Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

негативное отношение семьи к роду занятий, в частности, к участию в конкретно вашем проекте




РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

ПОНЯТИЕ

Группы, оказывающие влияние на психику объекта, в общей и оператив­ной психологии называются референтными или рефер-группами. Это может быть самое раз­нообразное окружение объекта: родственники, друзья, товарищи, соратники. Нас интересу­ет только одно их возможное качество, а именно степень негативного влияния на объект.

Референтность, как психологическая зависимость объекта от других лю­дей, выражается в избирательном отношении к своему рефер-окружению.

Объектом референтных отношений могут выступать группа, членом кото­рой является объект, или к которой он себя относит, не будучи ее фактическим участником, отдельный индивид, реальный или вымышленный, искусственно синтезированный идеаль­ный образ.

Рефер-группы имеют несколько признаков отношений с объектом особого типа:

· постоянная консультативная и идеологическая поддержка объекта в принятии и выработке им линии поведения, особенно решений в острых и критических ситуациях, требующих нестандартных реакций. Приходи­лось ли вам бегать за советом к друзьям, принимать решения, ориентиру­ясь на мнения близких?

· систематичность и плотность контактов объекта с рефер-группой. Ска­зывается психологическая зависимость. Вы посещаете своих друзей и со­ратников без всякого на то повода?

· доминирование позиции рефер-группы над прочим значимым окруже­нием объекта. Иными словами, рефер-группа обнаруживается только там, где нет противодействия со стороны других групп окружения объекта. Например, в семье, где муж является носителем рефер-отношений, жена не станет препятствовать объектам его привязанностей. Напротив, отрыв от семьи будет обставлен самым достойным образом: позиция «семья» ус­тупает место позиции «дело». Только в этом случае можно говорить о том, что перед вами действительно рефер-группа, а не какой-то другой тип контакта и отношений.

Принятие и реализация в своей жизнедеятельности эталонов, норм, цен­ностей и образцов поведения рефер-групп может проходить на разном уровне осознания. При этом объект может быть активно не согласен с эталонами, и все его поведение высту­пает как отрицание эталонной группы. Однако особенность референтных отношений, име­ющая вполне реальные поведенческие действия, проявляется и здесь.

При рассмотрения вопроса не пренебрегайте припиской персонажа к той или иной группе или группировке. Даже отсутствие формальной связи с реально существу­ющей группой может значительно исказить поведение человека в силу наличия в его созна­нии так называемых «эталонных групп» — социальных объектов, часто малоосознаваемых, иногда даже сознательно скрываемых, приверженпостям поведения которых человеку хоте­лось бы соответствовать. Разбор понятия «эталон-группа» позволяет нам судить о таких их типах как:

· социально-экономическая,

· социально-правовая,

· социально-культурная и др.

В связи с эталонными группами вас в первую очередь должны интересо­вать представления в сознании объекта о нормах поведения, принятых групповых ценно­стях, отображаемых на поведение объекта.

Реальная социальная позиция объекта может быть совершенно несоответ­ствующей его поведению, понимание которого лежит через понимание поведения эталонов в его сознании. Из числа негативных моментов такой внутренней механики надо отметить слабую силу воздействия внутренних эталонных мотивов на те стороны жизни, которые тре­буют напряжений и связаны с сильными эмоциями, например, с решительными действия­ми или страхообразующей мотивацией. В таких ситуациях ваш объект склонен подчинять­ся более внешним регуляторам, нежели внутренним. Однако на этапе предпроектных работ влияние внутренних эталон-представлений может оказаться решающим. Чем и следует поль­зоваться, не забывая, однако, о рассмотренных нами сейчас ограничениях.

Вторым негативным моментом, связанным с привязкой объекта к эталон­ным группам, является факт, похоже мало изученный ортодоксальной социологией, связан­ный с макросоциальными изменениями нашего общества. К Р-практике это относится та­ким образом, что при попытках выделения в сознании объекта тех или иных эталон-групп, вы сталкиваетесь с размытостью, диффузным и малоосознанным характером их присутствия. Объект совершенно искренне может внутренне принадлежать сразу к нескольким эталон­ным группам — фактически поведенческим стереотипам, прямо противоположным по про­гнозам своего делового поведения. Свойства текущей ситуации будут толкать его к приня­тию того или иного правила поведения, внутренне «оправданного». Крайнее выражение это­го момента вы можете встретить в форме самочинного присвоения объектом себе самому свойств адепта некоей «новой» группы или формации. Такой тип что бы ни делал — все будет соответствовать эталонному поведению, ибо эталон в его сознании — это он сам и ус­танавливаемые им самим эталонные групповые правила. Столкнувшись с подобной ситуаци­ей, мы решили искать выход из тупика по линии откапывания эталонов более высокого уровня.

