Характерной чертой современного этапа сотрудничества государств в борьбе с преступностью является то, что все большую роль здесь играет Организация Объединенных Наций. Провозгласив необходимость сотрудничества государств на основе поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, ООН предпринимает определенные шаги, способствующие созданию условий для реального использования человеком основных прав и свобод. На это направлены и усилия ООН в области борьбы с преступностью.
Специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам назначаются государствами — членами ООН из числа лиц, имеющих квалификацию специалистов либо профессиональный или научный опыт в области предупреждения преступности и обращения с лицами, совершившими преступления. Не являясь представителями государств, а действуя в личном качестве, корреспонденты направляют в Организацию и-нформацию о новом законодательстве отдельных стран и мероприятиях по борьбе с преступностью.
Консультативные группы ООН состояли из экспертов, которые также назначались государствами. Эти группы один раз в два года собирались на свои заседания для выработки рекомендаций. Группы первоначально были образованы по региональному признаку (европейская, латиноамериканская, арабских государств и др.), однако в 1959 году они были объединены (резолюция ЭКОСОС 731 (XXVIII) 3. Периодичность созыва группы — один раз в пять лет, в перерывах между конгрессами.
Международные конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями созываются периодически (как правило, один раз в пять лет).
Таковы специальные органы ООН, созданные в целях борьбы с уголовной преступностью.
Обращает на себя внимание тот факт, что совокупность органов ООН, занимающихся вопросами борьбы с преступностью, получила название Секции социальной защиты. Кстати, их основное назначение — имплементация программ ООН в указанной области. Термин «социальная защита» получил широкое распространение во многих документах ООН
В деятельности Секции социальной защиты ясно различимы два направления — предупреждение и борьба с преступностью и рекомендации по обращению с правонарушителями. Второе направление тесно связано с работой, которая ведется в ООН в области защиты прав человека. Нельзя не отметить, что в этом направлении ведется довольно интенсивная деятельность.
Организация Объединенных Наций имеет несколько периодических изданий, освещающих вопросы борьбы с преступностью
Одной из важных сфер деятельности ООН является» содействие заключению международных договоров о правовой помощи в борьбе с преступностью. ООН принимает ряд Протоколов, которыми ставит под эгиду Организации некоторые многосторонние конвенции, принятые в свое время Лигой наций 24. Наконец, отдельные положения о наказуемости лиц, виновных в совершении отдельных видов преступлений, содержатся в договорах, посвященных специальным вопросам. Например, в Конвенции 1956 года об открытом море статьи посвящены нормам о пиратстве25, в Конвенции об охране подводных кабелей содержатся правила о наказании виновных лиц и пр.
В ООН вопросами борьбы с преступностью занимается не только Секция социальной защиты, но и ряд других органов, а также некоторые специализированные учреждения.
' Организация Объединенных Наций к своей деятельности по борьбе с преступностью широко привлекает другие международные организации, как правительственные, так и неправительственные.
Вопрос № 75
Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование взаимодействия международного и внутреннего права в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой области <*>.
Начало новому подходу было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая им декларация содержала основы широкого, социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждениюпреступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактикапреступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г. Ассамблея указывает на необходимость реформ уголовного права с тем, чтобы "не отставать" от развития преступности, а также от совершенствования в этих целях международного сотрудничества.
Особое внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, которая стала серьезной угрозой миру во многих странах. Этой проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления в предупреждении и контроле за организованнойпреступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.
Речь идет о стратегии профилактики, развитии уголовного законодательства, усилении органов правопорядка.
В международном плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, а также меры по усилению защиты законного финансового рынка от незаконно обретенного капитала.
Были приняты образцы типовых договоров относительно сотрудничества в борьбе с международной, или, как в них говорится, транснациональной преступностью.
Второе главное направление - борьба с терроризмом. Государства призывались к достижению большего единообразия законов обуголовной юрисдикции, а также к заключению договоров о выдаче. Рекомендована разработка конвенции о защите особо опасных объектов, таких как гидростанции и АЭС. Среди других мер предусмотрены усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского персонала, а также пострадавших и свидетелей.
Правам потерпевших лиц уделяется значительное внимание, в частности обеспечению права на реституцию и компенсацию. Второй категорией лиц в этом плане являются заключенные. В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла специальную Резолюцию "Основные принципы обращения с заключенными". Все заключенные сохраняют основные права и свободы человека, за исключением свободы передвижения. С ними следует обращаться с уважением, без какой-либо дискриминации.
Учитывая отрицательные моменты исключения осужденных из жизни общества, Генеральная Ассамблея в 1990 г. приняла Резолюцию о минимальных стандартных правилах ООН о мерах, не связанных с лишением свободы. Заключение следует рассматривать как крайнее средство и поощрять меры, не связанные с ним. Был одобрен типовой договор о передаче надзора за условно освобожденными. В его основу легло положение о том, что надзор за преступником в государстве его гражданства способствует лучшей социальной реинтеграции. Из сказанного видно, сколь серьезное внимание уделяется совершенствованию пенитенциарного права <*>.
Следующее направление - совершенствование деятельности органов правосудия и правоохранительных органов. В 1979 г. Генеральная Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось, что характер функций органов правопорядка оказывает прямое влияние на качество жизни людей и общества. Одновременно указывалось на широкие возможности злоупотреблений со стороны этих органов.
