Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодификация международного морского права




В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. В период 1949 — 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном

море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; ры(стве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного со ства удалось кодифицировать ряд общепризнанных прин и норм международного морского права: принцип свобо) крытого моря, включающий свободу судоходства, рыболо прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов н крытым морем; право мирного прохода через территории море; принцип реальной связи между судном и госудаг флага; о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос i симальной ширине территориального моря и рыболовной Для решения этих проблем была созвана II Конференция по морскому праву в 1960 г. К сожалению, II Конферет дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с шириной терри ального моря, рыболовной зоны, континентального ше с экономическими и другими правами прибрежных госуда их взаимодействии с интересами международного сооби в целом, становились все более актуальными. Дополните; этим вопросам добавились проблемы, порожденные на технической революцией, — загрязнение морей и океане* можность использования мощных технических средств i разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового на, расширение и усложнение научных исследований мо пространств.

К этому времени весомым политическим фактором м народных отношений стали развивающиеся государства, рые заявили о своих интересах в освоении Мирового оке;

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходи новой широкой дискуссии по проблемам развития междуи ного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1

В процессе этой дискуссии государствам удалось сог вать свои позиции по вопросам безопасности мореплава охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения ской среды, режима рыболовства. В результате появились международно-правовые акты, как Конвенции по охране веческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о меж родных правилах предотвращения столкновения судов в 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; венция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, водящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о пре

ращении загрязнения моря сбросами отходов и других материа-лов>1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву — хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и исключений.

Всего было проведено 11 сессий, причем начиная с 7-й сессии каждая из них имела дополнительные («возобновленные») части сессии. В них принимали участие делегации 164 государств. Приглашены также были 12 специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.

На Конференции проявили себя силы, за которыми стояли определенные политические и экономические интересы, такие, как «Группа 77» (развивающиеся государства, которых было на самом деле около 120); группа западных капиталистических государств; группа социалистических государств; группа архипе-лажных государств; группа государств, не имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географичес-

ких условиях; группа проливных государств и др. Несмо' такое разнообразие интересов участвующих в конференц сударств в конце концов удалось вынести на единствен] все годы голосование согласованный текст Конвенции О< морскому праву. 30 апреля 1982 г. Конвенция была npi «за» проголосовали 130 делегаций, «против» — 4 и 17 возл лись. Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции, i вившие Приложение I к ней.

Заключительный акт III Конференции ООН по мор праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1 В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г открыта для подписания.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды представляют собой водное про­странство, расположенное между береговой линией и теми ис­ходными линиями, от которых отсчитывается ширина террито­риального моря.

Внутренние морские воды являются частью территории го­сударства, и на них распространяется его суверенитет. Государ­ство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О внутренних мор­ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий­ской Федерации».

К внутренним морским водам относятся:

1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения. Прибреж­ные установки и искусственные острова не считаются постоян­ными портовыми сооружениями;

2) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принад­лежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-миль­ная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полу­круга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, ис­торически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в си­лу географических особенностей, а также экономической и

оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государства­ми обычную норму.

Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государст­вами;

4) воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега распо­ложена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет со­бой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутри­государственным законодательством и международно-правовы­ми актами.

Правовой режим внутренних морских вод и портов России определяется Федеральным законом «О внутренних морских во­дах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Фе­дерации», Порядком создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутрен­них морских водах и в территориальном море Российской Феде­рации от 19 января 2000 г., ВдК РФ, Кодексом торгового море­плавания РФ1 и другими (в том числе законами субъектов РФ).

Правила, которые применяются во внутренних морских во­дах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям».

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты го­сударства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Изве­щениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты РФ, от­крытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны ин­формировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомитель­ный порядок захода военных судов.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, дос­тавка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание воз­можного загрязнения окружающей среды прибрежные государ­ства предусматривают особый порядок, ограничение или запре­щение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, са­нитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля).