РИСКОГРАФИЯ РЕФЕР-ГРУПП

Каковы опасности со стороны рефер-групп и соответствующих отношении?

Объект будет соотносить, принимать и реализовывать в своей жизни эта­лоны, нормы и ценности этих групп или ориентироваться на них в какой-то другой форме. При этом окажется, что восприятие объекта гипертрофировано, чувство реальности, критич­ность оценок снижены, самоконтроль воссоздаваемых стереотипов поведения может отсут­ствовать полностью. Примерьте на себя поведение реферов до того, как вас ознакомит с этим нарядом ваш партнер!

Чем скорее вам удастся обнаружить в окружении объекта всю гамму ре­ферентных отношений и чем скорее вы ознакомитесь с пагубным воздействием среды оби­тания - тем лучше для вас и вашего дела. Нет смысла исследовать моральные устои челове­ка, систематически выпивающего в гараже с бандитами или похаживающего в баньку с про­дажными политиками. Уповать на «особость» отношений объекта к своим реферам или к вам - это значит не более чем удариться в страусиную политику сознательного закрывания глаз.

Два соблазна, преследующих новичков:

Во-первых, относительно факта рефер-отношений. В одном деле наш сот­рудник, обнаружив связь интересующего нас объекта с несколькими одиозными фигурами—бизнесменами-оборотнями, сделал скоропалительный вывод о проектной непригодности объекта по критерию порочных референтных отношений. Его более опытный товарищ из той же информации сделал обратный вывод: именно такой объект нам и нужен — опыт­ный, тертый, умеющий налаживать нужные контакты и маневрировать между подводных скал. Тот факт, что выявленные нежелательные персонажи несколько раз бывали у него до­ма, только лишний раз доказывал изощренность объекта. Последующие взаимоотношения объекта с клиентом полностью подтвердили правоту Опыта.

Во-вторых, относительно самих рефер-отношений. Мы неоднократно на­блюдали разнообразные игры лидеров со своим рабочим окружением, внешне похожие на рефер-отношения. Ролевые игры, как способ манипуляционного поведения каждого из нас, во многом определяются свойствами ситуации, будь то окружение или что-то другое. Один из работающих механизмов — ролевые маски. Индивидуальное исполнение человеком роли, хоть и имеет личностную окраску, но при этом остается не более чем одним из накатанных навыков-стереотипов поведения. И говорить в такой ситуации о референтных отношениях по меньшей мере психологически некомпетентно. Безграмотность граничит с безнравствен­ностью, когда дело касается проекта и псевдокомпетентные мнения решают судьбу партнер­ства.

Р-ТЕХНО: АТАКА

Атака психики объекта, производимая по пути референтных отношений, наиболее полно нашла свое проявление в нескольких базовых методах.

рефер-мяниаулированм»

Стратегия ориентирована на модификацию поведения труднодоступных объектов. Несколько лет назад референтная практика получила широкую огласку в связи с серией публикаций в массовой печати практики работы иностранных спецслужб, касающихся доктрины «агентов влияния».

Смысл референт-манипулирования в принципе прост, вся необходимая обработка объекта осуществляется через контроль фигуры его ближайшего референтного ок­ружения.

Р техно:

1. Установление круга значимого окружения;

2. Инфильтрация в окружение и выбор фигуры воздействия;

3 Оперативная разработка фигуры — вербовка агента или установление иной формы контроля,

4 Оперативная работа агента

при исследовании одного труднодоступного объекта, разведывая его ближайшее окружение, нам удалось в конце концов найти то, что мы искали. Этакое белокуро-мыльное создание, едва-едва совершеннолетнее, в отношении которого объект питал самые теплые чувства, несмотря на наличие двух детей от разных жен. Последующая работа свелась к работе с новым персонажем по рефер-технологни. Эффект последовал, как толь­ко необходимое отношение было выстроено и требуемая закваска дошла до осмысления барышни. Весьма поучительно было выслушать ее аргумен­тацию «папику» о необходимости его участия в нашем деле По-женски мудрой можно быть и в девятнадцать

«Трансфер» метод

Трансфер предполагает неадекватный перенос эмоционального отноше­ния объекта к значимым людям на личность манипулятора.

