Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основание для формулировки цели исследования




 

Первая группа действий (научных) с педагогическими условиями Вторая группа действий (теоретических) с педагогическими условиями Третья группа действий (практических) с педагогическими условиями
• выявление • определение • разработка • раскрытие • обоснование • описание • экспериментальная проверка • апробация • реализация • внедрение

Цель исследования формулируется через имя существительное, а задачи – через глагол.

Объект и предмет исследования

Объектисследования – это часть объективной реальности, то есть той реальности, которая существует независимо от нашей воли, нашего сознания, которую подлежит исследовать. Например, объектами педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (образования, воспитания, развития, формирования личности, коллектива).

В качестве объекта в педагогических исследованиях также могут выступать процессы: образования, или обучения, или воспитания (как в целом, так и в его разных направлениях), учебно-воспитательный процесс, система семейного воспитания, учебная деятельность учащихся, изучение какого-либо конкретного учебного предмета или уроки по какому-либо предмету и прочее тому подобное.

Предметом исследования обычно является какая-то часть, какое-то свойство, какой-то элемент объекта, т.е. предмет исследования указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новые знания. Следовательно, объект исследования – это целое, предмет – его часть. Предметом педагогического исследования могут быть прогнозирование, совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждениях; диагностика образовательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования образования и др.

В качестве предмета исследования выступают те компоненты объекта, которые могут подвергаться исследователем изменению в ходе его экспериментальной работы, то есть это все те стороны личности, формирование которых зависит от педагогического взаимодействия учителя и учащихся, а также положительные изменения в исследуемых процессах. Предметом исследования также могут выступать те компоненты целостного педагогического процесса, организация которых зависит сугубо от учителя. Так, например, предметом педагогического исследования может быть формирование отдельных качеств личности учащихся, развитие тех или иных психических процессов, формирование знаний, умений и навыков и т. п.; а также реализация принципов обучения и воспитания, применение методов обучения и воспитания, использование организационных форм обучения, средств обучения и воспитания, осуществление контроля (мониторинга) качества знаний, умений и навыков учащихся, особенности организация разных видов воспитания (физического, эстетического, нравственного, умственного, трудового, экологического и др.).

Соотношение объекта и предмета можно образно представить через соотношение пирога и его кусочка: пирог – это объект, то есть целостное явление, которое находится в центре внимания исследователя; а кусочек пирога – это предмет, то есть конкретная сторона, часть данного целостного явления, отличающаяся четкостью границ, в пределах которых лежит интерес исследователя. Таким образом, и объект и предмет исследования «выводятся» из темы.

 

Рис. 1 Соотношение объекта и предмета

И объект исследования, и предмет исследования формулируется только на основании темы, то есть ни в формулировке объекта, ни в формулировке предмета не должны появляться новые понятия, которых нет в теме.

Задачи исследования

Задача исследования – это часть цели научного поиска. Обычно выдвигают не более трех-четырех основных задач, при этом частные задачи относят к одной из основных. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в образовательной практике.

Единого стандарта в формулировке задач нет. Однако наиболее часто встречается следующая последовательность постановки задач исследования:

1. Выявление сущности изучаемого объекта.

2. Обоснование необходимой системы мер эффективного функционирования и развития объекта, раскрытие общих способов преобразования объекта, построение его модели.

3. Экспериментальная проверка предложенной системы мер эффективного функционирования и развития объекта.

4. Разработка, отбор и апробация конкретных методик, методических рекомендаций.

Содержательная характеристика задач исследования обуславливается этапами исследования и характером работы (теоретико-практического или теоретического). Исследовательские задачи, как правило, направлены на проверку гипотезы. Она занимает важное место в научно-исследовательской работе.

Технология формулирования задач

Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике. Ее можно формулировать двумя способами. Первый способ – изучить степень разработанности в педагогической теории и практике такой-то проблемы; второй способ – изучить такую-то (педагогическую, психолого-педагогическую или философскую, психологическую, педагогическую, специальную) литературу по проблеме такой-то.

Вторая задача предполагает разработку (раскрытие) или характеристику ключевого понятия исследования, то есть того, что составляет основу предмета исследования. Ее также можно формулировать несколькими способами. Первый способ – раскрыть (уточнить, разработать) ключевое понятие исследования; второй способ – дать характеристику того, что обозначено в предмете исследования; третий способ – осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования.

Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые намеревается совершить исследователь с педагогическими условиями, чтобы решить поставленную проблему. Например,

3) разработать и экспериментально проверить педагогические условия… и далее называется предмет исследования, то есть тот результата, который намеревается достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных им педагогических условий.

В исследованиях теоретико-практического характера третью задачу можно сформулировать следующим образом:

3) разработать педагогические условия… (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на каких-либо определенных уроках (по какому-либо определенному предмету) или на внеклассных занятиях (и пр. т. п.).

Четвертая задача связана с разработкой критериев оценки уровня развития или формирования того, что планируется достичь в исследовании, и с разработкой или подбором диагностических методик, при помощи которых можно выявить уровень полученного в исследовании результата. Подбор (или разработку) диагностического аппарата (диагностических методик, разработку анкет, тестов и пр.) для выявления эффективности полученного результата исследования можно вывести как отдельную задачу (эта задача приемлема в исследования теоретико-практического плана). Тогда это будет пятая задача, а разработка материалов, помещенных в приложении, – шестая. Следовательно, в зависимости от содержания четвертой задачи зависит ее формулировка. Например,

4) разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности и подобрать соответствующие диагностические методики;

или

4) разработать критерии оценки уровня сформированности у младших школьников самостоятельности;

5) подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку уровня сформированности у младших школьников самостоятельности.

Пятая задача, как правило, связана с разработкой каких-то определенных дидактических и практических педагогических материалов для учащихся (комплекса или системы дидактических заданий, цикла конспектов уроков, комплекса игр, ряда сценариев воспитательных мероприятий, каких-либо программ или одной программы и т. п.) или методических материалов для учителя (методических рекомендаций по применению какого-либо подхода или принципа или метода, или по работе с родителями и т. д.). Пятая задача ставится, если в исследовании предполагается приложение.

Обратите внимание на знаки препинания при формулировке задач:

1) все задачи нумеруются;

2) после порядкового номера ставится закрывающая скобка;

3) точка после закрывающей скобки не (!!!) ставится;

4) первое слово в формулировке задачи пишется с маленькой буквы;

5) в конце после текста каждой задачи ставится точка с запятой (;);

6) после текста последней задачи ставится точка.

 

Гипотеза (от греческого hypothesis – обоснование, предположение) – научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Одним словом, гипотеза – это предположение, требующее подтверждения. Обычно гипотеза строится по следующей схеме: если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат.

Гипотезу можно формулировать двумя способами: 1) сначала располагать обусловливающую часть, а затем результирующую; 2) сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую. Например, в первом случае гипотеза начинается со слова «если»:«если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то» («ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом» – это возможная аргументирующая часть). Во втором случае гипотеза начинается с описания результата: «что-то будет достигнуто, если делать то-то», или «что-то будет достигнуто при таких-то и таких-то условиях, («ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом» – это возможная аргументирующая часть).

Основания для формулирования гипотезы. При формулировании гипотезы целесообразно исходить из того, что может изменяться при взаимодействии учителя и учащихся, или из того, какие стороны организации педагогического процесса зависят от учителя. Например, что-то будет достигаться (обеспечиваться), если:

– учащиеся будут включены в какую-то соответствующую деятельность (практическую или теоретическую);

– у учащихся будет сформирована мотивация на определенную деятельность;

– учащиеся усвоят какую-то определенную систему знаний (объем знаний, определенное знание);

– учащимся будут предъявляться какие-то определенные задания (система, комплекс заданий);

– некие действия будут осуществляться регулярно;

– будет создана определенная (указать точно какая) среда (атмосфера);

– обеспечивается ориентация учебно-воспитательного процесса (учащихся, личности) на что-либо (какую-либо ценность, или цель);

– будет разработана и реализована специальная программа чего-то, обеспечивающая достижение таких-то результатов;

– в программы учебных курсов будут включены какие-либо специальные вопросы;

– будет стимулироваться самостоятельность (или творческая инициатива, или трудовая активность) учащихся в каком-либо процессе;

– в содержание предметной подготовки учащихся будут интегрированы дополнительные курсы (дисциплины, темы);

– в обучении будет осуществляться ориентация на какие-либо ценности;

– взаимоотношения учащихся будут строиться на некоторых определенных принципах. И так далее.

Методы исследования

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы, изучение документов;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы и т.д.

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...