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществ­ляется под наблюдением органов таможенного контроля. Гру­зы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международ­ного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и со­кращены формальности, требования к документам и различ­ным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за ока­занные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонт­ные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средст­вами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыбо­ловство или иной промысел могут осуществляться иностранны­ми судами только на основе специальных международных со­глашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

§ 2. Внутренние морские воды

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе прово­дить расследование и рассматривать дела о преступлениях, со­вершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдик­ция осуществляется, если правонарушение посягает на общест­венный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с не­законным оборотом наркотических средств.

В этих случаях власти прибрежного государства вправе про­вести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предпо­лагает право судебных органов прибрежного государства рас­сматривать имущественные иски в отношении иностранных су­дов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и вы­носить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и чле­ны экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользу­ются государственные некоммерческие и военные суда.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораб­лю недопустимо применение каких-либо принудительных дей­ствий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматрива­ются определенные требования к судам, покидающим внутрен­ние воды и порты. Каждое судно Подлежит освидетельствова­нию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоя­нии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опас­ности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и

Глава 21. Международное морское право

его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.

Выход судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию со специально уполномоченным органом ис­полнительной власти по пограничной службе и таможенными органами.

 

 

Территориальное море

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и ост­ровам) и внутренним водам государств и находящийся под су­веренитетом прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отраже­на специфика территориального моря. В соответствии с требо­ваниями норм международного права каждое прибрежное госу­дарство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница яв­ляется государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса тер­риториального моря РФ относится к ведению РФ. Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» подробно регламентирует порядок и условия использова­ния этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В от­дельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические ко­ординаты точек, через которые проходят прямые исходные ли-

§ 3. Территориальное море

нии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплава­телям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Если берега двух государств расположены один против дру­гого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничи­тельной линии их территориального моря используется средин­ная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных ли­ний, от.которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Госу­дарства с учетом различных обстоятельств (исторических, гео­графических, экономических и др.) вправе избрать и иной спо­соб разграничения. Соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориаль­ных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турци­ей об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973 г.).

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суве­ренитетом. Суверенитет прибрежного государства над террито­риальным морем осуществляется с соблюдением норм между­народного права.

Территориальное море имеет большое значение для между­народного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в пра­ве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и воен­ные) пользуются правом мирного прохода через территориаль­ное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибреж­ного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это мрре, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием

 

Глава 21. Международное морское право

или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подвод­ные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится пе­речень действий, рассматриваемых как нарушение мира, добро­го порядка или безопасности прибрежного государства, и, сле­довательно, такой проход не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъ­ем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки прави­лам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого от­ношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и прави­ла, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские ко­ридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер­риториального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одно­временно проходящих через территориальное море с целью за­хода в морской порт РФ, до трех. Иное может быть предусмот­рено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знамена­тельной даты.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода че­рез территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения наруше­ния либо для привлечения нарушителя к ответственности.

§ 3. Территориальное море

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоен­ное) и от характера нарушения.

Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориаль­ное море РФ, должны соблюдать ее законодательство и прави­ла, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасно­сти судоходства и регулирования движения судов, защиты на­вигационных средств и оборудования, защиты подводных кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).

Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» пограничные органы и пограничные вой­ска в пределах территориального моря по отношению к невоен­ным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти во­ды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запрет­ный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сиг­налы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Су­да, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и достав­лены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяс­нения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с за­конами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей стра­ны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществ­ляться на борту иностранного судна, проходящего через терри­ториальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если: а) последствия преступления распространяются на при­брежное государство; б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или пси­хотропными веществами. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пре­сечения других уголовных преступлений международного харак­тера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или на­влеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от не­го покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, при­чиненные военным кораблем прибрежному государству, госу­дарство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, приле­гающая к территориальному морю, в котором прибрежное го­сударство может осуществлять контроль в определенных зако­ном установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву кон­троль может быть необходим: а) для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, иммиграционных или санитар­ных законов и правил в пределах его территории или террито­риального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех ви­дов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, от­считываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

 

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в приле­жащей зоне. Контроль включает право остановить судно, про­извести осмотр и, если выясниться, что имело место наруше­ние, принять меры, необходимые для осуществления расследо­вания обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам» (т. е. нача­то в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты кото­рых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Правовой режим прилежащей зоны РФ наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и приле­жащей зоне Российской Федерации».