Чувства любви, восхищения, уважения представляют собой позитивный трансфер, чувства ненависти, страха, отвращения — негативный В природе трансфер возни­кает спонтанно при отсутствии в поведении манипулятора внешних признаков похожести В оперативной практике манипулирования более разработан управляемый трансфер — соз­дание необходимых условий, индуцирование неадекватной реакции и ее укрепление По до­стигаемым целям трансфер может преследовать позитивные цели, например, когда требует­ся соответствующим образом сложить отношения между оперативным работником и объе­ктом, тем самым подчинить волю последнего. Также трансфер может подразумевать созда­ние необходимого негативного отношения объекта к нежелательному персонажу. Пример негативного трансфера:

работал с объектом, негативный трансфер был выполнен в отношении его главного советника, торпедировавшего развитие дела. услов­но говоря, работы свелись к тому, что объекту было представлено обширное досье на этого человека, где факты были подобраны таким образом, чтобы соответствовать четко выраженным негативным установкам объек­та к определенной рефергруппе В развитие темы непорядочности было проведено одно специальное мероприятие, непосредственно сформиро­ванное после уточнения картины ближайшего окружения объекта Учи­тывая гипертрофированные чувства объекта к своей супруге и строгость ее воспитания, советник был так подставлен на почве-де интимного интере­са к супруге объекта, что мы не отказали себе в удовольствии лицезреть пяткоприкладный разрыв отношений между боссом и его бывшим «консельере».

• «Аттракт-манипулирование»

Многократно и всячески расписанный прием, не утративший от этого своей привлекательности для серьезных проектов. Суть сводится к тому, чтобы придать фигуре агента-подсадки привлекательные черты и сформи­ровать к нему привязанность объекта. Гамма чувств предполагает широ­кий спектр от симпатий до дружбы или любви и проявляется в виде осо­бой доверительной установки объекта к личности манипулятора. По ходу дела отметим, что чувства, порождаемые аттрактом, отличаются стабильностью. Как только аттрактор становится реальным предметом ус­тойчивых чувств объекта, с этого момента он фактически является глав­ной фигурой влияния. Оперативная игра с элементом чувственной амби­валентности — двойственного отношения объекта к аттрактору удел весьма немногих манипуляторов. Подавляющая же масса стремятся иг­рать беспроигрышно, чем и светят свои устремления перед лицом осто­рожной жертвы.

Механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств не требу­ют пояснения. Из числа причин появления и развития положительных эмоциональных от­ношений упомянем два кардинально разных принципа воплощения: «плюс-плюс» и «плюс-минус» (притягиваются или родственные души или противоположности). Кроме того, от­метим требование наличия общей ситуации, выражаемой такими качествами, как близость партнеров, частота контактов, влияние условий взаимодействия, например, в форме соответ­ствующего, весьма часто провокационного поведения манипулятора. В некоторых операци­ях, для которых затягивание времени противопоказано, возможно стимулирование. Напри­мер, возможный сценарий скоростной «подсадки» может предусматривать такое развитие ситуации: одинокий объект снабжается подсадкой в форме некоей «группы единомышлен­ников», затем объекту создается потенциально опасная стрессовая ситуация, никак внешне не связанная с группой подсадки. Эксплуатируется тот общеизвестный факт, что стремле­ние быть в обществе других людей при пиковых нагрузках возрастает. Прибегнув к обще­ству, человек проверяет свои реакции на сложную и опасную обстановку, тревожность сни­жается, последствия стресса смягчаются. Тем самым он попадает в психологическую зави­симость и потенциально готов к аттрактивному манипулированию. Обратите внимание, как в руках манипуляторов появился не только положительно мотивирующий рычаг, но и отри­цательный, ибо угроза отторжения от группы (аффилиативное блокирование), вызовет в объекте ряд весьма неприятных эмоций, чего нормальный человек подсознательно избегает.

