негативное отношение семьи к роду занятий, в частности, к участию в конкретно вашем проекте
РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ ПОНЯТИЕ Группы, оказывающие влияние на психику объекта, в общей и оперативной психологии называются референтными или рефер-группами. Это может быть самое разнообразное окружение объекта: родственники, друзья, товарищи, соратники. Нас интересует только одно их возможное качество, а именно степень негативного влияния на объект. Референтность, как психологическая зависимость объекта от других людей, выражается в избирательном отношении к своему рефер-окружению. Объектом референтных отношений могут выступать группа, членом которой является объект, или к которой он себя относит, не будучи ее фактическим участником, отдельный индивид, реальный или вымышленный, искусственно синтезированный идеальный образ. Рефер-группы имеют несколько признаков отношений с объектом особого типа: · постоянная консультативная и идеологическая поддержка объекта в принятии и выработке им линии поведения, особенно решений в острых и критических ситуациях, требующих нестандартных реакций. Приходилось ли вам бегать за советом к друзьям, принимать решения, ориентируясь на мнения близких? · систематичность и плотность контактов объекта с рефер-группой. Сказывается психологическая зависимость. Вы посещаете своих друзей и соратников без всякого на то повода? · доминирование позиции рефер-группы над прочим значимым окружением объекта. Иными словами, рефер-группа обнаруживается только там, где нет противодействия со стороны других групп окружения объекта. Например, в семье, где муж является носителем рефер-отношений, жена не станет препятствовать объектам его привязанностей. Напротив, отрыв от семьи будет обставлен самым достойным образом: позиция «семья» уступает место позиции «дело». Только в этом случае можно говорить о том, что перед вами действительно рефер-группа, а не какой-то другой тип контакта и отношений.
Принятие и реализация в своей жизнедеятельности эталонов, норм, ценностей и образцов поведения рефер-групп может проходить на разном уровне осознания. При этом объект может быть активно не согласен с эталонами, и все его поведение выступает как отрицание эталонной группы. Однако особенность референтных отношений, имеющая вполне реальные поведенческие действия, проявляется и здесь. При рассмотрения вопроса не пренебрегайте припиской персонажа к той или иной группе или группировке. Даже отсутствие формальной связи с реально существующей группой может значительно исказить поведение человека в силу наличия в его сознании так называемых «эталонных групп» — социальных объектов, часто малоосознаваемых, иногда даже сознательно скрываемых, приверженпостям поведения которых человеку хотелось бы соответствовать. Разбор понятия «эталон-группа» позволяет нам судить о таких их типах как: · социально-экономическая, · социально-правовая, · социально-культурная и др. В связи с эталонными группами вас в первую очередь должны интересовать представления в сознании объекта о нормах поведения, принятых групповых ценностях, отображаемых на поведение объекта. Реальная социальная позиция объекта может быть совершенно несоответствующей его поведению, понимание которого лежит через понимание поведения эталонов в его сознании. Из числа негативных моментов такой внутренней механики надо отметить слабую силу воздействия внутренних эталонных мотивов на те стороны жизни, которые требуют напряжений и связаны с сильными эмоциями, например, с решительными действиями или страхообразующей мотивацией. В таких ситуациях ваш объект склонен подчиняться более внешним регуляторам, нежели внутренним. Однако на этапе предпроектных работ влияние внутренних эталон-представлений может оказаться решающим. Чем и следует пользоваться, не забывая, однако, о рассмотренных нами сейчас ограничениях.
