Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исключительная экономическая зона




Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же,исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зо­не осуществляет, во-первых, суверенные права в целях развед­ки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и не­живых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а так­же в отношении других видов деятельности по разведке и раз­работке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении соз­дания искусственных островов, установок и сооружений, мор­ских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не пол­ной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это оз­начает, что без согласия прибрежного государства никто не мо­жет осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи междуна­родному морскому судоходству (на признанных международны­ми морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. «Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предостав-

ляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова» (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных1) могут посредством заключения соглашений или через международные организа­ции принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды се­верной части Тихого океана за пределами исключительных эко­номических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направлен­ный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном рай­оне запрещается. При случайном изъятии (при промысле дру­гих видов) анадромные виды должны быть немедленно возвра­щены в море.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить мор­ские научные исследования в своей исключительной экономи­ческой зоне. Такие исследования другими государствами про­водятся с согласия прибрежного государства. Прибрежные го­сударства обычно дают согласие, если нет достаточных, преду­смотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. оснований для отказа (например, научно-исследовательский проект имеет непосредственное значение для разведки и разра­ботки природных ресурсов).

Государства и международные организации, осуществляю­щие исследования в исключительной экономической зоне при­брежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском

1 Анадромные — это виды рыб, которые мигрируют из морей в ре­ки для нереста (лосось, горбуша, нерка, кета и др.); катадромные — это виды рыб, мигрирующих из рек в море (речной угорь).

проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны РФ находятся в ведении Российской Федерации. Регули­рование деятельности по разведке и разработке таких ресурсов и их охране — компетенция Правительства РФ (п. 4 ст. 5 Феде­рального закона «Об исключительной экономической зоне Рос­сийской Федерации»).

Специально уполномоченные федеральные органы испол­нительной власти с учетом предложений органов испрлнитель-ной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и дру­гих видов использования живых ресурсов. Эти правила и общие допустимые уловы живых ресурсов подлежат утверждению Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ утверждаются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный унич­тожением, незаконным выловом или добычей водных биологи­ческих ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исклю­чительной экономической зоне РФ, а также запасов анадром-ных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ эко­номических и рыболовных зон. иностранных государств.

Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти по вопро­сам геологии и использованию недр.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эко­номической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключи­тельной экономической зоны в указанных целях осуществляет­ся в соответствии с международно-правовыми нормами, регу­лирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

§ 7. Континентальный шельф

Континентальный шельф

Правовое понятие континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраи­на материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), матери­ковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого измене­ния рельефа морского дна, т. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500—2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характе­ристика его правового режима содержатся в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции о континенталь­ном шельфе 1958 г. внешняя граница континентального шель­фа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависи­мость от технических возможностей каждого государства.

На III Конференции ООН по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении внеш­ней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной ок­раины материка.

Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Фе­дерации».

Согласно ст. 76 Конвенции континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его террито­риального моря на всем протяжении естественного продолже­ния его сухопутной территории до внешней границы подвод­ной окраины материка.

Это, по'существу, первый и. основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка.

Согласно второму варианту государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори-

Глава 21. Международное морское право

ального моря, если внешняя граница подводной окраины мате­рика не простирается на такое расстояние.

Третий вариант используется, когда подводная окраина ма­терика простирается более чем на 200 морских миль от исход­ных линий, от которых отсчитывается ширина территориально­го моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя гра­ница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ши­рина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. Так, были заключены соглашения: в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря; в 1969 г. между СССР и Поль­шей — в Гданьском заливе; в 1968 г. между Югославией и Ита­лией — в Адриатическом море; в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в Северном море.

Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. «О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации» предусматривается необходи­мость проведения работ для обоснования географических коор­динат точек, определяющих линии внешних границ континен­тального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в «Извещениях мореплавателям». На их основе издаются карты с указанием внешних границ континен­тального шельфа РФ. Копии перечней координат и копии карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.

Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в

§ 7. Континентальный шельф

том числе путем обращения в Международный Суд ООН, кото­рый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств. Прибрежное государство осуществля­ет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если при­брежное государство не ведет разведки и не разрабатывает при­родных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Природные ресурсы включают минеральные и иные нежи­вые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих видов», т. е. те организмы, которые в над­лежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

Таким образом, для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер — разведка и разработка природ­ных ресурсов; 2) исключительность, т. е. бесспорная принад­лежность данному прибрежному государству.

В целях разведки и разработки государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Права прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не Должны создавать помех для использования этих территорий в Целях судоходства, промысла, океанографических и иных ис­следований, охраны живых ресурсов, осуществления воздуш­ных сообщений.

Исследования на континентальном шельфе могут осуществ­ляться с согласия прибрежного государства. Однако прибреж­ное государство, как правило, не должно отказывать в своем

8 Международное право

т

Глава 21. Международное морское право

согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для проведения чисто научного ис­следования физических или биологических свойств континен­тального шельфа. Все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопрово­ды. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по со­гласованию с прибрежным государством.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, на­чиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государст­ва от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема про­дукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до две­надцатого года, а затем в последующие годы составляет 7%. От­числения производятся через Международный орган по мор­скому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Феде­рация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Согласно Федеральному закону «О континентальном шель­фе Российской Федерации» Российская Федерация осуществ­ляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать" буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусст­венных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

§ 8. Открытое море

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других госу­дарств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

 

Открытое море

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86, по­ложения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное мо­ре или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипе-лажные воды государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении откры­того моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в терри­торию, на которую распространяется национальная юрисдик­ция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и на территориальное мо­ре; в установленном нормами международного права объеме — на исключительную экономическую зону. В Конвенции им по­священы самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств»1.

Такой подход не согласуется с необходимостью четкого оп­ределения правового режима различных морских пространств.

Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, откры-

Курс международного права. Т. 5. С. 43.

Глава 21. Международное морское право

тая для использования всеми государствами на основе норм ме­ждународного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с го­сударствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и труболроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства неред­ко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных во-

§ 8. Открытое море

просах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа мо­жет быть возбуждено только перед судебными или администра­тивными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру ино­странное судно, если есть разумные основания подозревать, что судно: 1) занимается пиратством; 2) занимается работор­говлей; 3) занимается несанкционированным радио- и телеве­щанием; 4) не имеет национальности; 5) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование «по горячим следам» ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в во­дах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осущест­вления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства яв­ляется его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в мор­ских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое пре­следование прекращается, как только преследуемое судно вой­дет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отноше­нии военных судов и государственных судов, состоящих на не­коммерческой службе, недопустимы.

Глава 21. Международное морское право

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г., обязано принимать эффективные действия по предотвращению пере­возки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа част­новладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного ап­парата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пи­ратский летательный аппарат в открытом море или другом мес­те вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аресто­вать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершив­шего захват, могут выносить постановления о наложении нака­заний и определять меры, которые должны быть приняты в от­ношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незакон­ной торговли наркотическими и психотропными веществами, осу­ществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, зани­мается незаконной торговлей наркотическими или психотроп­ными веществами, оно может просить другие государства о со­трудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкциони­рованного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназна­ченных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочас­тот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ-

 

 

89. Международный район морского дна

.

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономи­ческой зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее — Район)*. Во­прос об установлении режима Района возник с достижением техни­ческих возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

___________________________________________________________________

* В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. термин «Район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрис­дикции; термин «Орган» означает Международный орган по морскому дну

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресур­сов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.

Район был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на осно­вании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразде­лением Органа — Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт мине­ралов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

90. Понятие и источники международного воздушного права

Международное воздушное право представляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использо­вания воздушного пространства, организации воздушных сооб­щений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасно­сти гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) пра­вовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулиро­вание полетов в международном воздушном пространстве.

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является неотъ­емлемой частью территории государства. Правовой режим воз­душного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются междуна­родных воздушных связей. Государство должно следовать об­щепризнанным принципам международного права, в частности принципам суверенного равенства, невмешательства во внут­ренние дела и сотрудничества, что обязывает его распоряжать­ся своим воздушным' пространством с учетом интересов других государств, т. е. не нарушать их прав в пределах их суверенной территории и в пределах международного воздушного про­странства

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международ­ного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция устано­вила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варшаве

§ 1. Понятие и источники международного воздушного права 545

был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международ­ной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который мо­жет быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузо­владельцам в связи с воздушной перевозкой.

Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о меж­дународной гражданской авиации. Участники Конвенции при­знали право каждого государства на суверенитет над воздуш­ным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся госу­дарств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицей­ских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя могут являться государственной собственно­стью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об учре­ждении ИКАО, целями которой являются разработка принци­пов и методов международных аэронавигаций, содействие раз­витию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной граждан­ской авиации,, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, избегать дискриминации в отно­шении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изменений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна. Вместе с тем государство, исходя из своего суверенитета, имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями Конвенции. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в по-

т

Глава 22. Международное воздушное право

рядке правопреемства является ее участницей и выполняет пре­дусмотренные ею обязательства.

Продолжает действовать важная для международного граж­данско-правового регулирования Конвенция об ущербе, причи­ненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г. (с рядом поправок), к которой СССР при­соединился в 1982 г.

Страны СНГ подписали в 1991 г. Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства, а в 1993 г. — Соглашение о выполнении полетов воздушных су­дов специального назначения. В 1996 г. была принята Концеп­ция охраны воздушного пространства государств — участников СНГ.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий «режим открытого неба», т. е. право го­сударств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о во­енной деятельности. Договор направлен на развитие принци­пов доверия и сотрудничества между его участниками. Он пре­дусматривает максимально удобные для наблюдаемой и наблю­дающей сторон формы практической реализации режима открытого неба. Вместе с тем он устанавливает требования к самолетам наблюдения, регламентирует набор и технические возможности аппаратуры наблюдения; определяет процедуры организации наблюдательных полетов, обработки собранной в ходе полетов информации. Договор предусматривает возмож­ность его применения в будущем для целей контроля в других сферах, в частности в сфере контроля за состоянием окружаю­щей среды.

Существенный вклад в обеспечение безопасности полетов внесен конвенциями, посвященными вопросам борьбы с акта­ми незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Широкое распространение получили двусторонние догово­ры о воздушном сообщении, которые конкретизируют обшие правила Чикагской и других конвенций применительно к усло­виям сотрудничества договаривающихся государств. В период существования СССР двусторонние соглашения в области обеспечения воздушного сообщения и безопасности граждан­ской авиации были заключены почти со всеми странами — на-

§ 1. Понятие и источники международного воздушного права

шими контрагентами в международных полетах. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (напри­мер, в 1993 г. с Новой Зеландией, в 1995 г. с Республикой Чи­ли и со Словацкой Республикой, в 1996 г. с Королевством Таиланд, в 1997 г. с Монголией, Корейской Народно-Демокра­тической Республикой, Королевством Нидерланды, в 2001 г. с Республикой Индия), однако прежде всего с новыми государ­ствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—

1997 гг. были подписаны соглашения с Азербайджанской Рес­публикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Рес­публикой Узбекистан и др.).

В отношениях между Российской Федерацией и США во­просам воздушных сообщений и безопасности полетов посвя­щен целый комплекс международно-правовых актов: Соглаше­ние о воздушном сообщении от 14 января 1994 г. с последую­щими его изменениями путем замены прекративших свое действие приложений к Соглашению, Соглашение о повыше­нии безопасности полетов от 2 сентября 1998 г., Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, связанных с гражданскими воздушными судами от 2 сентября

1998 г.

Следует иметь в виду и функционирование ряда региональ­ных организаций по обеспечению безопасности аэронавигации: Европейской организации по обеспечению безопасности аэро­навигации, Агентства по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре, Центральноамериканской корпорации по обслуживанию аэронавигации. Согласно учредительным доку­ментам указанных организаций последние в своей деятельно­сти должны руководствоваться стандартами и рекомендациями ИКАО. В функции этих организаций входит, в частности, об­служивание полетов, контроль и координация движения граж­данских и военных воздушных судов в верхнем воздушном про­странстве над территорией договаривающихся государств, обес­печение безопасности полетов.

Наряду с международными договорами источником между­народного воздушного права являются международно-правовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закреплен­ный в них принцип суверени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...