При хорошо поставленном аттрактивном манипулировании, когда внут­ренние отношения объекта прошли этап многократного подкрепления, объект может быть не только манипулирован на выполнение разовой акции, но и эффективно управляем в те­чение длительного периода. Что и задействуется в программах модификации партнерского поведения в форме разнообразно разрабатываемых подсадок. В пользу групповой подсадки говорит такая проектная цель, как требование сдвига риска партнера в требуемую сторону. В условиях группового общения такое происходит быстрее и сильнее. Рискованность груп­повых решений общеизвестна. Однако обратим внимание на факт отсутствия солидарной групповой ответственности: в принятии решения принимают участие все, в том числе и те члены подсадки, которые несут функции консультантов и психологических костылей, а в итоге крайним оказывается один-единственный участник группы — непосредственный объ­ект манипулирования.

внимание — симпатиям:

проверяйте устойчиво одоб­рительное эмоциональное отношение объекта к аттрактору. Анализируйте микросигналы. Приветливость, доброжелагельность, восхищение и прочие знаки симпатии могут оказаться ложными, скрывая игру или селективное отношение к какому-то одному вашему качеству, коего окажется весьма недостаточно для вы­полнения аттракта. Микросигналы же не соврут.

учет динамики отношений:

в целях избегания эффекта привыкания, раз очарований и трансформаций чувств рекомендуем варьировать и разнооб­разить аттракт Иногда достаточно систематически сбивать имидж аттрактора для поддержания контакта требуемой плотности Как ичвест-но, даже стопроцентное соответствие внутренним ожиданиям чревато трансформацией чувств и утерей зависимости объекта от аттрактора Это эффективно профилактируется игрой как на элементах неожиданности, так и на разнообразной вспомогательной психомеханике.

УЧЕТ ВРЕДНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ

актуализация

понятие

Р-техно: противодействие

актуализация

• Вас интересует, что может дополнительно осложнить ситуацию в слу­чае ее ухудшения по сравнению со штатной?

• Предусматривает ли ваш проект автономное действие партнера без ва­шего участия?

• В выполнении своих обязательств партнер вынужден потреблять сто­роннюю информацию?

ПОНЯТИЕ

Узлы внимания настоящего этапа разработки объекта — вредные профес­сиональные факторы российского предпринимательства, связанные с информационным де­фицитом и работой в цейтноте. Эти факторы способны как каждый сам по себе, так и в со­вокупности весьма плохо отразиться на вашем проекте. Представляя собой довольно непри­ятный фенотип совпредпринимательства, они создают дополнительные трудности в случае отклонения ситуации от штатной в худшую сторону. Вместо того чтобы искать эффектив­ные решения объективных сложностей, ваш Партнер может потратить уйму сил на нейтра­лизацию вредных последствий этой группы профессиональных атрибутов совпредпринима­тельства, объединяемых нами в понятие «информационные издержки».

Каково их конкретное наполнение и чего от них ждать?

• информационный дефицит

Традиционная проблема отсутствия нужной информации под рукой в нужное время не утратила свой остроты. По всей видимости, нельзя привести ни одного примера должного инфообеспечения ни в одной из известных нам фирм. Даже там, где де­ло, казалось бы, налажено, достаточно обратных примеров. Опуская из внимания насущные потребности предпринимателя в оперативной информации, отметим, что и в «белой» части предпринимательства текущее инфообеспечение, как показывает практика, существенно от­стает от требований принятия стратегических решений. Информационные продукты пер­спективного спроса, такие как аналитические обзоры, обследования рынков, консультации узких специалистов, хоть и имеют выход на массового потребителя, однако для непосредст­венного использования малопригодны. В еще большей мере это касается информации из ближнего и дальнего зарубежья. Дело не спасают и создаваемые компьютерные сети. Вы мо­жете выйти со своего терминала в Нижне-Переплюйске в библиотеку Конгресса США, но вам никогда не достучаться до материалов газеты соседнего городка.

если вы рассчитываете на высокий уровень качества информационною обеспечения вашего партнера, считая, что это должно обеспечивать над­лежащее качество его решений, будьте внимательны при проверке инфообеспечения партнера.

Отметим главные негативные последствия фактора инфодефицита:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...