Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль посла США. Дипломатическое и иное прикрытие резидентуры и агентов ЦРУ. Посольское прикрытие




Роль посла США

 

Посол всегда должен быть главным официальным источником информации, а также толкователем политической обстановки, тенденций и настроений общественного мнения в той стране, где он аккредитован. Отчеты посла учитываются правительством при определении своего политического курса. Как говорил еще Демосфен, во власти посла воспользоваться удобными обстоятельствами и, следовательно, в его руках отчасти власть над событиями. Посол – главный канал связи между правительствами обеих стран. А средство связи – отчеты и донесения.

Дипломаты старой школы считали, что дипломатия – это искусство переговоров, и ничего более. Они отделяли дипломатию от политики, говоря, что дипломат не должен заниматься политикой, он инструмент своего правительства, и неважно, кто стоит у власти. Они слишком большое значение придавали связям, считая, что исход важных переговоров во многом зависит от того, какие связи имеет и поддерживает посол во время своего пребывания на посту, в какой степени ему доверяют в той стране, где он находится, то есть посол должен знать, с кем имеет дело, чтобы заранее можно было оценить слабые и сильные стороны партнеров по переговорам, их надежность или же противоположные качества.

Заканчивая разговор о роли посла, нужно пояснить, что теоретически все американские службы, представленные в данной стране, в том числе и ЦРУ, возглавляет посол США. Такая концепция роли посла по отношению к представителям всех других служб сложилась еще в период президентства Эйзенхауэра. Несмотря на это, в соответствии с директивой СНБ «Разведка и внешняя политика» от 8 января 1968 года принята несколько иная точка зрения на взаимоотношения американского посла и представителей разведслужбы в той или иной стране. В директиве сообщалось: «Посол, как правило, должен быть информирован о любой секретной операции, проводимой в пределах территории, где он аккредитован. Однако в определенных случаях (по требованию главы правительства или государственного секретаря) резидент может получить указание не информировать посла о тех или иных действиях». [19]

Таким образом, хотя формально резидентура находится в подчинении посла, на практике представители ЦРУ всегда могут быть выведены из‑ под его контроля.

 

Дипломатическое и иное прикрытие резидентуры и агентов ЦРУ. Посольское прикрытие

 

Как уже упоминалось выше, резидентура ЦРУ может располагаться в столице какого‑ либо государства под видом дипломатической миссии. А в некоторых американских дипломатических представительствах сотрудники ЦРУ вообще составляют до 75 % от общей численности персонала (можно заметить, что изданный в 1969 году приказ Президента Джонсона о сокращении штатов американских учреждений за границей на «дипломатов плаща и кинжала» не распространялся).

И хотя это и довольно удобно – прятать своих агентов в американских посольствах под видом дипломатов – однако такой способ работы увеличивает вероятность расшифровки разведчиков – «дипломатов», так как вражеская контрразведка в каждом работнике посольства США заведомо видит шпиона, и агент, скрывающийся под маской «юридического атташе», будет, скорее всего, находиться под пристальным наблюдением местных контрразведчиков, что не позволит ему продуктивно работать. Поэтому гораздо эффективнее, хотя и труднее, действовать под прикрытием, скажем, торговца автомобилями или какого‑ либо другого лица, имеющего легкий выход в общество. Настоящая разведка означает глубокое прикрытие, то, что на жаргоне разведчиков называется «полным уходом под воду», и требует исключительно больших усилий.

Здесь нужно понимать, что ответ на вопрос – насколько важно сохранять в тайне существование агента ЦРУ в посольстве – зависит от того, насколько важна его тайная деятельность.

В оперативном смысле ключевыми фигурами в инфраструктуре ЦРУ являются руководители резидентур – резиденты. Часто размещающиеся внутри посольского комплекса США резиденты отвечают за создание и использование инфраструктуры в данной стране. Влияние ЦРУ в политических партиях, общественных организациях, студенческих группах, профсоюзах, прессе, военных и других правительственных учреждениях можно изобразить как паутину с руководителем в центре.

Государственный департамент обычно обеспечивает резидента и другой персонал ЦРУ легендами прикрытия, скрывая их среди настоящих служащих загранслужбы и защищая дипломатическим иммунитетом. Поэтому во многих странах персонал ЦРУ можно встретить в «политической» секции посольства США.

В государствах, где широко представлены США, дополнительные руководящие работники, известные как руководители подрезидентур, могут находиться в аппарате американских консульств и (или) военных баз. Например, в Индии ЦРУ имеет четыре известных подразделения: в Нью‑ Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе. Все они прикрыты дипломатическими вывесками. С другой стороны, в Германии оперативными базами ЦРУ служат военные и дипломатические учреждения. Во многих районах, где ЦРУ использует для прикрытия военные базы, на последних содержится множество вспомогательных технических средств, которые нельзя хранить в посольствах и консульствах.

То, что местным (и другим) разведывательным службам и правительствам часто становилось известно о присутствии ЦРУ в их стране, в действительности никогда управление не беспокоило. В ЦРУ считают, что имеются даже определенные преимущества в том, что о его присутствии в стране известно. Недовольным людям легко найти управление, а силы безопасности стран третьего мира часто обращаются к ЦРУ за технической помощью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...