Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы
Содержание включает введение, главу 1, 2, заключение, список использованной литературы, приложение (Приложение 3). 2.6.1. Во введении раскрывается актуальность темы, описывается круг разработанных проблем и указываются ФИО основных исследователей по проблеме, определяются: цель, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза (только в опытно-экспериментальных работах), методы исследования, теоретическая и практическая значимость, структура работы. Рекомендуемый объем введения 2-3 страницы. Актуальность Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе студента-выпускника. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. В обосновании актуальности можно связать важность проблемы с переходом к информационной эпохе развития, экономическими, правовыми и прочими изменениями в РФ, процитировать требования ФГОС, провести логическую связь с моделью идеального выпускника образовательной организации согласно требованиям государства. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях с указанием фамилий авторов и неразработанных аспектов. Также важно аргументировать необходимость изучения проблемы в современных условиях. Теории и подходы упомянутых во введении авторов должны быть разобраны в теоретической главе и представлены в списке литературы.
В конце формулируется проблема исследования, и описываются противоречия. Технология формулирования актуальности: В первых трех-четырех абзацах обосновывается актуальность темы исследования, объясняются причины ее выбора исследователем, то есть раскрывается, чем она привлекла внимание студента-исследователя, чем она интересна для педагогической науки, для социума в целом. Например, веским аргументом необходимости разработки проблем, связанных с развитием у младших школьников таких психических процессов, как мышление (всех видов), память, внимание и т. п., может быть изменение, расширение, совершенствование информационной сферы жизни общества, научно-технический прогресс, технологизация жизни людей и т. п.; необходимость разработки вопросов, связанных с воспитанием учащихся, с формированием их личности, может быть объяснена социальными изменениями, происходящими в России, снижением общей культуры современного общества, его нравственной деградацией и пр. Скажем несколько слов о построении первой фразы введения, с которой можно начинать обоснование актуальности темы. Целесообразно, чтобы эта первая фраза сразу же была связана с темой. Например, в исследовании по теме «Формирование у младших школьников самостоятельности посредством использования в учебном процессе технологии согласования», первая фраза введения может звучать примерно так: «Проблема формирования у растущего человека самостоятельности, как важного для полноценной самореализации его личности качества, является для современной школы одной из важных педагогических (воспитательных) задач». Далее называются факторы или причины (социальные, социально-педагогические, социально-психологические или другие), которые обусловливают, объясняют данное утверждение. После обоснования необходимости и важности разработки заявленной темы исследования в следующих абзацах обоснования ее актуальности дается краткий обзор имеющихся в настоящее время исследований разных других авторов по данной проблеме, то есть исследователем называются фамилии авторов, изучавших данную проблему, указываются конкретные направления (с фамилиями авторов), конкретные аспекты рассмотрения данной проблемы, обнаруженные студентом-исследователем в работах каждого из названных авторов (с указанием каждой фамилии).
Такой краткий обзор литературы необходим, во-первых, для того, чтобы обозначить те аспекты, те стороны данной проблемы, которые еще не подвергались изучению и разработке или недостаточно изучены и исследованы, и, во-вторых, для того, чтобы обозначить место данного исследования в решении содержащейся в теме проблемы, то есть показать, что есть еще такие аспекты, которые можно и нужно разрабатывать в связи с изменившимися социальными условиями. На основании всего сказанного делается вывод, что поднимаемая студентом проблема изучается в определенных направлениях, однако имеются еще те стороны, которые не подвергались рассмотрению, и обозначается тот нерассмотренный вопрос, тот аспект, изучению, разработке которого посвящено данное исследование. Примечание. 1. Называя авторов, работы которых, на Ваш взгляд, имеют отношение к проблеме Вашего исследования, подходите к их отбору взвешенно, чтобы в перечне были названы именно те авторы, которые занимались изучением аналогичных вопросов. Не следует называть фамилии авторов только потому, что у них имеются работы в области педагогики. Педагогика – наука, как известно, многогранная. Ее предметом являются разнообразные педагогические процессы, поэтому каждый ученый, как правило, исследует не только один какой-то педагогический процесс, но зачастую даже только один компонент одного педагогического процесса. После обоснования актуальности темы формулируется обнаруженное противоречие, в котором отражается несоответствие между тем, что есть (имеется в настоящее время) в данной области образования и тем, чего необходимо достичь, согласно социальному заказу, расхождение между социальным заказом, то есть требованиями общества к кому-либо или к чему-либо и возможностями имеющихся на данное время средств его удовлетворения.
Противоречие – «…источник всякого развития, движения». В противоречии «…хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого», но «новое образуется из старого», то есть в противоречии зарождается связь нового со старым, «…новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент». В противоречии его стороны не столько отрицают друг друга, сколько «…порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными». Пример: для темы «Формирование у младших школьников прочных знаний посредством сочетания слова учителя и средств наглядности на уроках чтения» противоречие может быть сформулировано следующим образом: между важностью формирования у младших школьников прочных знаний как основы успешного обучения в школе и современным требованием к прохождению учебного материала в начальной школе в быстром темпе, что вызывает необходимость поиска эффективных средств решения данной задачи. На основании противоречия формулируется проблема исследования. Поскольку педагогика как наука изучает различные педагогические процессы (образования, воспитания, обучения, развития, формирования), то проблема может касаться только изменений в рамках этих педагогических процессов, которые доступны исследователю. В частности, следует изменить педагогические условия или разработать и реализовать на практике новые педагогические условия, которые позволят исследователю достичь положительных результатов в исследуемом процессе. Отсюда, целесообразно формулировать проблему в виде вопроса, но этот вопрос обращен на поиск педагогических условий, способствующих изменению педагогической ситуации в лучшую сторону. Цель исследования На основании проблемы исследования определяется цель работы, которая формулируется через имя существительное. Цель исследования – это основной результат, который должен быть получен благодаря исследованию, это есть мысленное предвосхищение результатов научного поиска. Целью педагогических исследований может быть следующее: разработка технологий содержания и методов образования; путей и средств совершенствования управления образовательным процессом, форм и методов образовательной работы и др. Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Следует заметить, что педагогическое исследование часто предполагает создание или изучение педагогических условий, которые могут обеспечить достижение цели исследования. При этом исследователь может «производить» с условиями три вида действий: 1) выявление, обнаружение, определение, разработку; 2) раскрытие, обоснование, описание; 3) экспериментальную проверку, апробацию, реализацию, внедрение (см. табл. 2). При формулировании цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме данного исследования. Таблица 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|