 

 

Международные проливы

Международными считаются проливы, соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства.

В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) го­сударств и других государств, пользующихся ими.

До принятия Конвенции по морскому праву 1982 г. судоход­ство через проливы в основном регулировалось сложившимися в результате длительной практики обычными международно-правовыми нормами.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. вид правового режима международного пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет.

Можно выделить следующие виды.

1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Ти-

Глава 21. Международное морское право

ранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода, осу­ществляемое в соответствии с правилами, присущими мирному проходу через территориальное море.

2. Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной эко­номической зоны и другой частью открытого моря или исклю­чительно экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой осуществле­ние свободы судоходства и полетов единственно с целью не­прерывного и быстрого транзита через пролив, а также для це­лей входа, выхода или возвращения из государства, граничаще­го с проливом.

Суда и летательные аппараты при осуществлении транзит­ного прохода соблюдают общепризнанные международные пра­вила. Они обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостно­сти и политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой несвойственной обычному порядку непрерывного транзита деятельности.

Суда, осуществляющие право транзитного прохода, обязаны уважать правила и законы граничащего с проливом государст­ва, относящиеся к транзитному проходу через проливы.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содейст­вия безопасному проходу судов.

3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса от­крытого моря или исключительной экономической зоны, удоб­ная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайвань­ский). Здесь действует свобода судоходства, принятая в откры­том море и в исключительной экономической зоне.

4. Проливы, правовой режим которых определяется специ­альными международными соглашениями (Балтийские, Магел­ланов, Черноморские).

Балтийские проливы (Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд) соединяют Балтийское море с Северным морем и Атлантиче­ским океаном. Воды Бельтов перекрыты территориальными во­дами Дании, Зунда — территориальными водами Дании и Шве­ции. Их правовой режим определяется Копенгагенским тракта-

§ 6. Исключительная экономическая зона

том 1857 г. и Королевским постановлением 1976 г. (Дания). Этими актами предусмотрена свобода судоходства торговых су­дов. В отношении военных судов могут применяться опреде­ленные ограничения (например, требование предварительного уведомления о проходе).

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океа­ны. Берега пролива принадлежат Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятствен­ный проход всех судов.

Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мраморное море) соединяют Черное и Средиземное моря.

В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В отношений во^ енных судов предусмотрены ограничения. Черноморские госу­дарства могут проводить любые корабли (без ограничения тон­нажа и класса) по предварительному уведомлению правительст­ва Турции не менее чем за 8 суток. Черноморские державы могут проводить через проливы свои подводные лодки, если они построены в других морских бассейнах и направляются к месту базирования или следуют на ремонт на верфи, располо­женные вне бассейна Черного моря, причем они проходят в надводном состоянии, в одиночку и в дневное время с услови­ем заблаговременного уведомления турецких властей.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерно­морских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запре­щен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в со­стоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

86. Государство- архипелаг означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Понятие " архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования,которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми (ст. 46 Конвенции 1982 г.).

В мире более 30 государств-архипелагов: Индонезия, Филиппины, Фиджи, Багамские острова, Тонга и др. Государство- архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов, при условии что соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1.

Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль (3% линий до 125 миль). От архипелажных линий отсчитывается ширина территориального моря.

Архипелажные воды - это воды, расположенные внутри архипелажных прямых исходных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распространяется суверенитет государства-архипелага. Все суда и летательные аппараты пользуются правом прохода через архипелажные воды по установленным морским коридорам и пролета над такими воздушными коридорами, не отклоняясь более чем на 25 миль в любую сторону от осевых линий коридоров.

Архипелажный проход по морским коридорам представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Все правила транзитного прохода распространяются и на архипелажный проход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...