Те, кто непосредственно осуществляет полицейскую власть, должны уважать и защищать человеческое достоинство и отстаивать права человека для всех. Сила может применяться только в случае абсолютной необходимости. Последнему вопросу посвящена специальная Резолюция Генеральной Ассамблеи 1990 г.
В 1958 г. Генеральная Ассамблея одобрила Основные принципы независимости суда. Независимость должна быть гарантирована конституцией и законами страны. Каждый имеет право на честный и открытый процесс в компетентном, независимом и беспристрастном суде в соответствии с принципами, провозглашенными в актах ООН. Представляют интерес критерии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные и профессиональные качества. Установлены стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность.
Были приняты также Условия о роли обвинителей, в которых подчеркивается их роль в осуществлении правосудия. Указания нацелены на обеспечение эффективности, беспристрастности и честности обвинителей. Значительное внимание уделено образованию, подбору кадров, условиям службы, отношениям с иными органами государства.
Не ушли от внимания ООН и адвокаты. Им посвящены Основные принципы относительно роли юристов, одобренные Генеральной Ассамблеей в 1990 г. Главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву обвиняемого на выбор адвоката, просвещению населения относительно роли адвокатов в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов.
Приведенные факты свидетельствуют, насколько основательно вопросы уголовного правосудия регулируются на международномуровне и какое значение им придается. Только перечисление основных актов заняло у нас немало места, а ведь каждый из них представляет объемистый документ с множеством правил. Установлены довольно высокие стандарты, далеко не все государства готовы воспринять их целиком. Тем не менее постепенно они находят отражение во внутреннем праве (в меньшей мере - в практике). В целом можно говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии международного и внутреннего уголовного права, в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений.
76 вопрос
ИНТЕРПОЛ
сокращенное название Международной организации уголовной полиции (МОУП); единственная между народная межправительственная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью и обеспечивающая международное сотрудничество в области борьбы с общеуголовной преступностью. Была создана в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) для координации- борьбы различных стран с общеуголовными преступлениями с центром в Вене.В 1938 г. практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией. Воссоздана в 1946 г. Устав И. вступил в силу в 1956 г. Ее члены - более 150 государств, СССР - с 1990 г. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция) и является региональным Основные цели а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; б) создавать и развивать учреждения, которые бы успешно способствовали предупреждению общей уголовной преступности и борьбе с ней. Устав запрещает какое либо вмешательство в деятельность политического.военного, религиозного или расового характера.
Основные направления деятельностиа)уголовная регистрация,которая подразделяется на два основных вида - общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный элемент. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки.
77 вопрос
Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.
В пределах перечисленных пространств различают:
территории государств;
территории с международным режимом;
территории со смешанным режимом.
В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.
Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.
К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.
Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.
К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.
К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).
78 вопрос
Общее наследие человечества - находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.
Утверждение концепции общего наследия человечества - характерная черта современного международного права. В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалось как ничейное. Оно было свободно для присвоения государствами. Попытки раздела предпринимались - пытались делить даже океаны. Но постепенно было осознано, что международные пространства должны находиться в общем пользовании, и появилась концепция общего достояния.
В позитивное международное право концепция общего наследия была введена Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). Согласно этому Договору использование космического пространства "осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и является наследием всего человечества"
Океан и его живые ресурсы эксплуатировались в основном промышленно развитыми странами. В результате хищнической эксплуатации океану был причинен большой ущерб. Появилась проблема установления режима дна океана (Района), хранящего жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. определила: "Район и его ресурсы являются общим наследием человечества". Ни одно государство не может претендовать в отношении их на суверенные права.
Концепция общего наследия связана с другой концепцией, характерной для современного международного права, - концепцией устойчивого развития. Сохранение общего наследия требует достижения устойчивого развития всех стран. Должны учитываться интересы как развитых, так и развивающихся стран.
Таким образом, основное содержание концепции общего наследия сводится к следующему:
- общее наследие является достоянием международного сообщества в целом;
- определение режима и управление осуществляются всеми государствами без всякой дискриминации;
- оно используется с учетом общих интересов и только в мирных целях;
- режим пользования не допускает деградации общего наследия;
- выгоду от использования общего достояния должны иметь все государства на справедливой основе;
- режим и пользование общим наследием учитывают интересы будущих поколений.
Вопрос № 79
По правовому режиму территории подразделяются на:
· государственные;
· территории со смешанным режимом;
· территории с международным режимом.
Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Первая группа - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны и на охрану природной среды (объем этих прав определяет Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция по морскому праву 1982 г.). Вторая группа - международные реки, проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.
Вопрос
Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на т.н. "полярные сектора".
СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.
по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г. сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере. Комиссия: содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. 16 сентября 1993 г. представители правительств арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики и признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики.
Охрана окружающей среды Арктики требует неуклонного принятия мер по ее освоению с учетом особо чувствительного характера окружающей среды Арктики. Было решено в случае необходимости применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде Арктики и решения по которой должны приниматься компетентными национальными органами. Государства поддержали осуществление положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В 1996 г. правительства арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США) подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета.Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса.