обороне и обеспечению пожарной безопасности
8.1 Общие требования
8.1.1. Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне представляют собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Курской области от опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий. 8.1.2. Градостроительные решения по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности при планировке застройки городских и сельских населённых пунктов области, принимаются на основании определения перечня основных факторов риска возникновения указанных чрезвычайных ситуаций и границ территорий, подверженных риску их возникновения. 8.1.3. Мероприятия по гражданской обороне разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «О гражданской обороне». 8.1.4. Мероприятия по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом требований ГОСТ Р 22.0.07-95. 8.1.5.Подготовку схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений, в том числе имеющих группу по гражданской обороне, а также развитие застроенных территорий с учетом реконструкции объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003, СП 14.13330.2011, СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.01.02-85*, ППБ 01-03, СП 11-112-2001, СП 11-107-98, "Положения о системе оповещения населения", утвержденного совместными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2006 г. № 422/90/376 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 г. № 1544-р, а также разделов 8.3 - 8.5 настоящихнормативов.
8.2. Определение перечня основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров 8.2.1. Разработка перечня основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и границ территорий, подверженных риску их возникновения должна предусматриваться при: - подготовке схемы территориального планирования Курской области в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; - подготовке документов территориального планирования Курской области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, поселений); - разработке документации по планировке территории (проектов планировки (мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороне), проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков); - разработке материалов, обосновывающих строительство (технико-экономического обоснования, технико-экономических расчетов), а также проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (в соответствии с пунктом 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и границы территорий, подверженных риску их возникновения при градостроительном проектировании отображаются в составе раздела (тома) «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФР ЧС ПТХ). Проектирование инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, минимизирующих поражающее воздействие основных факторов риска их возникновения должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов ИТМ ГОЧС (либо, при вступлении в силу – соответствующих технических регламентов о требованиях гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций). 8.2.2.ФР ЧС ПТХ разрабатываются и включаются в соответствующие виды планировочных, предпроектных и проектных материалов в виде текстовых и графических материалов. При разработке факторов риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, в том числе включая ЧС военного, биолого-социального характера и иных угроз проектируемой территории, целесообразно определить разработку проектных мероприятий по минимизации их последствий с учетом ИТМ ГО, предупреждения ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также выявить территории, возможности застройки и хозяйственного использования которых ограничены действием указанных факторов, обеспечить при территориальном планировании выполнение требований соответствующих технических регламентов и законодательства в области безопасности. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения материалов ФР ЧС ПТХ устанавливается приказом Минрегионразвития России от 13.11.2010г. №492, на основе соответствующих технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов, а также приказов МЧС России от 31.03.1998 N 211 "Об утверждении СП 11-107-98" (письмо Госстроя от 11.03.1998 N 9-41/39), от 21.10.2001 N 471 "Об утверждении СП 11-112-2001" ДСП (письмо Госстроя от 22.08.2001 N ЛБ-4620/03), от 23.07.2002 N 357 "Об утверждении СП 11-113-2002" (письмо Госстроя от 22.03.2002 N ЛБ-1446/3), приказом от 10.02.2006 N 80, директивой министра МЧС России от 13.06.2006 N 43-2120-19, в соответствии с действующим законодательством о техническом регулировании.
Объём и содержание мероприятий защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по гражданской обороне в соответствующих разделах (томах) ФР ЧС ПТХ определяется (устанавливается) в соответствии со СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» (либо, при вступлении в силу в соответствии с техническими регламентами о требованиях гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций). 8.2.3. При оценке факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применяется «Методика комплексной оценки индивидуального риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Москва, ВНИИГОЧС, 2002., "Атлас природных и техногенных опасностей и рисков ЧС в РФ" (под общей редакцией Шойгу С.К., 2005), а также рекомендованные МЧС России методики расчёта рисков. 8.2.4. При выявлении поражающих факторов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и воздействия их последствий на территории муниципальных образований, (определения границ территорий воздействия), рассматриваются: - воздействие опасных геологических, метеорологических и гидрологических явлений и процессов (источники ЧС природного характера); - условия возникновения источников чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных объектах и их влияние (источники ЧС техногенного характера); - условия возникновения источников чрезвычайных ситуаций опасных для человека, животных и растений (источники ЧС биолого-социального характера); - вероятность возникновения и границы зон от поражающего воздействия источников ЧС военного характера на города и населённые пункты, отнесенные к группам по гражданской обороне;
- вероятность и условия возникновения ЧС вследствие техногенных и природных пожаров. Критерии отнесения территорий по степени риска чрезвычайных ситуаций указаны в таблице 1 Приложения № 12 настоящих Нормативов. Для определения зон действия основных поражающих факторов (теплового излучения горящих разлитий и воздушной ударной волны) используется "Методика оценки последствий аварий на пожаро- взрывоопасных объектах" ("Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в ЧС", книга 2, МЧС России, 1994), "Руководство по определению зон воздействия опасных факторов при аварии с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта" (1997 г). Прогнозирование масштабов зон заражения выполняется в соответствии с "Методикой прогнозирования масштабов заражения ядовитыми сильнодействующими веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте" (РД 52.04.253-90, утверждена Начальником ГО СССР и Председателем Госкомгидромета СССР 23.03.90 г.). "Методика оценки радиационной и химической обстановки по данным разведки гражданской обороны", МО СССР, 1980 г. используется только в части определения возможных потерь населения в очагах химического поражения. Для снижения риска чрезвычайных ситуаций на объектах капитального строительства на территориях муниципальных образований, защиты сельскохозяйственной продукции вследствие воздействия поражающих факторов при аварии при их проектировании и строительстве учитываются требования СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», ВСН ВОЗ-83 «Инструкция по защите технологического оборудования от воздействия поражающих факторов ядерных взрывов», ВСН ВК4-90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»; при планировании мероприятий защиты населения руководствоваться ГОСТ Р 22.3.03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения».
8.3. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций
8.3.1. Территориальное развитие городских округов и поселений Курской области в системе расселения, в том числе категорированных городов, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городов и объектов. 8.3.2. Новые промышленные предприятия, узлы и территории не должны проектироваться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также на территориях населенных пунктов, где строительство и расширение промышленных предприятий, узлов и территорий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства.
Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, узлов и территорий, находящихся в категорированных городах, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов. 8.3.3. Группы новых промышленных предприятий (промышленные узлы) и отдельные категорированные объекты следует проектировать в экономически перспективных населенных пунктах, расположенных от границ застройки категорированных городов и объектов особой важности на расстоянии: - не менее 60 км - для городов особой и первой групп по гражданской обороне; - не менее 40 км - для городов второй группы по гражданской обороне; - не менее 25 км - для городов третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе атомных станций). 8.3.4. Центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе застроенных территорий малых и средних населенных пунктов (некатегорированные), должны проектироваться от границ категорированных городов на расстояниях, указанных в п. 8.3.3 настоящих нормативов, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их застройки следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 (таблица 3). 8.3.5. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует проектировать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты следует проектировать на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, атомные станции, хранилища сильнодействующих ядовитых веществ, нефти, нефтепродуктов, газов и т. п.). 8.3.6. Проектирование базисных складов для хранения сильно действующих ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ, складов государственного резерва следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 3.3.2 настоящих нормативов. Базисные склады нефти и нефтепродуктов, проектируемые у берегов рек на расстоянии 200 м и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) населенных пунктов, пристаней, речных вокзалов, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 м. 8.3.7. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых и производственных зон населенных пунктов и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей. 8.3.8. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости регионального значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городов, должны проектироваться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Проектирование в одном месте (концентрированно) продовольственных складов, снабжающих население категорированных городов основными видами продуктов питания, не допускается. 8.3.9. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений следует учитывать: - численность населения планировочных и жилых районов населенных пунктов при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 4); - максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов (кварталов) населенного пункта, чел./га, при проектировании должна соответствовать требованиям СНиП 2.01.51-90 (таблица 5); - при застройке селитебных территорий населенного пункта этажность зданий не должна превышать 10 этажей. 8.3.10. При подготовке генеральных планов категорированных поселений и городских округов, а также при развитии застроенных территорий категорированных городов в соответствии с требованиями п.3.23 СНиП 2.01.51-90 разрабатывается план "желтых линий" с учетом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, удалению от других категорированных городов и объектов особой важности. Разрывы от "желтых линий" до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с требованиями приложения 3 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах "желтых линий". Ширину незаваливаемой части дороги в пределах "желтых линий" следует принимать не менее 7 м. Высота возможных завалов от зданий различной этажности указана в таблице 2 Приложения №12 настоящих Нормативов. 8.3.11. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений, проектов планировки, застройки зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории (водоемы, спортивные площадки и т. п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории населенных пунктов противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 км2 при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III степеней огнестойкости и не более 0,25 км2 при преобладающей застройке зданиями IV, V степеней огнестойкости. Транспортная сеть. 8.3.12. Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей городского населенных пунктов (в случае его поражения) в парки и леса пригородных зон. 8.3.13. Магистральные улицы населенных пунктов должны проектироваться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и производственных зон на загородные дороги не менее чем по двум направлениям. 8.3.14. Проектирование внутренней транспортной сети населенного пункта должно обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и производственными зонами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы населенного пункта, а также наиболее короткую и удобную связь центра, жилых и производственных зон с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными портами и аэропортами. 8.3.15. Стоянки для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные депо следует проектировать рассредоточено и преимущественно на окраинах населенного пункта. Помещения автостоянок зданий пожарных депо при проектировании должны обеспечивать размещение 100 % резерва основных пожарных машин. Загородная зона. 8.3.16. Проектирование лечебных учреждений восстановительного лечения для выздоравливающих, онкологические, туберкулезные и психиатрические больницы, а также пансионаты (за исключением пансионатов для престарелых и профилакториев для трудящихся), дома и базы отдыха, санатории, туристические базы и приюты, детские, спортивные и молодежные лагеря круглогодичного и кратковременного функционирования, подсобные хозяйства промышленных предприятий, а также дачные, садоводческие, огороднические объединения, как правило, должны проектироваться в загородной зоне. Развитие сети указанных хозяйств, учреждений, дачных, садоводческих, огороднических объединений в загородной зоне должно осуществляться с учетом использования их в военное время для размещения населения, эвакуируемого из населенных пунктов, и развертывания лечебных учреждений. При размещении эвакуируемого населения в загородной зоне его обеспечение жильем осуществляется из расчета 2,5 м2 общей площади на одного человека. Водоснабжение. 8.3.17. Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные населенные пункты или несколько населенных пунктов, а также объекты особой важности, должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным. 8.3.18. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 г. № 703 "Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения". 8.3.19. При проектировании суммарную мощность головных сооружений следует рассчитывать по нормам мирного времени. В случае выхода из строя одной группы головных сооружений мощность оставшихся сооружений должна обеспечивать подачу воды по аварийному режиму на производственно-технические нужды предприятий, а также на хозяйственно-питьевые нужды для численности населения мирного времени по норме 31 л в сутки на одного человека. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует проектировать резервуары в целях создания в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 л в сутки на одного человека. 8.3.20. При проектировании в категорированных городах и на объектах особой важности, расположенных вне категорированных городов, нескольких самостоятельных водопроводов (коммунального и промышленного) следует предусматривать возможность передачи воды от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм и правил. 8.3.21. Пожарные гидранты, а также задвижки для отключения поврежденных участков водопровода категорированного города или объекта особой важности, расположенного вне категорированного города, следует располагать на незаваливаемой при разрушении зданий и сооружений территории. 8.3.22. Существующие и проектируемые для водоснабжения населения и сельскохозяйственных животных шахтные колодцы и другие сооружения для забора подземных вод должны быть защищены от попадания в них радиоактивных осадков и капельно-жидких отравляющих веществ. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий, а также для полива сельскохозяйственных угодий должны иметь приспособления, позволяющие подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями. 8.3.23. В категорированных городах и на отдельно стоящих объектах особой важности необходимо проектировать устройство искусственных водоемов с возможностью использования их для тушения пожаров. Эти водоемы следует проектировать с учетом имеющихся естественных водоемов и подъездов к ним. Общую вместимость водоемов необходимо принимать из расчета не менее 3000 м3 воды на 1 км2 территории города (объекта). На территории категорированных городов через каждые 500 м береговой полосы рек и водоемов следует предусматривать устройство пожарных подъездов, обеспечивающих забор воды в любое время года не менее чем тремя автомобилями одновременно. 8.3.24. Мероприятия по подготовке к работе городских систем водоснабжения и канализации в условиях возможного применения оружия массового поражения должны осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых органами жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке. Газоснабжение. 8.3.25. При проектировании газоснабжения категорированных городов от двух и более самостоятельных магистральных газопроводов подачу газа следует предусматривать через ГРС, подключенные к этим газопроводам и размещенные за границами застройки указанных городских городов. 8.4.26. При проектировании новых и реконструкции действующих газовых сетей категорированных городов следует предусматривать возможность отключения городов и их отдельных районов (участков) с помощью отключающих устройств, срабатывающих от давления (импульса) ударной волны, в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90. 8.4.27. Наземные части газораспределительных станций (ГРС) и опорных газораспределительных пунктов (ГРП) в категорированных городах, а также ГРП объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов, следует проектировать с учетом оборудования подземными обводными газопроводами (байпасами) с установкой на ниx отключающих устройств. Подземные байпасы должны обеспечивать подачу газа в систему газоснабжения при выходе из строя наземной части ГРС или ГРП. 8.3.28. В категорированных городах необходимо проектировать подземную прокладку основных распределительных газопроводов высокого и среднего давления и отводов от них к объектам, продолжающим работу в военное время. Сети газопроводов высокого и среднего давления в категорированных городах и на объектах особой важности, расположенных вне категорированных городов, должны быть подземными и закольцованными. 8.3.29. ГНС сжиженных углеводородных газов и газонаполнительные пункты категорированных городов и объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов, следует размещать на территории пригородных зон. Электроснабжение. 8.3.30. При проектировании систем электроснабжения категорированных городов необходимо предусматривать их электроснабжение от нескольких независимых и территориально разнесенных источников питания, часть из которых должна располагаться за пределами зон возможных разрушений. При этом указанные источники и их линии электропередачи должны находиться друг от друга на расстоянии, исключающем возможность их одновременного выхода из строя. Системы электроснабжения должны учитывать возможность обеспечения транзита электроэнергии в обход разрушенных объектов за счет сооружения коротких перемычек воздушными линиями электропередачи. 8.3.31. Электроснабжение проектируемых перекачивающих насосных и компрессорных станций магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов) должно, как правило, осуществляться от источников электроснабжения и электроподстанций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушении, с проектированием в необходимых случаях на них автономных резервных источников. 8.3.32. Проектирование теплоэлектроцентралей, подстанций, распределительных устройств и линий электропередачи следует осуществлять с учетом требований СНиП 2.01.05-90 (раздел 5). Электросвязь и проводное вещание. 8.3.33. Для минимизации последствий воздействия поражающих факторов, при проектировании и строительстве сетей электросвязи и проводного вещания на территории района, необходимо учитывать требования раздела 6 СНиП 2.01.51-90. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. 8.3.34. Строительство вышеуказанных объектов без предварительного согласования с органами МЧС не предусматривать. Согласно Постановления СМ - Правительства РФ от 01.03.93 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" при проектировании потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей необходимо проектировать локальные системы оповещения. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, мероприятиях гражданской обороны. 8.3.35. Проектирование и строительство системы оповещения на территориях муниципальных образований должно осуществляться с соблюдением требований п.п.6.1, 6.10, 6.21 СНиП 2.01.51-90.) а также пунктов, касающихся органов местного самоуправления «Положения о системах оповещения населения», утверждённого Приказом МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376.
8.4. Инженерная подготовка и защита территории 8.4.1. Общие требования 8.4.1.1. Инженерная подготовка территории должна обеспечивать возможность градостроительного освоения районов, подлежащих застройке. Инженерная подготовка и защита территории проводятся с целью создания благоприятных условий для рационального функционирования застройки, системы инженерной инфраструктуры, сохранности историко-культурных, архитектурно-ландшафтных и водных объектов, а также зеленых массивов. 8.4.1.2. При планировке и застройке территории залегания полезных ископаемых необходимо соблюдать требования законодательства о недрах. Застройка территорий залегания полезных ископаемых (кроме общераспространенных) допускается по согласованию с органами государственного горного надзора. При этом должны быть предусмотрены и осуществлены мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых. Под застройку в первую очередь следует использовать территории, под которыми: - залегают непромышленные полезные ископаемые; - полезные ископаемые выработаны и процесс деформаций земной поверхности закончился. 