Вторым негативным моментом, связанным с привязкой объекта к эталонным группам, является факт, похоже мало изученный ортодоксальной социологией, связанный с макросоциальными изменениями нашего общества. К Р-практике это относится таким образом, что при попытках выделения в сознании объекта тех или иных эталон-групп, вы сталкиваетесь с размытостью, диффузным и малоосознанным характером их присутствия. Объект совершенно искренне может внутренне принадлежать сразу к нескольким эталонным группам — фактически поведенческим стереотипам, прямо противоположным по прогнозам своего делового поведения. Свойства текущей ситуации будут толкать его к принятию того или иного правила поведения, внутренне «оправданного». Крайнее выражение этого момента вы можете встретить в форме самочинного присвоения объектом себе самому свойств адепта некоей «новой» группы или формации. Такой тип что бы ни делал — все будет соответствовать эталонному поведению, ибо эталон в его сознании — это он сам и устанавливаемые им самим эталонные групповые правила. Столкнувшись с подобной ситуацией, мы решили искать выход из тупика по линии откапывания эталонов более высокого уровня. РИСКОГРАФИЯ РЕФЕР-ГРУПП Каковы опасности со стороны рефер-групп и соответствующих отношении? Объект будет соотносить, принимать и реализовывать в своей жизни эталоны, нормы и ценности этих групп или ориентироваться на них в какой-то другой форме. При этом окажется, что восприятие объекта гипертрофировано, чувство реальности, критичность оценок снижены, самоконтроль воссоздаваемых стереотипов поведения может отсутствовать полностью. Примерьте на себя поведение реферов до того, как вас ознакомит с этим нарядом ваш партнер! Чем скорее вам удастся обнаружить в окружении объекта всю гамму референтных отношений и чем скорее вы ознакомитесь с пагубным воздействием среды обитания - тем лучше для вас и вашего дела. Нет смысла исследовать моральные устои человека, систематически выпивающего в гараже с бандитами или похаживающего в баньку с продажными политиками. Уповать на «особость» отношений объекта к своим реферам или к вам - это значит не более чем удариться в страусиную политику сознательного закрывания глаз.
Два соблазна, преследующих новичков: Во-первых, относительно факта рефер-отношений. В одном деле наш сотрудник, обнаружив связь интересующего нас объекта с несколькими одиозными фигурами—бизнесменами-оборотнями, сделал скоропалительный вывод о проектной непригодности объекта по критерию порочных референтных отношений. Его более опытный товарищ из той же информации сделал обратный вывод: именно такой объект нам и нужен — опытный, тертый, умеющий налаживать нужные контакты и маневрировать между подводных скал. Тот факт, что выявленные нежелательные персонажи несколько раз бывали у него дома, только лишний раз доказывал изощренность объекта. Последующие взаимоотношения объекта с клиентом полностью подтвердили правоту Опыта. Во-вторых, относительно самих рефер-отношений. Мы неоднократно наблюдали разнообразные игры лидеров со своим рабочим окружением, внешне похожие на рефер-отношения. Ролевые игры, как способ манипуляционного поведения каждого из нас, во многом определяются свойствами ситуации, будь то окружение или что-то другое. Один из работающих механизмов — ролевые маски. Индивидуальное исполнение человеком роли, хоть и имеет личностную окраску, но при этом остается не более чем одним из накатанных навыков-стереотипов поведения. И говорить в такой ситуации о референтных отношениях по меньшей мере психологически некомпетентно. Безграмотность граничит с безнравственностью, когда дело касается проекта и псевдокомпетентные мнения решают судьбу партнерства. Р-ТЕХНО: АТАКА Атака психики объекта, производимая по пути референтных отношений, наиболее полно нашла свое проявление в нескольких базовых методах.
