Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности




Вопрос (4 ноября 1950 года, Рим)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если соответствующая статья была его страной ратифицирована.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда. Протоколы №№ 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14) и № 14 посвящены изменениям в порядке деятельности Суда.

 

 

64. Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы и предмет регулирования

Понятие и особенности международного гуманитарного права. Меж- дународное право запрещает применение силы или угрозы ее примене- ния в межгосударственных отношениях. Однако реалии современной международной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а то и в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты. Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направле- ны на регулирование поведения государств и иных субъектов междуна- родного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норм международного права составляет его отдельную от- расль — международное гуманитарное право1.

Таким образом, международное гуманитарное право — отрасль меж- дународного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Источники и принципы международного гуманитарного права. Суще- ствует большое число международных договоров, составляющих между- народно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права. В их числе:

1) Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

2) Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разво- рачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле 1899 г.;

3) Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопугной войны 1907 г.;

4) Конвенция о положении неприятельских торговых судов при на- чале военных действий 1907 г.;

5) Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.;

6) Конвенция о постановке подводных, автоматически взрываю- щихся от соприкосновения мин 1907 г.;

7) Конвенция о бомбардировании морскими силами во время вой- н ы 1907 г.;

8) Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом за- хвата в морской войне 1907 г.;

9) Женевский протокол о запрещении применения на войне удуш- ливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.;

10) Правила о действиях подводных лодок по отношению к торго- вым судам в военное время 1936 г.;

11) Нионское соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок 1937 г.;

12) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улуч- шении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучше- нии участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны;

13) Дополнительные Протоколы 1 и II 1977 г. к Женевским конвен- циям 1949 г.;

14) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;

15) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

16) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждеб- ного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

§ 1. Международное гуманитарное право 673

17) Конвенция о запрещении или ограничении применения кон- кретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. с протоколами: а) Протокол I — о необнаруживаемых осколках; б) Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., — о запреще- нии или ограничении применения мин, мин-ловушек и других уст- ройств; в) Протокол III — о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; г) Протокол IV 1995 г. — об ослепляющем ла- зерном оружии; д) Протокол V 2003 г. — по взрывоопасным пережиткам войны;

18) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопле- ния и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;

19) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.

Среди региональных международных договоров следует назвать Со- глашение государств — участников СНГ о первоочередных мерах по за- щите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

В международное гуманитарное право прочно вошла оговорка Мар- тенса, выдающегося русского ученого, который в 1899 г. предложил при- менять для защиты воюющих и гражданского населения следующее по- ложение: «...население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установив- шихся между образованными народами обычаев, из законов человечно- сти и требований общественного сознания». Это значит, что независимо от того, участвует ли данное государство в договорах международного гу- манитарного права или не участвует, нормы этого права распространя- ются на население этого государства. Иными словами, международное гуманитарное право имеет общеобязательную силу в рамках всей нашей планеты.

Вопрос

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - гражданское население, военнопленные, раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов. Их правовое положение регламентируется Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.: I Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; II Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; III Конвенция об обращении с военнопленными и IV Конвенция о защите гражданского населения во время войны.В 1977 г. к этим конвенциям были приняты Дополнительные протоколы I и II, которые защищают Ж.в. в период вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера.

в 1863 г. был учрежден Международный Комитет Красного Креста (МККК). По инициативе Комитета в 1864 г. была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых в войне на суше — первый международно-правовой акт по защите жертв войны.

В дальнейшем Международный Комитет Красного Креста принимал активное участие в разработке соглашений о защите жертв вооруженных конфликтов — Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., Женевских конвенций 1949 г. и двух дополнительных протоколов к ним и др.

В международно-правовой доктрине этот раздел права вооруженных конфликтов часто именуется «правом Женевы», так как центральное место в нем занимают Женевские конвенции защите жертв войны 1949 г.

Защита раненых и больных в сухопутной войне.

Правовой статус раненых и больных во время войны на суше определяется I Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г.

Согласно ст. 131 Женевской конвенции 1949 г. ее положения распространяются на

- раненых и больных личного состава вооруженных сил воюющей стороны;

- личного состава ополчения и добровольческих отрядов, входящих в эти вооруженные силы;

- личного состава организованных движений сопротивления воюющей стороны (партизанских формирований) при соблюдении этими движениями норм права вооруженных конфликтов (наличие в них лица, ответственного за своих подчиненных; ясно видимый отличительный знак у личного состава; открытое ношение оружия и выполнение законов и обычаев войны);

- членов экипажей судов торгового флота и гражданской авиации и др.

Дополнительный протокол I отнес к категории раненых и больных всех участников вооруженных конфликтов — как военных, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи (п. «а» ст. 8).

Указанные лица в случае их ранения или болезни должны пользоваться защитой и покровительством при любых обстоятельствах. Воюющая сторона, во власти которой они окажутся, должна обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким признакам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другим аналогичным критериям. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу особым уважением.

В любое время, а особенно после боя, воюющие стороны должны немедленно принять все меры, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход. Каждый раз, когда будут позволять обстоятельства, следует заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими.

Воюющие стороны должны зарегистрировать, как только это будет возможно, раненых, больных и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки, и немедленно сообщить сведения о них в Справочное Бюро по военнопленным, создаваемое в период вооруженного конфликта в каждой воюющей державе. Погибшие должны быть достойно захоронены, а информация о захоронениях передана через Справочное Бюро в МККК.

Санитарным и медицинским формированиям воюющие стороны обязаны обеспечить покровительство и охрану.

Вопрос

В современном мире сотрудничество в данной области ведется большинством государств мира, в том числе РФ. Функции по координации такого сотрудничества приняла на себя Организация Объединенных Наций.

Международная борьба с преступностью в настоящее время осуществляется в нескольких направлениях: заключаются многосторонние и региональные соглашения по борьбе с отдельными категориями уголовных преступлений, конвенции о выдаче, соглашения об оказании правовой помощи по уголовным делам; проводится изучение проблем преступности и борьбы с ней, а также проблем пенитенциарной политики; осуществляется обмен информацией, сказывается практическая помощь отдельным государствам.

Российская Федерация является участником целого ряда многосторонних договоров по борьбе с отдельными видами уголовных преступлений, имеет соглашения об оказании правовой помощи по уголовным делам, сотрудничает с другими государствами в рамках ООН по рассматриваемым вопросам и т.д

Основные направления взаимодействия государств в противодействии международной преступности

К ним относятся:

1) Пиратство. Правовая основа борьбы с ним заложена в Конвенции об открытом море, 1958 г., и Конвенции ООН по морскому праву, 1982 г. (ст. 100-107).

Суды государства, корабль которого осуществил захват пиратского судна, могут определять наказание пиратам.

2) Рабство и работорговля. В отношении противоборства с ними действуют Конвенция относительно рабства, 1926 г., Протокол 1953 о внесении изменений в Конвенцию 1926 г. и Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.

В них дано определение рабства, работорговли, названы институты, сходные с рабством.

Государства обязуются сотрудничать друг с другом в этом вопросе и ввести в национальное законодательство нормы, запрещающие подобные деяния.

3) Торговля людьми. В этой области действует Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, 1950 г., которая создала международно-правовую базу для наказания организаторов, содержателей и финансистов домов терпимости.

Государства обязаны отметить все акты, предусматривающие регистрацию лиц, занимающихся проституцией или требующих выдачу специального документа, и установить контроль за разного рода конторами по найму на работу, дабы избежать их использования в целях проституции.

Предусмотрено создание специального международного механизма для координации и обобщения результатов деятельности государств в этой области.