8.4.1.3. Территории, отводимые по застройку, предпочтительно располагать на участках с минимальной глубиной просадочных толщ, с деградированными просадочными грунтами, а также на участках, где просадочная толща подстилается малосжимаемыми грунтами. Планировку и застройку городских округов и поселений на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91. 8.4.1.4. При разработке проектной документации в состав проектов детальной планировки и проектов застройки необходимо включать схемы горно-геологических ограничений с указанием категорий территорий по условиям строительства. Общественные здания переменной этажности, сложной конфигурации, а также жилые здания высотой более 9 этажей следует располагать на территориях I и II категорий по условиям строительства. При планировке и застройке территорий территориях I и II категорий допускается уменьшать суммарную площадь зеленых насаждений, но не более чем на 30 % при условии компенсации недостающего озеленения на прилегающих территориях с большими величинами деформаций земной поверхности (СНиП 2.01.09-91 п.3.5.) На площадках с различным сочетанием групп территорий следует учитывать размещение функциональных зон и отдельных зданий (сооружений), строительство которых может быть обеспечено с применением мер защиты. 8.4.1.5. При разработке проектов планировки и застройки городских округов и поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, переработки берегов водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий и других). Необходимость инженерной защиты территории определяется в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации: - для вновь застраиваемых и реконструируемых территорий – в проекте генерального плана с учетом вариантности планировочных и технических решений; - для застроенных территорий – в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений с учетом существующих планировочных решений и требований заказчика. При проектировании инженерной защиты следует обеспечивать (предусматривать): - предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия на защищаемые территории, здания и сооружения действующих и связанных с ними возможных опасных процессов; - наиболее полное использование местных строительных материалов и природных ресурсов; - производство работ способами, не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих геологических процессов; - сохранение заповедных зон, ландшафтов, исторических объектов и памятников и т.д.; - надлежащее архитектурное оформление сооружений инженерной защиты; - сочетание с мероприятиями по охране окружающей среды; - в необходимых случаях – систематические наблюдения за состоянием защищаемых территорий и объектов и за работой сооружений инженерной защиты в период строительства и эксплуатации (мониторинг). Сооружения и мероприятия по защите от опасных геологических процессов должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 22-02-2003. 7.4.1.6. Проекты планировки и застройки городских округов и поселений должны предусматривать максимальное сохранение естественных условий стока поверхностных вод. На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов. Размещение зданий и сооружений, затрудняющих отвод поверхностных вод, не допускается. 8.4.1.7.Территории городских округов и поселений, нарушенные карьерами и отвалами отходов производства, подлежат рекультивации для использования в основном в рекреационных целях. Кроме того, территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов. При реабилитации ландшафтов и малых рек для организации рекреационных зон следует проводить противоэрозионные мероприятия, а также берегоукрепление и формирование пляжей. 8.4.1.8. Рекультивацию и благоустройство территорий следует разрабатывать с учетом требований ГОСТ 17.5.3.04-83* и ГОСТ 17.5.3.05-84.
8.4.2. Противооползневые и противообвальные сооружения и мероприятия
8.4.2.1. В городских округах и поселениях, расположенных на территориях, подверженных оползневым и обвальным процессам, следует применять следующие мероприятия, направленные на предотвращение и стабилизацию этих процессов: - изменение рельефа склона в целях повышения его устойчивости; - регулирование стока поверхностных вод с помощью вертикальной планировки территории и устройства системы поверхностного водоотвода; - предотвращение инфильтрации воды в грунт и эрозионных процессов; - искусственное понижение уровня подземных вод; - агролесомелиорация; - закрепление грунтов (в том числе армированием); - устройство удерживающих сооружений; - террасирование склонов; - прочие мероприятия (регулирование тепловых процессов с помощью теплозащитных устройств и покрытий, защита от вредного влияния процессов промерзания и оттаивания, установление охранных зон и т. д.). 8.4.2.2. Если применение мероприятий и сооружений активной защиты, указанных в п. 8.4.2.1. настоящих нормативов, полностью не исключает возможность образования оползней и обвалов, а также в случае технической невозможности или нецелесообразности активной защиты следует предусматривать мероприятия пассивной защиты (приспособление защищаемых сооружений к обтеканию их оползнем, улавливающие сооружения и устройства, противообвальные галереи и др.). 8.4.2.3. При проектировании противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий на берегах водоемов и водотоков необходимо дополнительно соблюдать требования к берегозащитным сооружениям. 8.4.2.4. При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности.
8.4.3. Противокарстовые мероприятия
8.4.3.1. Противокарстовые мероприятия следует предусматривать при проектировании зданий и сооружений на территориях, в геологическом строении которых присутствуют растворимые горные породы (известняки, доломиты, мел, обломочные грунты с карбонатным цементом, гипсы, ангидриты, каменная соль) и имеются карстовые проявления на поверхности (воронки, котловины, карстово-эрозионные овраги и др.) и (или) в глубине грунтового массива (разуплотнения грунтов, полости, пещеры и др.). 8.4.3.2. Для инженерной защиты зданий и сооружений от карста применяют следующие мероприятия или их сочетания: - планировочные; - во
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|