• рефер-мяниаулированм» Стратегия ориентирована на модификацию поведения труднодоступных объектов. Несколько лет назад референтная практика получила широкую огласку в связи с серией публикаций в массовой печати практики работы иностранных спецслужб, касающихся доктрины «агентов влияния». Смысл референт-манипулирования в принципе прост, вся необходимая обработка объекта осуществляется через контроль фигуры его ближайшего референтного окружения. Р техно: 1. Установление круга значимого окружения; 2. Инфильтрация в окружение и выбор фигуры воздействия; 3 Оперативная разработка фигуры — вербовка агента или установление иной формы контроля, 4 Оперативная работа агента при исследовании одного труднодоступного объекта, разведывая его ближайшее окружение, нам удалось в конце концов найти то, что мы искали. Этакое белокуро-мыльное создание, едва-едва совершеннолетнее, в отношении которого объект питал самые теплые чувства, несмотря на наличие двух детей от разных жен. Последующая работа свелась к работе с новым персонажем по рефер-технологни. Эффект последовал, как только необходимое отношение было выстроено и требуемая закваска дошла до осмысления барышни. Весьма поучительно было выслушать ее аргументацию «папику» о необходимости его участия в нашем деле По-женски мудрой можно быть и в девятнадцать • «Трансфер» метод Трансфер предполагает неадекватный перенос эмоционального отношения объекта к значимым людям на личность манипулятора. Чувства любви, восхищения, уважения представляют собой позитивный трансфер, чувства ненависти, страха, отвращения — негативный В природе трансфер возникает спонтанно при отсутствии в поведении манипулятора внешних признаков похожести В оперативной практике манипулирования более разработан управляемый трансфер — создание необходимых условий, индуцирование неадекватной реакции и ее укрепление По достигаемым целям трансфер может преследовать позитивные цели, например, когда требуется соответствующим образом сложить отношения между оперативным работником и объектом, тем самым подчинить волю последнего. Также трансфер может подразумевать создание необходимого негативного отношения объекта к нежелательному персонажу. Пример негативного трансфера: работал с объектом, негативный трансфер был выполнен в отношении его главного советника, торпедировавшего развитие дела. условно говоря, работы свелись к тому, что объекту было представлено обширное досье на этого человека, где факты были подобраны таким образом, чтобы соответствовать четко выраженным негативным установкам объекта к определенной рефергруппе В развитие темы непорядочности было проведено одно специальное мероприятие, непосредственно сформированное после уточнения картины ближайшего окружения объекта Учитывая гипертрофированные чувства объекта к своей супруге и строгость ее воспитания, советник был так подставлен на почве-де интимного интереса к супруге объекта, что мы не отказали себе в удовольствии лицезреть пяткоприкладный разрыв отношений между боссом и его бывшим «консельере».
• «Аттракт-манипулирование» Многократно и всячески расписанный прием, не утративший от этого своей привлекательности для серьезных проектов. Суть сводится к тому, чтобы придать фигуре агента-подсадки привлекательные черты и сформировать к нему привязанность объекта. Гамма чувств предполагает широкий спектр от симпатий до дружбы или любви и проявляется в виде особой доверительной установки объекта к личности манипулятора. По ходу дела отметим, что чувства, порождаемые аттрактом, отличаются стабильностью. Как только аттрактор становится реальным предметом устойчивых чувств объекта, с этого момента он фактически является главной фигурой влияния. Оперативная игра с элементом чувственной амбивалентности — двойственного отношения объекта к аттрактору — удел весьма немногих манипуляторов. Подавляющая же масса стремятся играть беспроигрышно, чем и светят свои устремления перед лицом осторожной жертвы. Механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств не требуют пояснения. Из числа причин появления и развития положительных эмоциональных отношений упомянем два кардинально разных принципа воплощения: «плюс-плюс» и «плюс-минус» (притягиваются или родственные души или противоположности). Кроме того, отметим требование наличия общей ситуации, выражаемой такими качествами, как близость партнеров, частота контактов, влияние условий взаимодействия, например, в форме соответствующего, весьма часто провокационного поведения манипулятора. В некоторых операциях, для которых затягивание времени противопоказано, возможно стимулирование. Например, возможный сценарий скоростной «подсадки» может предусматривать такое развитие ситуации: одинокий объект снабжается подсадкой в форме некоей «группы единомышленников», затем объекту создается потенциально опасная стрессовая ситуация, никак внешне не связанная с группой подсадки. Эксплуатируется тот общеизвестный факт, что стремление быть в обществе других людей при пиковых нагрузках