4) Терроризм. Борьба с ним ведется на основе:

- Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, 1971 г.;

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе, дипломатических агентов, 1973 г.;

 

67. Международные преступления и преступления международного характера

Международная преступная деятельность проявляется в дея­ниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персонифи­цирующие международные преступления государства, т. е. аг­рессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности человече­ства; в литературе распространен термин международные пре­ступления. Субъектами таких преступлений вместе с государст­вами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должно­стные лица, иные исполнители преступной политики. В отно­шении этих лиц компетентны наряду с национальными судеб­ными органами специально создаваемые государствами между­народные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении сле­дует отграничить преступления международного характера, к ко­торым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие междуна­родную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государст­ва, ради достижения собственных противоправных целей. По отношению к таким деяниям принят и иной термин — транс­национальные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посягатель­ства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных це­лях; незаконный оборот наркотических средств и психотроп­ных веществ; незаконные акты, направленные против безопас­ности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

 

68. Агрессия – международное преступление

 

Преступление агрессии. Агрессия — наиболее тяжкое международное преступление, которое в целом можно определить как нарушение императивного принципа неприменения силы и угрозы силой. Проблема определения состава этого преступления уходит своими корнями на сотню лет назад, поскольку исторически вопрос о запрещении применения вооруженной силы в качестве средства для разрешения конфликта ставился в международной практике еще с начала ХХ в.

В Уставе Нюрнбергского Трибунала нет определения агрессии, однако он предусматривает состав преступлений против мира, к которым отнесены: планирование; подготовка; развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Впоследствии определение агрессии было дано в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г., где она понимается как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1). Там же перечислены действия, которые могут быть квалифицированы Советом Безопасности ООН в качестве акта агрессии (ст. 3): это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; нападение на вооруженные силы другого государства; бомбардировка территории государства; блокада портов и берегов государства; применение вооруженных сил на территории другого государства в нарушение соглашения о пребывании; засылка государством или от его имени вооруженных банд и формирований; предоставление территории для совершения указанных актов.

Поскольку определение агрессии 1974 г. существует в форме «мягкого» права, ряд ученых и политиков утверждают об отсутствии общепринятого правового определения состава этого преступления. Данная проблема активно обсуждалась в процессе работы над Статутом Международного уголовного Суда.

69. Геноцид. Рассмотрим международные преступления на при­мере геноцида, поскольку это деяние распространено и в усло­виях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же соответствующий состав преступления включен в новый УК РФ (ст. 357).

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следую­щие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полно­стью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умст­венного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или час­тичное уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV лица, совершающие геноцид, подлежат на­казанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Геноцид. Юридическое понятие геноцида дано в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. В соответствии с ней под геноцидом понимаются следующие действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для такой группы жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Геноцид как международное преступление включено в предметную юрисдикцию Международных Трибуналов ad hoc и Международного уголовного Суда.

В итоге, несмотря на включение агрессии в перечень составов международных преступлений по Статуту, Суд пока не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, однако работа по кодификации и определению состава этого преступления ведется специально созданной рабочей группой в рамках периодических сессий Ассамблеи государств — участников Статута.

 

 

70. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответствен­ности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступ­лений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступ­ления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей ини­циативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответст­венности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного дого­вора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Виль­гельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правитель­ство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны спра­ведливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступле­ний, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали про­цессуальные нормы деятельности международных военных трибу­налов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следую­щие виды международных преступлений:

преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также учас­тие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой террито­рии; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и дру­гие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, пресле­дования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдик­ции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия наруше­нием внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Допол­нительного протокола I, положениями других международных доку­ментов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимос­ти срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совер­шения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных прика­зов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных наруше­ниях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Дея­тельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

Представляется целесообразным остановиться более подробно на проблеме ответственности физических лиц.

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Привлечение физических лиц к ответственности за международные преступления неразрывно связано с созданием специальных органов для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами. После окончания Второй мировой войны были созданы Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды, чье правительство отказалось его выдать.

Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Среди физических лиц, совершивших международные преступления, различают две группы субъектов преступлений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности - также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

 

 

71.Виды преступлений международного характера и соглашения по борьбе с ними

Вопрос № 71

 

Понятие и общие признаки преступлений международного характера

В современных межгосударственных отношениях принято различать два вида преступлений - международные преступления, угрожающие всеобщему миру и международной безопасности, и преступления международного характера.

