхищение этими качествами; 13) США помогают всем народам, где только могут, независимо от того, согласны они или нет с политикой США; 14) в американском театре уже многие годы изучают систему Станиславского и не делается никаких попыток скрыть ее русское происхождение; 15) правительство США, многие частные организации и отдельные лица пытались установить культурные, научные и технические обмены с СССР; 16) о сущности Америки и свободного мира, об основных идеалах, которые мы разделяем с советским народом, дает представление американская и другая западная литература, имеющаяся в СССР: Джон Стейнбек, Эптон Синклер, Марк Твен, Джек Лондон, Чарльз Диккенс и др. »[22]
Что касается последнего пункта, то в ЦРУ считают, что книги отличаются от всех иных средств массовой пропаганды прежде всего тем, что даже одна книга может значительно изменить отношение и поведение читателя в такой степени, на которую не могут подняться ни газеты, ни радио, ни телевидение или кино. Поэтому книги, по мнению ЦРУ, являются самым важным орудием стратегической (долговременной) пропаганды. Так, согласно докладу сенатской комиссии (United States Senate Select Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities – Отдельной комиссии сената Соединенных штатов по изучению правительственных операций в области разведывательной деятельности») Фрэнка Черча, расследовавшей в 1975–1976 годах деятельность Разведывательного Сообщества США, книги, как средство подрывной работы, ЦРУ использует такими способами: 1) организует публикацию и распространение книг за рубежом, не раскрывая при этом американского влияния, тайно субсидируя иностранных издателей и книгопродавцев; 2) публикует книги, которые «не заражены» любыми открытыми связями с правительством США, особенно если положение автора «деликатно»; 3) книги публикуются по «оперативным причинам», т. е. независимо от их коммерческой ценности; 4) создает национальные и международные организации для издания и распространения книг; 5) поощряет написание политически значимых книг неизвестными иностранными авторами, либо прямо субсидируя автора, если возможны тайные контакты, либо косвенно – через литературных агентов или издательства. [23] А в опубликованной антисоветским журналом «Посев» (финансируемом ЦРУ) инструкции для агентов‑ перевозчиков нелегальной литературы даются следующие рекомендации по провозке печатной продукции в страну и их распространению: «До 30 книг и журналов, до 150 брошюр можно провезти в чемодане среди вещей. Материал надо упаковывать в один пакет толщиной около 10 см. В чемодане пакет следует разместить не на самом дне, но и не на поверхности, не вплотную к стенкам чемодана, а в середине, со всех сторон прикрыв вещами. Если вы берете с собой не более 1–2 книг, полдюжины, пары газет и журналов, то лучше всего разместить их по карманам. Таким образом, материал может быть с наибольшей вероятностью провезен беспрепятственно.
Само собой разумеется, что декларировать (на таможне) литературу не следует, ни устно, ни письменно. Эту литературу надлежит рассылать по определенным адресам, а также оставлять в метро, в телефонных будках, на полке книжного магазина, в фойе театра, на стадионе – в любом общественном месте». [24] Так на практике осуществлялась концепция роли пропаганды в рамках подрывной деятельности, точно соответствующей формуле, предложенной в свое время генералом Донованом: «Пропаганда на заграницу должна использоваться как инструмент войны – искусная смесь слухов и обмана; правда же – лишь приманка, чтобы подорвать единство и сеять смятение… В сущности, пропаганда острие первоначального проникновения, подготовка населения территории, избранной для вторжения. Это первый шаг, затем вступает в действие пятая колонна, за ними диверсионно‑ десантные части, или «коммандос», и, наконец, выступают дивизии вторжения». [25] Положение это, сформулированное еще в годы Второй мировой войны, с точки зрения руководства ЦРУ имеет непреходящую ценность и никогда не утрачивало своей действенности. Правда, как показала история, в отношении СССР никаких «коммандос» и «дивизий вторжения» не понадобилось…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|