возрастает. Прибегнув к обществу, человек проверяет свои реакции на сложную и опасную обстановку, тревожность снижается, последствия стресса смягчаются. Тем самым он попадает в психологическую зависимость и потенциально готов к аттрактивному манипулированию. Обратите внимание, как в руках манипуляторов появился не только положительно мотивирующий рычаг, но и отрицательный, ибо угроза отторжения от группы (аффилиативное блокирование), вызовет в объекте ряд весьма неприятных эмоций, чего нормальный человек подсознательно избегает. При хорошо поставленном аттрактивном манипулировании, когда внутренние отношения объекта прошли этап многократного подкрепления, объект может быть не только манипулирован на выполнение разовой акции, но и эффективно управляем в течение длительного периода. Что и задействуется в программах модификации партнерского поведения в форме разнообразно разрабатываемых подсадок. В пользу групповой подсадки говорит такая проектная цель, как требование сдвига риска партнера в требуемую сторону. В условиях группового общения такое происходит быстрее и сильнее. Рискованность групповых решений общеизвестна. Однако обратим внимание на факт отсутствия солидарной групповой ответственности: в принятии решения принимают участие все, в том числе и те члены подсадки, которые несут функции консультантов и психологических костылей, а в итоге крайним оказывается один-единственный участник группы — непосредственный объект манипулирования. внимание — симпатиям: проверяйте устойчиво одобрительное эмоциональное отношение объекта к аттрактору. Анализируйте микросигналы. Приветливость, доброжелагельность, восхищение и прочие знаки симпатии могут оказаться ложными, скрывая игру или селективное отношение к какому-то одному вашему качеству, коего окажется весьма недостаточно для выполнения аттракта. Микросигналы же не соврут. учет динамики отношений: в целях избегания эффекта привыкания, раз очарований и трансформаций чувств рекомендуем варьировать и разнообразить аттракт Иногда достаточно систематически сбивать имидж аттрактора для поддержания контакта требуемой плотности Как ичвест-но, даже стопроцентное соответствие внутренним ожиданиям чревато трансформацией чувств и утерей зависимости объекта от аттрактора Это эффективно профилактируется игрой как на элементах неожиданности, так и на разнообразной вспомогательной психомеханике. УЧЕТ ВРЕДНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ актуализация понятие Р-техно: противодействие актуализация • Вас интересует, что может дополнительно осложнить ситуацию в случае ее ухудшения по сравнению со штатной? • Предусматривает ли ваш проект автономное действие партнера без вашего участия? • В выполнении своих обязательств партнер вынужден потреблять стороннюю информацию? ПОНЯТИЕ Узлы внимания настоящего этапа разработки объекта — вредные профессиональные факторы российского предпринимательства, связанные с информационным дефицитом и работой в цейтноте. Эти факторы способны как каждый сам по себе, так и в совокупности весьма плохо отразиться на вашем проекте. Представляя собой довольно неприятный фенотип совпредпринимательства, они создают дополнительные трудности в случае отклонения ситуации от штатной в худшую сторону. Вместо того чтобы искать эффективные решения объективных сложностей, ваш Партнер может потратить уйму сил на нейтрализацию вредных последствий этой группы профессиональных атрибутов совпредпринимательства, объединяемых нами в понятие «информационные издержки». Каково их конкретное наполнение и чего от них ждать? • информационный дефицит Традиционная проблема отсутствия нужной информации под рукой в нужное время не утратила свой остроты. По всей видимости, нельзя привести ни одного примера должного инфообеспечения ни в одной из известных нам фирм. Даже там, где дело, казалось бы, налажено, достаточно обратных примеров. Опуская из внимания насущные потребности предпринимателя в оперативной информации, отметим, что и в «белой» части предпринимательства текущее инфообеспечение, как показывает практика, существенно отстает от требований принятия стратегических решений. Информационные продукты перспективного спроса, такие как аналитические обзоры, обследования рынков, консультации узких специалистов, хоть и имеют выход на массового потребителя, однако для непосредственного использования малопригодны. В еще большей мере это касается информации из ближнего и дальнего зарубежья. Дело не спасают и создаваемые компьютерные сети. Вы можете выйти со своего терминала в Нижне-Переплюйске в библиотеку Конгресса США, но вам никогда не достучаться до материалов газеты соседнего городка. если вы рассчитываете на высокий уровень качества информационною обеспечения вашего партнера, считая, что это должно обеспечивать надлежащее качество его решений, будьте внимательны при проверке инфообеспечения партнера. Отметим главные негативные последствия фактора инфодефицита:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|