Ко второму виду преступлений относятся преступления транснационального характера, совершаемые, главным образом, частными лицами и посягающие на интересы нескольких государств. В отличие от преступлений против мира и безопасности человечества преступления международного характера не находятся в непосредственной связи с действиями государствНередко такие преступления называют "конвенционными преступлениями", "уголовными преступлениями международного характера", "международными уголовными преступлениями", "преступлениями, нарушающими международный правопорядок". Довольно широкое распространение получили также термины "преступления против международного права" ("crime against international law"), "преступление согласно международному праву", "преступление по международному праву" ("crime under international law").

Вплоть до настоящего времени нет четкого определения понятия "преступления международного характера".

Таким образом, состав преступлений международного характера представляет собой систему признаков, нашедших отражение в международном уголовном праве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Но квалификация деяния в соответствии с данными признаками сама по себе уголовной ответственности лиц, их совершивших, не устанавливает. Уголовную ответственность (в соответствии с нормами международного уголовного права) физические лица несут, согласно национальному уголовному законодательству и Статуту Международного Уголовного Суда.

В результате совершения преступлений международного характера могут возникнуть определенные сложности во взаимоотношениях между государствами, ослабление экономических и других связей между ними, а также другие международно-опасные последствия. Признавая то или иное деяние в качестве преступления, мировое сообщество довольно часто в преамбулах многосторонних договоров отмечает их опасность как для межгосударственных, так и для внутригосударственных отношений.

Следовательно, объектами преступлений международного характера являются как общественные отношения внутри государств, так и межгосударственные отношения в экономической, политической, экологической, социально-культурной, информационной сферах.

2. Виды преступлений международного характера

Перечень преступлений международного характера в юридической литературе в основном сложился, хотя рост преступности заставляет постоянно его пополнять. Основанием для отнесения того или иного деяния к категории преступлений международного характера, как правило, выступают:

1) общественная опасность деяния, посягающего на международные отношения, на международный правопорядок;

2) объект преступного посягательства;

3) наличие специальной международной конвенции о борьбе с таким деянием либо включение в международный договор более широкого назначения специальных положений подобного содержания.

В зависимости от объекта посягательства и степени международной опасности преступления международного характера (словосочетание (“международного характера”) призвано обозначить их социальную опасность для человечества в целом) подразделяются на следующие группы:

1. Преступления против стабильности международных отношений - деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств:

- международный терроризм, включающий в себяа) незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации;

б) преступления против лиц, пользующихся международной защитой;

в) захват заложников;

г) хищение ядерного материала;

д) морской терроризм;

е) бомбовый терроризм;

ж) ядерный терроризм;

- нелегальная эмиграция;

- пропаганда войны;

- незаконное радиовещание.

Несанкционированное вещание радио или телевизионных передач, предназначенных для приема населением сопредельных или других стран.

- вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, а также участие наемника в военных действиях.

2. Финансово-экономические преступления:

- фальшивомонетничество.

- легализация преступных доходов.

- контрабанда;

- незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- коррупция;

- компьютерные преступления:

- использование в преступных целях информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет.

- посягательства на культурные ценности народов, незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности.

3. Преступные посягательства на личные права человека:

- рабство.

- работорговля;

- торговля женщинами и детьми;

- эксплуатация проституции третьими лицами;

- торговля человеческими органами для пересадки;

- распространение порнографии;

- пытки.

- систематические и массовые нарушения прав человека;

- насильственные исчезновения.

4. Преступления, совершаемые в открытом море:

- незаконные акты против безопасности морского судоходства;

- загрязнение морской среды;

- неоказание помощи на море;

- разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода;

- нарушения правового режима континентального шельфа и специальной экономической зоны;

- нарушение правил морских промыслов и др.

5. Военные преступления международного характера:

- применение запрещенных средств и методов ведения войны;

- мародерство;

- насилие над населением в районе военных действий;

- убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий:

- убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море;

- убийства заложников;

- ограбление общественной или частной собственности;

- бессмысленное разрушение городов или деревень;

- разорение, неоправданное военной необходимостью;

- биологические эксперименты;

- принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля;

- взятие гражданских лиц в качестве заложников;

- незаконное ношение или злоупотребление знаками Красного Креста и Красного Полумесяца.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...